12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовала
Шкляева Надежда Викторовна89
учитель физики
Россия, Удмуртская респ., Воткинск
Материал размещён в группе «Учителя физики»

ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ ТОК

Обобщающий урок по теме «Электрический ток» в 8классе

по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».

Учитель физики МОУ СОШ № 1 г. Воткинска Удмуртской Республики.

Цели урока: подвести учащихся к критическому осмыслению и обобщению уже известной и новой информации, развивать умение связно и логично излагать свои мысли, развивать коммуникативные навыки в процессе работы в группе.

 

На доске написана тема урока: ЕГО ВЕЛИЧЕСТВО ЭЛЕКТРИСЕКИЙ ТОК ! ?

этап

содержание

Задание учащимся

 

вызов

Диагностика знаний

Используя прием «Шесть шляп мышления», составить рассказ об электрическом тока с разных точек зрения. см. приложение 1. учащиеся разбиты на группы. Каждая группа получает свою шляпу и свое задание. После подготовки группа выступает по своим вопросам.

 

Реализация смысла

1. Чтение текстов,

выделение

ключевых слов,

составление

планов рассказа

Каждому учащемуся выдается небольшой текст. Тексты распечатаны на листах разного цвета. Их всего 6. Учащиеся пересаживаются в новые группы по цветам бумаги с текстами, читают тексты, выделяют ключевые слова, выясняют непонятное, составляют план рассказа, чтобы в дальнейшем донести его суть до остальных участников. Приложение 2

 

2.Обсуждение

текстов.

Каждый участник, вернувшись в группу, пересказывает прочитанное. Получается шесть коротких рассказов о влиянии электрического тока на организм человека.

 

3. Работа с графическими формами.

Каждой группе предлагается исполнить одну из графических форм, обозначив в них проблемы по данному вопросу и способы их решения.

 

Рефлексия.

Защита проектов

Группа назначает выступающих по своему проекту. Происходит защита проекта и его обсуждение. Т. к. графические формы в каждой группе разные, один и тот же материал будет изложен в разных вариантах. После обсуждения каждой группе можно предложить дополнить проект, например, таким материалом: какие меры безопасности при пользовании электрическим током предприняты в кабинете физики.

 

Приложение 1

Белая шляпа

Рассказать об электрическом токе только фактами, цифрами, определениями, формулами, без эмоций, без субъективных оценок. Только факты!!!

Желтая шляпа

Расскажите, где используется электрический ток в жизни человека. Необходимо выделить в электрическом токе позитивные стороны и (!!!) аргументировать, и почему. Нужно не просто сказать, что именно хорошо, полезно, продуктивно, конструктивно, но и объяснить, почему.

Черная шляпа

Негативные проявления электрического тока. Нужно определить, какой вред может нанести электричество человеку и объяснить, почему так может произойти.. Смысл заключается в том, чтобы не только выделить недостатки, но и проанализировать причины отрицательного проявления электрического тока.

Красная шляпа

Расскажите, какие эмоции вызывает у вас электрический ток или его отсутствие. Что испытывали вы при прохождении через ваше тело электрического тока.

Зеленая шляпа

Ответьте на вопросы: «Что придумали бы люди, если бы не открыли электрический ток и не научились им пользоваться?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани применения электрического тока.

Синяя шляпа

Это – философская, обобщающая «шляпа». Электрический ток в «синей шляпе», старается обобщить высказывания других «шляп», сделать выводы, найти обобщающие параллели и так далее. За вами последнее слово об электрическом токе.

 

Приложение2

Действие электрического тока на организм человека.

Действие электрического тока на организм человека носит своеобразный и разносторонний характер. Проходя через организм человека, электрический ток производит термическое и биологическое действие. Термическое действие проявляется в ожогах тела, нагреве и повреждении кровеносных сосудов, нервов, мозга. Биологическое действие тока выражается главным образом в нарушении биологических процессов, в разложении крови, изменении ее состава.

Многообразие действий электрического тока на живой организм можно свести к двум видам поражений: электрическим травмам, когда возникает местное повреждение организма, и электрическим ударам, когда ток вызывает раздражение и возбуждение тканей, сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц. Возможны также смешанные поражения, т.е. одновременно электрические удары и травмы.

Характерными видами электрических травм являются электрические ожоги, электрические знаки, металлизация кожи, механические повреждения и электроофтальмия.

Электрический ожог – самая распространенная электротравма. Ожоги являются следствием случайных коротких замыканий в электроустановках.

Электрические знаки на теле человека возникают в результате химического или теплового воздействия электрического тока. Обычно резко очерченные знаки серого или бледно- желтого цвета имеют круглую или овальную форму. Иногда форма знака соответствует форме токоведущей части, которой коснулся пострадавший. Пораженный участок кожи затвердевает, происходит омертвение верхнего слоя кожи.

Металлизация кожи – проникновение в кожу мельчайших частичек расплавленного под действием электрической дуги металла. Явление встречается при коротком замыкании, отключении рубильников… Брызги расплавленного металла разлетаются во все стороны, проникают в верхние слои кожи рук и лица.

Электроофтальмия – это воспаление наружных оболочек глаз, вызванное воздействием мощного потока ультрафиолетовых лучей.

Механические повреждения являются следствием резких непроизвольных судорожных сокращений мышц под действием тока, проходящего через тело человека. В результате могут произойти разрывы кожи, кровеносных сосудов и нервной ткани, вывихи суставов, переломы костей.

Электрический удар – возбуждение живых тканей человека, вызванное протекающим через него электрическим током и сопровождающееся непроизвольными судорожными сокращениями мышц.

Производственная среда и ее значение для безопасности людей.

Для безопасности обслуживания электрических установок большое значение имеет окружающая производственная среда. Высокая температура, влажность, пыль, едкие пары и газы, воздействуя на человека, снижает его сопротивляемость до минимального значения. Эти же факторы разрушительно действуют на электроизоляцию, на одежду и обувь человека, способствуют возникновению электропоражений и аварий. Поэтому все помещения по степени опасности электрическим током делят на три категории: помещение без повышенной опасности, помещение с повышенной опасностью и особо опасные помещения.

К помещениям без повышенной опасности относятся сухие, отапливаемые помещения с температурой воздуха не выше 30º С, с полами из дерева, паркета, линолеума.

Помещения с повышенной опасностью характеризуются сыростью (относительная влажность 70-100%), наличием токопроводящей пыли, токопроводящих полов (металлических, земляных, железобетонных), отсутствием отопления, высокой температурой (выше 30º С), возможностью одновременного прикосновения человека к заземленным металлическим конструкциям (батареям отопления) и к металлическим корпусам электрооборудования.

Помещениями особо опасными считаются те, в которых имеется особая сырость (относительная влажность близка к 100%) или химически активная среда, разрушительно влияющая на оборудование и изоляцию.

Требования безопасности, предъявляемые к электрооборудованию.

Для того чтобы исключить возможность непосредственного прикосновения человека к токоведущим частям, их тщательно изолируют, ограждают кожухами, щитами или располагают на недоступной высоте.

Повреждение изоляции является основным источником аварий и причиной многих несчастных случаев. В процессе эксплуатации электрооборудования изоляция всегда должна удовлетворять предъявляемым к ней требованиям, которые должны гарантировать при их соблюдении безаварийную и безопасную работу оборудования и обслуживающего персонала.

В качестве изоляции в электрических сетях и установках применяют фарфор, стекло, клинкер, смолу и ее производные, бумагу, картон, фибру, пластмассу, резину. Необходимо чтобы изоляционный материал был стабилен при работе в электрическом поле под влиянием изменений температуры, влажности, химических воздействий. Сопротивление изоляции напряжением до 1000 В должно быть не ниже 500 000 Ом. Так как с течением времени качество изоляции ухудшается, то установки, находящиеся в эксплуатации, необходимо периодически подвергать проверке (1-2 раза в год).

В производственных помещениях, в которых имеется оборудование, работающие при напряжении более 1000 В устраивают ограждения токоведущих частей не зависимо от наличия изоляции.

Наружная проводка на открытом воздухе должна быть недоступна для непосредственного соприкосновения с ней людей. Если невозможна изоляция проводов, то должно быть установлено автоматическое отключение тока мгновенного действия.

Факторы, влияющие на исход поражения электрическим током.

Важнейшими факторами, влияющими на исход поражения электрическим током, являются: величина тока, протекающего через тело человека, продолжительность воздействия тока и индивидуальные свойства организма человека.

В нормальных условиях наименьший ток промышленной частоты, который вызывает физиологические ощущения у человека, в среднем равен 1 мА, для постоянного тока – 5 мА. Переменный ток силой в 15 мА и постоянный ток силой 60 мА способны вызвать явление паралича органов дыхания и спазм голосовых связок, при котором становится невозможным самостоятельный отрыв пострадавшего от электродов. Токи такой силы представляют опасность ждя жизни.

Продолжительное воздействие электрического тока с параметрами, не представлявшими первоначально опасности для организма, может привести к гибели в результате снижения сопротивления тела человека. При воздействии тока на организм человека усиливается деятельность потовых желез, в результате чего влажность кожного покрова повышается, а электрическое сопротивление резко снижается (может оказаться в 100 раз меньше).

Ток идет по организму по пути наименьшего сопротивления: вдоль потоков тканевых жидкостей, кровеносных и лимфатических сосудов и оболочек нервных стволов., оказывая влияние на клетки мозга. Пути тока, лежащие от руки к руке и от руки к ноге, охватывают большее число оболочек нервных стволов. Кроме того, эти пути проходят через сердце и легкие. Повышенной чувствительностью к току является запястье руки.

Опасности поражения током больше подвержены люди, страдающие болезнями сердца, легких, нервными заболеваниями.

Электропроводность биологических тканей и жидкостей при постоянном токе.

Биологические ткани и органы являются довольно разнородными образованиями с различными электрическими сопротивлениями, которые могут изменяться при действии электрического тока. Это обусловливает трудности измерения электрического сопротивления живых биологических систем.

Электропроводность отдельных участков организма, находящихся между электродами, наложенными непосредственно на поверхность тела, существенно зависит от сопротивления кожи и подкожных слоев. Внутри организма ток распространяется в основном по кровеносным и лифтатическим сосудам, мышцам, оболочкам нервных стволов. Сопротивление кожи, в свою очередь, определяется ее состоянием: толщиной, возрастом, влажностью и т.п.

Электропроводность тканей и органов зависит от их функционального состояния и, следовательно, может быть использована как диагностический показатель. Так, например, при воспалении, когда клетки набухают, уменьшается сечение межклеточных соединений и увеличивается электрическое сопротивление; физиологические явления, вызывающие потоотделение, сопровождаются возрастанием электропроводности кожи и т.д.

А теперь расскажем о другом физическом явлении в организме человека. Оказывается, что при напряжении мышцы в ней появляется электрическое напряжение, отрицательное по отношению к другим ненапряженным мышцам. Возникают токи, называемые биотоками. Биотоки имеют применение в диагностике заболеваний сердечной мышцы. Биотоки можно зарегистрировать на электрокардиографе.

В медицине применяют также импульсный ток, который заменяет действие снотворных медикаментов, искусственно подавляющих деятельность клеток мозга. Все снотворные в той или иной мере вредны. Засыпанию может способствовать однообразное, монотонное повторение звуков. Сон наступает из-за торможения такими воздействиями клеток коры больших полушарий мозга. Экспериментально показано, что такое же торможение может быть вызвано импульсивными электрическими токами. Для создания кратковременных токов применяются специальные генераторы.. Больной лежит в затемненной комнате. Электроды от генератора накладываются на голову («+» - на закрытые глаза, «-» - позади ушных раковин). Под действием импульсов больной засыпает

Опасность шаговых напряжений

Опасность поражения током может возникнуть вблизи места перехода тока в землю с упавшего провода. В зоне растекания токов человек подвергается воздействию шаговых напряжений, т.е. напряжений, обусловленных током замыкания на землю между точками почвы, отстоящими друг от друга в зоне растекания токов на расстоянии шага.

Опасность поражения током в этом случае увеличивается при сокращении расстояния между человеком и местом замыкания на землю и увеличением ширины шага. Чем ближе находится человек к месту падения провода, тем выше опасность поражения током. Если человек оказался в опасной зоне, выходить из нее надо мелкими шагами, т. к. шаговое напряжение в этом случае будет значительно меньше.

Если пострадавший не может самостоятельно освободиться от действия электрического тока, то это должны сделать присутствующие. При этом надо помнить, что без применения мер предосторожности прикасаться к пострадавшему человеку опасно для жизни.

Если невозможно быстро отключить установку, необходимо отделить пострадавшего от токоведущих частей с помощью сухой палки, доски, сухой одежды. Держаться за одежду пострадавшего можно одной рукой. При напряжениях до 400 В это надо делать в резиновых перчатках и галошах. Можно также намотать на руку шляпу или фуражку. При напряжениях свыше 400 В - только с помощью клещей в перчатках и ботах.

Помните, что, войдя в опасную зону, вы подвергаете свою жизнь опасности. Передвигаться надо мелкими шагами.

Опубликовано в группе «Учителя физики»

Комментарии (1)

Забелина Маргарита Владимировна, 31.03.17 в 15:30 0 Ответить Пожаловаться
Интересная технология обучения. Урок мне понравился. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.