Урок географии в 9 классе на тему «Электроэнергетика России»
Урок по теме: "Топливно-энергетический комплекс.
Проблемы развития электроэнергетики в России", 9 класс
Цели урока:
Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России;
Развить и углубить знания девятиклассников о топливно-энергетическом комплексе;
Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки;
Проанализировать особенности размещения по территории страны электростанций различного типа;
Познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными;
Сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем;
Продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;
Формирование у учащихся умения работать на компьютере.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование: урок проводится в компьютерном классе, экономическая карта РФ, компьютерная презентация: "Электроэнергетика России", практическая работа с использованием компьютерных технологий, стенгазеты по Северной ТЭЦ, выполненные после экологической экскурсии на предприятие, раздаточный материал: "Основные потребители электроэнергии в России", опорные конспекты (рабочие листы).
ХОД УРОКА
I. Организация учащихся.
П. Проверка домашнего задания по теме «Топливная промышленность»
Игра «Электрическая цепь»
Вопросы:
По добыче какого полезного ископаемого Россия занимает 1 место в мире?
А) каменный уголь В) железная руда
Б) природный газ Г) нефть
2. Выберите из перечисленных месторождений нефтяное:
А) Ямбургское Б) Уренгойское В) Ковдор Г) Самотлор
Д) Качканар Е) Лебединское Ж) Удокан
3. Где обычно располагаются нефтеперерабатывающие заводы?
А) в местах добычи нефти В) в районах потребления нефтепродуктов
Б) в крупных морских портах Г) на пограничных территориях
4. Три четверти добываемого в России угля используется:
А) в химической промышленности в качестве ценного сырья
Б) в черной металлургии в качестве кокса
В) на тепловых электростанциях как топливо
Г) как топливо на транспорте (тепловозах, судах)
5. Закончите фразу: «Астрахань, Оренбург, Ямбург – центры добычи…»
А) природного газа В) каменного угля
Б) нефти Г) железной руды
6. Самым большим по запасам каменного угля в России является:
А) Кузнецкий бассейн В) Тунгусский бассейн
Б) Печорский Г) Подмосковный
Укажите главный район добычи нефти в России?
А) Север В) Урало-Поволжье
Б) Западая Сибирь Г) Северный Кавказ
8. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье:
А) Республика Татарстан В) Республика Удмуртия
Б) Самарская область Г) Оренбургская область
9. Выберите угольный бассейн России, где добыча осуществляется только открытым способом:
А) Канско-Ачинский В) Печорский
Б) Кузбасс Г) Подмосковный
10. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию:
А) Печорский В) Кузнецкий
Б) Иркутский Г) Южно-Якутский
11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне:
А) Тунгусском В) Ленском
Б) Печорском Г) Канско-Ачинском
Ответы: 1Б, 2Г, 3В, 4В, 5А, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10, 11А
III. Изучение нового материала.
1) Просмотр презентации «Электроэнергетика России».
А) Вводное слово учителя и просмотр презентации: "Электроэнергетика России". В ходе просмотра вспоминаем основные понятия по теме, делаем выводы.
Сегодня, ребята, у нас урок обобщения знаний по теме ТЭК и мы попробуем вместе с вами решить проблемы развития электроэнергетики в России. Наш урок начнём с просмотра компьютерной презентации по данному вопросу и проверим ваше домашнее задание, ваши знания.
Включите компьютеры, войдите в презентацию по электроэнергетике, нажмите F5 - показ слайдов (при ошибке: Ctrl - Z - вернуть назад)
- Итак, сейчас мы наглядно посмотрим, подведём итог:
Слайд № 1. Название: Электроэнергетика России.
- Дайте определение ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. Какими свойствами она обладает, какие процессы в себя включает?
(Для перехода к следующему слайду нажмите пробел или щелкните левой кнопкой мыши)
Слайд № 2. - Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии? Сделайте вывод.
Слайд №3. - Какие основные типы электростанций существуют *в России?
Назовите основные электростанции. (Покажите их на экономической карте Российской Федерации).
Слайд №4. - Какую долю выработки электроэнергии имеет каждый тип электростанций?
Слайд №5. - Какие виды топлива используют ТЭС для выработки электроэнергии?
Слайд № 6. - Как работают ГЭС?
Слайд №7. - Какое месторождение урана является в России самым крупным?
Слайд № 8. - Какую энергию используют нетрадиционные типы электростанций? Как работают геотермальные электростанции?
- Подведём итог: Что такое энергосистема? Для чего необходимо объединение в энергосистему? Как называется эта система в России? Что в себя включает?
Слайд № 9. - А теперь посмотрите на размещение по территории России основных, крупнейших электростанций. В какой части страны они преобладают и почему?
- Назовите приливную электростанцию и геотермальную. Конец показа. Закройте презентацию.
- Кто, по-вашему, является главным потребителем электроэнергии в России?
(краткий анализ таблицы - раздаточного материала: "Основные потребители электроэнергии в России").
Ну а теперь после просмотра и краткого обзора мы перейдём к оценке экономико-географических достоинств и недостатков различных типов электростанций.
Б) Учащиеся вместе с учителем оценивают экономико-географические достоинства и недостатки различных типов электростанций благодаря экспертам, которые разделены на 2 группы. Одна группа экспертов выявляет плюсы различных видов электростанций, другая – минусы. Данные учащиеся записывают в тетрадь.
Экономико-географические достоинства (+) и недостатки (-) основных видов электростанций:
Типы электростанций |
Достоинства (+) |
Недостатки (-) |
ТЭС |
Могут размещаться как в районах добычи топлива, так и в районах потребления. Перевод большинства ТЭС на природных газ. |
Экологически "грязные", особенно работающие на угле, торфе и мазуте (выбросы вредных веществ в атмосферу). Работают на исчерпаемом виде топлива. "Парниковый эффект". |
ГЭС |
Использование неисчерпаемого энергоресурса. Высокий кпд -92-94% (для сравнения у АЭС и ТЭС - около 33%). Экономичность, простота управления. Относительно экологически чистое производство. |
Затопление обширных площадей под водохранилища, особенно на равнинах, подтопление окружающих территорий и изменение ландшафтов. Накопление загрязнений в водохранилищах. |
АЭС |
Потребление малых количеств энергоносителя (при расходе 1 кг урана выделяется теплота, эквивалентная сжиганию 2,5 тыс. т угля). Размещаются в районах потребления энергии, районах с острой нехваткой электроэнергии. Дешевизна энергии, небольшие затраты на строительство, универсальность размещения. |
Потенциальная опасность ядерной катастрофы, особенно в густонаселённых районах. Проблема захоронение РАО и ОЯТ (радиоактивных .отходов и отработанного ядерного топлива). АЭС наносят меньший вред окружающей среде, чем ТЭС или ГЭС (требуют меньше воздуха для разбавления выбросов, не выделяют серу, свинец и др. вредные вещества, не приводят к усилению парникового эффекта) |
Затем учащиеся вместе с учителем называют главные проблемы электроэнергии России и записывают их в тетрадь.
Основные проблемы электроэнергетики:
Работа ТЭС на исчерпаемом виде топлива;
Сокращается прирост мощностей;
Не производится замена, модернизация работающего оборудования;
Ядерные катастрофы на АЭС;
Проблема загрязнения окружающей среды.
2) Формирование знаний о перспективах развития электроэнергетики в России.
Перспективы развития электроэнергетики в России:
Создание современных очистных сооружений.
Осуществление стратегии безопасного развития АЭС в России.
Строительство мини-ГЭС малой мощности с незначительной зоной затопления и отказом от гигантских плотин на крупных реках.
Замена одних видов топлива другими.
Проведение энергосберегающей политики.
Замена традиционных источников электроэнергии альтернативными.
IV. Закрепление изученного материала.
Практическая работа: "Нанесение на контурную карту основных электростанций России". Работа выполняется в контурных картах.
- А сейчас я предлагаю Вам выполнить практическую работу в контурных картах, закрепить ваши знания по размещению основных электростанций по территории России.
-Обозначьте названия электростанций из условных знаков на карту "Размещение основных электростанций на территории РФ".
2) Творческое задание.
Нарисуйте в тетради схему «своей» электростанции, укажите источник энергии.
V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.
Сегодня на уроке мы обобщили наши знания по теме: "Топливно-энергетический комплекс", выявили плюсы и минусы в работе электростанций разного типа, нашли проблемы в развитии электроэнергетики России и разработали пути решения этих проблем. За устную работу я ставлю оценки следующим ученикам... А за практическую работу я объявлю оценки на следующем уроке.
VI. Домашнее задание:
Параграфы 29. Повторить основные определения понятий по теме: "Топливно-энергетический комплекс" из параграфа 28.