Урок географии в 9 классе на тему «Электроэнергетика России»

1
0
Материал опубликован 6 December 2017

Урок по теме: "Топливно-энергетический комплекс.

Проблемы развития электроэнергетики в России", 9 класс

Цели урока:

Продолжить формирование у школьников представлений и знаний об основных межотраслевых комплексах и отраслях экономики России;

Развить и углубить знания девятиклассников о топливно-энергетическом комплексе;

Рассмотреть основные типы электростанций, их характерные черты и особенности, достоинства и недостатки;

Проанализировать особенности размещения по территории страны электростанций различного типа;

Познакомить учащихся с основными проблемами электроэнергетики - экономическими, экологическими, социальными;

Сформировать у учащихся представление о перспективах развития электроэнергетики и путях решения стоящих перед ней проблем;

Продолжить формирование у школьников умения работать с различными источниками географической информации;

Формирование у учащихся умения работать на компьютере.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: урок проводится в компьютерном классе, экономическая карта РФ, компьютерная презентация: "Электроэнергетика России", практическая работа с использованием компьютерных технологий, стенгазеты по Северной ТЭЦ, выполненные после экологической экскурсии на предприятие, раздаточный материал: "Основные потребители электроэнергии в России", опорные конспекты (рабочие листы).

ХОД УРОКА

I. Организация учащихся.

П. Проверка домашнего задания по теме «Топливная промышленность»

Игра «Электрическая цепь»

Вопросы:

По добыче какого полезного ископаемого Россия занимает 1 место в мире?

А) каменный уголь В) железная руда

Б) природный газ Г) нефть

2. Выберите из перечисленных месторождений нефтяное:

А) Ямбургское Б) Уренгойское В) Ковдор Г) Самотлор

Д) Качканар Е) Лебединское Ж) Удокан

3. Где обычно располагаются нефтеперерабатывающие заводы?

А) в местах добычи нефти В) в районах потребления нефтепродуктов

Б) в крупных морских портах Г) на пограничных территориях

4. Три четверти добываемого в России угля используется:

А) в химической промышленности в качестве ценного сырья

Б) в черной металлургии в качестве кокса

В) на тепловых электростанциях как топливо

Г) как топливо на транспорте (тепловозах, судах)

5. Закончите фразу: «Астрахань, Оренбург, Ямбург – центры добычи…»

А) природного газа В) каменного угля

Б) нефти Г) железной руды

6. Самым большим по запасам каменного угля в России является:

А) Кузнецкий бассейн В) Тунгусский бассейн

Б) Печорский Г) Подмосковный

Укажите главный район добычи нефти в России?

А) Север В) Урало-Поволжье

Б) Западая Сибирь Г) Северный Кавказ

8. Укажите основной регион добычи нефти в Урало-Поволжье:

А) Республика Татарстан В) Республика Удмуртия

Б) Самарская область Г) Оренбургская область

9. Выберите угольный бассейн России, где добыча осуществляется только открытым способом:

А) Канско-Ачинский В) Печорский

Б) Кузбасс Г) Подмосковный

10. Из какого бассейна коксующийся уголь экспортируется в Японию:

А) Печорский В) Кузнецкий

Б) Иркутский Г) Южно-Якутский

11. Крупнейшие общегеологические запасы угля находятся в бассейне:

А) Тунгусском В) Ленском

Б) Печорском Г) Канско-Ачинском

Ответы: 1Б, 2Г, 3В, 4В, 5А, 6А, 7Б, 8А, 9А, 10, 11А

III. Изучение нового материала.

1) Просмотр презентации «Электроэнергетика России».

А) Вводное слово учителя и просмотр презентации: "Электроэнергетика России". В ходе просмотра вспоминаем основные понятия по теме, делаем выводы.

Сегодня, ребята, у нас урок обобщения знаний по теме ТЭК и мы попробуем вместе с вами решить проблемы развития электроэнергетики в России. Наш урок начнём с просмотра компьютерной презентации по данному вопросу и проверим ваше домашнее задание, ваши знания.

Включите компьютеры, войдите в презентацию по электроэнергетике, нажмите F5 - показ слайдов (при ошибке: Ctrl - Z - вернуть назад)

- Итак, сейчас мы наглядно посмотрим, подведём итог:

Слайд № 1. Название: Электроэнергетика России.

- Дайте определение ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА. Какими свойствами она обладает, какие процессы в себя включает?

(Для перехода к следующему слайду нажмите пробел или щелкните левой кнопкой мыши)

Слайд № 2. - Какое место в мире занимает Россия по производству электроэнергии? Сделайте вывод.

Слайд №3. - Какие основные типы электростанций существуют *в России?

Назовите основные электростанции. (Покажите их на экономической карте Российской Федерации).

Слайд №4. - Какую долю выработки электроэнергии имеет каждый тип электростанций?

Слайд №5. - Какие виды топлива используют ТЭС для выработки электроэнергии?

Слайд № 6. - Как работают ГЭС?

Слайд №7. - Какое месторождение урана является в России самым крупным?

Слайд № 8. - Какую энергию используют нетрадиционные типы электростанций? Как работают геотермальные электростанции?

- Подведём итог: Что такое энергосистема? Для чего необходимо объединение в энергосистему? Как называется эта система в России? Что в себя включает?

Слайд № 9. - А теперь посмотрите на размещение по территории России основных, крупнейших электростанций. В какой части страны они преобладают и почему?

- Назовите приливную электростанцию и геотермальную. Конец показа. Закройте презентацию.

- Кто, по-вашему, является главным потребителем электроэнергии в России?

 (краткий анализ таблицы - раздаточного материала: "Основные потребители электроэнергии в России").

 Ну а теперь после просмотра и краткого обзора мы перейдём к оценке экономико-географических достоинств и недостатков различных типов электростанций.

Б) Учащиеся вместе с учителем оценивают экономико-географические достоинства и недостатки различных типов электростанций благодаря экспертам, которые разделены на 2 группы. Одна группа экспертов выявляет плюсы различных видов электростанций, другая – минусы. Данные учащиеся записывают в тетрадь.

Экономико-географические достоинства (+) и недостатки (-) основных видов электростанций:

Типы электростанций

Достоинства (+)

Недостатки (-)

ТЭС

Могут размещаться как в районах добычи топлива, так и в районах потребления. Перевод большинства ТЭС на природных газ.

Экологически "грязные", особенно работающие на угле, торфе и мазуте (выбросы вредных веществ в атмосферу). Работают на исчерпаемом виде топлива. "Парниковый эффект".

ГЭС

Использование неисчерпаемого энергоресурса. Высокий кпд -92-94% (для сравнения у АЭС и ТЭС - около 33%). Экономичность, простота управления. Относительно экологически чистое производство.

Затопление обширных площадей под водохранилища, особенно на равнинах, подтопление окружающих территорий и изменение ландшафтов. Накопление загрязнений в водохранилищах.

АЭС

Потребление малых количеств энергоносителя (при расходе 1 кг урана выделяется теплота, эквивалентная сжиганию 2,5 тыс. т угля). Размещаются в районах потребления энергии, районах с острой нехваткой электроэнергии. Дешевизна энергии, небольшие затраты на строительство, универсальность размещения.

Потенциальная опасность ядерной катастрофы, особенно в густонаселённых районах. Проблема захоронение РАО и ОЯТ (радиоактивных .отходов и отработанного ядерного топлива). АЭС наносят меньший вред окружающей среде, чем ТЭС или ГЭС (требуют меньше воздуха для разбавления выбросов, не выделяют серу, свинец и др. вредные вещества, не приводят к усилению парникового эффекта)

Затем учащиеся вместе с учителем называют главные проблемы электроэнергии России и записывают их в тетрадь.

Основные проблемы электроэнергетики:

Работа ТЭС на исчерпаемом виде топлива;

Сокращается прирост мощностей;

Не производится замена, модернизация работающего оборудования;

Ядерные катастрофы на АЭС;

Проблема загрязнения окружающей среды.

2) Формирование знаний о перспективах развития электроэнергетики в России.

Перспективы развития электроэнергетики в России:

Создание современных очистных сооружений.

Осуществление стратегии безопасного развития АЭС в России.

Строительство мини-ГЭС малой мощности с незначительной зоной затопления и отказом от гигантских плотин на крупных реках.

Замена одних видов топлива другими.

Проведение энергосберегающей политики.

Замена традиционных источников электроэнергии альтернативными.

IV. Закрепление изученного материала.

Практическая работа: "Нанесение на контурную карту основных электростанций России". Работа выполняется в контурных картах.

- А сейчас я предлагаю Вам выполнить практическую работу в контурных картах, закрепить ваши знания по размещению основных электростанций по территории России.

-Обозначьте названия электростанций из условных знаков на карту "Размещение основных электростанций на территории РФ".

2) Творческое задание.

Нарисуйте в тетради схему «своей» электростанции, укажите источник энергии.

V. Подведение итогов. Оценка деятельности учащихся.

Сегодня на уроке мы обобщили наши знания по теме: "Топливно-энергетический комплекс", выявили плюсы и минусы в работе электростанций разного типа, нашли проблемы в развитии электроэнергетики России и разработали пути решения этих проблем. За устную работу я ставлю оценки следующим ученикам... А за практическую работу я объявлю оценки на следующем уроке.

VI. Домашнее задание:

Параграфы 29. Повторить основные определения понятий по теме: "Топливно-энергетический комплекс" из параграфа 28.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.