Урок «Великие физики и электромагнитное поле» (Физика, 11 класс)
Презентация электромагнитное поле
Примечание: презентация содержит видео фрагмент, перед запуском разархивируйте папку.
Тема урока: «Электромагнитное поле»
Класс: 11
Тип урока: урок обобщения и систематизации.
Цель урока: обобщить знания по электродинамике, дать понятие электромагнитного поля.
Задачи урока:
Образовательные:
Систематизировать знания о электрических и магнитных явлениях;
Дать понятие электромагнитного поля;
Дать представление о вкладе великих ученых, внесших свой вклад в изучение электромагнитных явлений.
формирование умений применять знания при решении стандартных и творческих задач
Развивающие:
совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения
развивать коммуникативные навыки работы в группах
Воспитательные:
способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения электромагнитного поля
Планируемый результат
Личностные УУД
целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и практики;
коммуникативная компетентность в процессе образовательной, деятельности;
Регулятивные УУД
ставить цель деятельности на основе определенной проблемы
обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач
Познавательные УУД
уметь обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение
умение выявлять и называть причины явлений
Коммуникативные УУД
учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия
эффективных совместных решений
Организация пространства |
||||
Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Основные технологии |
Основные методы |
Формы работы |
Ресурсы |
1.Систематизация учебного материала 2. Решение текстовых количественных и качественных задач 3. Объяснение наблюдаемых явлений 4. Постановка эксперимента |
Технология проблемного обучения |
Словесные (объяснение, беседа) Наглядные (наблюдение) Практические (эксперимент, решение задач) |
Индивидуальная фронтальная групповая |
Проектор, презентация янтарные бусы (перстень с янтарем), лоскуток шелка, мелкие кусочки бумаги, катушка, гальванометр, соединительные провода, постоянный магнит
|
Содержание урока
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Обсуждение эпиграфа к уроку: «Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий» Л. Пастер (Слайд 2,3)
Сегодня я вам предлагаю выступить в роли экспертов вопросов электродинамики. Вы можете быть теоретиками, экспериментаторами или практиками.
Повторение и обобщение знаний
(Слайд 4) Первые сведения об электрических и магнитных явлениях были накоплены еще античными философами. Жители морского побережья знали о свойствах янтаря притягивать легкие предметы и особой железной руде, притягивающей железные предметы.
Вопрос экспериментаторам: представьте себя философами античности и продемонстрируйте эти свойства янтаря.
Оборудование: янтарные бусы (перстень с янтарем), лоскуток шелка, мелкие кусочки бумаги.
Вопрос теоретикам: какие выводы делали философы из наблюдаемых явлений? (существование двух родов зарядов, постоянные магниты)
Вопрос техникам: использовались ли эти свойства веществ для практических целей? (компас)
Конец XVIII - начало XIX века богаты на открытия в области физики.
(Слайд 5) 1785 г. Шарль Кулон установил закон взаимодействия электрических зарядов.
Вопрос теоретикам: сформулируйте закон Кулона.
(Слайд 6) Вопрос экспериментаторам: как называлась установка для экспериментального наблюдения взаимодействия зарядов?
Задача:
Между двумя точечными заряженными телами сила электрического взаимодействия равна 12 мН. Если заряд одного тела увеличить в 3 раза, а заряд другого тела уменьшить в 4 раза и расстояние между телами уменьшить в 2 раза, то какова будет сила взаимодействия между телами? (Ответ 36 мН)
(Слайд 7) В 1800 г. Алессандро Вольта сконструировал гальванический элемент - источник тока, в котором химическая энергия превращается в электрическую.
(Слайд 8) 1820 г. Эрстед обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку.
(Слайд 9) 1820 г. Закон Ампера о взаимодействии токов.
(Слайд 10) Вопрос экспериментаторам: Демонстрируется анимация опыта Эрстеда и Ампера. Звук у ролика выключен. Ученикам предлагается прокомментировать увиденное.
Вопрос теоретикам: какой вывод следует из этого эксперимента?
(Слайд 11) 1826 год. Георг Ом установил закономерность между силой тока и напряжением.
Вопрос теоретикам: сформулируйте закон Ома.
(Слайд 12) Задача:
К источнику тока присоединен резистор. Как изменятся общее сопротивление цепи, сила тока в цепи и напряжение на клеммах источника тока (напряжение на нагрузке), если параллельно к имеющемуся резистору подсоединить еще один такой же? ЭДС источника и внутреннее сопротивления считайте постоянными.
(Слайд 13) 1831 год. Майкл Фарадей. Закон электромагнитной индукции.
Какое явление называется электромагнитной индукцией? Сформулируйте закон.
Продемонстрируйте явление электромагнитной индукции. Оборудование: катушка, гальванометр, соединительные провода, постоянный магнит.
Действие каких устройств основано на явлении электромагнитной индукции? (Генератор, трансформатор).
(Слайд 14) 1841 год. Русский физик Эмиль Ленц экспериментально установил зависимость между силой тока и температурой проводника. Оказалось, что подобные исследования английского физика Джеймса Прескотта Джоуля были уже опубликованы. Однако опыты Ленца были гораздо точнее. Научное сообщество добавило к работе Джоуля поправки Ленца. Так появился закон Джоуля-Ленца.
Вопрос теоретикам: сформулируйте закон.
Вопрос экспериментаторам: почему нельзя включать источник тока без нагрузки?
Вопрос техникам: Какое практическое применение имеет закон? Пользуетесь ли вы тепловой энергией, выделяемой током?
Имя Ленца связано еще с одним экспериментальным законом электродинамики – правилом Ленца. (Слайд 15)
Задача:
Сила тока I, текущего через катушку, убывает. На каком рисунке правильно показано направление протекания индукционного тока Iинд (по отношению к току I) в этой катушке?
ответ: 1 и 4
Изучение нового материала.
(Слайд 16) «Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения». Ч. Дарвин
1861-1873 г. На основе всех экспериментальных фактов Джеймс Максвелл создал электромагнитную теорию. Эта теория имеет строгую математическую форму, выраженную в четырех уравнениях. Из теории Максвелла вытекает, что электрическое и магнитное поля связаны между собой. (Слайд 17)
Электро-магнитное поле – форма существования материи, осуществляющая взаимодействие между заряженными частицами.
Обсуждение: свойства поля в зависимости от системы отсчета. (Слайд 19,20)
Вывод: все ИСО равноправны. Проявляются в равной степени электрические и магнитные свойства поля.
(Слайд 21) Экспериментальное подтверждение теории – обнаружение электромагнитных волн – Герц, 1887 г.
(Слайд 22) Современное применение электромагнитного поля.
Закрепление. Кроссворд. Вспомнить великих ученых, чьи имена связаны с изучением электромагнитных явлений.
Использованные ресурсы:
http://900igr.net/datas/fizika/Voprosy-po-fizike/0038-038-Voprosy-po-fizike.jpg
https://www.youtube.com/watch?v=DHtJW0TbQmg
http://electric-220.ru/_nw/8/52912736.gif
https://dumlphyshead.files.wordpress.com/2009/07/m81.jpg
http://900igr.net/fotografii/fizika/elektromagnitnye-volny-i-ikh-svojstva/002-elektromagnitnye-volny-elektromagnitnye-kolebanija.html