Занятие «Экскурсия в музей народных промыслов»
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4
города Ржева Тверской области
Конспект
непосредственной образовательной деятельности
по познавательному развитию детей
среднего дошкольного возраста
Тема: «Экскурсия в музей народных промыслов»
Подготовила: воспитатель
Кудряева Мария Николаевна
Ржев 2018 год
«Экскурсия в музей народных промыслов »
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами России, воспитание чувства гордости за русскую землю, славящуюся мастерами, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту.
Задачи:
Образовательные:
Расширить представления детей о русских народных промыслах (Гжели, Хохломе, Дымковской игрушке).
Формировать умение видеть особенности, характерные для определенного вида росписи.
Развивающие:
Развивать познавательную активность, внимание, память, связную речь.
Расширять словарный запас
Развивать интерес к народным промыслам
Воспитательные:
Воспитывать уважительное отношение к труду мастеров.
Воспитывать эстетические чувства, эмоциональную отзывчивость при восприятии изделий народных мастеров.
Способствовать формированию у детей подлинной любви и уважения к своей Родине, к ее историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству.
Материалы и оборудование:
Картинки и открытки с изображением различных народных промыслов. Изделия народных промыслов: Гжель, Хохлома, Дымковская игрушка.
Ход НОД
(Воспитатель встречает детей в русском народном костюме)
Организационный момент. (Звучит музыка «Колокольчики»)
Воспитатель: - Мой звоночек звенит, заливается. И ребятки ко мне собираются. Собираемся все в круг. Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнёмся.
1.Знакомство с детьми.
Здравствуйте ребята! Вы уже знаете, что при встрече люди здороваются, и этим словом они желают друг другу здоровья.
Давайте, пожелаем здоровья друг другу. Здравствуйте! И нашим гостям.
Я соберу ваши имена в ладони (воспитатель подходит к каждому ребенку, ребенок говорит свое имя и касается ладони воспитателя). Какие красивые имена, я их оставлю себе на память.
Ребята, вы наверно обратили внимание на мой костюм. Вам нравится мой наряд? В старину на Руси многие женщины ходили в таких нарядах. Вы знали об этом? Все были мастерицы, и каждая украшала свой наряд сама. Часто вы видите такой наряд на улицах города? Где можно увидеть старинные предметы, посуду, домашнюю утварь, одежду? (В музее)
«Музей русских народных промыслов и ремёсел»
- Ребята, этот костюм сегодня я надела неспроста.
Земля наша, Русская, испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми, которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Недаром говорили: «Человек трудом красен».
Я предлагаю вам отправиться в «Музей русских народных промыслов», там я поведаю вам о некоторых видах художественной росписи. Вы согласны пойти на экскурсию по самым знаменитым центрам народного творчества.
(Дети подходят к первому стенду - Гжель)
Дер евня в Подмосковье прославилась теперь,
Известно всем в народе её названье - Гжель
- Это ребята народный художественный промысел Гжельская роспись.
В некотором царстве, в российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным-давно жили-были там смелые и умелые, веселые и красивые мастера. Собрались они однажды и стали думу думать, как бы им лучше свое мастерство показать, всех людей порадовать, да свой край прославить. Думали-думали, да придумали. Нашли они в родной сторонке глину чудесную, белую-белую, и решили слепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал. Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, расписывали свою посуду синей краской разных оттенков. Рисовали на посуде различные узоры из сеточек, полосочек, цветов. Очень затейливая, нарядная получилась посуда, и стали называть ее «нежно-голубое чудо».
Чашка эта голубая
О зиме напомнит вдруг:
На снегу холодном тает
Не растает синий луг.
Расцветают на морозе
Хризантемы и ромашки.
Колокольчики и розы.
Украшают чашки, вазы
Сколько блеска, сколько глянца
В сине-белом том фаянсе!
- Ребята, понравилась ли вам роспись Гжель? Какие цвета используются в этой росписи?
- Продолжим нашу экскурсию.
(Дети подходят ко второму стенду - Хохлома)
- Посмотрите, какая красивая посуда.
В старину люди ели из деревянной посуды. В селе Хохлома искусные мастера делали деревянную посуду и расписывали ее красивой росписью, отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своими яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом. Позже стали делать и детскую мебель. С большим старанием делают хохломчане свою посуду. Много выдумки и фантазии применяют, придумывают узоры, которые высматривают в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка-былинка, то красная, то черная, а из нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина, или цветы: маки, колокольчики, ромашки. Я перечислила элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному – завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок.
(Воспитатель предлагает детям рассмотреть предметы с хохломской росписью)
- Найдите на предметах ягоды клубники, ягоды смородины, завиток, листья, цветы. Ребята, обратите внимание , какие основные цвета используют в хохломской росписи?
- Молодцы ребята!
Вы не знаете, ребята,
Отчего и почему,
Очень часто называют
Золотою Хохлому?
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома?
Может, всюду там сияют
Золотые терема?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой, -
Вот чем славится она.
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь, не забудешь,
И хотел бы, да не смог.
-
Ребята, прежде чем перейти к следующему стенду, предлагаю вам немного размяться.
Физкультминутка. «Будем весело шагать!»
Раз, два, три, четыре, пять!
Будем весело шагать! (Ходьба на месте.)
Наклонился правый бок. (Наклоны туловища влево - вправо.)
Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
А сейчас поднимем ручки (Руки вверх.)
И дотянемся до тучки.
Сядем на дорожку, (Присели на пол.)
Посидим немножко.
Головою покачали (Движения головой.)
И все дружно вместе встали. (Встали.)
-Теперь отправляемся дальше.
(Дети подходят к стенду с Дымковской игрушкой)
- Полюбуйтесь ребята, какая красота! И Барышня, и свистулька, и лошадки. Что же это за узор?
- Это один из русских народных глиняных художественных промыслов – Дымковская игрушка. Возник он в заречной слободе Дымково, близ города Вятки.
Дымковская слобода (это, ребята, большое село), славится своими мастерами. Проходили здесь знаменитые весенние ярмарки, народные гуляния, на которых и появились первые игрушки расписные, дивные такие. Называется такой праздник «Свистунья». Пели на разные голоса свистульки, зазывая весну, прогоняя холодную зиму. Практически в каждой избе жили умельцы, владеющие дымковским мастерством. Из красной глины, смешанной с просеянным песком, рождались, появлялись на свет разные зверюшки: кони озорные, олени золоторогие, индюки важные, кавалеры отважные, свистульки голосистые да звери сказочные, диковинные. Особенностью росписи дымковской игрушки является простой геометрический орнамент, состоящий из ярких пятен, кругов, зигзагов и полосок разной толщины.
(Дети рассматривают картинки и предметы дымковской росписи. Воспитатель обращает внимание детей на цвета используемые в данной росписи).
-Для этой росписи используют сочетания ярких цветов. красного, малинового, желтого, голубого, зеленого, оранжевого, синего и, конечно, черного.
Есть в России уголок,
Где из труб идет дымок,
Знаменита деревушка
Яркой глиняной игрушкой:
Свистульками звонкими
С голосами тонкими,
Пестрыми фигурками.
Кошечками Мурками,
Расписными петухами,
Курицами, индюками,
Веселит, ласкает взор
Пестрый Дымковский узор.
- Ребята, вот мы и познакомились со знаменитой русской росписью Гжель, Хохлома и Дымка.
- У меня для вас есть сюрприз!
(На полке мольберта лежит коробка, завёрнутая в платок. Педагог обыгрывает ситуацию – сюрпризный момент)
- Это игра… Вы хотите поиграть в лото?
- Я вам предлагаю пройти к столам и поиграть в эту игру.
(Дети присаживаются за столы, воспитатель раздает карточки, два ведущих).
- Давайте проверим, хорошо ли вы запомнили особенности каждой росписи. Я загадаю вам загадки:
Посуда не простая,
А точно – золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками.
Называется она - (Золотая Хохлома)
Веселая белая глина,
Кружочки, полоски на ней,
Козлы и барашки смешные,
Табун разноцветных коней,
Кормилицы и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собачки, гусары и рыбы.
А ну, назови-ка меня! (Дымковская игрушка)
Эта роспись на белом фарфоре –
Синее небо, синее море
Синь васильков,
Колокольчиков звонких.
Синие птицы на веточках тонких. (Гжель)
- Вы хорошо всё запомнили, я думаю, что все карточки вы заполните верно.
- Вот и закончилась игра. Понравилась она вам? Она останется у вас в группе.
(дарит игру детям).
Итог.
- Ребята, интересная экскурсия у нас получилась?
- Какая роспись вам больше всего понравилось и почему?
- Я приготовила вам раскраски. Сегодня вечером вы сможете побыть мастерами и самостоятельно сделать роспись любого предмета. Здесь у меня есть посуда, шкатулки, игрушки…
- Потом вы сможете создать у себя в группе мини-музей народных промыслов.
Любовь Витальевна