Публикация «Использование тестовой технологии на уроках биологии» (5–11 класс)
Пояснительная записка к презентации
Использование тестовой технологии на уроках биологии
Блаженко Светлана Александровна,
учитель биологии БОУ СОШ № 1 имени Героя Российской Федерации Туркина Андрея Алексеевича муниципального образования Динской район Краснодарского края
Имея за плечами большой опыт педагогической деятельности, я всегда стремилась применять разнообразные технологи. С 2012 года стала интенсивно использовать технологии тестового контроля разработав и в дальнейшем издав учебно – методическое пособие «Тестовый контроль на уроках биологии и при подготовке учащихся к итоговой аттестации», которое помогает обобщить и систематизировать знания и умения за курс средней (полной) школы, проверить свои знания и степень подготовленности к аттестационному экзамену и восполнить имеющиеся пробелы. Подобраны и разработаны тесты по всем разделам биологии (Молекулярный уровень организации живого; Клеточный уровень организации живого; Организменный уровень организации живого; Популяционно – видовой уровень организации живого; Биогеоценотический и биосферный уровни организации живого); тесты с выбором правильного ответа, логические задания, на установления соответствия и определения последовательности процессов. Тестовые задания разных типов и уровней сложности к каждой теме.
Цель тестовой технологии заключается в формировании как предметных знаний и умений, так и общеучебных – анализ и структурирование учебного материала, операции с понятиями, отбор и интерпретация фактов, наблюдение, выдвижение гипотез, оценка экспериментальных данных и т.д., то есть тех знаний и умений, которые необходимы при изучении любой школьной дисциплины.
Проверка знаний всегда направлена на достижение целей обучения: формирование научной картины мира, овладение системой биологических знаний, необходимых для экологического и гигиенического воспитания учащихся, на подготовку учащихся к трудовой деятельности в тех отраслях производства, где используются законы живой природы.
Известно, что систематическая проверка воспитывает у учащихся ответственное отношение к учебе, позволяет выявить индивидуальные особенности школьников и применить дифференцированный подход в обучении. Она дает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять процессом обучения.
Тестовые работы позволяют более рационально использовать время на уроке, быстро установить обратную связь с учеником и определить результаты усвоения, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и внести в них коррективы. Только тестовые работы дают возможность систематически контролировать знания большого числа учащихся и формировать у них установку на неизбежность контроля, а значит мотивировать школьников постоянно готовиться к урокам, не запускать пройденный материал, дисциплинировать их.
Тестовые проверки знаний учащихся очень разнообразны, их можно широко использовать как для текущего, так и для итогового контроля. Система дидактически выверенных тестовых заданий разного типа и уровней сложности может обеспечить полноценный процесс обучения и усвоения материала.
Повышению достоверности полученных результатов способствует применение разнообразных тестовых заданий: тесты с выбором одного правильного ответа; тесты с выбором нескольких правильных ответов; установите соответствие; заполните пропуски; найдите ошибки в приведенном тексте, исправьте их; выберите верные утверждения; установите последовательность; заполните таблицу; дайте по рисунку или схеме развернутый ответ на вопросы; установите последовательность.
Использование тестов для обучения позволяет сформировать у учащихся такие важнейшие умения, как: отбор и структурирование материала, письменное или устное изложение текста, самооценка и самоконтроль, построение доказательств и их аргументация, критичность мышления, обнаружение противоречий в собственной и чужой мысли, индивидуальная ответственность за результат, умение организовать группу (быть лидером).
С целью устранения списывания у одноклассников широко использую вариативность тестовых заданий. Конечно, тестовые проверки не позволяют выявить умение учащихся логично излагать усвоенный материал, не развивает речь учащихся, не всегда удается выявить степень овладения специфическими для курса биологии видами учебной деятельности. Поэтому необходимо их использовать в сочетании с традиционными формами и методами проверки, но учитывая дефицит времени, отведенного на изучение курса биологии, тесты следует использовать как можно шире.
Тестовый контроль требует предварительного обучения учащихся приемам их выполнения. Этому способствует регулярное применение тестовых заданий, знакомство школьников с различными видами тестов и обучение работе с ними. Прежде всего, важно обучить работе с заданиями на выбор одного правильного ответа. Для этого при выполнении задания, ориентированного на выбор ответа, учитель предлагает учащимся прочитать его, найти в нем главную часть, составить ответ и сопоставить его с каждым из предлагаемых, выбрать правильный и записать обозначающую его цифру или букву. Например, проверить умение сравнивать изучаемых представителей классов Членистоногих друг с другом и с животными, изучаемыми ранее учащимся, предлагаю следующий тест:
Выберите правильный ответ:
1.Членистоногие имеют:
А) наружный скелет;
Б) внутренний скелет;
В) наружный и внутренний скелет.
2.Три пары ходильных конечностей имеют:
А) ракообразные;
Б) паукообразные;
В) насекомые.
3. Крылья имеют:
А) все членистоногие;
Б) все насекомые;
В) многие представители насекомых.
4.Членистое строение конечностей характерно для представителей:
А) только класса ракообразных;
Б) типа членистоногих;
В) только класса насекомых.
5. Два сложных глаза имеют:
А) насекомые и ракообразные;
Б) все членистоногие;
В) паукообразные.
Ответы: 1 – А, 2 – В, 3- В, 4 – Б, 5 – А.
Овладение этой технологией позволяет в дальнейшем оперативно применять тесты для проверки знаний. Целесообразно включать в тестовое задание от трех до пяти ответов, из которых всего один правильный.
Вопрос может требовать выбора нескольких правильных ответов. При этом правильным будет любой порядок записи букв. Например, при изучении темы «Закономерности изменчивости» учащимся предлагается тест:
1. Норма реакции у организмов:
а) определяется совокупностью генов;
б) разная для разных признаков;
в) существует непродолжительное время и может меняться;
г) позволяет им приспосабливаться к изменениям условий существования;
д) одинаковая у разных признаков одного организма;
е) определяется условиями среды.
2. Соматические мутации:
а) проявляются у организмов, у которых возникли;
б) по наследству не передаются;
в) проявляются у потомства;
г) возникают в клетках тела;
д) могут передаваться по наследству;
е) возникают в гаметах.
3. Для мутаций характерны следующие свойства:
а) могут возникать повторно;
б) потомству не передаются;
в) возникают внезапно;
г) исчезают медленно;
д) могут наследоваться;
е) проявляются обычно через поколение.
Ответы: 1 – а, б, г; 2 – а, б, г; 3 – а, в, д.
Но иногда вопрос предусматривает соблюдение строго определенной последовательности в записи ответа. Это требуется в тех случаях, когда из данных в беспорядке ответов нужно определить последовательность биологических процессов или явлений. Если порядок букв будет другим, то ответ будет считаться неправильным. Такие задания часто вызывают у школьников затруднения, поэтому их можно использовать для сильных учеников. Например, изучая клеточный уровень организации живого, учащимся предлагается установить последовательность:
1. Расположите этапы исторического изучения клетки в хронологическом порядке:
А) создание электронного микроскопа.
Б) описание клеточного ядра.
В) изобретение светового микроскопа.
Г) основные постулаты клеточной теории.
Д) введение понятия «клетка».
Е) открытие клеточного деления.
Ответ: ВДБГЕА.
Задания на выявление последовательности происходящих в живой природе событий позволяют проверить умение учащихся устанавливать связи между явлениями, процессами, объектами. Выполнение этих заданий требует сложной мыслительной деятельности, поэтому на первых этапах изучения биологии они могут даваться для проверки знаний отдельным школьникам, желающим иметь по биологии хорошую отметку и интересующимся этим предметом. В дальнейшем подобные задания можно использовать и для проверки знаний на базовом уровне. А наиболее простые задания этого типа можно давать в начале изучения курса.
Для тестовой проверки знаний можно использовать рисунки и схемы. Такие задания развивают образное мышление учащихся, учат распознавать объекты и устанавливать связи между ними. Задания с рисунками могут быть очень разнообразными. Например, дать развернутый ответ на вопросы:
1. Строение молекулы какого мономера изображено на представленной схеме?
2. Что обозначено буквами А, Б, В?
3. Назовите виды биополимеров, в состав которых входит данный мономер.
Ответ: 1.Молекула урацилового нуклеотида РНК.
2. А – урацил – азотистое основание, Б – углевод рибоза, В – остаток фосфорной кислоты.
3. иРНК, тРНК, рРНК.
Подобные задания усложняю, например, прошу дать развёрнутый ответ на вопросы. Например, назовите органоид растительной клетки, изображенный на рисунке, его структуры, обозначенные цифрами 1–3, и их функции.
Ответ:
1 - изображенный органоид – хлоропласт;
2 - 1 – тилакоиды граны, участвуют в фотосинтезе; 2 - ДНК; 3 – рибосомы, участвуют в синтезе собственных белков хлоропласта.
Наиболее сложными являются тестовые задания, в которых даются только верные ответы, а от школьников требуется их классифицировать, распределить в группы и занести результаты в таблицу. Их хорошо применять для проверки знаний о классификации растений и животных, об особенностях строения животных разных групп и т.д. Например, установите соответствие между характеристикой рефлекса и его видом.
Характеристика |
Вид рефлекса |
А) врожденные рефлексы. Б) приобретенные рефлексы. В) являются видоспецифичными. Г) являются индивидуальными. Д) рефлекторные центры находятся на уровне спинного мозга и в стволе головного мозга. Е) рефлекторные центры находятся преимущественно в коре головного мозга. |
1) безусловные рефлексы; 2) условные рефлексы. |
Ответ: 121212.
В практике тестового контроля применяю задания на заполнение пропусков, например, заполните пропуски в предложениях, используя цифры и слова, выделенные курсивом:
Мейозом называется (1…) клеток, при котором происходит (2…) числа хромосом. При этом из (3…) клетки образуются (4 …).
Мейоз состоит из (5…) последовательных делений, причем (6…) ДНК предшествует только (7…) делению. В мейоз вступают хромосомы, состоящие из (8…) сестринских (9…).
Обмен идентичными участками гомологичных хромосом называется (10…) и происходит в (11…) деления мейоза, которое является (12…). Второе деление мейоза называется (13…).
(Кроссинговером, профазе первого, редукционным, редукция, удвоение, двух, первому, одной диплоидной, деление половых, хроматид, четыре гаплоидные, двух, эквационным.)
Ответ: 1 – деление половых, 2 – редукция, 3 – одной диплоидной, 4 – четыре гаплоидные, 5 – двух,6 – удвоение, 7 – первому, 8 – двух, 9 – хроматид, 10 - кроссинговером, 11 – профазе первого, 12 – редукционным, 13 - эквационным)
Практикую задания, в которых учащимся необходимо указать номера предложений, в которых сделаны ошибки и объяснить их. Например,
1. Большое значение в строении и жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6. Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
Ответ: 256.
2. Мономерами белков являются аминокислоты.
5. Наследственная информация о признаках организма зашифрована в молекулах ДНК.
6. В состав рибосом входят молекулы рРНК, а не тРНК.
Выявить уровень подготовленности учащихся позволяют задания на выбор правильных утверждений. Например, выберите правильные утверждения:
1. Шарообразные бактерии называются вибрионами.
2. Туберкулез вызывается бациллами.
3. Бактериальная клетка содержит единственную молекулу ДНК, которая имеет кольцевую форму.
4. Вирусы и фаги не имеют клеточного строения.
5. В состав вирусов обязательно входит ДНК.
Ответ: 234.
Тестовый контроль позволяет осуществлять такие задания, как заполнить таблицу: поставьте в соответствующих колонках «есть» при наличии или «нет» при отсутствии указанных органоидов.
Сравнение клеток бактерий, растений и животных.
Органоид |
Бактерии |
Растения |
Животные |
Ядро |
|
|
|
Хромосома |
|
|
|
Рибосомы |
|
|
|
Митохондрии |
|
|
|
Комплекс Гольджи |
|
|
|
ЭПС |
|
|
|
Клеточный центр |
|
|
|
Хлоропласты |
|
|
|
Лейкопласты |
|
|
|
Хромопласты |
|
|
|
Лизосомы |
|
|
|
Клеточная оболочка |
|
|
|
Вакуоли |
|
|
|
Цитоскелет |
|
|
|
Органоиды движения |
|
|
|
Мезосомы |
|
|
|
Ответ:
Органоид |
Бактерии |
Растения |
Животные |
Ядро |
нет |
есть |
есть |
Хромосома |
есть |
есть |
есть |
Рибосомы |
есть |
есть |
есть |
Митохондрии |
нет |
есть |
есть |
Комплекс Гольджи |
нет |
есть |
есть |
ЭПС |
нет |
есть |
есть |
Клеточный центр |
нет |
есть, у низших растений |
есть |
Хлоропласты |
нет |
есть |
нет |
Лейкопласты |
нет |
есть |
нет |
Хромопласты |
нет |
есть |
нет |
Лизосомы |
нет |
есть |
есть |
Клеточная оболочка |
есть |
есть |
нет |
Вакуоли |
нет |
есть |
есть |
Цитоскелет |
нет |
есть |
есть |
Органоиды движения |
есть |
есть |
есть |
Мезосомы |
есть |
нет |
нет |
Применяю два пути работы с тестами. Первый путь самый простой – это проверить знания после объяснения материала. Второй путь, наиболее продуктивен - это организация предварительной самостоятельной работы с текстом заданий и последующей дискуссией по теме. В этом случае школьникам предлагается внимательно прочитать вопросы и попытаться составить устный или письменный рассказ по теме теста. Эта работа требует от ученика владения различными интеллектуальными умениями – структурированием материала, отбором существенного и второстепенного, логическим выстраиванием изложения и т.д. Для любого учащегося, независимо от уровня его успеваемости, эта деятельность интересна, ибо требует принятия самостоятельных решений. Ведь на первом этапе такой работы практически не бывает ошибок, а значит, нет страха перед ними. Затем наступает стадия осмысления и постепенного понимания учебного материала. Очень важно, что понимание возникает и углубляется именно в процессе выполнения задания и благодаря собственной деятельности учащегося, практически без посторонней помощи. Роль учителя становится определяющей только в процессе дискуссии, обсуждения понятийного аппарата и заключается в постановке точных вопросов для обсуждения, коррекции ответов и удержания дискуссии в рамках правил и обсуждаемой тематики. Стадия осмысления переходит в стадию «рефлексии». На этом этапе реализуется требуемое усвоение материала, выявляемое как через написанные тексты, так и через диалог, вариативные тестовые задания, другие формы контроля.
Технология тестового контроля, получившая широкое распространение в школе удобна и экономична. Тесты можно превратить из инструмента контроля в инструмент обучения и контроля одновременно. В этом случае тесты становятся и средством организации усвоения материала, и индикатором реальных знаний и умений учащихся, и методическим инструментарием, обеспечивающим развитие учащихся. Эта технология позволяет вести ученика к желаемому учителем результату. Причем вести целенаправленно и творчески в соответствии с индивидуальным методическим почерком.
Итак, тестовая технология экономна по времени, эффективна как при изучении нового материала, так и при повторении изученного. Она применима в группах и при индивидуальном обучении. Эта технология позволяет обеспечить качественное усвоение материала на требуемом уровне и в соответствии с индивидуальными способностями и темпом обучения ребенка. Учитель, систематически применяя эту технологию, может добиться высоких результатов в обученности школьников, что и показал мой опыт, а также в развитии собственных творческих способностей.
Блаженко С.А. Использование тестовой технологии на обобщающем уроке по теме «Кровеносная система»
(Слайд №1) Цель урока: систематизировать, обобщить, закрепить, расширить знания о крови и кровеносной системе.
Задачи: Образовательные: формирование анатомических понятий. Повторение, закрепление и учет знаний по теме «Транспорт веществ». Закрепить знания о строении и функциях крови, об иммунитете; продолжить формирование умений работать с текстом и рисунками учебника.
Воспитательные: формирование диалектико – материалистического мировоззрения. Воспитание санитарно – гигиенических навыков, привычки к здоровому образу жизни.
Развивающие: развитие устойчивого произвольного внимания. Развитие умений сравнивать и обобщать. Развитие логического мышления.
Оборудование: таблицы «Состав крови», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Круги кровообращения» презентация, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Задание №1. Тест:
(Слайд №2) 1. Внутренней средой организма являются:
А) кровь и лимфа;
Б) кровь и тканевая жидкость;
В) кровь, тканевая жидкость и лимфа.
(Слайд №3) 2. Сыворотка крови – это…
А) плазма крови без глобулинов;
Б) плазма крови без фибриногена;
В) плазма крови без альбуминов.
(Слайд №4) 3. Самыми мелкими клетками крови являются
А) эритроциты;
Б) лейкоциты;
В) тромбоциты.
(Слайд №5) 4. Тромбоз – это
А) снижение содержания тромбоцитов в крови;
Б) внутрисосудистое свёртывание крови;
В) повышение содержания тромбоцитов в крови.
(Слайд №6) 5. Кровь движется к сердцу по
А) артериям;
Б) капиллярам;
В) венам;
Г) лимфатическим сосудам.
(Слайд №7) 6. Сосудодвигательный центр находится в
А) среднем мозге;
Б) продолговатом мозге;
В) промежуточном мозге.
(Слайд №8) 7. Самая высокая скорость тока крови в:
А) артериях;
Б) венах;
В) капиллярах.
(Слайд №9) 8. Толщина стенки желудочка сердца:
А) больше в правом;
Б) больше в левом;
В) одинаково в обоих желудочках.
(Слайд №10) 9. Створчатые клапаны сердца располагаются между:
А) предсердиями и желудочками;
Б) правым желудочком и лёгочной артерией;
В) левым желудочком и аортой.
(Слайд №11) 10. При артериальном кровотечении следует:
А) наложить жгут на конечность выше раны;
Б) наложить жгут на конечность ниже раны;
В) забинтовать рану без наложения жгута.
Ответы:
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
В |
Б |
Б |
Б |
В |
Б |
А |
Б |
А |
А |
(Слайд №12) Задание №2: «Закончи предложение»
1. Сосуды, несущие кровь от сердца. (Артерии)
2. Путь крови от правого желудочка до левого предсердия. (Малый круг кровообращения)
3. Колебания стенок сосудов, вызванные изменениями давления крови в сосудах в ритме сокращения сердца. (Пульс)
4. Группа крови универсального донора. (1 или 00)
5. Жидкая часть крови. (Плазма)
(Слайд № 13) 6. Вещество, входящее в состав эритроцитов. (Гемоглобин)
7. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется к сердцу. (Вены)
8. Препарат из убитых или ослабленных микроорганизмов. (Вакцина)
9. Белые кровяные клетки. (Лейкоциты)
10. Способность организма защищаться от инфекционного воздействия. (Иммунитет)
11. Человек, предоставляющий часть своей крови для переливания. (Донор)
(Слайд №14) 12. Вещество, вырабатываемое лейкоцитами на чужеродный белок или организм. (Антитело)
13. Кровь, насыщенная кислородом. (Артериальная)
14. Движение крови по кровеносным сосудам. (Кровообращение)
15. Самый крупный сосуд. (Аорта)
(Слайд №15) 16. Красные кровяные клетки. (Эритроциты)
17. Процесс пожирания инородных тел лейкоцитами. (Фагоцитоз).
18. Кровь, насыщенная углекислым газом. (Венозная)
19. Наследственное заболевание, выражающееся в склонности к кровотечениям в результате не свёртывания крови. (Гемофилия)
20. Путь крови от левого желудочка до правого предсердия. (Большой круг кровообращения)
(Слайд №16) Задание №3: Собери схему №1 «Регуляция работы сердца»
Учитель: Ребята, перед вами набор карточек, ваша задача правильно собрать схему «Регуляция работы сердца» (карточки: нервная регуляция; гуморальная регуляция; парасимпатическая система; симпатическая система; адреналин; ион К+; ион Са +; ослабляет и замедляет работу сердца; усиливает и учащает работу сердца; гормон надпочечников, вызывает усиление и учащение работы сердца; замедляет работу сердца; учащает работу сердца)
(Слайд №17) Схема №2 «Иммунитет»: естественный, искусственный, врождённый, приобретённый, активный (вакцинация), пассивный (введение лечебной сыворотки)
Учитель: ребята, а теперь поговорим тему «Кровь и кровообращение» в цифрах.
Задание №4:
(Слайд №18) 1. Содержание воды в плазме крови составляет … (90 – 91%);
2. Содержание неорганических веществ (минеральных солей) в плазме крови составляет … (0,9%);
3. Доля белков в плазме крови составляет … (7 – 8%);
4. Продолжительность жизни эритроцитов составляет (в сутках) …(100 – 120)
5. В норме количество лейкоцитов в 1 мм3 составляет …(6 – 8 тыс.)
6. Содержание тромбоцитов в 1 мм 3 крови человека составляет … (250 – 400 тыс.)
7. Давление крови в венах составляет … (10 мм рт. ст.)
(Слайд №19) 8. Величина кровяного давления в крупных артериях … (120 мм рт. ст.)
9. Скорость тока крови в крупных артериях … (0, 5 м/сек.)
10. Скорость тока крови в полых венах … (0, 2 м/сек.)
11. Продолжительность жизни тромбоцитов … (5 – 8 дней)
12. Резус – фактор обнаружен в эритроцитах … (85% людей)
13. Чему равен один сердечный цикл …(0,8 сек.)
14. Скорость распространения пульсовой волны … (6 – 9 м/сек.)
Задание №5 Рубрика: Говимся к ЕГЭ:
Учитель: Следующая рубрика «Готовимся к ЕГЭ» вашему вниманию подобраны вопросы из КИМов ЕГЭ по биологии.
(Слайд № 20) 1. Чем отличается артериальное кровотечение от венозного? (При артериальном кровотечении кровь алого цвета бьёт из раны фонтаном)
(Слайд № 21) 2. Для чего у человека измеряют пульс? (Чтобы определить число и силу сокращений сердца в минуту)
(Слайд № 22) 3. Каково значение крови в жизнедеятельности человека?
1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и продуктов обмена;
2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3) участвует в регуляции температуры тела;
4) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
(Слайд № 23) 4.Укажите, какими путями передаётся ВИЧ-инфекция.
1) половой (непостоянный половой партнёр, гомосексуальные отношения, искусственное оплодотворение);
2) через медицинские инструменты;
3) от матери к ребёнку (внутриутробно, при родах, при кормлении материнским молоком);
4) через кровь (при переливании крови, пересадке органов и тканей).
(Слайд № 24) 5.Чем обеспечивается движение крови по сосудам? Укажите не менее 4-х факторов.
1) работой сердца (сердце – насос);
2) разницей кровяного давления в артериях и венах;
3) клапанами, расположенными в венах, сокращением мышц;
4) присасывающей силой грудной клетки при вдохе.
(Слайд № 25) 6. Какая первая помощь оказывается при повреждении крупных артерий?
1) наложить жгут выше места повреждения;
2) доставить пострадавшего в медучреждение.
(Слайд № 26) 7. С чем связана необходимость поступления в кровь человека ионов железа? Ответ поясните.
1) ионы железа входят в состав гемоглобина эритроцитов;
2) эритроциты обеспечивают транспорт кислорода и углекислого газа.
(Слайд № 27) 8. Каково значение крови в жизнедеятельности человека?
1) выполняет транспортную функцию: доставка кислорода и питательных веществ к тканям и клеткам, удаление углекислого газа и жидких продуктов обмена;
2) выполняет защитную функцию благодаря деятельности лейкоцитов и антител;
3) участвует в регуляции температуры тела;
4) участвует в гуморальной регуляции жизнедеятельности организма.
Задание № 6. Отгадайте загадки и ответьте на вопросы:
День и ночь в груди оно,
Как часы, заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)
Вопрос: Какое строение имеет сердце?
Разных групп у нас она,
Но на цвет у всех одна. (Кровь)
Вопрос: К какой ткани относится кровь и почему?
Кто для блага всех людей
Кровью делится своей? (Донор)
Вопрос: А как называют человека принимающего кровь? (Реципиент)
(Слайд № 28) Рубрика: «Это интересно»
За 60 лет обычной, не очень напряжённой жизни человеческое сердце совершает более 2 млрд. сокращений. Такую же работу проделал бы тягач, если бы поднял от уровня моря до высоты 5500м валун массой 65т.
Кровеносные капилляры имеют толщину в 10 раз меньшую, чем волос.
У женщин сердце меньшего размера и поэтому бьётся быстрее. Если у мужчин оно совершает в среднем 72 удара в минуту, то у женщин – 90.
(Слайд № 29) Сердце жирафа огромно. Это понятно, ведь ему приходится снабжать кровью в том числе головной мозг, находящийся на значительном возвышении. А для этого нужен мощный « насос». В результате сердце жирафа весит 11 кг, имеет длину 60 см и стенки в 6 см толщиной.
Сердце человеческого плода начинает биться на 18 - й день после зачатия и при нормальных условиях не останавливается всю жизнь.
(Слайд № 30) В теле человека примерно сто триллионов клеток, но лишь десятая часть из них – человеческие клетки. Остальные – микробы.
Общая длина кровеносных капилляров в организме человека примерно 100 тыс. км, что в 2,5 раза превышает длину экватора.
В истории медицины известен донор, который за свою жизнь сдавал кровь 624 раза.
(Слайд № 31) Если все эритроциты человека уложить рядом, то получиться лента 3 раза опоясывающая земной шар по экватору. Если считать число эритроцитов со скоростью 100 шт. в минуту, то для того, чтобы пересчитать их все потребуется почти 450 тысяч лет!
(Слайд № 32) За один день костный мозг производит 320 млрд. клеток эритроцитов, за 1 секунду - 2,5 млн. клеток.
С. Блаженко. Использование технологии тестового контроля на уроках биологии.
Обобщающий урок по теме «Экосистемы»
Цели: проверить степень сформированности знаний о строении экосистем, круговороте веществ и превращении энергии в экосистемах, умения объяснить влияние экологических факторов на организмы, взаимосвязи организма и окружающей среды, причины нарушений развития организмов, необходимости сохранения многообразия видов; выявлять антропогенные изменения в экосистемах своей местности и оценивать последствия собственной деятельности в окружающей среде.
Ход урока
I. Проверка знаний. Закрепление изученного материала.
1. Фронтальный опрос учащихся по теме «Основы экологии».
(Слайд 1) 2. Задание 2: Сопоставьте:
1. Рыбы – прилипалы и акулы, дающие рыбам – прилипалам защиту и пищу. |
2. Ели, растущие в смешанном лесу, затеняют берёзы и другие лиственные породы, причём жизнь елей от лиственных деревьев практически не зависит. |
3. Стрекозы и пауки поедают мух, бабочек и комаров. |
4. Растения конкурируют между собой в борьбе за свет, влагу и т.п. |
5. Гриб - трутовик паразитирует на деревьях. |
6. Носорог и воловьи птицы, склёвывающие с кожи паразитов. |
7.Термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы, переваривающие клетчатку. |
8. В гнёздах птиц и норах грызунов обитает большое количество видов насекомых, находящих в норах убежище и пищу. |
9. Хищные птицы лесов и хищные звери конкурируют за пищу – мышевидных грызунов и т.д. |
10. Грибы головня, спорынья паразитируют на злаках. |
11. Разные виды антилоп в саваннах Африки поедают растения разных ярусов. Жирафовая антилопа кормится листьями деревьев, антилопа Гну – листьями кустарников и высоких трав, антилопа Куду кормится низкими травами. |
12. Волки и лисы поедают зайцев и мышевидных грызунов. |
Ответ:
Конкуренция |
Хищничество |
Паразитизм |
Симбиоз |
Нахлебничество |
Аменсализм |
Нейтрализм |
4, 9. |
3, 12 |
5, 10. |
6, 7 |
1, 8 |
2 |
11 |
(Слайд 2) 3. Задание 3: Установите соответствие:
1. Разделите примеры факторов среды на абиотические и биотические.
Примеры |
Факторы среды |
А) химический состав воды. Б) разнообразие планктона. В) влажность, температура почвы. Г) наличие клубеньковых бактерий на корнях бобовых. Д) скорость течения воды. Е) засоленность почвы. |
1) абиотические факторы; 2) биотические факторы. |
Ответ: Установите соответствие:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
1 |
(Слайд 3) 2. Установите соответствие между функцией организма и группой, к которой она относится.
Функция |
Группа организмов |
А) автотрофные организмы. Б) производят первичную органику в процессе фотосинтеза. В) гетеротрофные организмы. Г) обеспечивают аэробное дыхание. Д) потребляют органические вещества в цепях питания и цепях разложения. Е) усваивают энергию, заключенную в потребляемых питательных веществах. |
1) продуценты; 2) консументы. |
Ответ: Установите соответствие:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
1 |
1 |
2 |
1 |
2 |
2 |
(Слайд 4) 4. Задание 4: Установите последовательность
1. Установите последовательность этапов смены сообществ.
А) смыкание крон березы и ее воздействие на среду обитания.
Б) образование заброшенной пашни.
В) вытеснение из травостоя светолюбивых растений теневыносливыми.
Г) ель догоняет в росте березу и включается в первый ярус.
Д) прорастание семян березы.
Ответ: Установите последовательность: БДАВГ.
(Слайд 5) 5. Задание 5: Тесты с выбором нескольких правильных ответов:
1. Укажите примеры симбиотических отношений.
А) между березами и грибами-трутовиками.
Б) между носорогом и воловьими птицами.
В) Термиты и живущие в их кишечнике жгутиконосцы, переваривающие клетчатку.
Г) между ежами и землеройками.
Д) между актинией и раком-отшельником.
Е) между синицами и мышами в одном лесу.
Ответ: Тесты с выбором нескольких правильных ответов: 1 – БВД.
(Слайд 6) 2. Почему агроценоз не является устойчивой экосистемой?
А) в нем нет пищевых цепей.
Б) в нем короткие пищевые цепи.
В) в нем отсутствуют редуценты.
Г) в нем отсутствуют консументы.
Д) в нем преобладают продуценты одного вида.
Е) в нем небольшое число видов.
Ответ: Тесты с выбором нескольких правильных ответов: 2 - БДЕ.
(Слайд 7) Задание 6: Определите правильно составленную пищевую цепь:
а) ястреб → дрозд → гусеница → крапива;
б) крапива → дрозд → гусеница → ястреб;
в) гусеница → крапива → дрозд → ястреб;
г) крапива → гусеница → дрозд → ястреб.
Ответ: г).
(Слайд 8) Задание 7: Из перечисленного ниже примером первичной сукцессии являются:
а) мхи – лишайники – травянистые растения;
б) лишайники – травянистые растения – мхи;
в) лишайники – мхи – травянистые растения;
г) травянистые растения – мхи – лишайники.
Ответ: в).
(Слайд 9) Задача 8.
1. Внимательно рассмотрите рисунок.
2. Обоснуйте, почему само сельское хозяйство оказывается источником опасного загрязнения окружающей среды.
(Примерный ответ. Отходы крупных промышленных ферм и полей вследствие их избыточного количества и бурно протекающих в них химических процессов сопровождаются образованием вредных веществ и выделением энергии. Если их не обезвредить, они становятся таким же бедствием для природы, как отходы промышленного производства.)
(Слайд 10 - 11) Задание 9. Заполните пропуски в тексте.
Сильная конкуренция может обнаружиться не только между видами, занимающими … (сходные) экологические ниши. Суровая конкуренция может происходить и между … (разными) видами. Так, например, деревья в лесу, принадлежащие к разным видам, могут характеризоваться совершенно ... (одинаковыми) запросами к освещенности и влажности, а следовательно, будут находиться в активном … (соревновании) там, где плотность их населения … (высока).
Выключаю интерактивную доску
Задание 10: Устный биологический диктант.
1) Наука о различных аспектах взаимодействия организмов между собой, с факторами окружающей среды и человеком, а также о путях оптимизации таких отношений называется … (экологией).
2) Совокупность абиотических и биотических условий жизни организма называется … (средой обитания).
3) Тремя важнейшими компонентами среды, окружающей человека, являются … (абиотический, биотический и социальный).
4) Экологические факторы делятся на группы … (абиотические, биотические, антропогенные).
5) Важнейшими абиотическими факторами являются … (температура, свет, влажность).
6) Для синиц характерна … среда обитания (наземно-воздушная).
7) Плотность внешней среды большая в … (воде).
8) Способность организмов выдерживать изменения условий жизни называется … (толерантностью).
9) Минимум и максимум воздействия фактора … для организма (губителен).
10) Для организма наиболее благоприятным является … интенсивности фактора (оптимум).
Задание 11.
Укажите, в какой среде – водной или наземно-воздушной – могут жить очень крупные животные, и объясните (кратко) причину этого явления.
(Ответ: в водной, так как силы выталкивания воды облегчают управление телом (чем больше масса, тем сложнее передвигаться и осуществлять координацию в воздушной среде))
Задание 12.
Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.
Коды ответов:
1) В течение своей жизни нападает на одну, иногда на несколько особей.
2) В течение своей жизни нападает на большое число особей.
3) Поедает только часть вещества своей жертвы.
4) Поедает практически всю жертву.
5) приводит свою жертву к гибели.
6) Наносит вред жертве, но редко приводит ее к быстрой гибели.
7) Цикл развития тесно связан с жертвой.
8) Нападает на жертву и сам ею питается.
9) Нападает на жертву, но сам ею не питается.
(Ответы: Хищник – 2, 4, 5, 8. Паразит – 1, 3, 6, 7, 9.)
Задание 13.1:
Выберите правильные суждения.
1) Внутривидовые отношения – механизм, обеспечивающий саморегуляцию численности популяций.
2) Межвидовая конкуренция играет важную роль в формировании природного сообщества.
3) Пространственное распределение животных в популяции регулируется их поведением.
4) Абиотические факторы не оказывают влияния на конкурентные отношения двух родственных видов.
5) Территориальное поведение у животных – способ регуляции численности популяции.
6) Организмы двух видов одинаково реагируют на повышение плотности их популяции.
7) Конкуренция не является формой биотических взаимоотношений.
8) Конкурентные взаимоотношения, как правило, полезны для обоих организмов.
9) Самоизреживание у елей – это пример межвидовой конкуренции.
10) Примером внутривидовой конкуренции являются взаимоотношения между волками в стае.
(Ответ: 1, 2, 3, 5, 10.)
Задание 13.2.
Выберите правильные суждения.
1) Экологическая рождаемость зависит от абиотических факторов и состава популяции.
2) Каждая популяция имеет четко очерченные границы.
3) Предел плотности популяции определяется количеством самого дефицитного ресурса.
4) Потеря популяций определенной части особей, как правило, компенсируется за счет более интенсивного размножения.
5) Любая популяция имеет «запас прочности», то есть может сохраняться при некотором изменении влияния контролирурующего
фактора.
(Ответ: 1, 3, 4, 5).
(Включаю интерактивную доску)
Задание 14:
ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ
(Слайд 1 - 2) 1. Дайте краткий ответ на вопрос. Учёные установили, что хвойные деревья (ель, сосна) менее устойчивы к загрязнению воздуха промышленными газами, чем лиственные деревья. Объясните, в чём причина этого явления.
Пояснение.
1) В листьях оседают различные вредные вещества.
2) У лиственных растений листья опадают ежегодно, а с ними удаляются вредные вещества, у хвойных растений листья живут 3 - 5 и более лет, поэтому вредные вещества не удаляются и ведут к отравлению организма.
(Слайд 3 - 4) 2. Какой тип биотических отношений устанавливается между большим пёстрым дятлом и малым пёстрым дятлом, обитающими в одной экосистеме хвойного леса? Объясните почему.
Пояснение.
1) Конкуренция за ресурсы.
2) Для жизни им требуются одни и те же ресурсы: обитают в одном ярусе, пища, одинаковая экологическая ниша
(Слайд 5 - 6) 3. Обыкновенная лисица регулирует численность лесных мышевидных грызунов. Как изменится состояние обитателей лесного биоценоза при полном истреблении или резком сокращении численности лисиц?
Пояснение.
1) Сначала численность мышевидных грызунов резко возрастет, т. к. нет хищников.
2) Затем начнёт снижаться, под действием болезней и паразитов, т. к. они уничтожат свою кормовую базу - увеличится конкуренция (а также хищники уничтожали больных и ослабленных животных).
(Слайд 7 - 8) 4. Какие виды экологических факторов способствуют регуляции численности волков в экосистеме? Ответ поясните.
Пояснение.
1) антропогенные: сокращение площади лесов, чрезмерный отстрел;
2) биотические: недостаток корма, конкуренция, распространение заболеваний.
Примечание.
Абиотические: глубина снежного покрова зимой
(Слайд 9 - 10) 5. При загрязнении водоёмов отходами производства в воду поступают соединения тяжёлых металлов, которые накапливаются в живых организмах. Объясните, в какой части представленной пищевой цепи и почему концентрация этих веществ достигнет максимального уровня. Фитопланктон → зоопланктон → плотва → окунь → щука → рыбоядная птица.
Пояснение.
1) наибольшее накопление будет в теле рыбоядной птицы;
2) рыбоядная птица - последнее звено в цепи питания.
(Слайд 11 - 12) 6. Одна самка луны-рыбы вымётывает до 300 миллионов икринок. Объясните, почему численность этого вида не возрастает в водоёмах беспредельно.
Пояснение.
1) при наружном оплодотворении у рыб в воде не все икринки бывают оплодотворены;
2) до и после оплодотворения икринки рыб, образовавшиеся мальки и молодь гибнут из-за воздействия на них абиотических и биотических факторов среды.
(Слайд 13 - 14) 7. Как изменится биогеоценоз озера при сокращении численности хищных рыб?
Пояснение.
1) Сначала увеличится число растительноядных рыб.
2) Затем под действием болезней и паразитов и из-за отсутствия достаточного количества пищи численность растительноядных рыб упадет.
или, Затем количество растительноядных рыб начнет снижаться, т. к. они уничтожат свою кормовую базу - увеличится конкуренция, а также хищники уничтожали больных и ослабленных животных).
(Слайд 15 - 16) 8. Для борьбы с вредителями сельскохозяйственных растений в специальных лабораториях разводят крошечных насекомых - трихограмм, которые откладывают свои яйца в яйца насекомых-вредителей. Как называется этот способ борьбы с вредителями культурных растений и какие преимущества он имеет по сравнению с другими способами борьбы?
Пояснение.
1) это биологический способ борьбы с вредителями культурных растений;
2) он не загрязняет окружающую среду, не оказывает отрицательного воздействия на растения.
II Рефлексия.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.
Блаженко С.А. Обобщающий урок по темам «Химический состав клетки», «Структура и функции клетки» и «Обеспечение клеток энергией» (использование тестовой технологии)
Ход урока
План урока
Фронтальный опрос.
Тест.
Термины.
Индивидуальный рассказ об Энергетическом обмене.
Видеофильм о Фотосинтезе.
Индивидуальный рассказ о Фотосинтезе.
Установить правильную последовательность этапов Энергетического обмена и фотосинтеза. (2 ученика у доски, остальные выполняют задания в тетрадях, на доске задания, распечатанные на листочках)
- Найти верное окончание предложения, вписать последовательность цифр и букв
- Установить соответствие между процессами: ассимиляция – диссимиляция. (2 ученика у доски, остальные выполняют задания в тетрадях, на доске задания, распечатанные на листочках)
Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые (1 ученик у доски выполняет задание, а остальные выполняют задания в тетрадях, 3 варианта)
Устный биологический диктант (по цепочке зачитывают и отвечают на 25 вопросов)
Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»
Рефлексия
Организационный момент.
1. Фронтальный опрос
2. Тест.
Вариант I Тест по теме «Строение клетки»
1. В состав мембраны входят:
а) белки и углеводы;
б) белки и липиды;
в) углеводы и жиры;
г) белки и неорганические вещества.
2. Фагоцитоз – это:
а) захват клеткой жидкости;
б) захват твердых частиц;
в) транспорт веществ через мембрану;
г) ускорение биохимических реакций.
3. В состав ядрышка входит:
а) ДНК;
б) рРНК;
в) белок и ДНК;
г) белок и рРНК.
4. Хромосомы – это:
а) структуры, состоящие из белка;
б) структуры, состоящие из РНК;
в) структуры, состоящие из ДНК;
г) структуры, состоящие из белка и ДНК.
5. Основная функция лизосом – это:
а) синтез белков;
б) расщепление органических веществ;
в) избирательный транспорт веществ;
г) пиноцитоз.
6. Что такое кристы?
а) Складки внутренней мембраны митохондрий;
б) складки наружной мембраны митохондрий;
в) межмембранные образования;
г) окислительные ферменты.
7. От чего зависит число митохондрии в клетке?
а) От размеров клетки;
б) от уровня развития организма;
в) от функциональной активности клетки;
г) от всех указанных условий.
8. Какие пластиды имеют пигмент хлорофилл?
а) Лейкопласты;
б) хлоропласты;
в) хромопласты;
г) все перечисленные пластиды.
9. Какие органоиды имеют немембранное строение:
а) ядро и лизосомы;
б) аппарат Гольджи;
в) эндоплазматическая сеть;
г) рибосомы.
10. Вирусы могут существовать как:
а) самостоятельные отдельные организмы;
б) внутриклеточные паразиты прокариот;
в) внутриклеточные паразиты эукариот;
г) внутриклеточные паразиты прокариот и эукариот.
Вариант II Тест по теме «Строение клетки»
1. Какую из перечисленных функций не выполняет клеточная мембрана?
а) Транспорт веществ;
б) защиту клетки;
в) взаимодействие с другими клетками;
г) синтез белка.
2. Роль ядрышка заключается в образовании:
а) хромосом;
б) лизосом;
в) рибосом;
г) митохондрий.
3. В состав хроматина ядра входит:
а) ДНК;
б) иРНК;
в) белок и ДНК;
г) белок и иРНК.
4. Функции шероховатой ЭПС:
а) транспорт веществ и синтез белков;
б) переваривание органических веществ;
в) синтез лизосом;
г) образование рибосом.
5. Какую функцию выполняют рибосомы?
а) Фотосинтез;
б) синтез белков;
в) синтез жиров;
г) синтез АТФ.
6. Новые митохондрии в клетке образуются в результате:
а) деления и роста лизосом;
б) деления и роста других митохондрий;
в) синтеза, протекающего в ядре;
г) выпячивания мембран ЭПС.
7. Какие пластиды накапливают запасной крахмал?
а) лейкопласты;
б) хромопласты;
в) хлоропласты;
г) все перечисленные пластиды.
8. Органоиды движения – это:
а) цитоплазматические выросты;
б) самостоятельные структуры;
в) части ЭПС;
г) клеточные включения.
9. Значение клеточного центра:
а) синтез ДНК и РНК;
б) участвует в делении клеток;
в) переваривает пищевые частицы;
г) участвует в фотосинтезе.
10. Вирусы состоят:
а) из белка, ДНК и РНК;
б) липопротеинов, ДНК и РНК;
в) полисахаридов, ДНК и РНК;
г) гликопротеинов, ДНК и РНК.
Ответы: Тест по теме «Строение клетки»
Вариант I: 1 – б, 2 – б, 3 – г, 4 – г, 5 – б, 6 – а, 7 – в, 8 – б, 9 – г, 10 – г.
Вариант II: 1 – г, 2 – в, 3 – в, 4 – а, 5 – б, 6 – б, 7 – а, 8 – а, 9 – б, 10 – а.
0 - 1 ошибок «5»; 2 – 3 ошибки; «4»; 4 - 6 ошибок; «3»; 7 – 10 ошибок «2».
3. Термины: Фотосинтез, Хемосинтез, Обмен веществ, Прокариоты, Эукариоты, Автотрофы, Гетеротрофы.
4. Индивидуальный рассказ об Энергетическом обмене.
5. Видеофильм о Фотосинтезе.
6. Индивидуальный рассказ о Фотосинтезе.
7. Установить правильную последовательность этапов Энергетического обмена и фотосинтеза. (2 ученика у доски, остальные выполняют задания в тетрадях, на доске задания, распечатанные на листочках)
Установите правильную последовательность процессов фотосинтеза:
А) возбуждение хлорофилла;
Б) синтез глюкозы;
В) соединение электронов с НАДФ+ и Н+;
Г) фиксация углекислого газа;
Д) разложение воды.
Ответ:
1 задание |
А |
Д |
В |
Г |
Б |
Установите правильную последовательность этапов энергетического обмена:
А) расщепление биополимеров до мономеров;
Б) поступление органических веществ в клетку;
В) окисление пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды;
Г) расщепление глюкозы до пировиноградной кислоты;
Д) синтез 36 молекул АТФ.
Ответ:
2 задание |
А |
Б |
Г |
В |
Д |
8. - Найти верное окончание предложения, вписать последовательность цифр и букв
- Установить соответствие между процессами: ассимиляция – диссимиляция. (2 ученика у доски, остальные выполняют задания в тетрадях, на доске задания, распечатанные на листочках)
Задание: Найдите во второй колонке верное окончание предложения, данного в первой колонке, выпишите последовательность цифр и букв правильного ответа.
1. Всю совокупность химических реакций |
А) …энергией, заключенной в молекулах АТФ. |
2. Значение энергетического обмена состоит |
Б) …синтеза и распада. |
3. В процессе пластического обмена в клетках синтезируются… |
В) …поглощением энергии. |
4. Обмен веществ складывается из двух |
Г) …обменом веществ. |
5. Анаболизм сопровождается… |
Д) …распадом органических веществ. |
6. Катаболизм характеризуется… |
Е) …молекулы белков. |
Ответы: 1 – Г, 2 – А, 3 – Е, 4 – Б, 5 – В, 6 – Д.
Задание. Установите соответствие между процессами, протекающими в клетках организмов, и их принадлежностью к ассимиляции или диссимиляции:
Процессы, протекающие в клетках |
Обмен веществ |
1. Испарение воды 2. Дыхание 3. Расщепление жиров 4. Биосинтез белков 5. Фотосинтез 6. Расщепление белков 7. Расщепление полисахаридов 8. Биосинтез жиров 9. Синтез нуклеиновых кислот 10. Хемосинтез |
А – ассимиляция Б – диссимиляция |
Ответ: 1 – Б, 2 – Б, 3 – Б, 4 – А, 5 – А, 6 – Б, 7 – Б, 8 – А, 9 – А, 10 – А.
9. Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые (1 ученик у доски выполняет задание, а остальные выполняют задания в тетрадях, 3 варианта)
Задание. Из перечня характеристик и признаков выбрать необходимые:
1-й вариант – растительная клетка;
2-й вариант – животная клетка;
3-й вариант – грибная клетка.
1. Тело образовано гифами.
2. Клеточная стенка состоит из целлюлозы.
3. Имеет пластиды.
4. Нет клеточной стенки.
5. Запасным углеводом является гликоген.
6. По способу питания является автотрофной.
7. Клеточная стенка состоит из хитина.
8. Содержит вакуоли, заполненные клеточным соком.
9. По способу питания является гетеротрофной.
10. Способна образовывать многоклеточный организм.
Ключ.
Номер |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
1-й вариант |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
2-й вариант |
– |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
3-й вариант |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
– |
+ |
+ |
10. Устный биологический диктант (по цепочке зачитывают и отвечают на 25 вопросов)
Устный биологический диктант
1. Какой из нуклеотидов не входит в состав ДНК? (урацил)
2. Укажите состав нуклеотида ДНК (азотистое основание, дезоксирибоза, остаток фосфорной кислоты)
3. Какую функцию выполняет иРНК? (снятие и перенос информации с ДНК)
4. Что является мономерами ДНК и РНК? (нуклеотиды)
5. Назовите основные отличия иРНК от ДНК. (одноцепочечная, содержит рибозу, передает информацию)
6. Какой из видов молекул РНК имеет самые длинные цепочки? (иРНК)
7. Какой вид РНК вступает в реакцию с аминокислотами? (тРНК)
8. Какие нуклеотиды входят в состав РНК? (аденин, урацил, гуанин, цитозин)
9. Назовите ученого, который первым увидел ячеистое строение тканей растений и предложил называть ячеистые структуры «клетками». (Р. Гук.)
10. Назовите ученого, который, обобщив знания о строении клеток животных и растений, сформулировал первую клеточную теорию. (Т. Шванн.)
11. Назовите ученого, который первым открыл крупные бактерии, одноклеточные организмы, сперматозоиды, эритроциты. (А. Левенгук.)
12. «Сходство строения и химического состава» – это одно из положений ___________ теории. (Клеточной.)
13. Сходство строения и жизнедеятельности клеток организмов разных царств живой природы свидетельствует о ________ . (Единстве органического мира.)
14. Изучением строения и функций клетки занимается наука _________. (Цитология.)
15. Клетка является структурной и функциональной единицей живого, так как ____________ . (Все живые организмы, кроме вирусов, построены из клеток.)
16. Фотосинтез – это … (синтез органических веществ на свету).
17. Процесс фотосинтеза осуществляется в органеллах клетки – … (хлоропластах).
18. Свободный кислород при фотосинтезе выделяется при расщеплении … (воды).
19. На какой стадии фотосинтеза образуется свободный кислород? На … (световой).
20. В течение световой стадии … АТФ. (Синтезируется.)
21. В темновой стадии в хлоропласте образуется … (первичный углевод – глюкоза).
22. При попадании солнечного счета на хлорофилл происходит … (возбуждение электронов).
23. Фотосинтез происходит в клетках … (зеленых растений).
24. Световая фаза фотосинтеза происходит в … (тилакоидах).
25. Темновая фаза происходит в … (любое) время суток.
11. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена»
Задание. Заполните таблицу «Этапы энергетического обмена».
Особенности |
I этап |
II этап |
III этап |
1. Где происходит расщепление? |
|
|
|
2. Чем активируется расщепление? |
|
|
|
3. До каких веществ расщепляются соединения? |
|
|
|
4. Сколько выделяется энергии? |
|
|
|
5. Сколько энергии синтезируется в виде АТФ? |
|
|
|
Ответ: Этапы энергетического обмена
Особенности |
I этап |
II этап |
III этап |
1. Где происходит расщепление? |
В органах пищеварения |
Внутри клетки |
В митохондриях |
2. Чем активируется расщепление? |
Ферментами пищевари- |
Ферментами |
Ферментами |
3. До каких веществ расщепляются соединения? |
БЕЛКИ → аминокислоты УГЛЕВОДЫ → глюкоза ЖИРЫ → глицерин |
глюкоза → 2 молекулы мо- |
Молочная |
4. Сколько выделяется энергии? |
Мало, рассеивается |
60 % рассеивается в виде тепла, 40 % идет на синтез двух молекул АТФ |
Более 90 % энергии запасается |
5. Сколько энергии синтезируется |
– |
2 молекулы АТФ |
36 молекул АТФ |
12. Рефлексия.
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определение качества и уровня усвоения. Оценка учащимися своей учебной деятельности с точки зрения ее успешности.