Доклад «Важные основы воспитания детей»

2
0
Материал опубликован 25 February 2019 в группе

Доклад

«ВАЖНЫЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ»

Имам Ибн аль-Каййим, да помилует его Аллах, сказал:

«Ребенок крайне нуждается в том, чтобы родители уделяли внимание его нравственности, и он вырастает таким, каким приучил его воспитатель, живет с привитыми ему качествами, будь то гневливость, поспешность, склонность следовать своим страстям, легкомыслие, вспыльчивость или алчность. Потом, во взрослом состоянии человеку уже трудно измениться, поскольку эти качества становятся частью его самого, его неотъемлемым свойством, и как бы он ни отмежевывался от них, они все равно проявятся и однажды опозорят его. И сегодня мы видим, что нравственность большинства людей оставляет желать лучшего, а причина тому – воспитание, полученное в детстве.

Также необходимо оберегать ребенка, вступившего в сознательный возраст, от посещения собраний, в которых имеют место пустые развлечения, ложное, песни, мерзости, нововведения и сквернословие, ибо если он станет внимать всему этому и оно пристанет к нему в детстве, то потом ему будет очень трудно отдалиться от этого, и его воспитателю трудно будет вытащить его из этого омута, поскольку изменение привычек относится к числу самых трудных дел. Ведь привычка – вторая натура, а выйти из-под влияния натуры крайне сложно.

Родителю  следует позаботиться о том, чтобы ребенок не привыкал брать что-то у других, потому что иначе он вырастет привыкшим лишь брать, но не давать. Он должен приучать своего воспитанника к даянию. Желая отдать что-нибудь, воспитатель должен отдать это руками своего воспитанника, дабы тот вкусил сладость даяния. И он должен оберегать его ото лжи и вероломства пуще, чем от смертельного яда, потому что, облегчив ему путь лжи и вероломства, он лишит его тем самым счастья в этом мире и в мире вечном и лишит его всякого блага.

И родитель должен оберегать его от лени и бездеятельности, расслабленности и чрезмерного отдыха. Напротив, он должен позволять ему отдых лишь в той мере, в какой он необходим душе и телу, чтобы собраться с силами и продолжать свою деятельность. Ведь поистине, лень и бездеятельность влекут за собой скверные последствия, тогда как серьезная деятельность и приложение усилий, напротив, влекут за собой благие последствия – либо в этом мире, либо в мире вечном, либо в обоих мирах, ибо, поистине, самые умиротворенные люди – самые деятельные

Господство в этом мире и счастье в мире вечном достижимо, только если воспользоваться мостом утомления. Как сказал Яхья ибн Касир: «Невозможно приобрести знание через отдых тела».

Родителю  следует приучать ребенка вставать в конце ночи, ибо это как раз то время, когда распределяются трофеи и блага, и кто-то получит мало, кто-то – много, а кто-то совсем ничего не получит. Привыкнув к этому в детстве, человек без труда будет делать это, став взрослым.

Родитель должен позаботиться и о том, чтобы ребенок не переедал, не говорил слишком много, не спал слишком долго и не проводил слишком много времени в обществе людей, потому что все эти излишества обернутся убытками для него, лишая его блага мира этого и мира вечного.

И он должен оберегать его от вреда, причиняемого страстями, связанными с утробой и половыми органами, потому что если воспитатель предоставит ему свободу в этом, то воспитанник рискует впасть в такое нечестие, после которого уже крайне трудно вернуться к праведности. Сколько людей сделали несчастными своих детей в этом мире и в мире вечном, оставив их без присмотра и не дав им должного воспитания, а лишь помогая им следовать своим страстям. Они заявляют, что оказывают таким образом почет своим детям, хотя на самом деле они унизили их и пренебрегли ими, и утверждают, что проявляют милосердие к ним таким образом, а на самом деле они поступают с ними несправедливо и обделяют их.

Они лишают самих себя пользы, которую они могли бы получить от своих воспитанников, и одновременно заставляют своих детей упускать свою долю блага в мире этом и в мире вечном. Если посмотреть на нечестие в детях, то можно увидеть, что в большинстве случаев виноваты родители.

Родитель  ни в коем случае не должен предоставлять своему ребенку доступ к тому, что затуманивает рассудок, будь то опьяняющие вещества или что-то другое. И он должен оберегать его от общения с теми, кто может испортить его, потянув за собой, ибо в этом погибель для него, и это подобно поведению человека, лишенного ревности: «Не войдет в Рай лишенный ревности» (Ахмад).

Ничто так не портит детей, как попустительство и небрежное отношение со стороны родителей, которые «дают искрам доступ к складу одежды». На самом деле многие родители поступают со своими детьми хуже, чем поступил бы злейший враг, сами того не подозревая. Сколько родителей лишили своих детей блага мира этого и мира вечного и подтолкнули их к гибели в этом мире и в мире вечном! Все это результат упущений родителей в соблюдении прав Аллаха и небрежного отношения к этим правам. Они отворачиваются от исполнения обязанностей, которые возложил на них Всевышний, в том числе и от приобретения полезного знания и совершения благих дел. В результате они лишились возможности получать пользу от своих детей, и дети лишились возможности получать благо и пользу от родителей. Таково наказание, постигающее родителей.

Родитель  должен оберегать своего ребенка от ношения шелка, поскольку он портит его и делает его природу скверной, как и мужеложство, употребление вина, воровство и ложь. Пророк сказал: «Шелк и золото запретны для мужчин моей общины и дозволены для их женщин» (ат-Тирмизи, 1720; Ибн Маджа, 3595, 3597).

Хотя на ребенка и не возлагаются религиозные обязанности, на его родителя они возложены, и он несет ответственность за свои поступки, и ему не дозволено давать ребенку  доступ к запретному. Ребенок может привыкнуть, и потом от этой скверной привычки ему будет очень трудно избавиться. Это наиболее правильное из двух мнений ученых в этом вопросе.

Те, кто не считает это запретным, приводят в качестве довода то, что, мол, на ребенка не возлагаются религиозные обязанности, соответственно ему не запрещается носить шелк, как не запрещается это, например, животному. Однако это одна из самых скверных аналогий, поскольку если ребенок и не относится к категории тех, на кого возлагаются религиозные обязанности (мукалляф), то спустя некоторое время он будет относиться к этой категории. Поэтому его нужно приучать не совершать молитву иначе как в состоянии ритуальной чистоты, и не следует позволять ему молиться неодетым или с нечистотой на теле или одежде, и ему нельзя предоставлять доступ к таким пагубам, как вино, азартные игры и мужеложство.

Родитель  должен учитывать положение своего воспитанника и смотреть, к чему он готов и к чему приспособлен, и не возлагать на него ничего иного до тех пор, пока Шариат позволяет это. Потому что если воспитатель будет возлагать на него то, к чему воспитуемый не готов, то он не добьется успеха, и при этом будет упущено то, к чему готов и приспособлен.

Если родитель  видит, что ребенок хорошо понимает и правильно воспринимает все, быстро запоминает и усваивает, то это признак того, что он готов к получению знаний и предрасположен к этому. Пусть он отчеканит на сердце своего воспитанника, пока там еще ничего не выгравировано, и тогда оно останется и утвердится там и будет расти вместе с ним.

Если же воспитатель видит противоположность этому, то есть отсутствие склонности к наукам, но наличие склонности к верховой езде, стрельбе из лука, искусному обращению с копьем, и при этом очевидно, что ребенок не расположен к наукам и не создан для этого, то родителю  следует предоставить своему ребенку возможность заниматься верховой ездой и связанными с ней искусствами, ибо это принесет больше пользы ему самому и мусульманам.

Если же воспитатель видит, что у ребенка нет склонности к этому, но есть способности к какому-нибудь ремеслу и предрасположенности к нему, и ремесло это дозволенное и приносящее пользу людям, то он должен предоставить ему возможность заниматься этим ремеслом. Все это, разумеется , уже после обучения ребенка  тому, что он обязательно должен знать о религии, ибо это доступно каждому, и таким образом получается довод против раба Аллаха. Поистине, есть у Всевышнего веский довод против рабов Его, и Он одаряет их бесконечными милостями. А Аллах знаете обо всем лучше»

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.