Урок «Великие физики и электромагнитное поле» (Физика, 11 класс)

9
0
Материал опубликован 17 March 2017 в группе

Презентация электромагнитное поле

Примечание: презентация содержит видео фрагмент, перед запуском разархивируйте папку.

Тема урока: «Электромагнитное поле»

Класс: 11

Тип урока: урок обобщения и систематизации.

Цель урока: обобщить знания по электродинамике, дать понятие электромагнитного поля.

Задачи урока:

Образовательные:

Систематизировать знания о электрических и магнитных явлениях;

Дать понятие электромагнитного поля;

Дать представление о вкладе великих ученых, внесших свой вклад в изучение электромагнитных явлений.

формирование умений применять знания при решении стандартных и творческих задач

Развивающие:

совершенствовать навыки анализа, систематизации, обобщения

развивать коммуникативные навыки работы в группах

Воспитательные:

способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения электромагнитного поля

Планируемый результат

Личностные УУД

целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и практики;

коммуникативная компетентность в процессе образовательной, деятельности;

Регулятивные УУД

ставить цель деятельности на основе определенной проблемы

обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Познавательные УУД

уметь обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение

умение выявлять и называть причины явлений

Коммуникативные УУД

учатся высказывать суждения с использованием физических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, обмениваться знаниями между членами группы для принятия

эффективных совместных решений

Организация пространства

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Основные технологии

Основные методы

Формы работы

Ресурсы

1.Систематизация учебного материала

2. Решение текстовых количественных и качественных задач

3. Объяснение наблюдаемых явлений

4. Постановка эксперимента

Технология проблемного обучения

Словесные (объяснение, беседа)

Наглядные (наблюдение)

Практические (эксперимент, решение задач)

Индивидуальная фронтальная групповая

Проектор, презентация янтарные бусы (перстень с янтарем), лоскуток шелка, мелкие кусочки бумаги, катушка, гальванометр, соединительные провода, постоянный магнит


 

Содержание урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.

Обсуждение эпиграфа к уроку: «Прогресс науки определяется трудами ее ученых и ценностью их открытий» Л. Пастер (Слайд 2,3)

Сегодня я вам предлагаю выступить в роли экспертов вопросов электродинамики. Вы можете быть теоретиками, экспериментаторами или практиками.

Повторение и обобщение знаний

(Слайд 4) Первые сведения об электрических и магнитных явлениях были накоплены еще античными философами. Жители морского побережья знали о свойствах янтаря притягивать легкие предметы и особой железной руде, притягивающей железные предметы.

Вопрос экспериментаторам: представьте себя философами античности и продемонстрируйте эти свойства янтаря.

Оборудование: янтарные бусы (перстень с янтарем), лоскуток шелка, мелкие кусочки бумаги.

Вопрос теоретикам: какие выводы делали философы из наблюдаемых явлений? (существование двух родов зарядов, постоянные магниты)

Вопрос техникам: использовались ли эти свойства веществ для практических целей? (компас)

Конец XVIII - начало XIX века богаты на открытия в области физики.

(Слайд 5) 1785 г. Шарль Кулон установил закон взаимодействия электрических зарядов.

Вопрос теоретикам: сформулируйте закон Кулона.

(Слайд 6) Вопрос экспериментаторам: как называлась установка для экспериментального наблюдения взаимодействия зарядов?

Задача:

Между двумя то­чеч­ны­ми за­ря­жен­ны­ми те­ла­ми сила элек­три­че­ско­го вза­и­мо­дей­ствия равна 12 мН. Если заряд од­но­го тела уве­ли­чить в 3 раза, а заряд дру­го­го тела умень­шить в 4 раза и рас­сто­я­ние между те­ла­ми умень­шить в 2 раза, то ка­ко­ва будет сила вза­и­мо­дей­ствия между те­ла­ми? (Ответ 36 мН)

(Слайд 7) В 1800 г. Алессандро Вольта сконструировал гальванический элемент - источник тока, в котором химическая энергия превращается в электрическую.

(Слайд 8) 1820 г. Эрстед обнаружил действие электрического тока на магнитную стрелку.

(Слайд 9) 1820 г. Закон Ампера о взаимодействии токов.

(Слайд 10) Вопрос экспериментаторам: Демонстрируется анимация опыта Эрстеда и Ампера. Звук у ролика выключен. Ученикам предлагается прокомментировать увиденное.

Вопрос теоретикам: какой вывод следует из этого эксперимента?

(Слайд 11) 1826 год. Георг Ом установил закономерность между силой тока и напряжением.

Вопрос теоретикам: сформулируйте закон Ома.

(Слайд 12) Задача:

К ис­точ­ни­ку тока при­со­еди­нен ре­зи­стор. Как из­ме­нят­ся общее со­про­тив­ле­ние цепи, сила тока в цепи и на­пря­же­ние на клем­мах ис­точ­ни­ка тока (напряжение на нагрузке), если па­рал­лель­но к име­ю­ще­му­ся ре­зи­сто­ру под­со­еди­нить еще один такой же? ЭДС ис­точ­ни­ка и внут­рен­нее со­про­тив­ле­ния счи­тай­те по­сто­ян­ны­ми.

(Слайд 13) 1831 год. Майкл Фарадей. Закон электромагнитной индукции.

Какое явление называется электромагнитной индукцией? Сформулируйте закон.

Продемонстрируйте явление электромагнитной индукции. Оборудование: катушка, гальванометр, соединительные провода, постоянный магнит.

Действие каких устройств основано на явлении электромагнитной индукции? (Генератор, трансформатор).

(Слайд 14) 1841 год. Русский физик Эмиль Ленц экспериментально установил зависимость между силой тока и температурой проводника. Оказалось, что подобные исследования английского физика Джеймса Прескотта Джоуля были уже опубликованы. Однако опыты Ленца были гораздо точнее. Научное сообщество добавило к работе Джоуля поправки Ленца. Так появился закон Джоуля-Ленца.

Вопрос теоретикам: сформулируйте закон.

Вопрос экспериментаторам: почему нельзя включать источник тока без нагрузки?

Вопрос техникам: Какое практическое применение имеет закон? Пользуетесь ли вы тепловой энергией, выделяемой током?

Имя Ленца связано еще с одним экспериментальным законом электродинамики – правилом Ленца. (Слайд 15)

Задача:

Сила тока I, те­ку­ще­го через ка­туш­ку, убы­ва­ет. На каком ри­сун­ке пра­виль­но по­ка­за­но на­прав­ле­ние про­те­ка­ния ин­дук­ци­он­но­го тока Iинд (по от­но­ше­нию к току I) в этой ка­туш­ке?

ответ: 1 и 4

Изучение нового материала.

(Слайд 16) «Наука заключается в такой группировке фактов, которая позволяет выводить на основании их общие законы или заключения». Ч. Дарвин

1861-1873 г. На основе всех экспериментальных фактов Джеймс Максвелл создал электромагнитную теорию. Эта теория имеет строгую математическую форму, выраженную в четырех уравнениях. Из теории Максвелла вытекает, что электрическое и магнитное поля связаны между собой. (Слайд 17)

Электро-магнитное поле – форма существования материи, осуществляющая взаимодействие между заряженными частицами.

Обсуждение: свойства поля в зависимости от системы отсчета. (Слайд 19,20)

Вывод: все ИСО равноправны. Проявляются в равной степени электрические и магнитные свойства поля.

(Слайд 21) Экспериментальное подтверждение теории – обнаружение электромагнитных волн – Герц, 1887 г.

(Слайд 22) Современное применение электромагнитного поля.

Закрепление. Кроссворд. Вспомнить великих ученых, чьи имена связаны с изучением электромагнитных явлений.

Использованные ресурсы:

http://900igr.net/datas/fizika/Voprosy-po-fizike/0038-038-Voprosy-po-fizike.jpg

https://phys-ege.sdamgia.ru

https://www.youtube.com/watch?v=DHtJW0TbQmg

http://electric-220.ru/_nw/8/52912736.gif

https://dumlphyshead.files.wordpress.com/2009/07/m81.jpg

http://900igr.net/fotografii/fizika/elektromagnitnye-volny-i-ikh-svojstva/002-elektromagnitnye-volny-elektromagnitnye-kolebanija.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.