Научно-исследовательская работа «Суггестопедические подходы в преподавании географии»

0
0
Материал опубликован 14 November 2018

Суггестопедические подходы в преподавании географии.

Мы живем в условиях постоянно растущей информатизации общества, что ставит перед современными детьми сложные задачи. Традиционными методами обучения невозможно увеличить объем освоенного учениками материала. На помощь учителю приходят современные технологические системы, которые уже нашли десятки способов влияния на подсознание человека с целью запоминания нужной информации.

Широкое признание получают приемы саморегуляции, которые опираются на мобилизацию резервов памяти человека, поэтому в современных технологиях обучения целесообразно вводить элементы психокоррекционных тренировок как способа оптимизации психологического стояния, для интенсивного запоминания учебного материала.

Одним из нетрадиционных методов обучения являются методы суггестопедагогики. Суггестопедагогику применяли еще с древних времен в Китае, Индии, Эфиопии. Изучением суггестопедагогики занимались ученые США, Канады, Франции, Болгарии. Исходя из анализа исследований С.С. Пальчевского, установлено три основных метода суггестопедагогики: гипнопедия (обучение во сне), релаксопедия (обучение и расслабление, релаксация), суггестопедия (внушение и обучение).

Существуют свидетельства о том, что более тысячи лет назад буддийские священники в Китае нашептывали спящим ученикам на ухо религиозные тексты, таким образом они запоминали информацию во сне.

Поскольку внушение в состоянии сна обуславливает определенную пассивность и подчиненность воле педагога, то наибольшее внимание привлекает другая сторона внушения - процесс самовнушения. Так появился метод аутогенной тренировки, который тоже может широко применяться в педагогике.

Суггестопедия - один из самых распространенных методов суггестопедагогики.

Как известно, настоящее призвание педагога состоит в том, чтобы найти индивидуальный подход к каждому ученику, направить его в обучении для достижения оптимальных результатов, исходя из его целей, способностей и др. В результате, метод суггестопедии с его физиологическими, психологическими и психотерапевтическими возможностями не только снимает напряжение, но и повышает внимание ученика, его трудоспособность.

Впервые этот метод начал использоваться для изучения иностранных языков. Если при традиционном изучении учащийся мог запоминать до 20 слов за урок, то при использовании суггестопедического метода ученик запоминал до100 слов.

В основе суггестопедии лежит метод расширения возможностей ученика. Согласно исследованиям Г.К.Лозанова, суггестопедический учебный эффект связан, прежде всего, с появлением так называемой суггестивной гипермнезии - расширением возможностей запоминания учебного материала за счет суггестивных влияний в обычном состоянии сознания и при соответствующем структурировании этого материала на основе глобализации.

Эта технология основана на пяти принципах:

- никакой зубрежки;

- учеба без переутомления;

- в основе обучения лежит познавательный интерес;

- мотивация;

- обучение проводится крупными блоками.

При этом учитываются определенные закономерности памяти человека: запоминается все, что попадает в человеческое сознание, но в активе остается лишь то, что является важным для ученика, что его волнует; действует по своеобразному принципу: интересно, очень интересно, неинтересно.

Основные методы суггестопедии - психологические, дидактические и артистические. Психологические методы - искусство связывать мысли и чуства; тут учитывается и взгляд, и жесты, и мимика. Дидактические методы - глобализация учебного материала на основе изучаемого предмета. В основе изучения мира лежит такая линейность: первичный синтез - анализ - вторичный синтез. Ученику приходится видеть главное, существенное, общее, а потом все остальные детали, видеть общую «картину», а потом видеть из чего она состоит. Это дает возможность воспитывать у учеников целостный взгляд на мир. Артистический метод - изучение новой глобальной темы в условиях современного оснащения, видеоматериалов, реалистических игр.

При использовании суггестопедического подхода используют также уже известные формы и технологии обучения, как интерактивные занятия, новые технологии, сюжетные занятия и др.

Структура суггестопедического урока немного отличается от традиционных.

Основные элементы структуры суггестопедического урока:

1. Вводная беседа - цель, установка на легкое и приятное усвоение новой изучаемой информации.

2. Досеансовая фаза - состоит из активного и пассивного сеансов. Во время активного сеанса ученики слушают, смотря на заранее подготовленные опорные сигналы, конспекты, структурно-логические схемы; во время пассивногосеанса речь идет о прослушивании того же самого учебного материла на репродуктивном уровне.

3. Сеансовая фаза - служит, для запоминания учебного материла на репродуктивном уровне.

4. Послесеансовая фаза - предназначена для запоминания изучаемой информации на творческом уровне.

При проведении контроля и оценивания суггестопедического урока необходимо придерживаться обязательного правила - в письменных работах ошибки исправляются синим цветом, что не приводит к психологическому травмированию учеников, проводятся несложные контрольные работы, работы в виде опорных листов, рисунков, схем.

Следует также отметить, что во время использования на уроках географии этих методов следует использовать принцип глобализации, сначала обращать внимание на общее, наиболее значимое, а частичное отодвигать на второй план. Глобальная тема объединяет учебный материал нескольких уроков, которые соотносятся с требованиями учебных программ, охватывает важнейшие закономерности, идеи, теории, законы, а также самые характерные и яркие их проявления.

Так, во время изучения темы школьно курса географии в 6 классе «Географическая оболочка Земли» можно провести уроки по такой схеме. На первом уроке рассмотреть весь основной материал темы, без акцентирования внимания детей на деталях. Безусловно, информации дается больше, чем способен запомнить ученик, но в условиях покоя, музыкального оформления урока, расслабленного состояния учеников. В непринужденной атмосфере запоминание происходит подсознательно, срабатывает психологический эффект.

Заранее подготавливаются опорные сигналы и конспекты, которые должны быть как на доске для коллективной работы, так и у каждого ученика для индивидуальной работы. Ученикам разрешается делать записи, уточнения опорных сигналов, если им это требуется. Для данной темы следует подготовить шесть опорных сигналов, при помощи которых будет происходить создание первого синтезированного образа географической оболочки и ее составляющих:

1. Общая схема географической оболочки и ее составляющих.

2. Литосфера.

3. Атмосфера.

4. Гидросфера.

5. Биосфера.

6. Природные комплексы. Экологические проблемы.

Подача основной информации происходит в тезисах.

1. Географическая оболочка - целостная оболочка Земли, которая образовалась в результате взаимопроникновения и взаимодействия веществ отдельных геосфер - литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы. Географическая оболочка включает нижнюю часть атмосферы, гидросферу, верхнюю часть литосферы. В этих границах географической оболочки находится вся биосфера, населенная живыми организмами.

2. Атмосфера - это воздушная оболочка Земли. В газовом составе атмосферы преобладают азот (78%) и кислород (21%). Меньшую часть составляют аргон, углекислый газ и другие газы. Верхнюю границу атмосферы условно проводят на высоте 2000км. Атмосфера имеет слоистое строение.

3.Литосфера - твердая оболочка Земли. Мощность и строение литосферы определяются типом земной коры. Материковая кора состоит из трех слоев - осадочного, гранитного и базальтового ( мощность литосферы здесь достигает 200-250 км). Океаническая кора состоит из двух слоев - осадочного и базальтового (мощность до 100-150 км). Благодаря внутренним и внешним процессам, которые происходят в литосфере, меняется внешний облик планеты.

3. Гидросфера - водная оболочка нашей планеты. В ее состав входит Мировой океан, воды суши и вода в атмосфере. Воды суши разделяют на подземные и поверхностные. В географической оболочке вода существует во всех агрегатных состояниях и легко переходит из одного состояния в другое. Вода- самое важное вещество на Земле, благодаря ей существует жизнь, даже сам человек на 80 % стоит из воды и она постоянно требуется ему в больших количествах. Вспомните свои ощущения, эмоции в момент, когда вы пьете воду, или же ныряете в нее, купаетесь, плаваете. Приятные ощущения? Это главный пример связи человека и воды.

4. Биосфера - «живая оболочка» Земли. В ней существует все живое. Она включает нижнюю часть атмосферы, всю гидросферу и верхнюю часть земной коры. В ней происходят жизненно важные процессы, и в ней же обитаем мы с вами.

5. Природный комплекс - это объединение, взаимодействие всех составных частей природы: воздуха, воды, горных пород, почвы и живых организмов на определенной территории. Самый большой природный комплекс - географическая оболочка Земли.

Такой урок не раскрывает все понятия, частично отступает и дает возможность подробнее рассмотреть тему на следующих уроках. Но глобальный подход в непринужденной обстановке, дает возможность запомнить такое общее количество материала, которое в дальнейшем даст возможность «опираться» на все отдельные составляющие. Объясняя, учитель, обязательно обращает внимание на опорные сигналы, дает возможность повторять за ним, смотря на опорные сигналы, вспоминать пояснения.

Затем рассмотренный материал воспроизводится на творческом уровне. Каждый ученик записывает, или зарисовывает на ассоциативном уровне то, что он услышал. Также не смотря на опорные сигналы которые дал учитель, рисует свой опорный сигнал. Ученикам дается возможность смоделировать свой следующий урок (опережающее задание), при этом ему разрешается пользоваться учебником, атласами другими справочными источниками.

Особый прогресс при суггестопедическом подходе достигается в процессе игровой деятельности.

Игра - одна из форм обучения, через которую происходит непринужденное, легкое запоминание информации. В основе игры лежит задача разбудить интерес ко всему новому, неизведанному, загадочному. Игра дает возможность увидеть это все даже в обыкновенных вещах, главное умение взглянут на них по-новому, под другим углом. Своеобразие игровых уроков в том, что они становятся частью жизни детей, в которой их не принуждают, не навязывают и ничего, а предлагают задуматься и понять самого себя в окружающем мире.

Игровые технологии с суггестопедическим влиянием позволяет стимулировать и развивать устойчивый интерес к процессу обучения, прививает им жажду знаний и самосовершенствования. Самостоятельное отображение учениками идей и процессов истории, современности, будущего дает возможность оживить их знания.

В последнее время роль игровых технологий на уроках значительно возросла. Их используют на отдельных уроках или на отдельных этапах урока, но не воспринимают урок как своеобразную игру.

Ни в одном виде деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, раскрытия своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Русский писатель Ю.Нагибин так оценивал значение детской игры: « В игре проявляется характер ребенка, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того не понимая, дети в процессе игры приближаются к решению сложных жизненных проблем». Учитывая это, необходимо стараться использовать каждую возможность, чтобы разгрузить учеников при помощи игровой деятельности в процессе обучения.

Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе, и с коллективом. Это определяет учебную игру, как способ психологического, социального и педагогического влияния на личность.

Эффект игры основан на таком механизме памяти, как непринужденное запоминание. В игре все запоминается подсознательно, она создает эмоциональную заинтересованность и способствует запоминанию. Учебные игры - это совокупность суггестопедического влияния, в результате чего срабатывает эффект психологического раскрепощения.

Преимущество игры в том, что она способна обеспечит не только индивидуальную, но и парную, групповую и коллективную формы работы на занятии, что позволяет максимально использовать учебное время.

Учебные игры - это синтез суггестопедичеких подходов и цепочки имитационных ситуаций, в том числе конфликтных, в которых участники играют отведенные им роли, в соответствии с поставленными целями.

Игра помогает ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их в воображаемом мире. Это убирает страх, тревогу и дает ученику уверенность в себе. Ученики незаметно для себя получают знания и не чувствуют себя обязанными.Такие ощущения создают условия для спокойного суггестативного запоминания информации.

Суггестативная практика предлагает следующие способы достижения цели:

- псевдопассивное отношение к учебному процессу, первое, что дает толчок к восприятию - это интонация. Игра с разной интонацией дает возможность заинтересовать, воспринять и выдать результат;

- эмоциональное восприятие материала при помощи музыки, но ритм музыки должен быть разным, а не монотонным;

- оформление кабинета необходимо менять в зависимости от темы урока. Это не означает, что нужно менять все, можно создавать фон, декорации. Хорошо, если ученики принимают участие в оформлении кабинета перед уроком. Это «открытая загадка», все происходит на их глазах, но никто не знает, какую историю придумал учитель и «актерами какого представления они будут».

Главное задание учителя - быть в хорошем настроении, хорошо подготовленным, уверенным в себе и спокойным.

Для примера можно рассмотреть познавательно-дидактическую игру с суггестопедическим подходом к обучению, на примере темы «План и карта».

Название игры: «Путешествие в мир карты».

Главный момент в подготовке игры - это оборудование «игровой площадки», разработка маршрутного листа, где четко указаны основные моменты, которые будут происходить на протяжении всего путешествия.

Перед началом звучат мелодии, ученики, заходя в кабинет, попадают во что-то не похожее на урок и поэтому уже эмоционально будут заинтересованы в том, что будет происходить в дальнейшем.

В начале изучения темы нужно заинтересовать учеников, дать им повод для размышления, «если я буду это знать, то смогу…», поэтому первый этап урока-путешествия - это эмоциональное разукрашивание, мотивация и развитие интереса с отличной интонацией:

«Сегодня мы отправляемся в необыкновенное путешествие, долгое и тяжелое на первый взгляд, но такое удивительное и захватывающее, в результате которого будут найдены знания, необходимые в будущем. Во время путешествия всегда бывают остановки, у нас их будет четыре:

1. «Виды изображения земной поверхности»;

2. «Масштаб»;

3. «Условные знаки»;

4. «Практическая».

Итак мы отправляемся!

Звучит музыка из к/ф Дети Капитана Гранда.

Во время звучания мелодии можно проверить, все ли путешественники на местах (присутствуют на уроке), никто ли не забыл свои чемоданы (подготовлен к уроку) и др. Наш поезд движется очень быстро, вот и первая остановка.

Перед нами глобус, карта, аэрофотоснимок и план. Это - шар, лист бумаги, фотография, но на самом деле мы видим и можем подержать в руках целый мир. Мы просто и легко можем переместиться из одного уголка планеты в другой, но почему мы можем это легко осуществить? Об этом мы узнаем, познакомившись с масштабом, условными знаками, настоящим расположением объектов и сможем описать окружающую действительность».

Интонация должна быть такой, чтобы ученики находились в предвкушении, были полностью готовы, и с нетерпением ожидали начала игры.

Затем дается задание объединиться в 5 групп. Каждая группа сравнивает, находит особенности предоставленного материала (глобуса, карты, рисунка, плана), потом, слушая учителя, каждая группа запоминает и воспроизводит услышанное, указывая особенности и возможности использования данного материала. Заканчивая эту часть урока, учитель более настойчиво повторяет информацию, конкретизируя все общие черты и черты различия.

Для закрепления материала можно использовать карточки с заданиями.

Следующая остановка.

«Эта остановка полна тайн и загадок, ну же давайте разгадаем их. Нарисуем каждый свой «Остров Сокровищ». Сегодня мы также узнаем два секрета: топографов и картографов(с объяснением, что это за профессии):

Первый секрет. Как на таком маленьком глобусе можно поместить целую планету? А про второй секрет вы узнаете на следующей остановке! Про масштаб вы уже немного знаете из уроков математики, а мы узнаем, какие масштабы бывают и чем они различаются. Ассоциативно мы запомним, что есть числовой масштаб - число 1: 1000, именованный, т.к. у него есть имя - в 1 см 10 м и линейный, потому что похож на линию».

Сначала учитель приводит примеры, а затем ученики подбирают свои. Учитель объясняет, как пользоваться масштабом и спрашивает учеников: «Всегда ли вы верите тому, что вам говорят? Сейчас мы вместе поиграем в игру «Верю, не верю». Например: «Верите ли вы, что в 1 см 500м. Почему?». Таким образом, проверяется, усвоили ли учащиеся материал.

Следующая остановка «Условные знаки» будет на следующем уроке. Можно дать опережающее задание нарисовать условные знаки, которые есть в атласе.

Начиная следующий урок, следует спросить, что дети запомнили с прошлого урока и дать возможность ответить хором.

«На остановке «Условные знаки» мы раскроем очередной секрет топографов и картографов - как же различать все, что показано на картах и глобусе? Все просто, ведь условные знаки - это своеобразный алфавит плана и карты. Есть ли условные знаки на аэрофотоснимке?

Чтобы читать и писать на русском, вы изучали алфавит, а для того чтобы читать карту, нужно знать ее алфавит - это условные знаки».

Далее учитель, используя рисунки, которые ученики должны был нарисовать дома, называет разные условные знаки, а ученики находят нужные и показывают их. Затем учитель дает задание нарисовать условными знаками свою комнату, кабинет, где проходит урок, дорогу к школе или школьный двор, изображая это можно наряду с изученными условными знаками применять самостоятельно придуманные условные знаки, то есть «временные».

Проверку на уроке модно провести по группам, используя заранее подготовленные карточки. Домашним заданием будет придуманная история которая будет записана при помощи изученных условных знаков. Такую историю ученики рисуют на отдельных листках бумаги и тогда во время рассказа, можно, поднимая каждый рисунок, снова вспоминать условные знаки. Не менее интересным будет выполнять задание целой группе, где каждый сможет воспроизвести свою часть рассказа.

Остановка «Практическая» - это последняя остановка в нашем путешествии, поэтому на этом уроке повторения и использования полученных знаний, подготовка к нему должна быть наиболее тщательная. Ученикам также предлагается перед уроком украсить кабинет своими рисунками, которые они нарисовали на предыдущих «остановках». Это будет показывать им то, что было изучено, тем самым подсказывая и снимая чувство неуверенности.

Остановка «Практическая». На уроке под музыкальное сопровождение выполняется практическая работа в группах, используя печатную основу практических работ.

Завершая «путешествие», обязательно следует обратить внимание на то, что она еще не закончилась, что впереди еще много интересного, множество секретов и тайн, и они ждут своего изучения и разгадки.

Таким образом, игры, основанные на суггестативном подходе, облегчают снятие психологических барьеров ученика и стимулируют спонтанное и непосредственное проявление возможностей личности. Игры в таком контексте приучают к организованности и сознательности в ходе педагогического процесса, при этом создавая атмосферу легкости, непосредственности и отсутствует чувство принуждения, материал усваивается незаметно, запоминается на высоком уровне. Карта после такого урока будет восприниматься как средство «быстрой» информации, как «помощник», посмотрев на которую можно воспроизвести свои знания без особых сложностей.

Обучение на основе суггестивного влияния является базовым принципом почти для всех способов обучения, даже для профессионального. Поэтому можно смело его использовать для улучшения качества знаний.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.