Урок по географии в 7 классе «Геологическое время»
Предмет |
география |
||
Класс |
7 |
||
Ф.И.О. учителя |
Печерских Людмила Владимировна |
||
Тема |
Геологическое время. |
||
Цель урока |
Создание условий по усвоению знаний по теме «Геологическое время» |
||
Задачи |
образовательные: способствовать формированию знаний о геологическом времени; обеспечить усвоение знаний о геологическом времени; организовать самостоятельную деятельность учащихся при определении геологического времени; совершенствовать умения и навыки работы с таблицей. развивающие: совершенствовать умения применять теоретические знания для приобретения новых знаний; развивать умение анализировать , сравнивать, обобщить, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи; развивать навыки коллективной работы; развивать память и речь воспитательные: способствовать формированию культуры общения и сотрудничества, чувства ответственности за успехи группы; воспитывать положительное отношение к получению знаний, мотивам учения, воспитывать интерес к путешествиям и открытиям. |
||
Планируемый результат |
Предметные |
||
|
|||
-геологическое время, -эры, геологический период, -Великое оледенение. |
-определять геологическое время, -определять особенности каждой из геологических эр, -анализировать данные таблицы, -работать со статистическими данными по теме. |
||
Личностные |
|||
-формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; -формирование доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; -формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками.. |
|||
Метапредметные |
|||
-уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками; -умение вести самостоятельный поиск , анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью ИКТ; -умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы; -умение формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
|||
Основные понятия |
геологическое время, архейская эра, протерозойская эра, палеозойская эра, мезозойская эра, кайнозойская эра, геологический период, Великое оледениение. |
||
Межпредметные связи |
История, литература, музыка |
||
Ресурсы |
учебник географии ,географический атлас для 7-го класса ,презентация «Геологическое время», таблица «Шкала геологического времени». Геологическое время |
||
Организация пространства |
Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах |
Технология проведения |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
||||||||||||
1.Проблематизация, актуализация, мотивация. Цель: подведение учащихся к цели урока, мотивация. «Включение» в учебную деятельность Целеполагание 2.Освоение нового материала. Первичное ознакомление. Цель : «Включение» в целенаправленное действие. Самостоятельная работа 3.Отработка и закрепление. Цель: «Включение « в тренировочную деятельность. 4.Рефлексия. Цель (для учителя): получение данных для корректировки или индивидуализации обучения. Цель (для ученика): самоопределение, постановка личных и познавательных задач. |
Деятельность учителя Подводящий диалог
Великолепная наука - геология - О бурном прошлом нашей матушки-Земли. О геологии мечтали в жизни многие, Но посвятить ей жизнь немногие смогли. ( Валерий Сергеев) - Так давайте вспомним, что такое геология? - Что такое горная порода, минерал? - Какие существуют виды горныхпород?
Итак. Начинаем наш урок…. На экране демонстрируются слайды с эрами или видео. Земля существует почти 5 млр. лет. На протяжении этого времени происходит процесс развития нашей планеты. Так ответьте на вопросы: - Что вы можете сказать о слайдах? -Как вы думаете Земля всегда была такой или с ней что то случилось? - Как называется этот период, в течении которого развивалась наша планета? -Подумайте, какова тема нашего сегодняшнего урока? (запись темы в тетрадь) (слайд) Используя свой багаж знаний дополните предложения: - Я уже знаю о геологическом времени….. - Я хочу узнать о геологическом времени…..
Что такое геологическое время?(давайте найдём в учебнике) (Слайд) Геологическое время – это период, в течении которого развивалась Земля. Давайте рассмотрим особенности эр, начиная с самой древней Архейская эра. Итак, архей — древнейшая эра. И это понятно, ведь началась она почти 4 млрд лет назад! Хотя эта эра продолжалась почти 1,5 млрд лет, o ней мало что известно — слишком давно это было (см. рис. 10 на стр. 17.) Обратите внимание на то, что архейская эра — единственная, в названии которой нет окончания «зой». Долгое время считалось, что никакой жизни на Земле в те времена не существовало. Современная точка зрения — иная. Какая-то жизнь на нашей планете существовала в эти страшно далекие времена. Мы знаем об организмах, появившихся в архее, только две вещи. Первое: они были. Второе: они обитали в море. Откуда это известно? На это указывают отложения известняка, имеющие архейский возраст. А известняк это органическая осадочная порода, формирующаяся только в морских условиях. Значит, в архейском океане были живые организмы? Да, только мы не знаем какие.( учебник, с.17) Протерозойская эра. B переводе c греческого протеросозначает «первичный» . «Эра первичной жизни» — так можно перевести. Протерозой — самая продолжительная эра в истории нашей планеты. Протерозой начался 2,6 млрд лет, a закончился 570 млн лет назад (см. рис. 10). Поверхность материков представляла собой сотрясаемые подземными толчками и извержениями горы и пустынные равнины. При вулканических извержениях из магмы выделялось огромное количество водяного пара. Он конденсировался, и получившаяся в результате вода проливалась дождями, которые непрерывно шли миллионы лет! Записываем под диктовку. Жизнь по-прежнему развивалась только в океане. Суша оставалась абсолютно безжизненной. Оно и понятно, ведь в атмосфере отсутствовал кислород: она состояла главным образом из углекислого газа и была непригодна для дыхания. Но в море жизнь существовала. Правда, довольно примитивная. Водоросли, черви, моллюски, возможно, ракообразные —вот первые мнoгоклеточные жители нашей планеты. B археe и протерозое возникли месторождения многих полезных ископаемых. B частности, именно в это время сформировались почти все известные нам запасы железной руды.( учебник, с.17-18) Палеозойская эра. Слово «Палео» означает древний. Палеозойская эра – эра древней жизни. (учебник, с.18) Мезозойская эра «Мезос» — в переводе c греческого означает «средний» . Эта эра «сред-ней жизни» продолжалась 183 млн лет и делится на три периода: мело-вой, юрский и триасовый (см. рис. 10). Эта эра замечательна и знаменита своим животным и растительным миром суши. Огромные площади суши покрылись хвойными лесами. B теплых условиях главными хвойными породами стали араукарии, в хо-лодных — сосна, ель, секвойя. Ни до, ни после мезозоя по Земле не хо-дили животные, которые могли бы сравниться размерами и силой c динозаврами. ( учебник, с.19)
Кайнозойская эра. Слово «кайнозой» означает «новый». Это эра нового этапа развитии жизни. Это самая короткая из всех эр. (учебник с.20) ФИЗМИНУТКА (СЛАЙД ). 1.повороты влево-вправо (5 раз) 2. упражнение «Мельница» (5 раз) 3. Круговые движения головы (5 раз) 4. упражнение для глаз (5 раз) 5. глубокий вдох – выдох. Ответьте на вопрос: - Какая эра самая молодая? (кайнозойская) - Какая эра самая древняя? (архейская) На основании учебника, интернет ресурса заполнить таблицу «Эры Земли».
А теперь проверим, как вы усвоили этот материал. Я показываю вам слайд с названием эры, а вы мне говорите, что это за эра и что происходило в этот период, и, наоборот, я говорю, что происходило, а вы называете мне эру. Эта эра началась 4,5 млр лет тому назад. О ней мало что известно, это было очень давно….. (Архейская) Протерозойская эра…. (Самая продолжительная эра, она длилась около 2 млр. лет тому назад. Нет современных рек, гор, озёр) Эра древней жизни. В начале палеозоя жизнь сосредоточена в море. ( Палеозойская) На Земле распустился первый цветок. Именно в это время появились на планете цветковые растения, а значит, возникли и насекомые, которые их опыляют, - бабочки.( Мезозойская) Кайнозойская эра… (Эра, в которой живём мы) Молодцы ! Справились с заданием А теперь, поработаем по учебнику и ответим на вопросы, которые в конце учебника (вопросы, с.21) Что такое геологическое время? Назовите эры, на которые делится история Земли? Что означают названия геологических эр? Какая геологическая эра была самой продолжительной? В какую геологическую эру закончился ваш урок географии? Предлагает вспомнить тему и цель урока, соотнести с планом работы, оценить меру своего личного продвижения к цели и успехи класса в целом. Оцени свою работу на уроке. Ответь на вопросы: Сегодня на уроке я узнал(а)(что?): Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?): Сегодня на уроке я научился (лась)лучше делать (что?): Самым неожиданным для меня сегодня было (что?): Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?): Осталось непонятным (что?): Оцениваю свою работу на : Вы сегодня все хорошо работали. Молодцы! Выставление оценок Домашнее задание: пр.2, записи в тетрадях. Определить долю времени в истории Земли, приходящиеся на каждую из геологических эр. |
Деятельность ученика Геология – это наука о прошлом нашей Земли, о её строении, происхождении Горная порода – это плотные или рыхлые агрегаты, слагающие земную кору, состоящие из однородных или различных минералов, либо минералов и обломков других горных пород. Виды: магматические, метаморфические и осадочные. Смотрят и слушают Ответы детей Геологическое время Цель: сформировать представление о геологическом времени нашей планеты Работа с учебником Дети слушают и смотрят презентацию. Ответы детей Дети выполняют самостоятельную работу Выполняют Отвечают на вопросы |