12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ступник Светлана Владимировна34
Учитель химии и биологии
Россия, Челябинская обл., Миасс











Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Экология и химическая промышленность»

для 7 класса




Автор: Ступник Светлана Владимировна,

Учитель химии и биологии, МАОУ «СОШ№1»


















Миасский городской округ, 2023









Аннотация

к рабочей программе курса внеурочной деятельности

«Экология и химическая промышленность»

Программа    создана на основе Федерального Государственного Образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, и организуется по общекультурному, общеинтеллектуальному и социальному направлениям развития личности. Закон «Об экологическом образовании» ставит своей задачей соз­дание системы непрерывного всеобъемлющего экологического образования и является основанием для поиска и разработки эффективных методов экологического образования населения. Согласно экологическому подходу, устойчивое развитие общества не должно выводить систему за пределы хозяйственной ёмкости биосферы, не должно вызывать в биосфере процессов разрушения, деградации, результатом которых может стать ухудшение условий жизни для человека. Экология химической промышленности – это один из наиболее актуальных вопросов научно-технического прогресса. Загрязнение воды, почвы, воздуха происходят как непосредственно при добыче сырья для химического производства, при переработке на химических предприятиях, но и при использовании человеком продуктов химии в быту. В окружающую среду попадают в огромных количествах готовые химические вещества, это пестициды, удобрения, поверхностно активные вещества средств для бытовых нужд, различные виды пластика и т.д. Таким образом, и отходы и продукция химической промышленности содержат вещества, которых нет в природе. Все эти вещества накапливаются и долгое время разлагаются, оказывая пагубное воздействие на окружающую среду. Для решения экологических проблем необходима целенаправленная работа по формированию экологического мировоззрения, так как каждый человек должен поменять свое потребительское отношение к природе и научиться жить в гармонии с ней. Экологическое образование в школе приобретает особое значение, расценивается как ответственный этап в становлении и разви­тии личности ребенка. Этим обусловлена актуальность программы внеурочной деятельности.

Цель программы –  формирование экологического мировоззрения, воспитание экологической культуры, гражданственности обучающихся и ценностного отношения к природе.

Для достижения цели реализуются следующие задачи:

- формирование общей культуры личности обучающихся;

- создание условий для профессионального самоопределения;

- воспитание гражданственности и любви к Родине;

- формирование экологического сознания и гражданской позиции;

- формирование экологической культуры школьников;

- формирование ответственного отношения к окружающей среде;

- вовлечение обучающихся в деятельность, направленную на решение экологических проблем местного и глобального значения.

Программа рассчитана на проведение занятий с учащимися 13-14 лет (7 класс) в течение одного года обучения в объёме 34 часа (1 час в неделю), продолжительность занятий 40 минут. Для оценивания достижения планируемых результатов освоения курса внеурочной деятельности, предусматриваются такие формы контроля:

-  текущий (правильность выполнения практической  работы, наблюдение, подготовка докладов, сообщений, презентаций, видеороликов, рефлексия);

-  итоговый в конце изучения каждого раздела (участие в школьных выставках, акциях, олимпиадах по химии, биологии, экологии, выступление на научно-практических конференциях). 


1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности


Обучающийся получит представление о современном экологическом состоянии и проблемах своего города, страны, планеты; освоит основные экологические понятия, научиться проводить простые экологические исследования, получит опыт экологической деятельности. Подросток сможет ориентироваться в различных показателях состояния окружающей среды, многообразии различных материалов, которые влияют на состояние здоровья. Приобретенные знания позволят сформировать бережное отношение к природе, ответственность за сохранение окружающей среды, а также помогут обучающемуся стать увереннее в себе, научиться быть осознанным потребителем продуктов химического производства, а также оценивать влияние собственного бытового поведения на состояние окружающей среды.

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности «Экология и химическая промышленность» при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.


1.1 Личностные результаты освоения курса внеурочной деятельности

- овладение законченной системой экологических знаний и умений, навыками их применения в жизни;

- осознание ценности экологических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира;

знание, понимание важности ценностей здорового и безопасного образа жизни;

- формирование устойчивых установок социально-ответственного поведения в экологической среде;

- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель своего региона, своего населенного пункта);

- осознание значимости и своей принадлежности к глобальным проблемам человечества;

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

- патриотизм, любовь к своему месту жительства, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


1.2. Метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности


Регулятивные УУД:

- способность самостоятельно определять цели обучения;

- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

- умение управлять своей познавательной деятельностью;

- умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;

- умения выбирать средства   и применять их на практике;

- способность оценивать достигнутые результаты;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

познавательные УУД:

- формирование и развитие средствами экологических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

- создавать схемы с выделением существенных характеристик объекта;

- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность;

- определять свое отношение к окружающей среде своей области, города;

- анализировать влияние химических факторов на среду обитания живых организмов;

- проводить анализ экологических ситуаций, сложившихся в своей области и городе;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды родного города;

- выражать свое отношение к природе родного края через участие в акциях, доклады, модели, проектные работы, научно-исследовательские работы;

коммуникативные УУД:

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

- уметь осознанно использовать речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности;

- владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

- использовать информационно-коммуникационных технологии для подготовки докладов, презентаций, проектов и результатов мониторингов и исследований.


2. Содержание курса внеурочной деятельности «Экология и химическая промышленность»

Занятия программы отличает их практичность, интерактивность и многообразие форм работы: викторины, игры, презентации, видеофильмы, обмен мнениями и дискуссии, экскурсии, и видов деятельности: практические работы, лабораторные исследования, групповая работа, разработка и зашита проектов и результатов мониторингов и исследовательской деятельности, самостоятельная работа с различными источниками информации, в том числе Интернет-ресурсами, организация и участие в различных экологических акциях, Международных экологических днях (День Воды, День Земли). Программа предусматривает участие других педагогов и сотрудников школы, родителей и социальных партнёров школы, так как совместная творческая работа способствует формированию коллектива единомышленников. Программа состоит из взаимосвязанных между собой тематических блоков. Практические работы включают в себя доступные химические реакции и методы определения некоторых соединений и элементов в воде, почве, воздухе, пищевых продуктах. Программа интегрирует сведения из различных наук, а также дополняет и расширяет содержание школьного курса предметов химии, физики, биологии, экологии, географии.

Раздел 1. Введение в программу курса. Основные понятия экологии: среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы. Экологические проблемы: локальные, региональные, глобальные. Знакомство с методами оценки окружающей среды. Природные и антропогенные источники веществ загрязняющих окружающую среду. Классификация загрязнений: химические, физические, биологические загрязнители. Понятие токсичности и канцерогенности элементов и соединений.

Раздел 2. Экология почвы. Земная поверхность и земельные ресурсы. Общие сведения о почвах: факторы почвообразования. Почвы Челябинской области и окрестностей города Миасс. Эрозия почв и методы борьбы с ней. Загрязнение почв продуктами отходов химического производства, твердыми и жидкими бытовыми отходами. Накопление и токсичность отходов. отходов. Способы утилизации твердых отходов.

Практические работы: «Структура и физический состав почв», «Фильтрующая способность почвы», «Химический состав почвы».

Раздел 3. Экология воды. Значение воды в природе и жизни человека. Водные ресурсы Земли, России, города Миасс. Проблема пресных водоемов Земли, России, города Миасс. Способы снижения расхода воды в быту. Химическое загрязнение воды, за счет органических и неорганических соединений, пути попадания загрязняющих веществ в гидросферу. Токсичность химических загрязнителей для живых организмов и человека. Обеззараживание и очистка сточных вод. Физические и химические показатели качества воды.

Практические работы: «Определение физических показателей качества воды», «Определение качества воды методами химического анализа», «Способы очистки воды».

Раздел 4. Экология воздуха. Значение и состав атмосферного воздуха. Озоновый экран Земли. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Фотохимический туман. Основные источники загрязнений воздуха Челябинской области и города Миасс. Меры по защите воздуха от выбросов промышленных предприятий, наземного транспорта, жителей города.

Практические работы: «Оценка загрязнения воздуха микрорайона школы методом биоиндикации», «Определение качества воздуха в школе».

Раздел 5. Экология жилища. Квартира как незамкнутая экосистема. Источники электромагнитного излучения от бытовых приборов. Внутренняя отделка помещений. Химическая характеристика материалов. Роль растений в экосистеме жилища.

Практические работы: «Исследование влажности воздуха в квартире», «Исследование естественной освещённости квартиры», «Оценка температурного режима», «Материалы, использованные при строительстве и отделочных работах в нашей квартире».

Раздел 6. Экология пищевых продуктов (нитраты, нитриты, пестициды, пищевые добавки). Пути поступления вредных веществ в организм человека. Маркировка пищевых продуктов. Накопление вредных элементов растениями и животными. Распределение, превращение и выделение ядов из организма человека. Химические загрязнители и их воздействие на организм человека. Экология лекарственных препаратов.

Практические работы: «Изучение маркировок пищевых продуктов», «Первая помощь при пищевом и лекарственном отравлении», «Правила хранения и приема лекарственных препаратов».


3. Тематическое планирование


Наименование раздела

Тема занятия

Количество часов

(34)

Теория

(19)

Практика

(15)

Раздел 1. Введение в программу курса. Основные понятия экологии

(4 часа)

1.1 Среда обитания, экологические факторы, биосфера и ее основные элементы.

1



2.2 Экологические проблемы: локальные, региональные, глобальные.

1



3.3 Природные и антропогенные источники веществ загрязняющих окружающую среду. Классификация загрязнений: химические, физические, биологические загрязнители.

1



4.4 Знакомство с методами оценки окружающей среды.

1


Раздел 2. Экология почвы

(6 часов)

5.1 Общие сведения о почвах: факторы почвообразования. Почвы Челябинской области и окрестностей города Миасс. Эрозия почв и методы борьбы с ней.

1



6.2 Загрязнение почв твердыми и жидкими бытовыми отходами. Накопление и токсичность отходов. Способы утилизации твердых отходов. Игра «Раздельный сбор мусора»

1



7.3 Загрязнение почв продуктами отходов химического производства Челябинской области. Пластик – чума XIX века. Заводы по переработке пластика в Челябинской области. Способы защиты почвы от попадания токсичных веществ. Экологическая акция «Сдай батарейку – спаси природу!»

1



8.4 Практическая работа: «Структура и физический состав почв»


1


9.5 Практическая работа: «Фильтрующая способность почвы»


1


10.6 Практическая работа: «Химический состав почвы»


1

Раздел 3 .Экология воды

(7 часов)

11.1 Значение воды в природе и жизни человека. Водные ресурсы Земли, России, города Миасс. Проблема пресных водоемов. Способы снижения расхода воды в быту.

1



12.2 Физические и химические показатели качества воды. Токсичность химических загрязнителей для живых организмов и человека.

1



13.3 Химическое загрязнение воды, за счет органических и неорганических соединений, пути попадания загрязняющих веществ в гидросферу. Экскурсия на Миасский пруд.

1



14.4 Химическое загрязнение местных водоемов промышленным производством Челябинской области. Обеззараживание и очистка сточных вод. Экологическая акция «Международный День Воды»

1



15.5 Практическая работа «Определение физических показателей качества воды»


1


16.6 Практическая работа «Определение качества воды методами химического анализа»,


1


17.7 Практическая работа «Способы очистки воды»


1

Раздел 4. Экология воздуха

(4 часа)

18.1 Значение и состав атмосферного воздуха. Озоновый экран Земли. Кислотные дожди. Парниковый эффект.

1



19.2 Фотохимический туман. Основные источники загрязнений воздуха Челябинской области и города Миасс. Меры по защите воздуха от выбросов промышленных предприятий, наземного транспорта, жителей города. Экологическая акция «Международный День Земли»

1



20.3 Практическая работа: «Оценка загрязнения воздуха микрорайона школы методом биоиндикации»


1


21.4 Практическая работа: «Определение качества воздуха в школе».


1

Раздел 5. Экология жилища

(8 часов)

22.1 Квартира как незамкнутая экосистема.

1



23.2 Источники электромагнитного излучения от бытовых приборов.

1



24.3 Внутренняя отделка помещений. Химическая характеристика материалов, применяемых для ремонта жилых помещений и производства мебели.

1



25.4 Роль растений в экосистеме жилища.

1



26.5 Практическая работа: «Исследование влажности воздуха в квартире»


1


27.6 Практическая работа: «Исследование естественной освещённости квартиры»


1


28.7 Практическая работа: «Оценка температурного режима»


1


29.8 Практическая работа: «Материалы, использованные при строительстве и отделочных работах в нашей квартире»


1

Раздел 6. Экология пищевых продуктов

(5 часов)

30.1 О чем расскажет маркировка пищевых продуктов? Практическая работа: «Изучение маркировок пищевых продуктов»


1


31.2 Накопление вредных элементов растениями и животными. Химические загрязнители и их воздействие на организм человека. Пути поступления вредных веществ в организм человека.

1



32.3 Практическая работа «Первая помощь при пищевом и лекарственном отравлении»


1


33.4 Итоговое занятие. Защита проектов.

1



34.5 Заключение по курсу.

1






Учебная литература

1. Экология: Методические указания / Сост. Е.Ю. Неронова. – Вологда Молочное, 2015. – 37 с.

2. Экологическая и продовольственная безопасность: учебное пособие /Р.И. Айзман, С.В. Петров, М.В. Иашвили, А.Д. Герасев. – Электрон.дан. – М.: ИНФРА-М, 2016. – 240 с.

3. Андреева М. А. География Челябинской области : Учеб. пособие для учащихся 7-9 кл. основ. шк. / М. А. Андреева, А. С. Маркова. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2002. — 319 с.

4. Левит А. И. Южный Урал: география, экология, природопользование : учеб. пособие / А. И. Левит. — 2-е изд., испр. и доп. — Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2005. — 245 с.

5. Красная книга Челябинской области : животные, растения, грибы / М-во по радиац. и экол. безопасности Челяб. обл., Ин-т экологии растений и животных УрО РАН ; [редкол.: В. Н. Большаков и др.]. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2005. — 448стр.

6. База данных Научной электронной библиотеки eLIBRARY.RU [Электронный ресурс]: https://elibrary.ru/defaultx.a

7. База данных журнала Евразийский Союз Ученых — публикация научных статей в ежемесячном научном журнале [Электронный ресурс]: https://euroasia-science.ru/selskoxozyajstvennye-nauki

8. Всероссийский экологический портал [Электронный ресурс]:

https://ecoportal.su/public/region/view/1530.html


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.