Экспериментальная методика физической подготовки юношей 16–17 лет в военно-патриотическом клубе «Призывник»

3
0
Материал опубликован 5 April

 

 

 

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Центр детского творчества»

 

 

 

 

 

 

 

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ В ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ КЛУБЕ «ПРИЗЫВНИК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Педагог ДО

     Некрасов Алексей Викторович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Верхотурье, 2023г.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………. 3

ГЛАВА 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ

1.1 Организация и методы исследования………………………………5

1.2 Описание экспериментальной методики……………………………7

1.3 Результаты исследования и их обсуждение…………………………9

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………12

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………15

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение. А ……………………………………………………………19

Приложение. Б ……………………………………………………………20

Приложение. В……………………………………………………….........21

Приложение. Г ……………………………………………………………22

Приложение. Д ............................................................................................24

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность. Успешное выполнение поставленных задач, стоящих перед вооружёнными силами, по защите нашего государства тесно связано с качеством подготовки молодежи допризывного возраста к службе в армии. В последние десятилетия наблюдается низкий уровень состояния здоровья и физического развития молодёжи, подлежащих призыву на военную службу; небольшие объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях; мало развитие военно-прикладных видов спорта; неприспособленность призывников к службе в армии. Отсутствие в образовательных учреждениях перечня требований к психологической, интеллектуальной и физической подготовленности юношей допризывного возраста к военной службе; отсутствие системы подготовки к военной службе, начиная со школьного возраста.

Базовым фактором, оценивающим способность допризывника проходить военную службу, является состояние здоровья и физического развития. По данным Министерства Обороны РФ, более 23 % призывников не годны или ограниченно годны к службе в вооружённых силах по состоянию здоровья. Из числа годных к службе 52% имеют незначительные ограничения, которые могут проходить военную службу, но не во всех частях таких как (спецназ, ВДВ, морская пехота) где идут повышенные требованиями к состоянию здоровья. В результате, военную службу без ограничений могут нести лишь 34% от общего числа призывников.

На сегодняшний день комплектование вооружённых сил Российской федерации остаётся смешанным, трое из четырёх военнослужащих, подлежат набору на основании призыва. И от их физической подготовленности, уровня образования и будет зависеть, смогут ли они нести службу на современной технике, переносить трудности воинской службы. Поэтому эффективность физической подготовки ребят допризывного возраста будет в посещении дополнительных занятий в военно-патриотических клубах.

Объект исследования: процесс физической подготовки допризывной молодежи военно-патриотического клуба «Призывник».

Предмет исследования: методика физической подготовленности юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».

Цель исследования: повышение физической подготовленности юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».

Задачи исследования:

1. Проанализировать общепринятые методики развития физической подготовки юношей допризывного возраста в военно-патриотических клубах.

2. Разработать экспериментальную методику физической подготовки юношей 16-17 лет военно-патриотического клуба «Призывник».

3. Дать практические рекомендации.

 

 глава 1 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ


 

1.1 Организация и методы исследования

 

Экспериментальное исследование проводилось в МБУ ДО «ЦДТ», в городе Верхотурье, на базе военно-патриотического клуба «Призывник».

Педагогический эксперимент проводился в период с сентября 2022 г. по ноябрь 2022 г. Экспериментальная методика была включена в тренировочный процесс, педагога дополнительного образования, автора работы Некрасова Алексея Викторовича.

В эксперименте участвовали юноши 16-17 лет, в количестве 5 человек. Учебно-тренировочные занятия проводились 3 раза в неделю по 2 часа.

По данным медицинского обследования все ребята были здоровы и допущены к регулярным тренировочным занятиям.

Для решения поставленных задач в работе использовали следующие методы исследования:

Анализ методической литературы

педагогическое наблюдение

педагогическое тестирование

педагогический эксперимент

Методы математической статистики

1. Анализ методической литературы. Для подготовки данной работы было изучено 24 научных и учебно-методических источников. Анализ научной, педагогической, психологической и специальной литературы позволил определить состояние изучаемой проблемы, выявить и обосновать сущность изучаемого вопроса.

2. Педагогическое наблюдение. Проводилось во время тренировочного процесса. При помощи этого метода проводился контроль за текущей и срочной переносимостью нагрузок участниками при использовании экспериментальной методики.

3. Педагогическое тестирование. Для исследования развития физической готовности юношей допризывного возраста проводились следующие тесты.

Бег по пересечённой местности на 5000 м.

(Приложение, Г фото. 1)

- «Отлично» - 23.30 (мин, с),

- «Хорошо» - 25.30 (мин, с),

- «Удовлетворительно» - 26.30 (мин, с),

Среда использования: лесной массив, овраги, водные преграды (ручей).

Преодоление единой полосы препятствий.

Единая полоса препятствий состоит из следующих элементов ров, лабиринт, забор с наклонной доской, разрушенный мост, разрушенная лестница, стена с проломами, одиночный окоп для стрельбы и метания гранат.

(Приложение, Г фото. 2)

- «Отлично» - 2.20 (мин, с),

- «Хорошо» - 2.25 (мин, с),

- «Удовлетворительно» - 2.35 (мин, с),

Оборудование: секундомер, Общевойсковая полоса препятствий.

Подтягивание на перекладине.

(Приложение, Г фото. 3)

В висе на перекладине, руки прямые, хватом сверху выполнить максимально возможное число подтягиваний. Подтягивание считается выполненным, когда руки сгибаются, подбородок выше перекладины, затем разгибаются полностью, ноги прямые, движения без перерывов и махов. Неправильно выполненные подтягивания не засчитываются.

Результат. Количество подтягиваний.

- «Отлично» - 13 и более раз,

- «Хорошо» - 11 раз,

- «Удовлетворительно» - 9 раз.

Оборудование: Перекладина.

Челночный бег 10х10м.

(Приложение, Г фото. 4)

Челночный бег вид бега с резкой сменой направления. Участник должен пробегать несколько раз короткий отрезок дистанции, меняя направление.

- «Отлично» - 28,5с,

- «Хорошо» - 29,5с,

- «Удовлетворительно» - 32,5с.

Оборудование: Секундомер, размеченная площадка с твёрдым покрытием.

4. Педагогический эксперимент заключался в разработке и проведении экспериментальной методики, направленной на развитие физической подготовленности юношей допризывного возраста.

5. Методы математической статистики для оценки результатов исследования. Результаты исследований подвергались статистической обработке с использованием следующих параметров: средний арифметический величины (Х); стандартного отклонения (σ).

Требования к контрольным тестам приведены в приложении Б.

 

 

1.2 Описание экспериментальной методики

 

В экспериментальной группе проводилась работа по физической подготовке юношей допризывного возраста. Группа занималась 3 раза в неделю по 2 часа. На тренировках общей физической подготовки (ОФП) и специальной физической подготовки (СФП), использовались физические упражнения на развитие физических качеств. Тренировки были построены по классической схеме: разминка 15-20 минут, основная часть 70-80 минут, заключительная часть 15-20 минут.

В комплексы упражнений по общей физической подготовке включали:

бег на длинные дистанции, юноши сначала бегут 600 метров, затем идут пешком 50 метров с каждой тренировкой дистанция бега увеличивается. Подтягивание на перекладине разными хватами, а также подтягивание на низкой перекладине, сгибание разгибание рук в упоре лёжа. Упражнения для передней брюшной стенки из положения, лежа на спине. Упражнения для мышц спины из положения, лежа на животе.

Упражнения для поддержания гибкости и подвижности в суставах: бег и прыжки на месте.

Упражнения на координацию: ходьба по бревну юноши должны пройти по бревну и не упасть бревно расположено 70 см над землёй с каждой тренировкой скорость прохождения увеличивается. Стоика на одной ноге (ласточка).

Расслабление мышц, дыхательные упражнения: упражнения на растяжку, дыхательные упражнения для восстановления дыхания.

В комплексы упражнений по специальной физической подготовке включали: бег по пересеченной местности, в обмундировании, в составе подразделения, с искусственными и естественными препятствиями, с переноской раненого различными способами и т.д.

Преодоление полосы препятствий освоение и совершенствование техники преодоления единой армейской полосы препятствий, на фоне физического утомления, освоение техники преодоления полосы препятствий в составе подразделения, акцентируя на бесшумное преодоление препятствий, на психологическую тренировку: взрывпакеты, с воспроизведением шумов боя, дымовые завесы.

Подтягивание из виса на перекладине, подъем переворотом, подъем силой, подъем ног к перекладине.

Челночный бег (освоение и совершенствование челночного бега 6х10 м, 10х10 м, 4х100 м).

 

 

 

 

 

1.3 Результаты исследования и их обсуждения

 

Перед началом использования методики были проведены два обследования группы: методом математической статистики и методом наблюдения. Были проведены четыре теста в начале эксперимента, а также четыре теста после проведения методики в течение трёх месяцев. Средние результаты тестирования группы отражены в Таблице 1

Таблица 1 Результаты тестирования юношей 16-17 лет

Тесты

Результаты тестирования в начале эксперимента

Результаты тестирования в конце эксперимента

Уровень значимости различий (Р)

Х

σ

Х

σ

 

Бег по пересечённой местности

на 5000м (мин)

25.8

0.6

23.6

1.0

>0,05

Преодоление единой полосы препятствий (мин)

2,4

0.1

2.3

0.1

>0,05

Подтягивание на высокой перекладине (р)

11

1.6

13

1.4

>0,05

Челночный бег 10х10м (с)

29.8

1.3

28.0

0.79

>0,05

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2 Динамика физической подготовки юношей допризывного возраста в начале и в конце эксперимента в процентах.

Тестирование

Этапы

Оценки

2

3

4

5

Бег по пересечённой местности

на 5000м. в %

в начале

0

0

60

0

40

40

0

60

в конце

Преодоление единой полосы препятствий в %

в начале

40

0

60

40

0

40

0

20

в конце

Подтягивание на высокой перекладине

в %

в начале

0

40

40

20

в конце

0

0

60

40

Челночный бег 10х10м. в %

в начале

0

0

40

0

60

20

0

80

в конце

 

Исходя из исследования, на контрольном этапе, у экспериментальной группы юношей допризывного возраста повысился уровень развития физической подготовленности, в беге по пересечённой местности на 9.3%, в преодолении единой полосы препятствий на 4.4%, подтягивание на перекладине на 18%, челночный бег на 6.6%.

Анализируя полученные данные, можно сказать, что физическая подготовленность юношей допризывного возраста зависит от занятий и тренировок на занятиях общей физической культурой, а также при использовании специальных занятий ориентированной на подготовку будущих воинов.

Если сравнить в целом изменения на начальном и контрольном этапах физической подготовленности, то хорошие показатели отмечаются на контрольном этапе у экспериментальной группы.

Протоколы тестирования экспериментальной группы приведены в приложении В.

Диаграммы тестирования экспериментальной группы приведены в приложении Г.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Главной задачей в системе подготовки допризывников к службе в вооружённых силах остается укрепление их здоровья, повышение уровня физической подготовленности, формирование у них гражданского долга защищать Родину.

Особенности развития физической подготовки будущего воина — это совокупность развития физических качеств таких как сила, быстрота, координация, гибкость, выносливость. Целенаправленная подготовка юношей к будущей военной службе. На занятиях в военно-патриотическом клубе широко используются физические упражнения на общую и специальную физическую подготовку.

В процессе физической подготовки юношей военно-патриотических клубов, используется весь арсенал принципов методов физического воспитания. Принципы сознательности, наглядности, систематичности. Метод использования слова, наглядного восприятия, практические (строго регламентированный метод, игровой и соревновательный), для достижения поставленных целей совершенствование умений, навыков, физической подготовленности, а также воспитания физических, морально-волевых качеств.

Была разработана экспериментальная методика на повышение уровня физической подготовленности юношей 16-17 лет. Тренировочный процесс проходил на протяжении 3 месяцев. Весь проведённый комплекс тестирования, в виде выполнения нормативов для военнослужащих и упражнений общего физического развития наглядно даёт нам понять, что развитие физических качеств происходит гармонично во всех направлениях. В беге по пересечённой местности на 9.3%, преодоление единой полосы препятствий на 4.4%, подтягивание на перекладине 18%, челночный бег на 6.6%. В результате проведенного эксперимента у юношей допризывного возраста мы наблюдаем улучшение результатов по всем тестам. Что даёт право сделать вывод об успешности дополнительных занятиях в военно-патриотическом клубе. А также подготовке юношей допризывного возраста к военной службе, и соответственно к качественному выполнению задач, поставленных перед вооружёнными силами нашего государства.

Разработаны практические рекомендации по повышению уровня физической подготовленности в военно-патриотическом клубе.

 

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

 

При проведении занятий по физической подготовке юношей допризывного возраста необходимо достаточно подробно знать о морфофункциональных особенностях систем организма, а также специфику их физической работоспособности для построения оптимального учебного и тренировочного процесса.

При проведении занятий по физической подготовке строго соблюдать технику безопасности.

Один из основных принципов, для проведения занятия — это принцип непрерывности, который представляет собой общую последовательность, преемственность занятий.

Рекомендуется использование соревновательный метод как способ стимулирования интереса к занятиям при выполнении отдельных упражнений.

Рекомендуется стимулировать занимающихся, например, при сдаче нормативов по физической подготовке на отлично получение отличительного знака.

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

Арутюнян, Т. Г. Взаимосвязь военно-патриотического и физического воспитания школьников допризывного возраста: автореф. ….. канд. пед. наук: 13.00.04. / Т.Г. Арутюнян, Краснояр. ГПУ. – Красноярск, 2006. – 23 с.- URL: http://nauka-pedagogika.com/viewer/160892/.- Текст: электронный.

Бака, М. М. Физическая и военно-прикладная подготовка допризывной молодежи: Учебно-методическое пособие. / М.М. Бака. – М.: Советский спорт, 2004. – 280 с. – ISBN 5-85009-944-1. – Текст: непосредственный.

Бондаревский, Е. Я. Методология построения должных норм физической подготовленности: Метод. рекомендации / Е. Я. Бондаревский, М.В. Стародубцев, Ю.Е. Кочарян. – М.: ВНИИФК, 1983. – 48 с.- URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001171992. - Текст : электронный.

Вейднер-Дубровин, Л. А. Шейченко В. А. Требования к разработке комплексов для проверки физической подготовленности военнослужащих / Л.А. Вайднер-Дубровин, Л.А. Шейченко. Тезисы докл. итоговой науч. конф. за 1982 год. / – Л.: ВДКИФК, 1983. – С. 49-51. – Текст: непосредственный.

Гофман, Ж. И. Военно-патриотическое и интернациональное воспитание на уроках начальной военной подготовки / Ж.И. Гофман.- М.: Высшая школа, 1985. – Текст: непосредственный.

Герасев, А.В. Интеграция средств начальной военной подготовки и физической культуры при обучении старшеклассников: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.04 / А.В. Герасев. - Тула, 2007. - 24 с. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003162038. – Текст электронный.

Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. О.Е. Лебедева. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. – 256 с. - ISBN 5-691-00487-5. – Текст: непосредственный.

Залетаев, И. П. Военно-прикладная физическая подготовка учащихся. /И.П. Залетаев. // Физкультура в школе. -7. – 2005. – С. 73-79. - ISBN 0130-5581. – Текст: непосредственный.

Зорин, В. А. На военизированной полосе препятствий. / В.А. Зорин. // Физкультура в школе. - № 8. – 2004. – С. 58-60. - ISBN 0130-5581 – Текст: непосредственный.

Капустин, А. Г. Допризывники-школьники на уроках физической культуры. / А.Г. Капустин // Физкультура в школе. - № 5. – 2005. – С. 34-38. – Текст: непосредственный.

Коваль, В. В. Методика физической подготовки допризывной молодежи в пространстве физкультурно-патриотического воспитания автореф. канд. пед. наук: 13.00.04. / В.В. Коваль, ВолГУ. – Волгоград, 2008. – 24 с. – URL: nauka-pedagogika.com. – Текст: электронный.

Матвеев, Л П. Теория и методика физической культуры : [учебник] / Л. П. Матвеев. - [3-е изд., перераб. и доп.]. - Москва : Физкультура и Спорт : СпортАкадемПресс, 2008. - 542, [1] с. : ил., табл.; 25 см. - (Корифеи спортивной науки).; ISBN 978-5-278-00833-0. – Текст: непосредственный.

Наставление по физической подготовке в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП – 2009). – М.: Редакционно-издательский центр Генерального штаба ВС РФ, 2009. – 110 с. – URL: https://base.garant.ru/195845/. – Текст электронный.

Румшинский, Л.З. Математическая обработка результатов эксперимента. - М., 1971. - С.27-37. – Текст непосредственный.

Смирнов, А.Т. Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы военной службы КНИГИ ;НАУКА и УЧЕБА Название: Основы военной службы. Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования Автор: Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Издательство: Академия Год: 2000 Страниц: 240. – Текст: непосредственный.

Теория и методика физического воспитания: Учебник для ин-тов физ. культуры в 2-х томах. / Под ред. Л.П. Матвеева, А.Д. Новикова. – М.: Физкультура и спорт, 1991. – Том II. – 256 с. – Текст: непосредственный.

Толковый словарь спортивных терминов : Ок. 7400 терминов / [Абсалямова И. В. и др.]; Сост. Ф. П. Суслов, С. М. Вайцеховский. - М. : Физкультура и спорт, 1993. - 351 с.; 22 см.; ISBN 5-278-00558-0. – Текст: непосредственный.

Теория и методика физической культуры : учебник для вузов / Ю. Ф. Курамшина. - М. : Советский спорт , 2004. - 463 с. : ил. – ISBN 5-85009-888-7.- Текст: непосредственный.

Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 13.07.2020) "О воинской обязанности и военной службе" (с изм. и доп., вступ. в силу с 31.07.2020). - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18260/. – Текст электронный.

Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для ст-тов высших учеб. завед. / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 480с. - ISBN 5-7695-0567-2. – Текст: непосредственный.

Шиян, Б. М. Теория и методика физического воспитания. / Б.М. Шиян. – М.: Просвещение, 1989.- 178 с - Текст: непосредственный.

Шевцов, В. В. Отличник подготовки к военной службе. / В.В. Шевцов. // Физкультура в школе. - № 2. – 2007. – С. 77-79. - ISBN: 0130-5581. – Текст: непосредственный.

Школа патриотизма: информационно-патриотический сборник. // Под ред. Л.И. Глыжко. – Волгоград, 2006. – 88 с.

Энциклопедия физической подготовки / Е.Н. Захаров, А.В. Карасёв, А.А. Сафонов. - М., 1994. - 368 с. - ISBN 5-8450-0024-6. – Текст: непосредственный.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

Приложение. А

Нормативы по физической подготовке для военнослужащих по призыву

 

t1712320491aa.png

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

Контрольные тесты

Тестовые задания

измерения

Оценка в баллах

Бег по пересечённой местности 5000м

 

23.30 (мин, с)

5

25.30 (мин, с)

4

26.30 (мин, с)

3

Более 26.30 (мин, с)

2

Преодоление единой полосы препятствий

 

2.20 (мин, с)

5

2.25 (мин, с)

4

2.35 (мин, с)

3

Более 2.35 (мин, с)

2

Подтягивание на высокой перекладине

 

13 и более раз

5

11-12 раз

4

9-10 раз

3

Менее 9 раз

2

Чесночный бег 10х10

28,5с

5

29,5с

4

32,5с

3

Более 32,5с

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение. В

 

Протокол тестирования в начале эксперимента

 

Фамилия Имя

Бег по пересечённой местности

(мин, с)

 

Преодоление полосы препятствий

(мин, с)

Подтягивание на высокой перекладине

(раз)

Челночный бег 10х10

(с)

А. Д.

Б. Т.

Г. Н.

Г. Д.

Д. А.

 

 

 

 

26.20

26.10

25.10

25.20

26.30

 

2.35

2.30

2.30

2.40

2.50

 

11

12

13

10

9

 

29

30

29.5

28.7

32

 

Протокол тестирования в конце эксперимента

Фамилия Имя

Бег по пересечённой местности

(мин, с)

Преодоление полосы препятствий

(мин, с)

Подтягивание на высокой перекладине

(раз)

Челночный бег 10х10

(с)

А. Д.

Б. Т.

Г. Н.

Г. Д.

Д. А.

 

 

23.20

23.10

23.00

23.30

25.30

 

2.25

2.20

2.25

2.35

2.30

 

14

15

12

12

12

 

28

28.5

27

27.5

29

 

 

 

 

 

 

Приложение Г

 

Динамика результатов юношей 16-17 лет

t1712320491ab.png

 

Динамика результатов юношей 16-17 лет

t1712320491ac.png

 

 

 

Динамика результатов юношей 16-17 лет

t1712320491ad.png

 

Динамика результатов юношей 16-17 лет

t1712320491ae.png

 

 

 

 

 

 

Приложение Д

Фото. 1.

t1712320491af.jpg

Фото. 2.

t1712320491ag.jpg

Фото. 3.

t1712320491ah.jpg

Фото. 4.

t1712320491ai.jpg

 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.