Статья «Элементы краеведения на уроках русского языка и литературы как способ»
ЭЛЕМЕНТЫ КРАЕВЕДЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Работа по краеведению в современной школе – один из способов духовно-нравственного воспитания личности. Современным школьникам необходимо воспитать в себе уважительное отношение к малой родине. Умелое сочетание программного и краеведческого материала на уроках русского языка и литературы способствует воспитанию национального самосознания, любви и уважения к родному краю и его культурному и историческому наследию.
Использование элементов краеведения на уроках русского языка и литературы – это один из способов пробудить интерес к родному краю, к окружающей природе, к культурному наследию малой родины. Цель учителя русского языка и литературы – создание условий для духовно-нравственного развития обучающихся на уроках словесности. При реализации данной цели решаем следующие педагогические задачи:
1) формируем у обучающихся национальные ценности;
2) приобщаем к истории культуры и литературы родного края;
3) воспитываем уважение к традициям местных жителей;
4) обучаем методам научно-исследовательской работы.
Любовь к родной культуре, литературе, к родному языку начинается с малого – с любви к своему дому, к своим родителям, к школе. Познанию и воспитанию любви способствует краеведение. Краеведение – это своеобразный путь, метод, процесс познания от ближнего к дальнему, от частного к общему. О значении краеведения в воспитании достойных граждан страны, говорил академик Д.С. Лихачев. В своих публикациях он отмечал, что «…чувство Родины нужно заботливо взращивать, прививать духовную оседлость; если не будет корней в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение, перекати-поле» [2]. Любовь к Родине рождается в человеке еще в раннем детстве, поэтому именно в школе особенно важно воспитывать у обучающихся чувство патриотизма. Работа по краеведению ведется по следующему плану:
1) Родной дом. Моя родословная. Истоки моей семьи
2) Прошлое, настоящее и будущее села.
3) История школы, ее традиции.
Умелое сочетание программного и краеведческого материала на уроках русского языка способствует воспитанию национального самосознания, любви и уважения к родному языку. Исследуем особенности лексики села. Обучающиеся самостоятельно работают над подбором местного языкового материала: диалектной лексики, фразеологизмов, наиболее часто употребляемых жителями села, членами семьи. Впоследствии на уроках обсуждаем найденный материал, работаем над этимологией, подбираем синонимы к словам.
При изучении темы «Имена существительные собственные и нарицательные» совершаем виртуальное путешествие по улицам нашей деревни , города , знакомимся с их названием, закрепляем знания по правописанию имен собственных, попутно изучаем биографию знаменитых земляков, именами которых названы улицы города.
Следующий этап работы – работа с текстом. На уроках развития речи используем тексты, содержащие краеведческий материал, тем самым мотивируем обучающихся к более глубокому изучению родного края, обращаем внимание учеников на красоту родной деревни, района.
Таким образом, изучение русского языка с применением материалов краеведения способствует формированию личности с ценностным взглядом на родной язык и развитию ее духовно-нравственного потенциала.
Литература – уникальный школьный предмет, обладающий значительными воспитательными возможностями. Обращение к фактам истории и культуры родного края на уроках литературы способно вызвать чувство любви к малой родине и гордости за свою страну. (Сочинение учащихся 5 класса). На уроках обращаемся к творчеству писателей и поэтов нашего края. Знакомимся с творчеством поэтессы Зинаиды Ермаковой, члена Союза писателей России, Зои Дудиной. Обе поэтессы посвящают свое творчество родному краю. Анализируя поэзию, обучающиеся находят общие темы, видят духовную связь поэзии с малой родиной, чувствуют безграничную любовь к родному краю, восхищение богатством родной земли.
В процессе уроков литературы с использованием краеведческого материала происходит переосмысление ценностей: обучающиеся начинают видеть в привычных неброских картинах природы своего края удивительную красоту и уникальность. Это вызывает неподдельное чувство гордости за свою малую родину. В заключении, делая вывод из сказанного выше, хочется отметить, что уроки с использованием материалов краеведения способствуют:
1) формированию интереса к изучению русского языка и литературы;
2) повышению мотивации к обучению;
3) накоплению знаний о своей малой родине;
4) приобщению обучающихся к сбору информации;
5) развитию у обучающихся патриотических чувств.
В конечном итоге одной из основных задач школы является воспитание истинного патриота Родины, имеющего четкую гражданскую позицию. Начинается это воспитание с малого – с любви и уважения к своим истокам: родному языку, дому, семье, родной природе, – ко всему тому, что мы называем «малая родина». Справедливость этих слов хотелось бы подтвердить словами академика Д.С. Лихачева: «Любовь к малой родине – это любовь к своему народу, к своей местности, к памятникам ее культуры, гордость своей историей»