12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хуснуллина Ризида Гилязтдиновна723
Живя в гравитационном поле планеты, свойство которого - вниз тянуть, у учителя один только выход: растить потенциал - и творить! (с)
Россия, Башкирская респ., с. Шаран


Тема урока: «Явление электромагнитной индукции»

Класс: 9

Цели урока:


Образовательные:

изучить явление электромагнитной индукции;

ввести понятие индукционный ток.

Развивающие:

способствовать развитию умения выдвигать гипотезы, проверять их в процессе лабораторного эксперимента, анализировать результаты, делать выводы;

продолжить развитие навыков самостоятельной работы с лабораторным оборудованием

Воспитательные:

формировать умение высказывать свою точку зрения, выступать перед аудиторией, формулировать свои мысли кратко по форме и емко по содержанию.

Оборудование:

Приборы и материалы:

полосовой магнит -2шт.,

соединительные провода,

миллиамперметр – 1 шт.,

гальванометр демонстрационный – 2 шт.,

источник тока – 1 шт.,

лампочка – 1 шт.,

реостат – 1 шт.,

ключ – 1 шт.;

катушки – 4 шт.;

штатив-1шт.;

трансформатор разборный.

Наглядные пособия:

эпиграф урока "Превратить магнетизм в электричество". М. Фарадей.

Проектор, компьютер


Электромагнитная индукция
ZIP / 484.24 Кб

ХОД УРОКА
1.Организационный момент. Слайд 1
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас урок изучения нового материала. В ходе урока мы познакомимся с новым явлением, проделаем опыты, демонстрирующие это явление, написать синквейн по новой теме Итак, начинаем работать.
2.Мотивация( самоопределение к учебной деятельности).Слайд 2
Вопрос №1. На территории школы под землей проложен электропровод, по которому течет электрический ток. Провод требует замены. Как с помощью приборов определить местоположение провода? Назовите прибор или приборы. Объясните его применение, вспомните физические явления, на основе которых можно объяснить их использование. (Компас или магнитная стрелка. Стрелка будет отклоняться, т.к. вокруг проводника с током есть магнитное поле. Оно и действует с магнитной силой на магнитную стрелку.)
Вопрос №2

Что является источником магнитного поля? ( Эл. ток; движущиеся эл. заряды).
Вопрос 3

Чем порождается магнитное поле постоянного магнита? ( Гипотеза А. Ампера: кольцевыми одинаково ориентированными токами).

3.Актуализация .
Итак, магнитное поле порождается эл. током. Возникает вопрос: нельзя ли с помощью магнитного поля создать эл. ток? Этот вопрос поставил перед собой и англ. ученый Майкл Фарадей в 1822г.
4. Изучение нового материала. Слайд 3
"Превратить магнетизм в электричество"- написал он в своем дневнике. Почти 10 лет упорной работы потребовалось Фарадею на решение этой задачи. В 1831 году Фарадей опытным путем открыл явление электромагнитной индукции. Тема урока: «Явление электромагнитной индукции». В чем же оно заключается? Какие опыты проводил Фарадей?

4.1. Демонстрация опыта (Слайд 4)

Оборудование: катушка, магнит, соединительные провода, гальванометр демонстрационный, штатив.
Опыт 1 Катушку замкнули на гальванометр. Вдвигаем магнит в катушку, стрелка гальванометра отклоняется, указывая на появление эл. тока. Ток получен не от гальванического элемента или аккумулятора. Такой ток называется индукционным (наведенным, порожденным ). Это такое же упорядоченное движение заряженных частиц, как и полученное от гальванического элемента или аккумулятора. Только причина другая.
Опыт 1.2.Выдвигаем магнит из катушки, стрелка гальванометра отклоняется Снова появился ток.

Как только движение магнита прекращается, ток становится равным нулю

Значит,…. ( Отвечают дети: ток существует только во время движения магнита относительно катушки.)
Учитель:
Ток появлялся во время движения магнита .
-
Как вы думаете: возникнет ли эл. ток в катушке, если не магнит двигать, а саму катушку надевать на магнит или снимать с магнита?
Опыт 1.3 .Надевают катушку на магнит , стрелка отклоняется в ту же сторону как и в случае когда магнит вдвигали в катушку.

Если снимать ее с магнита, появляется ток такого же направления, как и в случае, когда магнит выдвигали с катушки.

4.2. Опыт Фарадея. Демонстрация опыта с ЦОР (5 слайд )Опыт, аналогичный с.162, рис.126.
Опыт 2 . Оборудование: 2 катушки, соединительные провода,
гальванометр демонстрационный, источник тока, ключ.

Опыт 2.1 Движение катушек друг относительно друга вызывает ток во второй

(маленькой) катушке (которая не соединена с источником).

Вывод: ток в катушке №2 индукционный.

Опыт 2.2 Замыкание и размыкание цепи первой катушки вызывает электрический ток во второй.

Физкультминутка

1. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 3 раз.
2. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 3 раз.
3. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.


4.3. Опыт Фарадея. По рис 127,стр 163.
Опыт 3 Контур подковообразный магнит, гальванометр

Демонстрация опыта

3.1 Помещаем в магнитное поле плоский контур из проводника, концы которого соединим с гальванометром. При повороте контура гальванометр отмечает появление в нем индукционного тока.

3.2 Ток будет появляться и в том случае если рядом контуром вращать магнит.

Вывод:

Во всех случаях (индукционный) ток возникал при изменении магнитного потока, пронизывающего контур.

Какими способами можно изменить магнитный поток? (Слайд из ресурса переход на ЦОР)

Определение .При всяком изменении магнитного потока, пронизывающего контур замкнутого проводника, в этом проводнике возникает электрический ток, существующий в течение всего процесса изменения магнитного потока.

5. Решение задач по новой теме
5.1.(качественные задачи)1. В металлическое кольцо в течение первых двух минут вдвигают магнит, потом 3с магнит неподвижен, и в течение последних 4 с выдвигают из кольца. В какие промежутки времени в кольце течет ток? (0-2с,6-9с) (Устно)
2.Упр.39 с.164 №2 (Устно)

7.Рефлексия.
- Какое явление мы сегодня изучили?
-Кто и когда открыл это явление?
-Как называется эл. ток в контуре , порожденный изменяющимся магнитным потоком через площадь, охваченную им?
Создание синквейна.
Индукция.
Электромагнитная, возникающая.
Появляется, наводится, вызывается.
Магнетизм превращен в электричество.
Ток. (Явление)

7.Домашнее задание. Параграф 49, Параграф 49,

Подготовить сообщение на тему (по выбору):

Биография М. Фарадея

История открытия явления электромагнитной индукции



s1584119056.jpg























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.