12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Логвиненко Валерий Викторович82 Россия, Липецкая обл., Елецкий район Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Военно-патриотический клуб»
Дополнительная общеразвивающая
программа
социально-педагогической направленности
«Военно-патриотический клуб»
Возрастная категория детей: 14-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Логвиненко Валерий Викторович
Преподаватель – организатор ОБЖ
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «ВПК» имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда РФ» от 17.07.99. № 181-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.07 г. № 329 –ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14;
- Устав МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Программа актуальна на сегодняшний день, так как она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Она прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу. Программа направлена на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия.
Цель и задачи
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;
Профессиональная ориентация подростков;
Закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности.
Новизна программы
Учит готовности к военной службе, но и способствует формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания.
Характеристика программы
Направленность – социально-педагогическая
Классификация по возрастному принципу - разновозрастная.
Срок реализации – 1 год.
Состав учащихся. Занятия проводятся с юношами 14-17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний. Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный.
Продолжительность учебных занятий:
2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часов в неделю.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки;
Последовательность неполной разборка и сборки АК-74М;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях;
Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
Современные средства поражения;
Мероприятия ГО по защите населения;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АК-74М;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах;
Одевать противогаз и костюм химической защиты;
Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций;
Применять различные способы преодоления естественных препятствий
Этапы педагогического контроля.
Вид контроля | Цель | ЗУН | Форма | Сроки |
Промежуточный | Определить физическую подготовленность обучающихся | Знание своего уровня физической подготовки. | Тесты физической подготовки, контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся по знанию техники движений со снарядами и на тренажерах и оценку величины отягощения. | Знание техники движений со снарядами и на тренажерах и собственной оценки величины отягощения. | контрольное упражнение. | |
Фронтальный | Определить знания обучающихся по технической подготовке и уровень физической подготовки. | Умение выполнять упражнения со снарядами и на тренажерах. Знание собственной оценки величины отягощения и своего уровня физической подготовки. | контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся по материальной части автомата Калашникова. | Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата | контрольное упражнение. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся по последовательности неполной разборки и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. | Уметь последова- тельно выполнять неполную разборку и сборку автомата. Знать меры безо- пасности при обращении с авто- матом. | контрольное упражнение. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся по Государственной и военной символике, Днях воинской славы России, о Символах воинской чести, о Вооруженных Силах Российской Федерации | Знание Государственной и военной символики; Дней воинской славы России; Основные битвы ВОВ и города – герои ВОВ; символов воинской чести; структуры и видов ВС РФ | Собеседование, тесты, викторины. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся по безопасности и защите человека в ЧС и в ЧС локального характера в природе. | Знать правила безопасного поведения в ЧС криминального характера. Опасные природные факторы, автономия: её виды и причины, туристическое снаряжение. | Собеседование, тесты, викторины. | |
Промежуточный | Определить знания обучающихся в ЧС локального характера и безопасность. | Знать разновидности ЧС, их причины, правила безопасного поведения; туристическое снаряжение и различные виды узлов; сигнальные средства и способы подачи сигналов бедствия. Уметь пользоваться туристическим снаряжением; ориентироваться на местности по местным признакам; преодолевать различные препятствия с использованием туристического снаряжения. | ||
Промежуточный | Определить знания обучающихся по разделу Гражданская оборона. | Знать современные средства поражения и мероприятия ГО по защите населения. Уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи (противогаз, костюм химзащиты), приборами радиационной и химической разведки. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. | ||
Фронтальный | Определить знания по практическому применению приемов оказания медицинской помощи при ранениях. | Знать правила и уметь оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах: виды ран, помощь, осложнения, повязки на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Знать правила асептики и антисептики. Знать правила остановки кровотечения и уметь останавливать все виды кровотечения. Уметь накладывать шины при различных переломах. | Собеседование, контрольное упражнение |
Календарный учебный график
Начало учебного года – 15.09. 2016 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
Работа с детьми организуется в течение календарного года в разных формах: инструктаж, беседа, мастер-класс, соревнования, практические занятия, спортивные праздники, сдача нормативов.
2. Календарь занятий
Год обуче ния | Календарь занятий | |||||||
1 полугодие | ОП | Зимние праздники | 2 полугодие | ОП | Аттестация | Летние каникулы | Всего в год | |
1 год об. | 15.09 -31.12 | 15,5 нед. | 01.01-09.01 | 10.01-31.05 | 20,5 нед. | 3 нед. | 01.06-31.08 | 36 нед. |
Этапы образовательного процесса | 1 год обучения |
Начало учебного года | 15 сентября |
Продолжительность учебного года | 36 недель |
Продолжительность занятия (академический час) | 14-17 лет- 45 мин. |
Итоговая аттестация | 20 мая – 30 мая |
Окончание учебного года | 31 мая |
Каникулы зимние | 01.01.17 г. – 09.01.17 г. |
Каникулы летние | с 01.06.17 г. по 31.08.17 г. |
4. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 7 дней.
1 год обучения 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации:
Форма итоговой аттестации зачет по итогам года теоретический и практический, сдача нормативов по ОФП и ГТО
5. Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом МБОУ СОШ п. Ключ жзини
Продолжительность занятия –45 минут, перерыв 10 минут для отдыха детей между каждым занятием; для детей с ОВЗ -30 мин.
6. Количество учебных смен - 1
1 смена 15.00 - 18.00
7. Режим работы учреждения в период школьных каникул.
Занятия проводятся по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул.
Форма занятий: дискуссия, беседа, тесты, практические занятия, соревнования, эстафеты и др.
Учебный план
№ п\п | Название разделов и тем | Количество часов | ||
Общее | Теория | Практика | ||
1. | Раздел 1. Основы знаний «Военно-патриотический клуб». | 2 | ||
2. | Тема1. Знакомство с деятельностью кружка «Военно-патриотический клуб». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. |
| 2 | - |
3. | Раздел 2. Физическая подготовка. | 30 | ||
4. | Тема1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. | - | 6 | |
5. | Тема2. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. | 1 | 2 | |
6. | Тема 3. Круговая тренировка общефизической направленности. | - | 4 | |
7. | Тема 4. Круговая тренировка на развитие силы. | - | 4 | |
8. | Тема 5. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. | - | 4 | |
9. | Тема 6. Круговая тренировка повышенной интенсивности. | - | 3 | |
ВФСК ГТО | 2 | 4 | ||
10. | Раздел 3. Огневая подготовка. | 32 | ||
11. | Тема 1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. | 4 | - | |
12. | Тема 2. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. | 4 | 18 | |
13. | Тема 3. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. | 2 | 4 | |
14. | Раздел 4. Строевая подготовка. | 24 | ||
15. | Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте. | 4 | ||
16. | Тема 2. Строевой шаг. | 8 | ||
17. | Тема 3. Повороты направо-налево в движении. | 4 | ||
18. | Тема 4. Поворот кругом в движении. | 4 | ||
19. | Тема 5. Строевые приемы в движении в отделении. | 4 | ||
20. | Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. | 20 | ||
21. | Тема 1. Государственная и военная символика. | 4 | ||
22. | Тема 2. Дни воинской славы России. | 4 | ||
23. | Тема 3. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. | 4 | ||
24. | Тема 4. Символы воинской чести. | 4 | ||
25. | Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации. | 4 | ||
26. | Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности. | 24 | ||
27. | Тема 1. Безопасность и защита человека в ЧС | 4 | 4 | |
28. | Тема 2. ЧС локального характера в природе и безопасность. | 4 | 4 | |
29. | Тема 3. Гражданская оборона. | 4 | 4 | |
30. | Раздел 7. Медицинская подготовка | 10 | ||
31. | Тема 1. Первая помощь при различных видах травм. | 4 | 6 | |
| Итого: | 144 | 51 | 93 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие: Основы знаний «Военно-патриотический клуб» - обучающиеся знакомятся с коллективом, с деятельностью кружка «Военно-патриотический клуб» с правилами техники безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.
В разделе «Физическая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых поводится физическая подготовка направленные на развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость. С использованием различных средств и методов физического воспитания.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АК-74М. Знакомятся с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки.
Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике строевые приёмы на месте и в движении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества» обучающиеся знакомятся с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте, криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности, преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и костюме химической защиты.
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности.
Методическое обеспечение.
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический. В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические задания по пройденным темам, сначала под наблюдением преподавателя, а затем самостоятельно. После выполнения задания производится разбор ошибок.
Инвентарь и оборудование: мячи баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, силовые тренажеры, противогазы, Л-1, приборы ДП – 5 и ВПХР (войсковой прибор химической разведки).
Информационное обеспечение
Название сайта | Электронный адрес |
Совет безопасности РФ | |
Министерство внутренних дел РФ | |
МЧС России | |
Министерство здравоохранения РФ | |
Министерство обороны РФ | |
Министерство образования и науки РФ | |
Министерство природных ресурсов РФ | |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ | |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды | |
Федеральная пограничная служба | |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности | |
Русский образовательный портал | |
Академия повышения квалификации работников образования | |
Федеральный российский общеобразовательный портал | |
Федеральный портал «Российское образование» | |
Портал компании «Кирилл и Мефодий» | |
Образовательный портал «Учеба» | |
Журнал «Курьер образования» | |
Журнал «Вестник образования» | |
Издательский дома «Профкнига» | |
Издательский дом «1 сентября» | |
Издательский дом «Армпресс» | |
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») | http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности | http://www.opasno.net |
Личная безопасность | http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности | http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) | http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России | |
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) | http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников | http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности | |
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности | http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях | http:// www.hardtime.ru |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 классы: Методическое пособие / А. Г. Муравьев, А. Н. Перевозчиков, С. П. Данченко и др.; под ред. А. Г. Муравьева. - М.: Дрофа, 2007. - 140 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: Методическое пособие / Волокитин А. А., Грачев Н. И., Жильцов В. А. и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 254 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности: Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев. В. А. Жильцов и др. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А. Т.Смирнов, Б. О.Хренников, Р. А.Дурнев и др. Под общ. ред. А. Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Академический школьный учебник).
Основы защиты от терроризма: Учебное пособие / С. Н. Вольхин, В. Г. Ляшко, А. В. Снегирев и др. - М.: Дрофа, 2007. - 124 с.
Основы противодействия терроризму: Учебное пособие для студентов вузов / Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондаренко, С. Г. Васин и др./ под ред. Я. Д. Вишнякова. - М.: Изд. центр «Академия» , 2006. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование).
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации