Экскурсия по экологии с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира (5 класс)
Экскурсия по экологии с использованием технологии контемплятивно-акустического освоения мира.
Участники: 5 класс
Руководитель: Абаева Людмила Муратовна
Место работы: МБОУДОД СЮН Пригородного района
Должность: педагог дополнительного образования, учитель географии.
Тема. Осенняя экскурсия по экологической тропе. Стоянка правый берег реки Сунжа.
Цель экскурсии: формирование знаний о водоемах своего края.
Задачи:
Изучение истории появления названия реки, географии реки, видового состава растений и животных;
Знакомство с экологическим состоянием реки;
способствовать развитию умений выполнять практические задания;
Формирование экологической культуры учащихся.
Планируемые результаты:
знать наиболее типичных представителей животных и растений реки;
объяснять приспособленность живых организмов к условиям жизни в воде;
оценивать влияние деятельности человека на живые организмы, экосистему реки;
знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;
применять в своей жизнедеятельности экологически сообразные пп
теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья.
испытывать чувство ответственности за состояние окружающей среды.
Место проведения: правый берег реки Сунжа .
Оборудование: блокноты, простые карандаши, фотоаппараты, рулетка, поплавок, секундомер, стеклянная бутылка, термометр, мусорные пакеты, перчатки,.
Ход экскурсии:
Начало занятия (образовательного мероприятия).
Приветствие. Метод «Солнышко».
Учитель приветствует всех, улыбается.
- Потянитесь к солнышку, вам тепло и приятно. Улыбнитесь себе, друг другу – с радостью встречаем новое занятие, идем к новым открытиям.
Вхождение в тему. Оглянитесь вокруг. Что мы видим? Для чего мы пришли на берег реки? Рассмотреть красоту родного края. Ну, вот, ребята, мы сегодня с вами отправимся к следующему водоему нашего села. Давайте вспомним, с какими водоемами мы уже знакомились. (Проводится небольшая беседа с обучающимися, где ребята называют родник и рассказывают о том, что они узнали с предыдущей экскурсии). Сегодня мы проведем необычное занятие на нашей реке. Давайте вспомним с вами наши правила поведения в природе:
во время экскурсии не шуми, не пугай птиц и зверей;
не рви растения, определяй их на месте;
не отходите от группы все время прохождения экскурсии
не бросай в воду сор, не обламывай ветви деревьев и кустарников;
будьте внимательны, учитесь видеть красоту природы;
помни, что природа беззащитна перед нами – береги ее!
Экскурсионно-исследовательская деятельность
Сейчас мы разделимся на 3 группы. Каждая группа получит задание: лист наблюдений для 1, 2 и 3 группы.
Метод «Ульи» (АМ организации самостоятельной работы над темой).
Класс делится на 3 группы. Каждой группе выдаётся лист наблюдений, сообщается время самостоятельной работы, определяется примерная зона створа реки для проведения наблюдений.
Сегодня вы побываете в роли географов, биологов и экологов!
Задание для географов: составить паспорт реки Сунжа
Лист наблюдений. Группа 1
Паспорт реки Сунжа. | Результаты |
Определите с помощью компаса, в каком направлении течет наша река?
| |
Определите, на каком берегу находится наша школа? | |
Определите скорость течения реки? | |
Определите рельеф реки? | |
Задание для биологов: Определить наличие растительного и животного мира на берегу реки.(используется атлас-определитель)
Лист наблюдений. Группа 2
Выявить живые организмы реки. | Результаты |
Какие растения мы можем с вами увидеть на берегах нашей реки?
| |
Какие приспособления для жизни в воде или около воды есть у растений?
| |
По атласу определителю определите наличие ольхи и ивы? | |
Какие животные обитают в нашей реке? (водомерки, пиявки, моллюски, рыбы, ручейники и многие другие | |
Задание для экологов: Экологическое состояние реки Сунжа.
Лист наблюдений. Группа 3
Экологическое состояние реки Сунж | Результаты |
Осмотрите территорию вдоль реки, найдите примеры деятельности человека на берегах и в воде.
| |
Определите запах воды? | |
Определите прозрачность воды | |
Предложите меры по охране водных жителей и защите воды от загрязнения.
| |
Каждая группа презентует результаты работы по своим наблюдениям. В завершении педагог резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Экологическая стоянка
Я надеюсь, что наблюдений на сегодняшней экскурсии вы сделали достаточно. Что же мы с вами не сделали? Внести свой вклад в охрану природы. Поэтому мы с собой и взяли мешки и перчатки. Организуется уборка мусора на берегу реки Сунжа.
Подведение итогов
Метод «Итоговый круг» (АМ подведения итогов занятия).
Педагог даёт минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу)
Не забывайте, что вашим настроением возвращается к вам ваше же отношение ко всему, что вас окружает. Будьте добрыми!