12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саенко Наталья Владимировна391
Саенко Наталья Владимировна
Россия, Ростовская обл., Батайск
5

Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников

Урок по физике в 8 классе

по теме: «Электрический ток. Последовательное и параллельное соединение проводников»

автор: Саенко Наталья Владимировна,

учитель физики МБОУ СОШ№4 с УИОП

г. Батайск Ростовская обл.

Цели урока:

1. Обучающая: повторить основные понятия силы тока, напряжения, сопротивления, закон Ома для участка цепи; закрепить знания, умения, навыки, полученные при изучении законов постоянного тока

2. Развивающая: развить умение делать выводы на основе экспериментальных данных, проверять истинность теоретических выводов, воспринимать и самостоятельно оценивать информацию Интернет – ресурсов; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для безопасности жизнедеятельности при использовании бытовых электроприборов

3. Воспитывающая: воспитать чувство ответственности, умение использовать свой интеллект, волю, эмоции для достижения общей цели.

Оборудование: тесты с экспериментальными задачами, интерактивная доска, компьютер, набор «Электричество1» из лаборатории L-микро.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

 

[Таблица не отображается. Чтобы просмотреть таблицу, скачайте файл урока в начале страницы]


 

Тип урока: комбинированный Временные рамки урока: 11.15-12.00

Методы работы: объяснительно – иллюстративное, частично- поисковые, наглядные, словесные, практические.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Афоризм:

Незнающие пусть научатся,

а знающие вспомнят еще раз.

Планируемые предметные результаты:

учащиеся осознают значение электричества в жизни человека;

научатся собирать простейшие электрические цепи и определять их параметры;

запомнят правила безопасности работы с электрооборудованием;

научатся решать расчетные задачи.

I. Организационный этап Взаимное приветствие учителя и учащихся, проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.

II. Создание эмоционального настроения.

Учитель называет тему, формулирует цели и задачи урока.

- Сегодня на уроке нам предстоит вспомнить и закрепить основные понятия и законы постоянного тока, решить экспериментальные задания, провести виртуальную лабораторную работу. Работа предстоит большая, но я надеюсь, что все вы прекрасно справитесь с ней.

Вывод цели урока

Учитель: На столе у меня лежат некоторые продукты, как вы думаете, что их объединяет, для чего они на уроке? (На столе у учителя лежат: лимон, картофель, банан, помидор, соленый огурец).

Возьмите любой фрукт из цитрусовых, вставьте в мякоть фрукта на небольшом расстоянии медную монету и оцинкованный гвоздь.

Этот элемент не сможет обеспечить горение лампочки, но с помощью гальванометра можно обнаружить небольшой электрический ток (собственный язык может тоже служить индикатором тока и не причинит вреда).

Дома вы можете приготовить и испытать действие гальванического элемента, изготовленного из соленого огурца, медного и цинкового электрода, в качестве электрода.

Проверка индивидуального домашнего опережающего задания

Ученик рассказывает и показывает на миллиамперметре.

К клеммам гальванометра демонстрационного амперметра присоединил медные провода. К концу одного из них прикрепил исследуемый провод или гвоздь. Воткнул медный провод и гвоздь в картофелину - стрелка миллиамперметра отклонится. Почему?

Ответ: раствор минеральных солей, содержащихся, в картофеле, и разнородные проволоки образуют гальванический элемент.

III. Актуализация знаний учащихся

1. А что такое электрический ток?

2. Какие условия необходимы для существования тока?

3. Какое направление имеет ток?

4. Назовите основные характеристики тока?

5. Какой закон объединяет все эти характеристики?

6. Что показывают эти графики?

IV Игра «Деловая корзина»

1.. А на интерактивной доске с эстафетой справляется два ученика

R=3Oм I=?

 

V



 

U=3B


 

 


 

 

R= ?


 

 

 

U=5B

2. Три человека тестируются у компьютеров и делают взаимопроверку.

3. Учитель: Сейчас я показываю приборы, а вы в тетради изображает их схематично. Один ученик на доске.

Формулирование цели урока

Все ли мы знаем об электрическом токе? Достаточно ли у вас знаний, чтобы объяснить, почему будет гореть все другие лампочки в классе, если одна гореть не будет?

Значит, цель нашего сегодняшнего урока, выяснить какие соединения имеют электрические цепи?

V. Практическое задание

Учитель: Сейчас вы будете проводить практическую работу. На столах у вас лежат инструкции по технике безопасности при проведении работ в кабинете физики. Открыли и вспомнили правила безопасности.

Работающим с электрическими цепями надо знать, как действие электрического тока на организм человека зависит от его силы тока, и соблюдать технику безопасности. У вас на столах разложены таблицы, из которых вы можете узнать какой величины ток и какое он оказывает действие на человека. Учитель подводит итог: Электротравмы – повреждение организмов электрическим током – встречаются в промышленности, сельском хозяйстве, на транспорте и в быту. Человеку в любой ситуации нужно помнить и соблюдать элементарные правила безопасности в работе с электропиборами. Физминутка

Изучение нового материалаРусская пословица гласит - не стыдно не знать, стыдно не учиться. Сейчас мы будем учиться решать практические задачи, применяя различные иды соединения эл. цепей.

Схема№1 Схема№2

Вывод 1: в схеме 1 две лампочки соединены в цепь друг за другом. Такое соединение проводников в электрической цепи называется последовательным.

Вывод 2: в схеме 2 одним концом лампочки соединены в точке А, другим в точке Б. Такое соединение проводников в электрической цепи называется параллельным.

Обратите внимание, на этом слайде показаны основные характеристики эл. соединений цепи. Перечислите их.

А теперь найдите в учебнике в §14, как определить сопротивление проводников, если сопротивление всех резисторов одинаково, а соединены они последовательно.

Найдите в учебнике как определить общее сопротивление проводников, если сопротивление всех резисторов одинаково, а соединены они параллельно.

Группа 1. Исследование силы тока на различных участках цепи и общей силы тока в цепи, а также напряжения при последовательном соединении проводников

Оборудование: источник питания, 2 резистора, ключ, амперметр, соединительные провода, вольтметр

Ход выполнения работы:

1. Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и последовательно соединенных, 2 резисторов.

2. Измерьте с помощью амперметра силу тока на каждом участке цепи и общую силу тока в цепи.

3. Измерьте напряжение на каждом участке цепи и найдите общее.

4. Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общей силой тока в цепи и силой тока на различных участках, сделайте вывод о напряжении на каждом участке и во всей цепи

Группа 2. Исследование общего напряжения и напряжения на различных участках цепи, а также силы тока при параллельном соединении цепи.

Оборудование: источник питания, 2 резистора, ключ, вольтметр, амперметр, соединительные провода.

Ход выполнения работы:

1. Соберите схему, состоящую из источника питания, ключа и параллельно соединённых 2 резисторов;

2. Измерьте с помощью вольтметра напряжение на каждом участке цепи и общее напряжение в цепи;

3. Измерьте силу тока на каждом участке и во всей цепи.

4. Сделайте соответствующий вывод о соотношении между общим напряжением в цепи и напряжениям на каждом участке, а также сделайте вы вод о силе тока на каждом участке и во всей цепи.

Один ученик заполняет общую таблицу на компьютере и демонстрирует на весь класс.

Обобщим ваши результаты в одну таблицу в виде формул

 

Последовательное

Параллельное

 

1

2

общ

1

2

общ

Сила тока (А)

           

Напряжение (В)

           

Сопротивление (Ом)

           

А теперь подумайте и скажите, где вы встречались с последовательным и параллельным соединением электрических цепей в быту.

А можно ли объединить эти два вида соединения в одной электрической цепи?

Действительно такое соединение называется смешанным.


 

Объяснение домашнего задания

Если несколько выключателей подключены последовательно, то для замыкания цепи необходимо, чтобы они все были включены (контакты замкнуты). Эта схема показывает простейшую цепь с двумя выключателями, подключенными последовательно для управления одной лампой. И выключатель S1 и выключатель S2 должны быть включены для того, чтобы загорелась лампа.

Дома подумайте и составьте схему параллельного соединения выключателей для одной лампы. §14 УМК Л.Э. Генденштейн 8кл.

Задачник Л.Э.Генденштейн 8кл. № 16.10; 16.15

Учитель: Ребята, однажды великого мыслителя Сократа спросили о том, что, по его мнению, легче всего в жизни? Он ответил, что легче всего – поучать других, а труднее – познать самого себя. Я желаю, чтобы это вам удалось.

Рефлексия.

Продолжи фразу:

Сегодня на уроке я открыл для себя….

Мне понравилось на уроке ….

Я удовлетворен своей работой….

Если бы я был учителем, то не

Итоги урока

Ты каждый день приходишь в класс

И должен унести,

Что раздают здесь всем у нас,

Чтоб улиц не мести,

Мешки, где знания внутри,

Ларец, где острый ум,

Сундук умений пуда в три,

Шкатулку мудрых дум.

Ну, а не хочешь так и знай,

Что ждет тебя беда,

Уйдет удачи твой трамвай,

Уедет навсегда!


 

Литература:

1. Л.Э. Генденштейн Физика 8класс из-во: Мнемозина, М. 2009г.

2. Л.Э. Генденштейн Физика 8класс задачник из-во: Мнемозина,

М. 2009г

3. Л.А. Кирик Физика Обучающие тесты 8 класс из-во: Илекса,, М. 2010г.

4. Н.А. Якушевская Повторение и контроль знаний по физике на уроках и внеклассных мероприятиях из- во: Глобус, М. 2009 г.

5. З.В. Александрова и др. Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11кл. из-во: Глобус, М. 2009 г.

6. Сборник материалов Фестиваля «Открытый урок» 2011- 2012г.
 


 

Опубликовано


Комментарии (1)

Светлана, 04.12.16 в 20:44 0 Ответить Пожаловаться
как скачать?
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.