Статья «Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы»
Инклюзивное образование на уроках русского языка и литературы.
Социальные проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем , что число детей с ограниченными возможностями неуклонно растет. Каждая четвертая семья в России сталкивается так или иначе с проблемой инвалидности. По мнению экспертов, в Российской Федерации дети-инвалиды составляют , по разным оценкам, от 1.5 % до 4.5% детского населения. Это в основном дети с врожденной патологией: церебральный паралич, слепота, глухота, умственная отсталость. По оценке Министерства здравоохранения и социального развития, в ближайшие годы прогнозируется рост этого показателя на фоне снижения численности населения, показателей его здоровья, неблагополучной социальной ситуации в семье.
Термин « ребенок с ограниченными возможностями» укрепился в практике российских ученых в XX веке. Ограничение возможностей здоровья-любая утрата психической, физиологической или анатомической структуры или функции либо отклонения от них, влекущие полное или частичное ограничение способности или возможности осуществлять бытовую, социальную, профессиональную или иную деятельность способом и в объеме ,которые считаются нормальными для человека при прочих равных возрастных ,социальных и иных факторах. Специалисты, работающие с такими детьми, выделили следующие проблемы ,с которыми сталкивается семья с ребенком с ограниченными возможностями и сам ребенок в нашей стране:
социальная, территориальная и экономическая зависимость ребенка от родителей и опекунов;
при рождении ребенка с особенностями психофизиологического развития семья либо распадается, либо усиленно опекает ребенка, не давая ему развиваться;
выделяется слабая профессиональная подготовка таких детей;
трудности при передвижении по городу (не предусмотрены условия для передвижения в архитектурных сооружениях, транспорте),что приводит к изоляции инвалида;
отсутствие достаточного правового обеспечения( несовершенство законодательной базы в отношении детей с ограниченными возможностями);
сформировавшееся негативное общественное мнение по отношению к детям с ограниченными возможностями (существование стереотипа »инвалид-бесполезный»);
отсутствие информационного центра и сети комплексных центров социально-психологической реабилитации.
К сожалению, это лишь малая часть тех проблем, с которыми дети с ограниченными возможностями встречаются повседневно. Ключевым моментом в реабилитационных мероприятиях детей-инвалидов является их обучение.
На сегодняшний день выделяют несколько основных форм образования для инвалидов. К ним относятся: коррекционное образование, интеграционное образование, надомное образование и его разновидность дистанционное образование. Недавно появился еще один вид образования-инклюзивное или включенное образование.
Инклюзия-это попытка придать уверенность в своих силах учащимся с ограниченными возможностями здоровья, тем самым мотивируя их пойти учиться в школу вместе с другими детьми. Дети с особыми образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке , но также в развитии своих способностей ,которые приводят к успехам в школе.
Инклюзивное образование-это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических , языковых и иных особенностей , включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах,-в таких школах общего типа , которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую социальную поддержку.
Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками –это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе (классе) при общеобразовательной школе. Цель такого образования-создать общие условия для обучения, снять барьеры в общении и во взаимоотношениях.
Инклюзия благоприятна и полезна всем участникам образовательного процесса: это позитивны опыт, приносящий радость всем детям. Этот образовательный процесс способствует внедрению разнообразных методов и приемов, все дети представляют собой единое пространство, они уважают друг друга. Инклюзивное образование опирается на философию ,концептуальные основы, закономерности и принципы общей педагогики. Помимо общих законов и общеизвестных дидактических принципов, инклюзивное образование подчиняется специфическим принципам:
Ценность человека зависит не только от его способностей и достижений. Каждый человек уникален !
Каждый человек способен чувствовать и думать!
Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений: все люди нуждаются друг в друге, все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников и наставников.
Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзивное образование является наиболее перспективной формой образования детей с особыми образовательными потребностями.
Первое, что должен сделать учитель для того, чтобы помочь адаптироваться детям с особенностями развития в общеобразовательной школе-это создание психологически комфортной образовательной среды. Необходима спокойная рабочая обстановка на уроке, учитель не должен допускать возникновения стрессовых ситуаций .Обязательны беседы со школьниками о толерантности и уважении друг к другу на уроках в школе, на внеклассных занятиях.
Чтобы сохранить и укрепить здоровье школьников , необходимо учитывать диагноз детей. Очень важно проведение физкультминуток на уроках. Применяются следующие методики:
-выполнение заданий, связанных с передвижением по классу;
-смена разных видов деятельности во избежание переутомления;
-чет эмоциональных потребностей и поведения каждого учащегося( ребенок может быть на уроке подавлен, замкнут, медлителен или гиперактивен);
-предоставление дополнительного времени для выполнения контрольной работы( разрешается дописать после уроков);
-предоставление возможности улучшить результат, переписав контрольную работу;
-работа творческого характера может сдаваться учителю или в рукописном, или печатном, или электронном виде( по выбору учащихся);
-предоставление возможности доработать и переработать творческую работу .
Для детей с ограниченными возможностями здоровья необходимы различные модификации и варианты в способах подачи информации .Современные компьютерные технологии полностью меняют понятие дистанционного образования. Теперь, несмотря на то, что учащийся находится вне аудитории ,он может видеть и слышать происходящее и активно участвовать в образовательном процессе, но в то же время ученик может приходить на занятия в класс, чтобы почувствовать себя учеником именно этой школы. Вместе с тем при проведении уроков с использование интернета обстановка должна быть максимально приближена к «настоящему» уроку . Ведь в случае улучшения здоровья он может обучаться на общих основаниях без каких-либо психологических затруднений.
Также очень важно создание в учебном процессе «ситуации успеха» для ученика-обстановки, располагающей его к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
При усвоении нового материала нужно помнить, что новый материал в большом объеме нельзя давать в один прием, необходимо поэтапное усвоение. На уроках литературы объяснение лучше давать не в форме лекций, а в форме бесед и комментированного чтения. Предлагаются использовать следующие приемы работы:
Прием « Чтение с остановками». После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета. Данная стратегия способствует выработке у учащихся внимательного отношения к точке зрения другого человека и спокойного отказа от своей, если она недостаточно аргументирована.
Прием « Синквейн». Этот прием предусматривает не только индивидуальную работу, но и работу в группах . Направлен на творческую работу по выяснению уровня осмысления текста.
Прием «Работа с вопросником»
Прием « Знаю, узнал, хочу узнать». Графа «Хочу узнать» дает повод к поиску ново информации, работе с дополнительной литературой.
Прием «Уголки». Его можно использовать при составлении характеристики героев какого-либо произведения. Одна группа готовит доказательства положительных качеств героя, используя текст, другая –отрицательных, подкрепляя свою точку зрения цитатами из текста.
Прием « Мозговой штурм». Позволяет активизировать ,помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.
Прием « Написание творческих работ»
Прием «Создание викторины»
Прием «Логическая цепочка». После прочтения текста учащимся предлагается построить событие в логической последовательности.
Прием « Тонкие и толстые вопросы». Дети учатся различать те вопросы, на которые можно дать однозначный ответ( тонкие вопросы) и те, на которые ответить определенно невозможно, проблемные(толстые вопросы) . Данная работа способствует развитию мышления и внимания учащихся, а также развивает умение задавать « умные «вопросы. Классификация вопросов заставляет вдумываться в текст и помогает лучше усвоить его содержание.
Прием «Древо мудрости». В данном случае после чтения текста каждый ученик пишет записку, в которой задается вопрос по тексту и крепит ее к нарисованному дереву. Далее по очереди каждый срывает записку и отвечает на вопрос вслух. Остальные оценивают вопрос и ответ.
При использовании на уроках литературы указанных форм и методов работы у обучающихся формируются навыки мышления и рефлексии, которые являются важными составляющими понятия « читательская грамотность».
На уроках русского языка при закреплении изученного материала, при выполнении упражнений задания необходимо разбивать четко по шагам для обеспечения их выполнения. Ученикам, у которых умения и навыки по какому-либо разделу сформированы непрочно, предлагается выполнить задания для повторения изученного материала или произвести указанные виды разборов.
Одним из наиболее действенных средств ,способных вызвать интерес к занятиям, является дидактическая игра. Игрообучение благотворно влияет на формирование положительной учебной мотивации детей с особыми потребностями (« Орфографическая зоркость», « Третье лишнее», «Заменить словосочетание одним словом», «Составь рассказ по опорным словам», «Построй слово», викторины, игры-соревнования.)
При обучении необходимо реализовывать принцип : от коллективных творческих дел к индивидуальному творчеству. Поэтому учащихся необходимо привлекать к участию в школьных, городских мероприятиях: олимпиадах, конкурсах. Кроме того, необходимо вовлекать таких детей, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности , уровень актуального развития состояние физического и нервно-психического развития в социальную жизнь: экскурсии в музеи, походы в библиотеку, театры, кинотеатры, спортивные мероприятия . В заключение хочется отметить , что эффективность данной работы прежде всего зависит от педагога, задача которого стать заинтересованным и интересным соучастником процесса учебной деятельности . Тогда он уверенно может сказать: «Мои ученики будут узнавать новое не только от меня; они будут открывать это новое сами».
(И.Г. Песталоцци)