Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Военно-патриотический клуб»
Дополнительная общеразвивающая
программа
социально-педагогической направленности
«Военно-патриотический клуб»
Возрастная категория детей: 14-17 лет
Срок реализации программы: 1 год
Автор-составитель программы:
Логвиненко Валерий Викторович
Преподаватель – организатор ОБЖ
2016 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по «ВПК» имеет социально-педагогическую направленность. Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конвенция о правах ребенка;
- Закон Российской Федерации «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ;
- Концепция модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации;
- Федеральный Закон Российской Федерации «Об основах охраны труда РФ» от 17.07.99. № 181-ФЗ;
- Закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте в РФ» от 04.12.07 г. № 329 –ФЗ;
- Приказ Минобрнауки России от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;
- Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей СанПиН 2.4.4.3172-14;
- Устав МБОУ СОШ п. Ключ жизни
Программа актуальна на сегодняшний день, так как она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Она прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу. Программа направлена на формирование у молодежи духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у молодёжи физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия.
Цель и задачи
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического воспитания подростков и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;
Профессиональная ориентация подростков;
Закрепление навыков полученных в процессе обучения в общеобразовательных учреждениях.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий выдается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ), для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности.
Новизна программы
Учит готовности к военной службе, но и способствует формированию активной гражданской позиции и патриотического сознания.
Характеристика программы
Направленность – социально-педагогическая
Классификация по возрастному принципу - разновозрастная.
Срок реализации – 1 год.
Состав учащихся. Занятия проводятся с юношами 14-17 лет, не имеющих медицинских противопоказаний. Наличие специальной подготовки не требуется, набор детей в группы свободный.
Продолжительность учебных занятий:
2 раза в неделю по 2 часа, всего 4 часов в неделю.
Форма обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки;
Последовательность неполной разборка и сборки АК-74М;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях;
Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
Современные средства поражения;
Мероприятия ГО по защите населения;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АК-74М;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в отделении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах;
Одевать противогаз и костюм химической защиты;
Применять различные туристические узлы, в зависимости от ситуаций;
Применять различные способы преодоления естественных препятствий
Этапы педагогического контроля.
Вид контроля |
Цель |
ЗУН |
Форма |
Сроки |
Промежуточный |
Определить физическую подготовленность обучающихся |
Знание своего уровня физической подготовки. |
Тесты физической подготовки, контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по знанию техники движений со снарядами и на тренажерах и оценку величины отягощения. |
Знание техники движений со снарядами и на тренажерах и собственной оценки величины отягощения. |
контрольное упражнение. |
|
Фронтальный |
Определить знания обучающихся по технической подготовке и уровень физической подготовки. |
Умение выполнять упражнения со снарядами и на тренажерах. Знание собственной оценки величины отягощения и своего уровня физической подготовки. |
контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по материальной части автомата Калашникова. |
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата |
контрольное упражнение. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по последовательности неполной разборки и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. |
Уметь последова- тельно выполнять неполную разборку и сборку автомата. Знать меры безо- пасности при обращении с авто- матом. |
контрольное упражнение. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по Государственной и военной символике, Днях воинской славы России, о Символах воинской чести, о Вооруженных Силах Российской Федерации |
Знание Государственной и военной символики; Дней воинской славы России; Основные битвы ВОВ и города – герои ВОВ; символов воинской чести; структуры и видов ВС РФ |
Собеседование, тесты, викторины. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по безопасности и защите человека в ЧС и в ЧС локального характера в природе. |
Знать правила безопасного поведения в ЧС криминального характера. Опасные природные факторы, автономия: её виды и причины, туристическое снаряжение. |
Собеседование, тесты, викторины. |
|
Промежуточный |
Определить знания обучающихся в ЧС локального характера и безопасность. |
Знать разновидности ЧС, их причины, правила безопасного поведения; туристическое снаряжение и различные виды узлов; сигнальные средства и способы подачи сигналов бедствия. Уметь пользоваться туристическим снаряжением; ориентироваться на местности по местным признакам; преодолевать различные препятствия с использованием туристического снаряжения. |
||
Промежуточный |
Определить знания обучающихся по разделу Гражданская оборона. |
Знать современные средства поражения и мероприятия ГО по защите населения. Уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи (противогаз, костюм химзащиты), приборами радиационной и химической разведки. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. |
||
Фронтальный |
Определить знания по практическому применению приемов оказания медицинской помощи при ранениях. |
Знать правила и уметь оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах: виды ран, помощь, осложнения, повязки на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Знать правила асептики и антисептики. Знать правила остановки кровотечения и уметь останавливать все виды кровотечения. Уметь накладывать шины при различных переломах. |
Собеседование, контрольное упражнение |
Календарный учебный график
Начало учебного года – 15.09. 2016 г.
Продолжительность учебного года – 36 недель.
Работа с детьми организуется в течение календарного года в разных формах: инструктаж, беседа, мастер-класс, соревнования, практические занятия, спортивные праздники, сдача нормативов.
2. Календарь занятий
Год обуче ния |
Календарь занятий |
|||||||
1 полугодие |
ОП |
Зимние праздники |
2 полугодие |
ОП |
Аттестация |
Летние каникулы |
Всего в год |
|
1 год об. |
15.09 -31.12 |
15,5 нед. |
01.01-09.01 |
10.01-31.05 |
20,5 нед. |
3 нед. |
01.06-31.08 |
36 нед. |
Этапы образовательного процесса |
1 год обучения |
Начало учебного года |
15 сентября |
Продолжительность учебного года |
36 недель |
Продолжительность занятия (академический час) |
14-17 лет- 45 мин. |
Итоговая аттестация |
20 мая – 30 мая |
Окончание учебного года |
31 мая |
Каникулы зимние |
01.01.17 г. – 09.01.17 г. |
Каникулы летние |
с 01.06.17 г. по 31.08.17 г. |
4. Регламент образовательного процесса:
Продолжительность учебной недели – 7 дней.
1 год обучения 4 часа в неделю: 2 раза в неделю по 2 часа.
Формы проведения итоговой и промежуточной аттестации:
Форма итоговой аттестации зачет по итогам года теоретический и практический, сдача нормативов по ОФП и ГТО
5. Режим занятий
Занятия проводятся по расписанию, утвержденному приказом МБОУ СОШ п. Ключ жзини
Продолжительность занятия –45 минут, перерыв 10 минут для отдыха детей между каждым занятием; для детей с ОВЗ -30 мин.
6. Количество учебных смен - 1
1 смена 15.00 - 18.00
7. Режим работы учреждения в период школьных каникул.
Занятия проводятся по временному утвержденному расписанию, составленному на период каникул.
Форма занятий: дискуссия, беседа, тесты, практические занятия, соревнования, эстафеты и др.
Учебный план
№ п\п |
Название разделов и тем |
Количество часов |
||
Общее |
Теория |
Практика |
||
1. |
Раздел 1. Основы знаний «Военно-патриотический клуб». |
2 |
||
2. |
Тема1. Знакомство с деятельностью кружка «Военно-патриотический клуб». Техника безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке. |
|
2 |
- |
3. |
Раздел 2. Физическая подготовка. |
30 |
||
4. |
Тема1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. |
- |
6 |
|
5. |
Тема2. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. |
1 |
2 |
|
6. |
Тема 3. Круговая тренировка общефизической направленности. |
- |
4 |
|
7. |
Тема 4. Круговая тренировка на развитие силы. |
- |
4 |
|
8. |
Тема 5. Круговая тренировка на развитие скоростной выносливости. |
- |
4 |
|
9. |
Тема 6. Круговая тренировка повышенной интенсивности. |
- |
3 |
|
ВФСК ГТО |
2 |
4 |
||
10. |
Раздел 3. Огневая подготовка. |
32 |
||
11. |
Тема 1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. |
4 |
- |
|
12. |
Тема 2. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. |
4 |
18 |
|
13. |
Тема 3. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. |
2 |
4 |
|
14. |
Раздел 4. Строевая подготовка. |
24 |
||
15. |
Тема 1. Строевая стойка. Повороты на месте. |
4 |
||
16. |
Тема 2. Строевой шаг. |
8 |
||
17. |
Тема 3. Повороты направо-налево в движении. |
4 |
||
18. |
Тема 4. Поворот кругом в движении. |
4 |
||
19. |
Тема 5. Строевые приемы в движении в отделении. |
4 |
||
20. |
Раздел 5. Исторические и боевые традиции Отечества. |
20 |
||
21. |
Тема 1. Государственная и военная символика. |
4 |
||
22. |
Тема 2. Дни воинской славы России. |
4 |
||
23. |
Тема 3. Основные битвы ВОВ, города – герои ВОВ. |
4 |
||
24. |
Тема 4. Символы воинской чести. |
4 |
||
25. |
Тема 5. Вооруженные Силы Российской Федерации. |
4 |
||
26. |
Раздел 6. Основы безопасности жизнедеятельности. |
24 |
||
27. |
Тема 1. Безопасность и защита человека в ЧС |
4 |
4 |
|
28. |
Тема 2. ЧС локального характера в природе и безопасность. |
4 |
4 |
|
29. |
Тема 3. Гражданская оборона. |
4 |
4 |
|
30. |
Раздел 7. Медицинская подготовка |
10 |
||
31. |
Тема 1. Первая помощь при различных видах травм. |
4 |
6 |
|
|
Итого: |
144 |
51 |
93 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПЛАНА
Вводное занятие: Основы знаний «Военно-патриотический клуб» - обучающиеся знакомятся с коллективом, с деятельностью кружка «Военно-патриотический клуб» с правилами техники безопасности на занятиях по физической, стрелковой, строевой подготовке.
В разделе «Физическая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых поводится физическая подготовка направленные на развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость. С использованием различных средств и методов физического воспитания.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АК-74М. Знакомятся с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки.
Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике строевые приёмы на месте и в движении согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества» обучающиеся знакомятся с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами ВОВ, городами – героями ВОВ, Вооруженными Силами Российской Федерации.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте, криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности, преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и костюме химической защиты.
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности.
Методическое обеспечение.
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический. В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические задания по пройденным темам, сначала под наблюдением преподавателя, а затем самостоятельно. После выполнения задания производится разбор ошибок.
Инвентарь и оборудование: мячи баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, силовые тренажеры, противогазы, Л-1, приборы ДП – 5 и ВПХР (войсковой прибор химической разведки).
Информационное обеспечение
Название сайта |
Электронный адрес |
Совет безопасности РФ |
http://www.scrf.gov.ru |
Министерство внутренних дел РФ |
http://www.mvd.ru |
МЧС России |
http://www.emercom.gov.ru |
Министерство здравоохранения РФ |
http://www.minzdrav-rf.ru |
Министерство обороны РФ |
http://www.mil.ru |
Министерство образования и науки РФ |
http://mon.gov.ru/ |
Министерство природных ресурсов РФ |
http://www.mnr.gov.ru |
Федеральная служба железнодорожных войск РФ |
http://www.fsgv.ru |
Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды |
http://www.mecom.ru/roshydro/pub/rus/index.htm |
Федеральная пограничная служба |
http://www.fps.gov.ru |
Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности |
http://www.gan.ru |
Русский образовательный портал |
http://www.gov.ed.ru |
Академия повышения квалификации работников образования |
|
Федеральный российский общеобразовательный портал |
|
Федеральный портал «Российское образование» |
|
Портал компании «Кирилл и Мефодий» |
|
Образовательный портал «Учеба» |
|
Журнал «Курьер образования» |
|
Журнал «Вестник образования» |
|
Издательский дома «Профкнига» |
|
Издательский дом «1 сентября» |
|
Издательский дом «Армпресс» |
|
Фестиваль педагогический идей «Открытый урок» (издательский дом «1 сентября») |
http://festival.1september.ru |
Энциклопедия безопасности |
http://www.opasno.net |
Личная безопасность |
http://personal-safety.redut-7.ru |
Образовательные ресурсы Интернета-Безопасность жизнедеятельности |
http://www.alleng.ru |
«Мой компас» (безопасность ребёнка) |
http://moikompas.ru/compas/bezopasnost_det |
Информационно-методическое издание для преподавателей ОБЖ-МЧС России |
|
Эконавт-CATALOG (электронный каталог интернет ресурсов по Охране трудa, Безопасности дорожного движения, Безопасности жизнедеятельности) |
http://www.econavt-catalog.ru |
Портал Всероссийской олимпиады школьников |
http://rusolymp.ru/ |
Образовательные ресурсы Интернета – Безопасность жизнедеятельности |
|
Безопасность. Образование. Человек. Информационный портал ОБЖ и БЖД: Всё Безопасности Жизнедеятельности |
http://www.bezopasnost.edu66.ru |
Безопасность и выживание в экстремальных ситуациях |
http:// www.hardtime.ru |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Акимов В. А., Дурнев Р. А., Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Защита от чрезвычайных ситуаций: энциклопедический справочник. 5 – 11 классы.- М.: Дрофа, 2008.-285с.
Методы и средства оценки факторов радиационной и химической опасности. 8-11 классы: Методическое пособие / А. Г. Муравьев, А. Н. Перевозчиков, С. П. Данченко и др.; под ред. А. Г. Муравьева. - М.: Дрофа, 2007. - 140 с.
Основы безопасности жизнедеятельности. Патриотическое воспитание и военно-профессиональная ориентация учащихся. 10-11 классы: Методическое пособие / Волокитин А. А., Грачев Н. И., Жильцов В. А. и др. - 3-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2009. - 254 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности: Военно-профессиональная ориентация учащихся 10-11 классов / А. А. Волокитин, Н. Н. Грачев. В. А. Жильцов и др. - 2-е изд., стер. - М.: Дрофа, 2004. - 256 с. - (Библиотека учителя).
Основы безопасности жизнедеятельности: Методические рекомендации. 5-11 классы / А. Т.Смирнов, Б. О.Хренников, Р. А.Дурнев и др. Под общ. ред. А. Т.Смирнова. - М.: Просвещение, 2010. - 176 с. - (Академический школьный учебник).
Основы защиты от терроризма: Учебное пособие / С. Н. Вольхин, В. Г. Ляшко, А. В. Снегирев и др. - М.: Дрофа, 2007. - 124 с.
Основы противодействия терроризму: Учебное пособие для студентов вузов / Я. Д. Вишняков, Г. А. Бондаренко, С. Г. Васин и др./ под ред. Я. Д. Вишнякова. - М.: Изд. центр «Академия» , 2006. - 240 с. - (Высшее профессиональное образование).
Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации