12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Валуйская Лариса Николаевна8687
В школе работаю 32 года. Учитель высшей квалификационной категории. Являюсь классным руководителем. Руковожу МО учителей естественно-математического цикла предметов.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
ГЕОГРАФИЯ ВАЖНЕЙШИХ МЕЖОТРАСЛЕВЫХ
КОМПЛЕКСОВ И ОТРАСЛЕЙ
ТОПЛИВНО – ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

Учебно – воспитательные задачи:

Показать роль энергетики в народном хозяйстве, познакомить с составом комплекса и географией его главных отраслей.

Раскрыть сложную географическую проблему, связанную с крайней неравномерностью размещения запасов энергетических ресурсов и районой потребления энергии.

Дать знания на уровне представлений о топливно – энергетических базах, топливно – энергетическом балансе, себестоимости продукции.

Формировать умения анализировать тематические карты, статистические материалы, составлять диаграммы, схемы.

Оборудование: тематические карты отраслей топливно – энергетического комплекса; атлас, учебник, планы – конспекты, контурные карты для выполнения практических работ.

Ведущие понятия: ТЭК, топливные ресурсы, топливно-энергетический баланс, типы электростанций, ЕЭС России, альтернативные источники энергии.

 

Тема урока: «Электроэнергетика».

(Комбинированный урок).

Цель урока: Выявить и изучить особенности электроэнергетики.

Задачи урока:

Образовательные: сформировать знания о структуре и состоянии электроэнергетики России, единой энергетической системе страны.

Развивающие: развивать навыки работы с атласом и картой, способности анализировать и делать выводы.

Воспитательные: повышение интереса к предмету, формирование научного мировоззрения.

Оборудование:

Физическая карта России.

Карта «Электроэнергетика».

Учебник.

Атласы.

 

Ход урока.

 

Оргмомент.

Проверка домашнего задания:

Что называется топливно-энергетическим комплексом? Из каких отраслей он складывается?

Охарактеризуйте нефтяную промышленность.

Расскажите об особенностях газовой промышленности.

Объясните суть топливно-энергетического баланса.

Расскажите об угольной промышленности.

Объяснение нового материала:

Сердцевиной топливно-энергетического комплекса является электроэнергетика. Она направлена на электрификацию экономики России, повышение технического уровня всех ее отраслей.

Уже к 1935 году по плану ГОЭЛРО было построено 40 электростанций.

В 90-е годы произошло снижение производства электроэнергии. Тем не менее Россия занимает по этому показателю 2-е место в мире.

Задание1. Рассмотрим табл. 21 на стр. 90. Производство электроэнергии в России:

Типы электростанций

  ТЭС

ГЭС

АЭС

ПЭС

ГТЭС

1970

80 %

19,9 %

0,1 %

 

1992

71 %

16 %

11 %

2 %

2001

70 %

18 %

12 %

 

Дадим более подробную характеристику разных типов электростанций.

ТЭС созданы в районах добычи топлива и в районах потребления электроэнергии, вблизи крупных промышленных городов. Широко применяются ТЭЦ – вырабатывающие электроэнергию и тепло. Крупнейшие ТЭС – Сургутская, Костромская. Недостатком ТЭС является загрязнение атмосферы продуктами горения (СО2).

Задание 1: Найдите преимущества и недостатки разных типов электростанций.

ГЭС. Россия богата гидроресурсами. У нас в стране много крупных рек, особенно в ее восточной азиатской части. Крупнейшие ГЭС построены на Енисее – Красноярская (6 млн.кВт), Саяно-Шушенская (4,5 млн.кВт), на Ангаре – Братская и Усть-Илимская.

Особенность гидроэнергетики в сооружении каскадов ГЭС (на Волге, Енисее, Ангаре).

« + »

«– »

1. Производство дешевой энергии.

1. Замедление стока рек.

2. Использование воды на орошение.

2. Загрязнение водохранилищ.

3. Промышленное водоснабжение.

3. Затопление больших площадей.

4. Регулирование стока рек.

 

В перспективе предусматривается переход к средним и малым по мощности ГЭС.

АЭС строились в районах, где нет достаточных энергоресурсов, а энергии требуется много. Большинство АЭС построено в Европейской части России. Вместо топлива на них используется уран, 1 кг которого заменяет 2,5 тыс.т угля. В настоящее время работает 10 АЭС: Курская, Нововоронежская, Тверская, Смоленская, Балаковская (Поволжье), Белоярская (Урал), Обнинская, Ленинградская (4 млн. кВт), Кольская, Билибинская.

« + »

«– »

1. «Чистый» вид топлива.

1. Необходимость захоронения радиоактивных отходов.

2. Передача энергии на большие расстояния.

2. Опасность ядерного взрыва (Чернобыль, 1986 год).

В России созданы энергосистемы – группы электростанций разных типов (сеть АЭС, каскады ГЭС, созвездие ТЭС), объединенных ЛЭП и управляемых из одного центра. Они образуют единую энергосистему (ЕЭС). С 1978 года энерго­система СССР соединилась с системами Румынии, Венгрии, Китая, Монголии, Финляндии, Норвегии.

Перспективы развития электроэнергетики.

Задание 2. С помощью учебника приведите примеры альтернативных видов энергии.

В перспективе предусматриваются значительные изменения в ТЭК. Намечается использование альтернативных источников энергии:

ветровая (на севере – Норильск);

солнечная (СЭС) - южные районы страны;

геотермальные воды (Паужетская ГТЭС);

сила волн (Кислогубская ПЭС);

подводные течения.

Закрепление нового материала.

Вопросы к учащимся:

По какому плану можно рассматривать отрасль?

Какой тип электростанций производит больше электроэнергии?

Почему прекращено массовое строительство АЭС?

Что такое ЕЭС?

Назовите альтернативные виды энергии.

Задание на дом: 20, на контурных картах подписать наиболее крупные ТЭС, ГЭС, АЭС.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.