План исследовательского занятия по физике «Последовательное и параллельное соединения проводников»
План исследовательского занятия по физике
Составила: преподаватель физики
ГАПОУ ПО «Пензенский агропромышленный колледж» Трубочкина С.В.
Тема «Последовательное и параллельное соединения проводников»
Цель: изучить параллельное и последовательное соединения проводников.
Задачи:
образовательные:
- экспериментально определить соотношение между величинами силы тока (напряжения) на отдельных участках цепи при параллельном и последовательном соединениях проводников;
- экспериментально определить общее сопротивление цепи при последовательном соединении проводников;
воспитательные:
- продолжить воспитание отношение к физике как к экспериментальной науке;
развивающие:
- продолжить работу по формированию умений делать выводы и обобщения на основе результатов проведённого исследования;
- продолжить развитие мышления, творческих и исследовательских способностей учащихся.
Методы обучения: проблемно-поисковый (исследовательский).
Содержание
Этап учебного занятия | Задачи этапа | Деятельность преподавателя | Деятельность студента | Ожидаемый результат |
1. Организационный. | Организовать внимание обучающихся, раскрытие общей цели занятия и плана его проведения. | Приветствие обучающихся, пожелание совместной плодотворной работы. | Психолого-эмоциональный настрой обучающихся. | Создание доброжелательной атмосферы и делового настроя. |
2. Актуализация знаний | Установить правильность знаний формул и обозначений физических величин, понимания физического смысла этих величин. | Меняет слайды презентации (называет физические величины необходимые для работы на последующих этапах занятия). | Фронтальные ответы на вопросы | Должны знать формулы и обозначения физических величин, понимать физический смысл этих величин. Взаимная проверка результатов работы |
3.Постановка экспериментальной задачи. | Подготовка обучающихся к выполнению эксперимента | Объясняет особенности работы каждой пары учащихся при выполнении эксперимента. | Слушают преподавателя, отвечают на поставленные вопросы. | Готовы к выполнению экспериментальных задач. |
4. Выполнение физического эксперимента. | Формирование умения создавать проект эксперимента, умение работать с физическими приборами. | Напоминает проект физического эксперимента. | Создают проект физического эксперимента, проводят эксперимент, анализируют результаты. | Результаты эксперимента. |
5. Физминутка | Смена деятельности, препятствование нарастанию утомления. | Выполняют упражнения | ||
6. Проверка результата эксперимента. Решение задачи на соединения проводников. | Формирование умения применять полученные знания в новой ситуации. | Озвучивает и показывает слайды с условием задачи. | Знакомство с задачей и ее решение. | Первичное закрепление формул |
7. Информация о домашнем задании. | Обеспечить понимание обучающихся цели, содержания и способов выполнения ДЗ. | 1)Рассказ преподавателя о предлагаемых вариантах творческих ДЗ.2) Запись выбранных заданий. | Задают вопросы, делают выбор ДЗ. | Мотивация на выполнение ДЗ. |
8. Подведение итогов. Рефлексия. | Выявить уровень достижения цели урока. | Оценка работы группы в целом обучающихся и преподавателем | Самооценка деятельности, оценка преподавателя | Объективность качественной оценки. |
Приложение.
С целью создания условий, способствующих раскрытию пути исследования, все исследование разбивается на 3 этапа, соответствующих обнаружению зависимости между основными характеристиками электрической цепи. Обучающимся предлагается на каждом этапе исследования записывать результаты в таблицу.
Задание 1. Заполнить таблицу (для последовательного соединения):
№ этапа | Цель исследования | Результаты исследования | Вывод |
1 | Какова сила тока в различных участках цепи? | I = I1= I2= | I =const |
2 | Как связано напряжение на участке АВ с напряжениями на последовательно включенных проводниках? | U = U1= U2= | U =U1+U2 |
3 | Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников? | R=U/I R1=U1/I R2=U2 /I | R =R1+R2 |
Задание 2. Заполните таблицу (для параллельного соединения)
№ этапа | Цель исследования | Результаты исследования | Вывод |
1 | Какова сила тока на различных участках цеп? | I = I1= I2= | I =I1+I2 |
2 | Как связано напряжение на участке АВ с напряжением на параллельно включенных проводниках? | U = U1= U2= | U =U1=U2 |
3 | Как связано сопротивление участка АВ с сопротивлением различных проводников? | R=U/I, R1=U1/I R2=U2 /I | 1/R =1/R1+1/R2 |
Заполнение таблицы на доске проводится преподавателем после тщательного обсуждения с обучающимися каждого результата на данном этапе работы.
Завершающим этапом работы занятия является анализ приводимых обучающимися примеров практического использования последовательного и параллельного соединения проводников.
В целях более активного привлечения внимания к результатам этого занятия обучающимся дается задание изучить электропроводку в комнате, квартире; определить число потребителей, способы их включения; номинальные токи и напряжения, на которые они рассчитаны.
Использованная литература:
- Генденштейн Л. Э., Ю. И. Дик. Физика: 11 кл. Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2015.
- Касьянов В.А. Физика. 10 кл.: Учебник для общеобразовательных учебных заведений. – М., 2016.
- Касьянов В.А. Методические рекомендации по использованию учебников В.А.Касьянова «Физика. 10 кл.», «Физика. 11 кл.» при изучении физики на базовом и профильном уровне. – М., 2006.
Интернет-ресурсы:
- «Параллельное и последовательное соединение» http://www. infourok.ru›…uroka…parallelnoe-i-posledovatelnoe…
- «Урок по физике» http://www.nsportal.ru›…uroka-parallelnoe-i-posledovatelnoe...
- Последовательное и параллельное соединение... http://www. rosuchebnik.ru›…posledovatelnoe-i-parallelnoe…