Научно-исследовательская работа по географии в 7 классе «Экологическое состояние школьных кабинетов»
«Экологическое состояние школьных кабинетов
МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
Выполнил: Малазёмов Павел,
ученик 7 «Б» класса
Руководитель: Леонова Ирина Викторовна,
учитель географии
2016-2017 уч.г.
Содержание.
Введение…………………………………………………стр. 3
Теоретическая часть…………………………………….стр. 4-5
Практическая часть №1…………………………………стр. 6
Практическая часть № 2………………………………...стр.6-11
Заключение………………………………………………стр.12
Литература………………………………………………..стр.13
Приложение………………………………………………..стр.14-22
Введение.
Мы не задумываемся о том, что не только следует следить за атмосферой в населенном пункте, но также и за атмосферой помещения. Помещение - это гетеротрофная система, напоминающая населенный пункт в миниатюре. Как и населенный пункт, она существует за счет поступления энергии и ресурсов. Неблагоприятные экологические условия вызывают различные нарушения в организме, в результате которых человек может заболеть. Наиболее распространенными болезнями среди учащихся нашей школы являются такие заболевания как: острые респираторные заболевания, грипп, гастрит, нарушения зрения, дерматит. Охрана и укрепление здоровья – важнейшего из жизненного приоритетов – является одним из насущных проблем нашего общества. Официальная статистика отмечает ухудшение состояние здоровья школьников. Причины снижения уровня здоровья многообразны: это отягощенная наследственность, экологические проблемы, социальный и экономический кризисы. Однако влияние школы, где учащиеся проводят большую часть своего времени, на растущий и развивающийся организм выражено особенно сильно. Поэтому исследование школьной среды с экологической точки зрения, решение проблемы создания здоровой среды для школьников в настоящее время являются актуальными.
Школа - это наш второй дом, мы там проводим 6-8 часов в день. И поэтому мы хотим, чтобы там было уютно и комфортно, как и в родительском. Темой нашего проекта мы выбрали именно экологию школы. Нам важно, чтобы по конкретным критериям она соответствовала нормам. Все ли показатели школьных помещений соответствуют нормам? Это и является темой нашего исследования.
В начале исследования была выдвинута гипотеза: экологические показатели школьных помещений соответствуют санитарным нормам.
Цель: Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам . см.( Приложение 7)
Задачи:
-узнать мнение обучающихся о некоторых вопросах экологии школы;
-рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений в расчете на одного обучающегося;
-рассчитать степень проветриваемости, освещенности кабинетов;
-оценить озеленение кабинетов;
-установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.
Объект исследования: учебные помещения МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
Предмет исследования: экологическое состояние учебных помещений школы:
- кабинет № 2.5 (кабинет физики);
- кабинет № 3.8 (кабинет биологии);
В ходе выполнения проекта использованы следующие методы исследования:
- теоретические (изучение литературных источников, классификация, анализ, синтез);
- эмпирические (наблюдение, описание, анкетирование, измерение);
- статистические (анализ и обработка результатов исследования).
Актуальность темы: В последнее время в Российской Федерации к экологическим проблемам оказывается повышенное внимание. Как известно, 2017-й год был объявлен в России годом экологии. Поэтому мы тоже хотим внести хоть и малый, но свой вклад по реализации этой программы.
Практическая значимость. Результаты нашего исследования имеют практическую значимость и важны не только для нашей школы, но и для всех, кого беспокоит состояние здоровья современного школьника – от администратора и медработника, до классного руководителя и заведующих кабинетами.
Место исследования. МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
Теоретическая часть.
Что такое экология.
Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой . Это научное направление, изучающее взаимодействие людей с окружающей их средой. Экология для нас - это взаимодействие с окружающей нас атмосферой школьных помещений, коридоров. Мы считаем, что в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить: температурный режим , мебель, световой режим, свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства - все то, от чего зависит здоровье детей, которые учатся в школе. Провести экологическую оценку учебного места позволило изучение содержания СанПиНа. Большое значение для обеспечения комфортных гигиенических условий в школах имеет предупредительный и текущий санитарный надзор. Мы изучили экологическое состояние и дали санитарно-гигиеническую оценку классных комнат, где занимаются учащиеся старших классов (5-11). Для оценки санитарно-гигиенического состояния классных комнат мы использовали материалы Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных школах». Любое гигиеническое исследование начинается с санитарного описания. Этот метод позволяет охарактеризовать состояние объекта наблюдения, наметить объем и характер необходимых лабораторных исследований, с помощью которых объективно оценивается санитарная ситуация. Здоровье – одно из несомненных ценностей человека. Оно формируется под влиянием сложного комплекса внутренних факторов и внешних воздействий. Состояние здоровья детей в России вызывает обоснованную тревогу: к окончанию школы около 85% детей страдают различными хроническими заболеваниями . За последние годы у 30 – 35 % детей, поступающих в первый класс, уже имеются хронические заболевания; за годы обучения в школе в пять раз возрастает число больных детей с нарушениями зрения, опорно-двигательного аппарата; в четыре раза увеличивается количество детей с нарушениями психического здоровья, в три раза – с заболеваниями органов желудочно-кишечного тракта .Условия, в которых совершается учебный процесс или трудовая деятельность обучающихся являются той средой, в которой вынуждены находиться дети и подростки в возрасте от 6 (7) лет до 17 (18) лет. Именно в эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма, происходит его биологическое созревание. В тоже время школьному возрасту свойственна большая ранимость, повышенная чувствительность к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды, которые могут возникать во время учебного процесса или трудовой деятельности. Большую опасность для здоровья человека представляет загрязнение атмосферы помещения. Источником загрязнения могут быть ядовитые выделения синтетических смол, которыми пропитаны древесностружечные плиты, испарения химических покрытий пола - линолеума и пленки ПХВ. В каждом случае нужно принимать конкретные меры, чтобы снизить концентрацию вредных загрязнителей в воздухе помещения. Например, мебель из древесностружечных плит покрывают краской и лаками, которые снижают выделения вредных веществ. Очищают воздух и некоторые комнатные растения. И, конечно, для уменьшения загрязнения атмосферы, помещения проветривают. В общественных помещениях (квартирах) обнаружено свыше 25 видов клещей, среди которых преобладают 5 видов, являющихся основными возбудителями аллергических заболеваний, бронхиальной астмы, ринита, нейродермита. Оценка эмоционального восприятия любого обследуемого объекта и уровень экологической комфортности выражает эмоциональное сиюминутное отношение человека к этому объекту, возникшее в процессе знакомства с ним. Для этого я подготовил и провел анкетирование учащихся «Комфортно ли тебе в школе?»
1.Практическая часть.
Анкетирование учащихся
Мы провели анкетирование, в котором опросили 56 человек , которые ответили на следующие вопросы:
1. Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?
2. Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?
3. Комфортно ли вам находиться в школе?
4. Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?
5. Как вы считаете, достаточно ли озеленены кабинеты?
На первый вопрос "Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?" мы получили больше всего ответов о кабинете 2.5(физика)
На второй вопрос "Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?" было очень много разных ответов, но больше голосов получил ответ «нет» (49%)
На третий вопрос "Комфортно ли вам находиться в школе?" больше всего ответов «да»56%
При ответе на четвертый вопрос "Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?" больше всего проголосовало человек за ответ «хорошо».
На пятый вопрос "Как вы считаете, достаточно ли озеленены кабинеты?
мы получили «да» 100%
Выводы: После проведения анкетирования можно сделать вывод что обучающимся комфортно находится в нашей школе, нравится находится в кабинетах, положительный эмоциональный настрой наблюдался в течении всего эксперимента.
Практическая часть 2.
На организм человека влияет много факторов внешней среды, и мы рассмотрим несколько примеров:
1. Размеры учебных помещений.
Размеры учебных помещений обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Глубина учебного кабинета более 6м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине учебного кабинета более 8м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,5 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.
Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.
1. С помощью рулетки измерили длину (D), ширину (Ш), высоту (В) классных комнат: D; Ш; В (м).
2. Рассчитали площадь пола и кубатуру классных комнат: S клacca = D Ш (м2)
V класса = S В (мЗ)
3. Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест:
S1 =Sм2/колич. чeл. (м2/чeл) VI = V м3/колич. чел. (мЗ/чел).
Результат занесли в таблицу № 1. (см. Приложение 1)
Площадь учебных кабинетов принимается в образовательном процессе, из расчета:
- не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее - 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий;
- кубатура, м3 – 189 кабинет физики
-кубатура, м3- 149,4 кабинет биологии
Вывод:
1. Площадь помещения на одного учащегося в кабинете биологии не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
2. Кубатура помещения на одного учащегося во всех кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См. фото в (Приложении 1)
2. Внутренняя отделка учебных помещений.
Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.
Советские гигиенисты провели много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, способствуют нормальному кровенаполнению сосудов, повышают работоспособность руки. Красный цвет действует противоположно.
Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность,
Дадим характеристику внутренней отделки классных комнат. Стены классов окрашены красками. Проанализировав цвет поверхности стен можно сделать вывод, что использованы более теплые. Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.
Потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных учреждениях, при условии сохранения высоты помещений не менее 2,75 м, а во вновь строящихся не менее 3,6 м.
Вывод: 1. Внутренняя отделка и оформление помещения соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См.( Приложение 2), также фото.
3. Воздушно-тепловой режим.
Условия воздушной среды оказывают существенное влияние на заболеваемость, работоспособность и самочувствие. В закрытых помещениях во время пребывания детей меняется химический состав и физические свойства воздуха: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, повышается температура воздуха, запыленность. Значительное содержание пыли в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Попадая в легкие, пыль частично задерживается там и может вызвать различные заболевания. Вместе с ней в организм проникают болезнетворные микробы. Они могут длительное время сохраняться на пылевых частичках и переноситься на значительные расстояния. Пыль затрудняет потоотделение и препятствует испарению пота, оказывает также отрицательное действие на кожные покровы, что может привести к некоторым кожным заболеваниям.
О качестве воздуха в помещении принято судить по количеству углекислого газа в нем, так как содержание последнего изменяется параллельно изменению химического состава и физических свойств воздуха. Предельно допустимая концентрация СО2 в помещениях для детей равна 0,1%.
Вентиляция и ее гигиеническое значение.
Вентиляция исключительно важное и эффективное средство охраны здоровья и профилактики заболеваний. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком углекислым газом, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ содержащихся в одежде и обуви. Эти летучие продукты получили названия антропотоксины. Они-то и оказывают самое неблагоприятное влияние на организм. При длительном пребывании в такой атмосфере у человека начинает болеть голова, появляется сонливость, и апатия и тошнота (вплоть до рвоты), иногда случаются обмороки. Вот почему так важно следить за химическим составом воздуха помещения.
Когда содержание СО2 в воздухе возрастает происходит затруднение умственной работы, быстрое утомление, появляется головная боль и другие нарушения, а также возрастает количество микроорганизмов. Через воздух происходит распространение гриппа, туберкулеза, скарлатины, кори, коклюша, дифтерии, ветряной оспы и других инфекционных заболеваний.
Естественный воздухообмен учебных классов обычно бывает недостаточным, и его необходимо регулярно дополнять проветриванием. Открывающаяся часть окон (форточки) в каждом помещении по своей общей площади должна составлять не менее 1/50 площади пола. При проветривании помещений в течение часа путем открывания форточки, количество углекислого газа в воздухе снижается всего на 7% по сравнению с исходным его количеством до проветривания; при проветривании путем открывания двери - на 20%, а при сквозном проветривании содержание углекислого газа в воздухе снижается почти на 70%.
Таким образом, сквозное проветривание оказывается эффективнее обычного в 5-10 раз. Мы предлагаем проветривать помещение 4 раза за период обучения (6 уроков) по 5 минут (после 2,3,4,5 уроков), тогда учащиеся будут меньше болеть и их работоспособность не понизится в течение учебного дня.
Вывод: Частота проветривания соответствует санитарно-гигиеническим нормам. См. Приложение 3
Определение относительной влажности воздуха с помощью гигрометра психометрического и термометра для определение теплового режима в кабинетах.
Приборы и оборудование: гигрометр психометрический ВИТ-2 состоит из 2х термометров сухого и влажного и психометрической таблицы.
Данные исследования занесли в таблицу № 2 (см. Приложение 4). Измеряли температуру сухого термометра и влажного термометра и с помощью таблицы определяли относительную влажность воздуха классной комнаты.
Вывод: влажность воздуха соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
4. Световой режим.
Биологическое значение солнечного света для человеческого организма огромно. Известны общие тонизирующее и укрепляющее действия лучистой энергии на организм, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи переводят витамин Д, находящийся в коже ребенка, из недеятельного состояния в деятельное, который обеспечивает нормальное костеобразование. Свет оказывает и психологическое воздействие: обилие света создает эмоционально-приподнятое, радостное настроение. Известно бактерицидное действие ультрафиолетовой части солнечного спектра. Это является важным гигиеническим фактором, способствующим оздоровлению внешней среды.
Несмотря на то, что оконное стекло в значительной степени задерживает активные части солнечного спектра, тонизирующее и бактерицидное действие света достаточно велико.
Роль света важна для полноценной деятельности зрительного анализатора. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части учащихся (20-30%) к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, связанной преимущественно с близорукостью.
В развитии близорукости существенную роль играет недостаточная освещенность. Доказано, что все зрительные функции (острота зрения, устойчивость видения) резко снижаются при плохой освещенности и повышаются с ее возрастанием. Это убеждает нас в создании максимально благоприятных условий для работы глаза. Лучшие условия освещения обеспечивают легкость зрительного восприятия.
Освещенность в помещении должна быть равномерной и устойчивой с целью предотвращения частой пере адаптации и развития зрительного утомления.
Определение уровня естественной и искусственной освещенности с помощью люксметра.
Приборы и оборудование: люксметр НS-1010
Производили измерение уровня освещенности в 3 различных точках комнаты(учительский стол, 3 парта 2 ряда, 4 парта 3 ряда) на высоте 0,8 – 1 м от пола (уровень рабочей поверхности).
Результаты исследования занесли в таблицу №3 (см. Приложение 5).
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Вывод: световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Освещенность помещения зависит от числа окон, их величины и конфигурации. Чем больше остекленная поверхность окон, тем больше света проникает в помещение. Но увеличение размеров окон ведет к снижению теплоустойчивости здания и потому не может быть беспредельным. Размещение на подоконниках цветов, завешивание окон шторами снижает освещенность помещения. Загрязненные стекла также поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул. На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением, к которому предъявляются следующие гигиенические требования: оно должно быть достаточным по силе, равномерным, не должно давать прямой и отраженной блескости.
Достаточное общее равномерное освещение достигается в нашей школе расположением световых точек . В классных помещениях в 49.8 м2 располагается 6-8 люстр (трёх рожковых) в (в 2 ряда по 3-4 люстры в ряду). Одна лампочка 120 Вт( светодиодная энергосберегающая), 1 люстра 360 Вт -это 90 % экономии электроэнергии. См. Приложение
5. Роль растений в экологическом состоянии кабинетов.
Для оздоровления воздушной среды помещений необходимо их озеленять, используя комнатные растения.
Живые цветы не только украшают помещения, но часто выделяют в воздух фитонциды. Кроме того, комнатные цветы - дополнительный источник кислорода и поглотитель углекислого газа и вредных примесей. Домашние растения ароматизируют и увлажняют воздух, испаряя воду, и этим облегчают наше дыхание. Они служат и своеобразными фильтрами: листья комнатных растений, выделяющие почти незаметное количество сока, осаждают на себе пыль.
Растение, как и человек, дышит кислородом. Это правда. Но, то количество кислорода, которое потребляет растение, не соизмеримо с тем количеством кислорода, которое оно выделяет в процессе фотосинтеза. И оно не сопоставимо с тем количеством кислорода, которое потребляет при дыхании человек. Количество углекислого газа, выделяемого одним человеком, равно количеству углекислого газа, которое выделяют 600 растений. Вряд ли кому-нибудь из нас под силу содержать в комнате такое количество комнатных цветов. Растения, кроме выделения кислорода, еще и способны поглощать из воздуха вредные вещества, — это факт, подтвержденный научными исследованиями.
Наши исследования показали, что зеленых растений достаточное количество , по нашему мнению, в кабинете биологии, кабинете физики также начальные классы. Исследовав данные кабинеты, мы определили, что растения в кабинетах устанавливаются на подставках-цветочницах, на полу или подвешивается на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения – здоровые и ухоженные. Растения придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
Вывод: Зелёные растения, которые в наших учебных кабинетах , улучшают микроклимат, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, повышают влажность воздуха. См Приложение 6
Заключение.
От экологической обстановки зависит здоровье человека и нации в целом, а экологическая обстановка в школьных помещениях влияет как на здоровье, так и на психику школьников. Наша школа является местом, где мы учимся, играем, дружим, живем. Наша школа чистая и уютная, хорошо проветривается и хорошо освещена, ученикам в ней комфортно, они любят нашу школу и ничего в ней не хотят изменить.
Но мы выяснили, что все-таки у неё есть свои экологические проблемы.
Исходя из полученных данных, мы доказали, что исследуемые учебные помещения в основном соответствует санитарно-гигиеническим нормам. Отклонения наблюдаются в площади некоторых кабинетов , а для нас это очень важно. Значит, гипотеза, которую мы высказали в начале исследования, подтвердилась частично.
Цель и задачи, которые мы перед собой ставили, мы выполнили.Тема исследования многогранна и на сегодня выполнен еще только первый этап. Однако она у меня вызвала интерес и желание не только продолжить еѐ изучение, но находить пути решения установленных экологических проблем. Уверены, что в подобные исследования найдут понимание и поддержку среди учащихся школ, их родителей и педагогов. Сегодняшняя экологическая ситуация не позволяет пребывать в надежде, что кто-то за тебя и без твоего участия решит экологические проблемы твоего родного края, проблемы сохранения и укрепления здоровья. Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом. Как мы увидели из вышеизложенного, оптимальное санитарно-гигиеническое состояние кабинетов являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных заболеваний, снижение работоспособности.
Нами исследованы лишь некоторые гигиенические параметры и требования к школьным помещениям, но даже из этих исследований следует, что необходимо:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли.
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
В заключении мы призываем не быть равнодушными к проблемам экологии и помнить слова великого российского философа Н Бердяева: «Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит будущее России».
Список использованной литературы.
1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189"Об утверждении СанПиН 2. 4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"
2.Кирпичев, В.И. Физиология и гигиена младшего школьника: пособие для учителя [Текст]/ В.И.Кирпичев. – М.: ВЛАДОС, 2002. – 144с.
3.Кузьмина, Е. Комнатные растения – наши защитники [Текст]/ Е.Кузьмина// Мои любимые цветы.- 2008.
4.Федорова,М.З. Экология человека. Культура здоровья [Текст] : учеб. пособие 8 класс/ М.З. Федорова, В.С. Кумченко, Г.А. Воронина. - М. : Просвещение, 2012.- 142с.
5.Чуб,В.В. Полная энциклопедия комнатных растений [Текст] /В.В. Чуб, К.Д. Лезина. – М. :Эксмо, 2001.
6.Интернет-ресурсы
Изучение экологического состояния школьных помещений http://festival.1september.ru/articles/527455/
Экология (Википедия) https://ru.wikipedia.org
7. Дыши свободно.- http://www.dishisvobodno.ru/noise_pollution.html
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Оценка площади и кубатуры кабинетов в перерасчете на 1 человека
Каб. |
Кол-во посадоч-ных мест |
Площадь,м2 |
Кубатура, м3 |
||||
общая |
на 1 учени-ка |
санитарно- гигиеническая норма |
общая |
на 1 учени-ка |
санитарно- гигиеническая норма |
||
2.5 |
25 |
63 |
2,52 |
2,5 |
189 |
7,56 |
4-5 |
3.8 |
25 |
49.8 |
1,99 |
2,5 |
149,4 |
5,97 |
4-5 |
Показатели кубатуры воздуха на 1 человека в пределах нормы .
На фото видно как я с Ириной Викторовной измеряю площадь кабинетов, взял рулетку измеряем длину , ширину, высоту и соотносим с данными Сан.Пина.
Приложение2
Влияние цветовой гаммы на организм и объем помещений
Таблица 1
Объём |
Воздействие на здоровье |
Влияние на психику |
|
желтый |
увеличивает |
Лечит депрессию, способствует укреплению нервов, стимулирует, согревает, увеличивает спазмы гладкой мускулатуры |
Помогает сосредоточиться, повышает творческую активность, радует, веселит |
оранжевый |
увеличивает |
Стимулирует, согревает, возбуждает. Усиливает пульсацию крови, не поднимая давления, улучшает пищеварение, в большом количестве раздражает нервную систему, способствует активной работе почек, мочевого пузыря. Благотворно влияет на укрепление костей, волос |
Радует, поднимает настроение, бодрит, снимает усталость, борется с депрессией |
красный |
увеличивает |
Возбуждает, согревает, стимулирует обмен веществ, улучшает пищеварение и поднимает аппетит, повышает давление, стимулирует физическую активность |
Радует, иногда вызывает некоторую долю страха |
белый |
увеличивает |
Оказывает нейтрализующее воздействие, несколько успокаивает |
Гасит раздражение, несколько успокаивает |
фиолетовый |
уменьшает |
Одновременно и успокаивает и чуть бодрит, стимулирует работу мозга, а также выработки гормона мелатонина, снимающего депрессию и омолаживающего организм. Увеличивает выносливость. В большом количестве может угнетать |
Успокаивает, немного угнетает, понижает настроение, вызывает меланхолию и мрачные мысли |
зеленый |
нейтральный |
Понижает давление повышает тонус, уменьшает бессонницу. Снижает боль и помогает мобилизировать волю. Способствует регенерации клеток, укрепляет нервную систему, стабилизирует сердечную деятельность |
Успокаивает при нервном переутомлении и, снижает раздражительность. |
синий |
уменьшает ширину |
Понижает давление, повышает внимание и помогает сосредоточиться. Успокаивает пульс и замедляет дыхание, уменьшает боль, расслабляет мышцы и приостанавливает воспалительные процессы. Подавляет аппетит, снижает остроту зрение, благотворно влияет на дыхательную систему. Концентрирует внимание |
Помогает сосредоточиться, вызывает чувство покоя, снимает эмоциональное напряжение |
голубой |
Помогает при болезнях связанных с обменом веществ, ЦНС, заболеваниях горла и дыхательной системы |
Снижает напряжение, успокаивает |
Кабинет биологии
Цветовое решение интерьера предметного кабинета оказывает влияние на общий уровень освещенности, а, следовательно, и на работоспособность учащихся и учителя. Для окраски стен, потолков и дверей школьных кабинетов у нас в школе используют краску спокойных тонов слабой насыщенности, ведь они обеспечивают лучшую адаптацию зрения ребенка к письму, чтению и другим видам деятельности. А неблагоприятное влияние на работоспособность школьников оказывают яркие цвета. Классная доска имеет темно-зеленый цвет, рабочая поверхность доски ровная, прочно удерживает мел, обеспечивает легкое стирание мела. Цвет стены, на которой расположена доска, светлая, чем остальные стены. Также нужно правильно использовали цвет краски, например такие цвета, как розовый, бежевый при окраски боковых стен кабинета создают ощущение тепла и зрительно сужают его пространство. На фото видно что цветовая гамма соответствует нормам.
Приложение 3
Естественная вентиляция осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями. Также во всех кабинетах есть график проветривания кабинета. Также частоту проветривания кабинетов можно проветривать при определённом температурном режимом наружного воздуха который мы учитываем в нашей школе.
Приложение 4
Оценка микроклимата кабинетов Таблица 2
Температура, С |
Относительная влажность, % |
|||
Санитарно- гигиеническая норма |
Результат |
Санитарно- гигиеническая норма |
Результат |
|
2.5 |
18-21 |
20 |
40-60 |
42 |
3.8 |
18-21 |
19 |
40- 60 |
44 |
Самодельный гигрометр психометрический, который есть у нас в школе.
Это гигрометр психометрический ВИТ-2 которым пользовался я при измерении относительной влажности. Также я использовал самодельный гигрометр психометрический при соответствии самодельного и заводского инструмента разницы я не увидел. Относительная влажность находится в пределах нормы.
Приложение 5
Показатели освещенности кабинетов Таблица 3
кабинета |
название кабинета |
СК |
Чистота стекол |
Размещение цветов по норме |
Качество искусственного освещения |
Отражающая способность стен в % |
2.5 |
физика |
1:4 |
чисто |
Норма (316) |
60, 80 |
|
3.8 |
биология |
1:4 |
чисто |
норма |
Норма (305) |
50, 80 |
Правильная организация освещения позволяет сохранить нормальную работоспособность учащимся и служит профилактикой утомления органов зрения, через которые ученик воспринимает около 80% информации. В ходе визуального осмотра кабинетов, замеров и расчетов получены следующие данные, занесённые в таблицу 3. В нашей школе в этом учебном году заменили люстры одно рожковые на трёх рожковые в четырёх кабинетах, так как там было не по норме освещение.
Приложение 6
Кабинет Биологии
Мы видим по фото что растения не заграждают естественный свет стоят либо на шкафах, либо висят на подставках прикреплённых к стенам. Здесь прослеживается эстетика и полезность растений которые находятся у нас в кабинетах.
Кабинет начальных классов
Кабинет физики
Приложение 7
Санитарно-гигиенические требования к помещениям
1. Естественное и искусственное освещение кабинета должно быть обеспечено в соответствии со СНиП-23-05-95. "Естественное и искусственное освещение".
2. Ориентация окон учебных помещений должна быть на южную, восточную или юго-восточную стороны горизонта.
3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.
4. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.
5. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002Х40, ЛП028х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя зеркальными светильниками типа ЛПО-30~40-122(125) ("кососвет"). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0, 3 м и на 0, 6 м в сторону класса перед доской.
6. Наименьший уровень освещенности рабочих мест для учителя и для обучающихся при искусственном освещении должен быть не менее 300 лк, на классной доске - 500 лк.
7. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север - в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).
8. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.
9. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.
Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.
Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0, 7-0, 8, пола-0, 3-0, 5.
10. Кабинет должен быть обеспечен отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.
11. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.
Доклад
- Добрый день! Уважаемый председатель (ведущий) конференции! Уважаемые члены комиссии и присутствующие!
- Меня зовут Малазёмов Павел
Я обучающийся 7 Б класса, МОАУ «СОШ № 49 г. Орска»
Слайд. 1 Тему которую я выбрал для выступления «Экологическое состояние школьных кабинетов»
Тема которую я выбрал актуальна так как в последнее время в Российской Федерации к экологическим проблемам оказывается повышенное внимание и 2017 год объявлен годом экологии в России.
Слайд. 2 гипотеза: экологические показатели школьных помещений соответствуют санитарным нормам.
Цель моего исследования :
Исследование экологических показателей школьных помещений и установление их соответствия санитарным нормам .
Я поставил перед собой следующие задачи:
-узнать мнение обучающихся о некоторых вопросах экологии школы;
-рассчитать площадь пола и кубатуру школьных помещений в расчете на одного обучающегося;
-рассчитать степень проветриваемости, освещенности кабинетов;
-оценить озеленение кабинетов;
-установить соответствие экологического состояния школьных помещений санитарным нормам для образовательных учреждений.
Слайд. 3 А что же такое -Эколо́гия (от др.-греч. οἶκος — обиталище, жилище, дом, имущество и λόγος — понятие, учение, наука) — наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой .
Я считаю, что в первую очередь в понятие «экология школы» должны входить: температурный режим , мебель, световой режим, свежий воздух, чистота, обилие цветов и свободного пространства - все то, от чего зависит здоровье детей, которые учатся в школе. Провести экологическую оценку учебного места позволило изучение содержания СанПиНа.
Лайд. 4Чтобы узнать комфортно ли находится, обучающимся в нашей школе я провел анкетирование учащихся и опросил 56 человек , которые ответили так:
На первый вопрос "Какой, по вашему мнению, самый уютный и приятный кабинет в школе?" мы получили больше всего ответов о кабинете 2.5(физика)
На второй вопрос "Нужно ли что-нибудь улучшить по экологическому состоянию школы? Что именно?" было очень много разных ответов, но больше голосов получил ответ «нет» (49%)
На третий вопрос "Комфортно ли вам находиться в школе?" больше всего ответов «да»56%
При ответе на четвертый вопрос "Хорошо проветриваются кабинеты? Как вам в них дышится?" больше всего проголосовало человек за ответ «хорошо».
На пятый вопрос "Как вы считаете, достаточно ли озеленены кабинеты?
мы получили «да» 100%
Выводы: После проведения анкетирования можно сделать вывод что обучающимся комфортно находится в нашей школе, нравится находится в кабинетах, положительный эмоциональный настрой наблюдался в течении всего исследования.
Слайд. 5 Дальше я занялся практической деятельностью Определение полезной площади и кубатуры классных комнат.
1. С помощью рулетки измерили длину (D), ширину (Ш), высоту (В) классных комнат: D; Ш; В (м).
2. Рассчитали площадь пола и кубатуру классных комнат: S клacca = D Ш (м2)
V класса = S В (мЗ)
3. Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест:
S1 =Sм2/колич. чeл. (м2/чeл) VI = V м3/колич. чел. (мЗ/чел).
Площадь учебных кабинетов принимается в образовательном процессе, из расчета:
- не менее 2,5 на 1 обучающегося при фронтальных формах занятий;
- не менее - 3,5 на 1 обучающегося при организации групповых формах работы и индивидуальных занятий;
- кубатура, м3 – 189 кабинет физики
-кубатура, м3- 149,4 кабинет биологии
Вывод:
1. Площадь помещения на одного учащегося в кабинете биологии не соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
2. Кубатура помещения на одного учащегося во всех кабинетах соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд.6 Дальше дали оценку внутренней отделке учебных помещений.
Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.
Дадим характеристику внутренней отделки классных комнат. Стены классов окрашены красками. Проанализировав цвет поверхности стен можно сделать вывод, что использованы более теплые. Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые.
Потолки и стены всех помещений гладкие, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком. Внутренняя отделка и оформление помещения соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд. 7 Вентиляция исключительно важное и эффективное средство охраны здоровья и профилактики заболеваний. Воздух помещений постоянно загрязняется выдыхаемым человеком углекислым газом, продуктами разложения пота, сальных желез, органических веществ содержащихся в одежде и обуви необходимо проветривать кабинеты по графику который висит в каждом классе.
Так же определили относительную влажность воздуха с помощью гигрометра психометрического и термометра для определение теплового режима в кабинетах.
Приборы и оборудование: гигрометр психометрический ВИТ-2 состоит из 2х термометров сухого и влажного и психометрической таблицы. Также провели опыт измеряли влажность воздуха заводским прибором и самодельным в течении недели, но разницы не увидели.
Данные исследования показали влажность воздуха соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд. 8 Определение уровня естественной и искусственной освещенности с помощью люксметра.
Я взял прибор люксметр НS-1010
Произвёл измерение уровня освещенности в 3 различных точках комнаты(учительский стол, 3 парта 2 ряда, 4 парта 3 ряда) Результаты исследования занесли в таблицу .
В учебных кабинетах, аудиториях, лабораториях уровни освещенности должны соответствовать следующим нормам: на рабочих столах - 300 - 500 лк, в кабинетах технического черчения и рисования - 500 лк, в кабинетах информатики на столах - 300 - 500 лк, на классной доске 300 - 500 лк, в актовых и спортивных залах (на полу) - 200 лк, в рекреациях (на полу) - 150 лк.
Вывод: световой коэффициент и коэффициент заглубления соответствует санитарно-гигиеническим нормам.
Слайд. 9 Ну и хочется рассказать о роли растений в экологическом состоянии кабинетов.
Для оздоровления воздушной среды помещений необходимо их озеленять, используя комнатные растения.
Комнатные цветы - дополнительный источник кислорода и поглотитель углекислого газа и вредных примесей. Домашние растения ароматизируют и увлажняют воздух, испаряя воду, и этим облегчают наше дыхание. Они служат и своеобразными фильтрами: листья комнатных растений, выделяющие почти незаметное количество сока, осаждают на себе пыль.
Наши исследования показали, что зеленых растений достаточное количество , по нашему мнению, в кабинете биологии, кабинете физики также начальные классы. Исследовав данные кабинеты, мы определили, что растения в кабинетах устанавливаются на подставках-цветочницах, на полу или подвешивается на стенах, при этом, не затеняя естественного освещения. Растения – здоровые и ухоженные. Растения придают помещению более эстетичный вид, являются очистителями воздуха от загрязняющих веществ.
Зелёные растения, которые в наших учебных кабинетах , улучшают микроклимат, поглощают углекислый газ и выделяют кислород, повышают влажность воздуха.
Слайд. 10 В заключении хочется сказать, как мы увидели из вышеизложенного, оптимальное санитарно-гигиеническое состояние кабинетов являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, гипоксию, возникновение инфекционных заболеваний, снижение работоспособности.
Нами исследованы лишь некоторые гигиенические параметры и требования к школьным помещениям, но даже из этих исследований следует, что необходимо:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли.
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
В заключении мы призываем не быть равнодушными к проблемам экологии и помнить слова великого российского философа Николая Бердяева: «Мы должны развивать в себе сознание ответственности и приучаться возлагать как можно больше на самих себя и на свою активность. От этого зависит будущее России».
Слайд. 11 Благодарю за проявленное внимание к моему выступлению!