Электронное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии по теме «Жизненные циклы растений»
Электронное пособие для подготовки учащихся к ЕГЭ по биологии по теме «Жизненные циклы растений»
для 10-11 класса среднего общего образования
(Пояснительная записка)
Автор: Суркова Ольга Николаевна
Должность: учитель биологии
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 12» муниципального образования город Ноябрьск
Данная разработка поможет педагогам и учащимся при освоении темы «Жизненные циклы растений» Она может быть использована учителями при подготовке учащихся к ЕГЭ целиком или частями, а также учащимися при самостоятельной подготовке, как дополнение к учебникам. Разработка включает в себя материал в объеме, соответствующем требованиям освоения предмета биологии на профильном уровне.
Материал представлен в виде презентации с пояснениями. Рисунки и текст выполнены автором с опорой на учебники А. В. Теремов, Р. А. Петросова «Биология» 10 класс для профильного уровня и Л. И. Лотова «Ботаника. Морфология и анатомия высших растений». Презентация дополнена небольшими видеофрагментами, записанными автором. Ссылки прилагаются.
Цель: систематизация, обобщение знаний учащихся и формирования понятия “жизненный цикл”.
Задачи:
- повторить учебный материал о жизненных циклах в органическом мире, способы размножения организмов;
- сформировать новые понятия о чередовании поколений, характера смены ядерных фаз, о зависимости смены поколений от наличия и последовательности разных форм размножения;
- расширить понятия и жизненных циклах;
- систематизировать знания об основных ароморфозах растений в процессе эволюции.
Тема «Жизненные циклы растений» является одной из западающих при проверке знаний на ЕГЭ по биологии. Для полноценного освещения материала учителям часто приходится рекомендовать детям несколько источников информации, в том числе и дополнительную литературу. Например, раздел «Жизненный цикл голосеменных растений», совсем не освещается в учебниках профильного уровня и других пособиях, рекомендованных министерством образования для учащихся школ. Приходится собирать информацию из доступных источников. Разный формат преподносимого материала затрудняет его усвоение школьниками, да и проверить научность некоторых изданий ребенку крайне затруднительно. Поиск и приобретение различной литературы только по данной теме неудобно. Возникла потребность в создании пособия, которое включило бы в себя описание жизненных циклов сразу всех изучаемых в школе отделов растений. Это позволило бы учащимся сэкономить время, сосредоточится на изучении темы, а не на поиске научной информации.
Отличительная особенность современного подростка – клиповое мышление, при котором он воспринимает окружающий мир в виде яркого, короткого образа, сходного с видеоклипом. Т. В. Семеновских указывает, что в контексте клипового мышления необходимо пересмотреть содержательную составляющую учебного материала, структурировать информацию в виде клипов, видоизменять формат изложения, применять яркие, чёткие и наглядные презентации с понятными и образными, запоминающимися формулировками. Применение известных методов обучения вместе с новыми разработками повысит эффективность процесса обучения и значительно улучшит уровень подготовки учащихся [1].
Понятный и доступный материал этой разработки позволит снизить нагрузку и стресс при подготовке к экзаменам. Пособие позволит учащимся организовать самоподготовку к ЕГЭ по данной теме дома, а также может быть использовано учителями для организации процесса самостоятельного обучения на уроках.
Современные дети мало интересуются природой, а уж тем более едва заметными отдельными стадиями жизненных циклов растений. Для наглядности в презентацию внесены фотографии наиболее недоступных в обыденной жизни объектов.
Рис. 1 Спорофит мхов.
Рис. 3 Гаметофит папоротника
Рис. 4 Мужские и женские шишки голосеменных.
На консультациях можно использовать всю презентацию или только итоговый слайд для создания целостной картины чередования поколений у высших растений. На этот же слайд вынесены основные ароморфозы высших растений. Он может служить своеобразным опорным конспектом, обобщением, поможет систематизировать знания и воспроизвести их в памяти на экзамене. Слайд поможет вспомнить и эволюционную последовательность появления отделов растений, проследить их постепенное усложнение.
Рис. 5 Итоговый слайд
В разделы «Голосеменные растения» и «Покрытосеменные растения» рассматривается как происходит оплодотворение у представителей этих отделов. Каждый ученик может проанализировать рисунки, сравнить процессы, найти сходство и различие. Именно эти вопросы и вызывают наибольшие затруднения при изучении темы «Жизненные циклы растений». Возможно, это связано с краткой освещенностью этих вопросов в учебниках, а также с особенностями протекания этих процессов внутри завязи или на чешуйках уже закрытых шишек, то есть недоступно непосредственному наблюдению.
Рис. 6 Оплодотворение у голосеменных и покрытосеменных растений
Для упрощения запоминания диплоидных и гаплоидных стадий страница разделена на 2 части. В верхней изображены спорофиты – диплоидные стадии, в нижней - гаплоидные гаметофиты. Линия наклонна – символизирует увеличение доли диплоидной и уменьшение продолжительности гаплоидной стадии в жизненных циклах разных отделов.
Рис. 7 Вводный слайд
К презентации прилагаются видеофрагменты, которые позволят современным выпускникам включить в работу и слуховое восприятие. Ролики непродолжительные и наглядные. Можно сделать конспект, при необходимости прослушать несколько раз. Каждый ученик сможет найти для себя необходимый именно ему раздел и остановиться на нем более подробно в темпе, доступном для усвоения материала.
Для самопроверки приводится несколько примеров заданий с ответами.
Данный материал был показан учителям биологии, получил одобрение и используется ими на занятиях. Комментарии к слайдам помогут подготовиться к уроку начинающему молодому педагогу.
Ссылки на видеофрагменты:
Часть 1 «Мхи»
https://youtube.com/watch?v=pNYx-Yyu1AA&si=EnSIkaIECMiOmarE
Часть 2 «Папоротниковидные»
https://youtube.com/watch?v=N27E0SQJZfg&si=EnSIkaIECMiOmarE
Часть 3 «Голосеменные»
https://youtube.com/watch?v=1pzAKWhL-S4&si=EnSIkaIECMiOmarE
Часть 4 «Покрытосеменные»
https://youtube.com/watch?v=PPKTIZcVS6U&si=EnSIkaIECMiOmarE
Список литературы:
Семеновских Т. В. Феномен «клипового мышления» в образовательной вузовской среде / Т. В. Семеновских // Интернет-журнал «Науковедение». – 2014. – Выпуск 5 (24) [Электронный ресурс] – URL: https://naukovedenie.ru/PDF/105PVN514.pdf
Жизненные циклы растенийPPTX / 20.57 Мб
Евгения
Мария
Петрова Татьяна Ивановна
Беренкеева Татьяна
Елена