Тематическое планирование объединения дополнительного образования «Экспериментальная физика» (13–16 лет)
МБОУ «Большеусинская средняя общеобразовательная школа»
Дополнительная образовательная программа
«Экспериментальная физика»
Возраст обучающихся: 13-16 лет
Срок реализации –1 год
Составитель: Учитель физики
Казанцев Сергей Владимирович
Большая Уса, 2017 год
Пояснительная записка
С каждым годом повышаются требования к современным инженерам, техническим специалистам и к обычным пользователям, в части их умений взаимодействовать с автоматизированными системами, программными комплексами и другим оборудованием. Дополнительная образовательная программа «Экспериментальная физика» способствует развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, и создает условия для всестороннего развития личности. Занятия являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд, способствуют развитию межпредметных связей, формируются такие качества личности, как целеустремленность, настойчивость, развиваются эстетические чувства, формируются творческие способности.
Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими физики является одной из актуальных задач, стоящих перед учителями физики в современной школе. Основными средствами такого воспитания и развития способностей учащихся являются экспериментальные исследования и задачи. Умением решать задачи характеризуется в первую очередь состояние подготовки учащихся, глубина усвоения учебного материала. Решение нестандартных задач и проведение занимательных экспериментальных заданий способствует пробуждению и развитию у них устойчивого интереса к физике.
Цели: формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности. Приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ. Подготовка к осуществлению осознанного выбора профессиональной ориентации.
Задачи:
Образовательные: способствовать самореализации учащихся в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с
научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.
Виды деятельности:
Проведение опытов по разным разделам физики;
Применение физики в практической жизни;
Подготовка к олимпиадам и конкурсам по физике;
Проведение лабораторных практикумов с использованием электронной лаборатории Politech.
Тематический план на три месяца 2016-2017 уч год.
Количество часов:2 часа в месяц.
Время и дата занятий: каждый 2 и 4 четверг месяца, в 16:00 часов
Продолжительность занятия:1 час.
№ занятия |
Тема (Содержание занятия) |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Знакомство с лабораторным инструментом. Классификация лабораторных инструментов. Основы эксперимента. |
1 |
2 |
Знакомство с электронной лабораторией «Politech». Датчики электронной лаборатории. Проведение лабораторных экспериментов: «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках»; «Измерение напряжения на различных участках электрической цепи». Оформление лабораторного эксперимента. Обсуждение результатов. |
1 |
3 |
Сборка электрической цепи с использованием электронной лабораторией «Politech». Проведение лабораторных экспериментов: «Регулирование силы тока»; «Измерение сопротивления проводника»; «Измерение мощности и работы в электрической лампе». Обсуждение результатов. Составление Методических рекомендации «Электронная лаборатория «Politech». |
1 |
4 |
Составление Методических рекомендации «Электронная лаборатория «Politech». Выполнение лабораторного эксперимента «Изучение электрического двигателя постоянного тока». |
1 |
5 |
Паяльник. Устройство паяльника. Способы спаивания радиодеталей. Конденсатор. Резистор. Выполнение лабораторного эксперимента с применением паяльника. |
1 |
6 |
Заключительное занятие. Подготовка к олимпиадам и конкурсам по физике. Завершение создания Методических рекомендации «Электронная лаборатория «Politech». |
1 |
Тематический план на 2017-2018уч год.
Количество часов:2 часа в месяц.
Время и дата занятий: каждый 2 и 4 четверг месяца, в 16:00 часов
Продолжительность занятия:1 час.
№ занятия |
Тема |
Количество часов |
1 |
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Паяльник. Устройство паяльника. Способы спаивания радиодеталей. Конденсатор. Резистор. Выполнение лабораторного эксперимента с применением паяльника. |
1 |
2 |
Виды паяльников и паяльных станций. Выполнение лабораторного эксперимента «Разборка электрической схемы» |
1 |
3 |
Подготовка к олимпиаде по физике. Решение олимпиадных задач. |
1 |
4 |
Подготовка к онлайн - конкурсам по физике. Участие в онлайн-конкурсе. |
1 |
5 |
Выполнение лабораторного эксперимента «Исследование зависимости периода и частоты свободных колебаний нитяного маятника» с применением электронной лабораторией «Politech». Анализ эксперимента. Оформление эксперимента. |
1 |
6 |
Прямое измерение. Косвенное измерение. Погрешность измерений. Абсолютные инструментальные погрешности средств измерений. Формулы для вычисления относительной погрешности косвенных измеений. Сравнение результатов измерений. |
1 |
7 |
Проведение лабораторного эксперимента «Изучение последовательного и параллельного соединения проводников»; «Изменение силы тока с использованием реостата». Реостаты. Виды реостатов. Сопротивление проводников. Оформление отчета. |
1 |
8 |
Знакомство с датчиками измерения температуры электронной лаборатории «Politech». Выполнение лабораторного эксперимента «Сравнение количеств теплоты при смешивании воды разной температуры»; «Измерение удельной теплоемкости твердого тела» |
1 |
9 |
Редактирование Методических рекомендаций «Электронная лаборатория «Politech». Дополнение материала, оформление методических рекомендаций. |
1 |
10 |
Подготовка к олимпиаде по физике. Решение олимпиадных задач. |
1 |
11 |
Проведение лабораторного эксперимента «Давление твердых тел». Оформление эксперимента. Решение олимпиадных задач на тему «давление твердых тел» |
1 |
12 |
Проведение лабораторного эксперимента «Атмосферное давление». Оформление эксперимента. Решение олимпиадных задач на тему «Давление в твердых телах, жидкостях и газах» |
1 |
13 |
Выполнение лабораторного эксперимента «Сборка и разборка электрической схемы с помощью паяльника». Участие в мастер-классе. |
1 |
14 |
Выполнение лабораторного эксперимента «Выталкивающая сила жидкости». Сила Архимеда. Условия плавания судов. |
1 |
15 |
Решение экспериментальных задач и экспериментальных лабораторных работ, входящих в состав ГИА по физике. |
1 |
16 |
Подготовка к олимпиаде по физике. Решение олимпиадных задач. Подготовка к онлайн - конкурсам по физике. |
1 |
17 |
Заключительное занятие. Подведение итогов. |
1 |