Экспериментальная методика физической подготовки юношей 16–17 лет в военно-патриотическом клубе «Призывник»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ «ПРИЗЫВНИК»
Педагог ДО
Некрасов Алексей Викторович
г. Верхотурье, 2023г.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3
ГЛАВА 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ
1.1 Организация и методы исследования………………………………5
1.2 Описание экспериментальной методики……………………………7
1.3 Результаты исследования и их обсуждение…………………………9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………12
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………15
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение. А ……………………………………………………………19
Приложение. Б ……………………………………………………………20
Приложение. В……………………………………………………….........21
Приложение. Г ……………………………………………………………22
Приложение. Д ............................................................................................24
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Успешное выполнение поставленных задач, стоящих перед вооружёнными силами, по защите нашего государства тесно связано с качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии. В последние десятилетия наблюдается низкий уровень состояния здоровья и физического развития молодёжи, подлежащих призыву на военную службу; небольшие объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; мало развитие военно-прикладных видов спорта; неприспособленность призывников к службе в армии. Отсутствие в образовательных учреждениях перечня требований к психологической, интеллектуальной и физической подготовленности юношей допризывного возраста к военной службе; отсутствие системы подготовки к военной службе, начиная со школьного возраста.
Базовым фактором, оценивающим способность допризывника проходить военную службу, является состояние здоровья и физического развития. По данным Министерства Обороны РФ, более 23 % призывников не годны или ограниченно годны к службе в вооружённых силах по состоянию здоровья. Из числа годных к службе 52% имеют незначительные ограничения, которые могут проходить военную службу, но не во всех частях таких как (спецназ, ВДВ, морская пехота) где идут повышенные требованиями к состоянию здоровья. В результате, военную службу без ограничений могут нести лишь 34% от общего числа призывников.
На сегодняшний день комплектование вооружённых сил Российской федерации остаётся смешанным, трое из четырёх военнослужащих, подлежат набору на основании призыва. И от их физической подготовленности, уровня образования и будет зависеть, смогут ли они нести службу на современной технике, переносить трудности воинской службы. Поэтому эффективность физической подготовки ребят допризывного возраста будет в посещении дополнительных занятий в военно-патриотических клубах.
Объект исследования: процесс физической подготовки допризывной молодежи военно-патриотического клуба «Призывник».
Предмет исследования: методика физической подготовленности юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».
Цель исследования: повышение физической подготовленности юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».
Задачи исследования:
1. Проанализировать общепринятые методики развития физической подготовки юношей допризывного возраста в военно-патриотических клубах.
2. Разработать экспериментальную методику физической подготовки юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».
3. Дать практические рекомендации.
глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ
1.1 Организация и методы исследования
Экспериментальное исследование проводилось в МБУ ДО «ЦДТ», в городе Верхотурье, на базе военно-патриотического клуба «Призывник».
Педагогический эксперимент проводился в период с сентября 2022 г. по ноябрь 2022 г. Экспериментальная методика была включена в тренировочный процесс, педагога дополнительного образования, автора работы Некрасова Алексея Викторовича.
В эксперименте участвовали юноши 16-17 лет, в количестве 5 человек. Учебно-тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа.
По данным медицинского обследования все ребята были здоровы и допущены к регулярным тренировочным занятиям.
Для решения поставленных задач в работе использовали следующие методы исследования:
Анализ методической литературы
педагогическое наблюдение
педагогическое тестирование
педагогический эксперимент
Методы математической статистики
1. Анализ методической литературы. Для подготовки данной работы было изучено 24 научных и учебно-методических источников. Анализ научной, педагогической, психологической и специальной литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и обосновать сущность изучаемого вопроса.
2. Педагогическое наблюдение. Проводилось во время тренировочного процесса. При помощи этого метода проводился контроль за текущей и срочной переносимостью нагрузок участниками при использовании экспериментальной методики.
3. Педагогическое тестирование. Для исследования развития физической готовности юношей допризывного возраста проводились следующие тесты.
Бег по пересечённой местности на 5000 м.
(Приложение, Г фото. 1)
- «Отлично» - 23.30 (мин, с),
- «Хорошо» - 25.30 (мин, с),
- «Удовлетворительно» - 26.30 (мин, с),
Среда использования: лесной массив, овраги, водные преграды (ручей).
Преодоление единой полосы препятствий.
Единая полоса препятствий состоит из следующих элементов ров, лабиринт, забор с наклонной доской, разрушенный мост, разрушенная лестница, стена с проломами, одиночный окоп для стрельбы и метания гранат.
(Приложение, Г фото. 2)
- «Отлично» - 2.20 (мин, с),
- «Хорошо» - 2.25 (мин, с),
- «Удовлетворительно» - 2.35 (мин, с),
Оборудование: секундомер, Общевойсковая полоса препятствий.
Подтягивание на перекладине.
(Приложение, Г фото. 3)
В висе на перекладине, руки прямые, хватом сверху выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги прямые, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.
Результат. Количество подтягиваний.
- «Отлично» - 13 и более раз,
- «Хорошо» - 11 раз,
- «Удовлетворительно» - 9 раз.
Оборудование: Перекладина.
Челночный бег 10х10м.
(Приложение, Г фото. 4)
Челночный бег вид бега с резкой сменой направления. Участник должен пробегать несколько раз короткий отрезок дистанции, меняя направление.
- «Отлично» - 28,5с,
- «Хорошо» - 29,5с,
- «Удовлетворительно» - 32,5с.
Оборудование: Секундомер, размеченная площадка с твёрдым покрытием.
4. Педагогический эксперимент заключался в разработке и проведении экспериментальной методики, направленной на развитие физической подготовленности юношей допризывного возраста.
5. Методы математической статистики для оценки результатов исследования. Результаты исследований подвергались статистической обработке с использованием следующих параметров: средний арифметический величины (Х); стандартного отклонения (σ).
Требования к контрольным тестам приведены в приложении Б.
1.2 Описание экспериментальной методики
В экспериментальной группе проводилась работа по физической подготовке юношей допризывного возраста. Группа занималась 3 раза в неделю по 2 часа. На тренировках общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), использовались физические упражнения на развитие физических качеств. Тренировки были построены по классической схеме: разминка 15-20 минут, основная часть 70-80 минут, заключительная часть 15-20 минут.
В комплексы упражнений по общей физической подготовке включали:
бег на длинные дистанции, юноши сначала бегут 600 метров, затем идут пешком 50 метров с каждой тренировкой дистанция бега увеличивается. Подтягивание на перекладине разными хватами, а также подтягивание на низкой перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лёжа. Упражнения для передней брюшной стенки из положения, лежа на спине. Упражнения для мышц спины из положения, лежа на животе.
Упражнения для поддержания гибкости и подвижности в суставах: бег и прыжки на месте.
Упражнения на координацию: ходьба по бревну юноши должны пройти по бревну и не упасть бревно расположено 70 см над землёй с каждой тренировкой скорость прохождения увеличивается. Стоика на одной ноге (ласточка).
Расслабление мышц, дыхательные упражнения: упражнения на растяжку, дыхательные упражнения для восстановления дыхания.
В комплексы упражнений по специальной физической подготовке включали: бег по пересеченной местности, в обмундировании, в составе подразделения, с искусственными и естественными препятствиями, с переноской раненого различными способами и т.д.
Преодоление полосы препятствий освоение и совершенствование техники преодоления единой армейской полосы препятствий, на фоне физического утомления, освоение техники преодоления полосы препятствий в составе подразделения, акцентируя на бесшумное преодоление препятствий, на психологическую тренировку: взрывпакеты, с воспроизведением шумов боя, дымовые завесы.
Подтягивание из виса на перекладине, подъем переворотом, подъем силой, подъем ног к перекладине.
Челночный бег (освоение и совершенствование челночного бега 6х10 м, 10х10 м, 4х100 м).
1.3 Результаты исследования и их обсуждения
Перед началом использования методики были проведены два обследования группы: методом математической статистики и методом наблюдения. Были проведены четыре теста в начале эксперимента, а также четыре теста после проведения методики в течение трёх месяцев. Средние результаты тестирования группы отражены в Таблице 1
Таблица 1 Результаты тестирования юношей 16-17 лет
Тесты |
Результаты тестирования в начале эксперимента |
Результаты тестирования в конце эксперимента |
Уровень значимости различий (Р) |
||||
Х |
σ |
Х |
σ |
|
|||
Бег по пересечённой местности на 5000м (мин) |
25.8 |
0.6 |
23.6 |
1.0 |
>0,05 |
||
Преодоление единой полосы препятствий (мин) |
2,4 |
0.1 |
2.3 |
0.1 |
>0,05 |
||
Подтягивание на высокой перекладине (р) |
11 |
1.6 |
13 |
1.4 |
>0,05 |
||
Челночный бег 10х10м (с) |
29.8 |
1.3 |
28.0 |
0.79 |
>0,05 |
Таблица 2 Динамика физической подготовки юношей допризывного возраста в начале и в конце эксперимента в процентах.
Тестирование |
Этапы |
Оценки |
|||
2 |
3 |
4 |
5 |
||
Бег по пересечённой местности на 5000м. в % |
в начале |
0 0 |
60 0 |
40 40 |
0 60 |
в конце |
|||||
Преодоление единой полосы препятствий в % |
в начале |
40 0 |
60 40 |
0 40 |
0 20 |
в конце |
|||||
Подтягивание на высокой перекладине в % |
в начале |
0 |
40 |
40 |
20 |
в конце |
0 |
0 |
60 |
40 |
|
Челночный бег 10х10м. в % |
в начале |
0 0 |
40 0 |
60 20 |
0 80 |
в конце |
Исходя из исследования, на контрольном этапе, у экспериментальной группы юношей допризывного возраста повысился уровень развития физической подготовленности, в беге по пересечённой местности на 9.3%, в преодолении единой полосы препятствий на 4.4%, подтягивание на перекладине на 18%, челночный бег на 6.6%.
Анализируя полученные данные, можно сказать, что физическая подготовленность юношей допризывного возраста зависит от занятий и тренировок на занятиях общей физической культурой, а также при использовании специальных занятий ориентированной на подготовку будущих воинов.
Если сравнить в целом изменения на начальном и контрольном этапах физической подготовленности, то хорошие показатели отмечаются на контрольном этапе у экспериментальной группы.
Протоколы тестирования экспериментальной группы приведены в приложении В.
Диаграммы тестирования экспериментальной группы приведены в приложении Г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной задачей в системе подготовки допризывников к службе в вооружённых силах остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину.
Особенности развития физической подготовки будущего воина — это совокупность развития физических качеств таких как сила, быстрота, координация, гибкость, выносливость. Целенаправленная подготовка юношей к будущей военной службе. На занятиях в военно-патриотическом клубе широко используются физические упражнения на общую и специальную физическую подготовку.
В процессе физической подготовки юношей военно-патриотических клубов, используется весь арсенал принципов методов физического воспитания. Принципы сознательности, наглядности, систематичности. Метод использования слова, наглядного восприятия, практические (строго регламентированный метод, игровой и соревновательный), для достижения поставленных целей совершенствование умений, навыков, физической подготовленности, а также воспитания физических, морально-волевых качеств.
Была разработана экспериментальная методика на повышение уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет. Тренировочный процесс проходил на протяжении 3 месяцев. Весь проведённый комплекс тестирования, в виде выполнения нормативов для военнослужащих и упражнений общего физического развития наглядно даёт нам понять, что развитие физических качеств происходит гармонично во всех направлениях. В беге по пересечённой местности на 9.3%, преодоление единой полосы препятствий на 4.4%, подтягивание на перекладине 18%, челночный бег на 6.6%. В результате проведенного эксперимента у юношей допризывного возраста мы наблюдаем улучшение результатов по всем тестам. Что даёт право сделать вывод об успешности дополнительных занятиях в военно-патриотическом клубе. А также подготовке юношей допризывного возраста к военной службе, и соответственно к качественному выполнению задач, поставленных перед вооружёнными силами нашего государства.
Разработаны практические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности в военно-патриотическом клубе.
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
При проведении занятий по физической подготовке юношей допризывного возраста необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса.
При проведении занятий по физической подготовке строго соблюдать технику безопасности.
Один из основных принципов, для проведения занятия — это принцип непрерывности, который представляет собой общую последовательность, преемственность занятий.
Рекомендуется использование соревновательный метод как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений.
Рекомендуется стимулировать занимающихся, например, при сдаче нормативов по физической подготовке на отлично получение отличительного знака.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Арутюнян, Т. Г. Взаимосвязь военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста: автореф. ….. канд. пед. наук: 13.00.04. / Т.Г. Арутюнян, Краснояр. ГПУ. – Красноярск, 2006. – 23 с.- URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/160892/.- Текст: электронный.
Бака, М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: Учебно-методическое пособие. / М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с. – ISBN 5-85009-944-1. – Текст: непосредственный.
Бондаревский, Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: Метод. рекомендации / Е. Я. Бондаревский, М.В. Стародубцев, Ю.Е. Кочарян. – М.: ВНИИФК, 1983. – 48 с.- URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001171992. - Текст : электронный.
Вейднер-Дубровин, Л. А. Шейченко В. А. Требования к разработке комплексов для проверки физической подготовленности военнослужащих / Л.А. Вайднер-Дубровин, Л.А. Шейченко. Тезисы докл. итоговой науч. конф. за 1982 год. / – Л.: ВДКИФК, 1983. – С. 49-51. – Текст: непосредственный.
Гофман, Ж. И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки / Ж.И. Гофман.- М.: Высшая школа, 1985. – Текст: непосредственный.
Герасев, А.В. Интеграция средств начальной военной подготовки и физической культуры при обучении старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Герасев. - Тула, 2007. - 24 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003162038. – Текст электронный.
Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с. - ISBN 5-691-00487-5. – Текст: непосредственный.
Залетаев, И. П. Военно-прикладная физическая подготовка учащихся. /И.П. Залетаев. // Физкультура в школе. - № 7. – 2005. – С. 73-79. - ISBN 0130-5581. – Текст: непосредственный.
Зорин, В. А. На военизированной полосе препятствий. / В.А. Зорин. // Физкультура в школе. - № 8. – 2004. – С. 58-60. - ISBN 0130-5581 – Текст: непосредственный.
Капустин, А. Г. Допризывники-школьники на уроках физической культуры. / А.Г. Капустин // Физкультура в школе. - № 5. – 2005. – С. 34-38. – Текст: непосредственный.
Коваль, В. В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания автореф. канд. пед. наук: 13.00.04. / В.В. Коваль, ВолГУ. – Волгоград, 2008. – 24 с. – URL: nauka-pedagogika.com. – Текст: электронный.
Матвеев, Л П. Теория и методика физической культуры : [учебник] / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Физкультура и Спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 542, [1] с. : ил., табл.; 25 см. - (Корифеи спортивной науки).; ISBN 978-5-278-00833-0. – Текст: непосредственный.
Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП – 2009). – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2009. – 110 с. – URL: https://base.garant.ru/195845/. – Текст электронный.
Румшинский, Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. - М., 1971. - С.27-37. – Текст непосредственный.
Смирнов, А.Т. Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы КНИГИ ;НАУКА и УЧЕБА Название: Основы военной службы. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Автор: Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Издательство: Академия Год: 2000 Страниц: 240. – Текст: непосредственный.
Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры в 2-х томах. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – Том II. – 256 с. – Текст: непосредственный.
Толковый словарь спортивных терминов : Ок. 7400 терминов / [Абсалямова И. В. и др.]; Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1993. - 351 с.; 22 см.; ISBN 5-278-00558-0. – Текст: непосредственный.
Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с. : ил. – ISBN 5-85009-888-7.- Текст: непосредственный.
Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/. – Текст электронный.
Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ст-тов высших учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480с. - ISBN 5-7695-0567-2. – Текст: непосредственный.
Шиян, Б. М. Теория и методика физического воспитания. / Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989.- 178 с - Текст: непосредственный.
Шевцов, В. В. Отличник подготовки к военной службе. / В.В. Шевцов. // Физкультура в школе. - № 2. – 2007. – С. 77-79. - ISBN: 0130-5581. – Текст: непосредственный.
Школа патриотизма: информационно-патриотический сборник. // Под ред. Л.И. Глыжко. – Волгоград, 2006. – 88 с.
Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёв, А.А. Сафонов. - М., 1994. - 368 с. - ISBN 5-8450-0024-6. – Текст: непосредственный.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение. А
Нормативы по физической подготовке для военнослужащих по призыву
Приложение Б
Контрольные тесты
Тестовые задания |
измерения |
Оценка в баллах |
Бег по пересечённой местности 5000м
|
23.30 (мин, с) |
5 |
25.30 (мин, с) |
4 |
|
26.30 (мин, с) |
3 |
|
Более 26.30 (мин, с) |
2 |
|
Преодоление единой полосы препятствий
|
2.20 (мин, с) |
5 |
2.25 (мин, с) |
4 |
|
2.35 (мин, с) |
3 |
|
Более 2.35 (мин, с) |
2 |
|
Подтягивание на высокой перекладине
|
13 и более раз |
5 |
11-12 раз |
4 |
|
9-10 раз |
3 |
|
Менее 9 раз |
2 |
|
Чесночный бег 10х10 |
28,5с |
5 |
29,5с |
4 |
|
32,5с |
3 |
|
Более 32,5с |
2 |
Приложение. В
Протокол тестирования в начале эксперимента
Фамилия Имя |
Бег по пересечённой местности (мин, с)
|
Преодоление полосы препятствий (мин, с) |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
Челночный бег 10х10 (с) |
А. Д. Б. Т. Г. Н. Г. Д. Д. А.
|
26.20 26.10 25.10 25.20 26.30
|
2.35 2.30 2.30 2.40 2.50
|
11 12 13 10 9
|
29 30 29.5 28.7 32 |
Протокол тестирования в конце эксперимента
Фамилия Имя |
Бег по пересечённой местности (мин, с) |
Преодоление полосы препятствий (мин, с) |
Подтягивание на высокой перекладине (раз) |
Челночный бег 10х10 (с) |
А. Д. Б. Т. Г. Н. Г. Д. Д. А.
|
23.20 23.10 23.00 23.30 25.30
|
2.25 2.20 2.25 2.35 2.30
|
14 15 12 12 12
|
28 28.5 27 27.5 29 |
Приложение Г
Динамика результатов юношей 16-17 лет
Динамика результатов юношей 16-17 лет
Динамика результатов юношей 16-17 лет
Динамика результатов юношей 16-17 лет
Приложение Д
Фото. 1.
Фото. 2.
Фото. 3.
Фото. 4.