12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена27
Работаю музыкальным руководителем, Высшая категория, стаж работы больше 30 лет. Занимаюсь театром, элементарным музицированием. Лауреат Районного конкурса "Воспитатель года -2018" Победитель Всероссийского интернет конкурса "Воспитатель года- 2018"
Россия, Ямало-Ненецкий АО, Надым
0

«Экскурсия в мини – музей «ВИНИ - оркестра». (ВИНИ - Восхитительно - интересные, необычные инструменты)

Конспект НОД

область «Музыка» для детей от 4 -7 лет

«Экскурсия в мини – музей «ВИНИ - оркестра».

Пояснительная записка

Наименование мини-музея:

«Музей ВИНИ- оркестра».

Профиль музея:

познавательно – развивающий.

Цель организации музея:

Создание условий для формирования у дошкольников чувства эмоционального удовлетворения от знакомства с музыкальными инструментами и потребности в инструментальном музицировании.

Задачи:

1. Расширять представления дошкольников о музыкальных инструментах России, (внешний вид, устройство, тембр звучания, история возникновения).

2. Учить приемам звукоизвлечения и способам игры на ударных, струнных, и шумовых инструментах.

3. Развивать творчество детей, побуждать их к активным самостоятельным действиям в процессе игры на детских музыкальных инструментах.

4. Воспитывать интерес к музыке и музицированию, бережное отношение к музыкальным инструментам.

Формы деятельности:

-поисковая,

-экспозиционная,

-познавательная

учитываются психофизиологические особенности ребенка и строится на следующих принципах:

· личностно-ориентированного подхода к каждому ребенку, его музыкальным возможностям и способностям;

· учета индивидуальных особенностей детей в ходе познавательно – развивающих экскурсий;

· системного подхода в организации образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста;

· интеграции разных видов музыкально-творческой деятельности воспитанников;

· ориентации на творческое осмысление музыки и музыкальной деятельности детьми дошкольного возраста, творческое самовыражение.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях музея достаточно разнообразные: проведение обзорных и тематических экскурсий, познавательных бесед и мероприятий, тематических вечеров, музыкальных викторин; театрализованных представлений, семейных конкурсов и концертов, совместные концерты детей детского сада.

Мини-музей музыкальных инструментов – это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива детского сада и родителей.


Материал:

В мини - музее представлены музыкальные инструменты: барабаны, кастаньеты, маракасы, бубны, деревянные ложки, трещотки, гармонь, дудочки, флейты, кларнеты, металлофоны, ксилофоны, балалайка, аккордеон, колокольцы, треугольники, колокольчики, румбы и др ; самодельные музыкальные инструменты.


Семь ступеней музыкальных детей поднимут вверх

И на седьмой вершине - мы создадим оркестр.

1 ступень – звуки, мы их слушаем и исполняем на шумовых самодельных инструментах;

2 ступень - ритм (звучащие жесты, дид.игры, игра на палочках и т.д)

3 ступень - знакомство с музыкальными инструментами

4 ступень – игра на музыкальных инструментах

5 ступень - творчество (выражение себя через движение.пение и игру на музыкальных инструментах)

6 ступень – правила игры на инструментах и в оркестре

7 ступень – оркестр

Окунитесь вместе с нами в мир звуков, музыки и оркестр




Цель экскурсии: Формировать основы музыкальной культуры дошкольников и познакомить детей с огромным миром музыкальных инструментов.

Задачи:

Образовательная:

Формировать у дошкольников первичное представление о музее;

Познакомить с экспонатами музея, правилами поведения, сотрудниками;

Закреплять и расширять представления о музыкальных инструментах (внешний вид, тембр звучания, история возникновения), их группах (струнные, ударные, духовые…), видах оркестра (симфонический, эстрадный, народный)

Обогатить словарный запас музыкальными терминами, развивать мышление

Формировать умение определять музыкальные инструменты по звучанию;

Развивающая:

Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности.

Воспитательная:

Воспитывать коммуникативные навыки, интерес к музыкальным инструментам и желание музицировать.

Воспитывать желание быть активным участником в работе музея,

воспитывать в ребенке слушателя и настоящего ценителя хорошей музыки

Используемый наглядно-методический материал:

Ритмическая дорожка

Скрипичный ключ и дирижерская палочка

Ширмы с карманами для музыкальных инструментов и карточек.

Музыкальные инструменты

Самодельные шумовые инструменты и ритмические палочки

Презентация

Приемы и методы: Художественное слово, слушание музыкальных произведений, взаимодействие со сверстниками в музицировании, загадки, активизация словаря: экскурсовод, экспонат, оркестр, дирижер, создание атмосферы концертного зала

                                                         Ход экскурсии:

Ввод в совместную деятельность:
Музыкальный руководитель в роли  дирижера стоит лицом к экрану, звучит оркестр и дирижирует, в это время входят дети. Слайд 1 - оркестр

Создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка. (мотивация)

Дирижер: Вот и вы мои слушатели, мои дорогие друзья.  Я главный в оркестре, как меня называют? (дирижер). А, что у меня в руках? (дирижерская палочка)
Сегодня со своим помощником Скрипичным ключом (Слайд 2 ключ) введем вас в мир музыки, мир удивительных звуков восхитительно-интересных необычных музыкальных инструментов, которые живут в нашем музее и вы станете участниками моего « ВИНИ-оркестра». Но сначала, я бы хотел с вами познакомиться.

Коммуникативная Игра- приветствие «Будем знакомы»:

Кто скрипичный ключ в руки возьмет, тот имя свое звонко пропоет.
Действие детей: Дети поочередно передают ключ и пропевают свое имя.

Основная часть (содержательный, деятельностный этап)

Дирижер дотрагивается до ключа  и появляется нотка Слайд 3

Нота 1: Здесь написано слово «музей».

Дирижер: Музей – это «храм муз». В древности музами называли богинь, которые покровительствовали наукам и искусствам. Значит, музей – это место, где хранятся самые ценные и редкие предметы, достижения человечества.

появляется еще одна нотка слайд 4

Нота 2: В этой ноте спрятано слово «экспонат». Этим словом называют предметы, которые выставлены в музее.

Дирижер: В моём музее много экспонатов. Какие из музыкальных инструментов вы узнаёте? (Дети перечисляют). Все интересные экспонаты вам будет показывать и рассказывать о них – экскурсовод. Сегодня вашим экскурсоводом буду я (прикрепляю бейджик).

Дирижер: Ребята, скажите, кто я?

Дети: Экскурсовод. появляется третья нотка Слайд 5

Нота 3: в этой ноте спрятано слово «группы». И, действительно, в моём музее царит строгий порядок. Все инструменты живут группами. Об этом мы узнаем позже.

Дирижер: Я сейчас расскажу вам какие правила нужно соблюдать в музее: - В нашем музее разрешается трогать экспонаты руками;

Экспонаты нужно возвращать и ставить их на место красиво и аккуратно;

Экспонаты нельзя ломать и забирать их домой;

Можно пополнять новыми экспонатами (а у кого есть дома музыкальные инструменты).

Ветер чуть слышно поет, ива вздыхает у сада.
Чуткая музыка всюду живет, только прислушаться надо….("Музыка всюду живет" Семерин)
Давайте закроем глаза и послушаем тишину.

Действие детей: дети закрывают глаза и слушает звуки.

Дирижер: Вы услышали какие-нибудь звуки? (ответы детей)
А я услышала звуки Осени, это шелест  листочков, шум ветра, стук дождя.
Я так хочу исполнить музыку осени, поможете мне?

Посмотрите на эту полочку, здесь живут необычные инструменты, самодельные, которые сделаны своими руками, и они тоже издают звук.
Давайте возьмем эти шумовые инструменты и сыграем на них музыку Осени.

Действие детей: Детям предлагаются самодельные шумовые инструменты: стаканчики, рюмочки, шуршунчики – бумажки от конфет, шуршунчики- киндеры и другие и они импровизируют под любое произведение осенней тематики

на экране иллюстрация  "Осень" Левитан Слайд 6

Дирижер: Чтобы красиво играть на музыкальных инструментах, нужно развивать ритм. Ритм живет вокруг нас, дыхание, ритм сердца, шаги, звуки, все имеет свой ритм.

В этом уголке музея находятся предметы, которые помогают развивать ритм и могут тоже издавать звуки. Возьмите эти деревянные ритмические палочки и сыграйте на них музыку.

                          «Ритмическая игра» На экране слайд 7 


Задание:  (Имя ребенка)  сыграй ритм больших часов (Бом-бом) – повтор все вместе
(Имя ребенка)  простучи ритм маленьких шагов (Бегом-бегом) – повтор все  дети
Мы услышали длинные и короткие звуки, из которых состоит музыка. Их можно не только попеть или прохлопать, но и пройти шагами по этой ритмической дорожке.

(детям представляют наглядно-практическое пособие «Ритмические дорожки» большие и маленькие круги, соединенные между собой пуговицей, для смены их местами)

«Ритмическая дорожка»

Действие детей: идет по дорожке, наступая на большой круг и проговаривая -Та, на маленький -Ти.

Проблемная ситуация:

Дирижер:(Звучит муз фрагмент настройка инструментов) Ребята, слышите звуки?

Это ВИНИ-музей продолжает открывать для нас свои двери.
Действие детей: дети проходят к наглядно-практическому пособию, сделанному в виде большого календаря,

Дирижер: Здесь живут разные звуки, мир без звуков был бы грустный, серый, скучный и невкусный. Ребята, а кто знает, как можно воспроизвести звуки? (ответы детей.)

Представте, с помощью чего можно воспроизвести звуки (голосом или на музыкальных инструментах). Благодаря музыкальным инструментам, музыканты исполняют музыку, которую сочиняют кто? (Композиторы)
Ребята, скажите, как одним словом называется:  «Группа музыкантов, играющих на разных музыкальных инструментах одно музыкальное произведение?» (оркестр)

     слайд 8 три оркестра (народный, симфонический и эстрадный), фото дирижера.

Звучит стихотворение из музыкального диска «Детская развивающая музыка» 2 диск «Страна музыкальных инструментов»

Звуки дивные оркестра в наши души проникают

И с божественною силой нами властно управляют.

Воспевают радость трубы, барабаны бьют тревогу

И спешат командой дружной, к ним литавры на подмогу.

Очаровывают скрипки, тонкой вязью облетают,

Струны арфы сладкозвучной, чувство одухотворяют.

Сказ ведут неторопливо: контрабас с виолончелью,

Мелодично и негромко флейта вторит нежной трелью.

Вот хрустальным перезвоном рассыпается челеста

Голосок свой, добавляя в мощь звучания оркестра.

Дирижер: Посмотрите, здесь есть знакомые вам музыкальные инструменты? (ответ детей) Это народные инструменты, а вместе они звучат в оркестре народных инструментов.

                           Слайд 9 Оркестр народных инструментов

Действие детей: Дети слушают фрагмент произведения в исполнении народного оркестра.

Дирижер: А сейчас давайте посмотрим, есть ли они в нашем музее.

Действие детей: Дети рассматривают инструменты этой группы и называют их, затем слушают, как звучат некоторые из них.

Деревянные крошки, постучи-ка немножко.

Можно щи ими хлебать, а можно «Барыню» сыграть. (Ложки)

Ты возьми меня в ладошки, потряси меня рукой.

И услышишь голос мой, деревянный, озорной. (Трещотка)

Ребята, а кто играет на баяне? (баянист)
На гармошке? (гармонист)
На ложках? (ложкарь)
На дудке? (дударь)

Педагог играет на ложках, трещотках, свистульках, если он владеет домрой или балалайкой, то может познакомить со звучанием этих инструментов)

 Слайд 10 фото эстрадного оркестра

Дети: Эстрадный.

Дирижер: Назовите, какие инструменты изображены на этих картинках. (ответы детей). А сейчас давайте посмотрим, есть ли какие- ни будь из этих красивых инструментов в нашем музее.

Ладошка по нему стучит, потряхивает вольно.

А он звенит, гремит, ему совсем не больно. (Бубен)

Ты возьми его в ладонь, слышен будет перезвон.

Динь-динь-динь, дон-дон-дон, чей же это звон? (Колокольчик)

Он похож на погремушку, только это не игрушка!.. (Маракас)

Действие детей: Дети находят музыкальные инструменты, звучащие в эстрадном оркестре и пробуют музицировать на них.

                                     Слайд 11 симфонического оркестра

Дирижер: Ребята, кто может назвать музыкальные инструменты, которые входят в состав этого оркестра?(ответы детей)
Это самый большой и богатый оркестр– Симфонический.

Звучит фрагмент произведения в исполнении Симфонического оркестра и читается стихотворение.

Оркестр симфонический вас может угостить:

Поэмой драматической, симфонией эпической,

Фантазией лирической, рапсодией трагической

Всех инструментов голоса сольются, и тогда…

Услышим, как шумят леса, и как журчит вода,

И как дрова трещат в огне, и как пурга яриться,

И как мечтает о весне продрогшая синица.

Можно сказать, что все инструменты, с которыми вы познакомились в нашем музее, звучат в Симфоническом оркестре.

Самостоятельная деятельность детей.

Дирижер: Музыканты долго думали, как быть?

И решили их по группам разделить,

Чтоб не путали в оркестре никогда, инструментов этих чудо – голоса.

Поэтому и существуют группы инструментов:

Струнно – смычковая группа особая. Не смогут инструменты звучать никогда, если в руках не будет смычка.

Инструменты духовые – деревянные интересные я вам скажу, забавные.

Медно – духовые начищены медью. Красуясь, блестят на площади в праздник,

бравурно играя, народ веселят.

Ударные инструменты тоже все поют, если даже в них на сцене сильно бьют.

Клавишная группа начинает звучать и громко, и тихо клавиши звук могут извлекать.

Вынести три маленькие ширмы с карманами, в которых лежат карточки с инструментами и настоящие музыкальные инструменты,  на ширмах прикреплены рисунки оркестров: народный, симфонический и эстрадный.
Задание 1:Возьмите в карманах карточку с музыкальным инструментом, внимательно посмотрите и вспомните  название инструмента и соберитесь в группу, к которой ваш инструмент относится (духовые, струнные, клавишные, ударные), и изобразите игру на нем.

Действие детей: дети самостоятельно узнают на картинке изображенный музыкальный инструмент и собираются по группам в соответствии со звучанием, затем передают в движении игру на своем музыкальном инструменте.

                            Творческая импровизация «Кто, на чем играет?»

Действие детей: Дети берут музыкальный инструмент и строятся возле картинки с оркестром, в состав которого входит этот музыкальный инструмент, а затем поочередно музицирует каждый оркестр в соответствии со звучащей музыкой (народная, классическая и эстрадная), а дирижер управляет.

Рефлексия. Сюрпризный момент. Итог экскурсии.

Дирижер: Молодцы! Вы настоящие музыканты.

Где мы сегодня были?

Дети: в музее «ВИНИ- оркестра»

Дирижер: а кто проводил с вами экскурсию?

Дети: Экскурсовод.

Дирижер: Какие экспонаты вы видели в музее?

Дети: Музыкальные инструменты.

На этом наша экскурсия заканчивается! Надеюсь, она была интересной. Но она не последняя. Мы и дальше будем знакомиться с различными музыкальными инструментами. А я память я хочу вам подарить медальки участника «ВИНИ-оркестра». До встречи



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.