Статья на тему «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы»
Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы
Когда нет здоровья, молчит мудрость,
не может расцвести искусство,
не играют силы, бесполезно богатство и
бессилен разум.
Геродот
Здоровье – это самое ценное, что есть у человека. Это бесценный дар, который нужно беречь и сохранять. Слова древнегреческого философа Геродота особенно актуальны в наши дни. Ведь действительно, чтобы общество развивалось, процветало, ему нужны люди, здоровые духовно и физически. Думая о будущем, мы должны поддерживать здоровый образ жизни, воспитывать у детей правильное, ответственное отношение к своему здоровью.
С внедрением ФГОС одним из важнейших направлений деятельности педагога является использование здоровьесберегающих образовательных технологий в учебном процессе.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья учащихся. Одно из требований к результатам обучающихся - формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.
Здоровьесберегающие образовательные технологии как составляющие внедрения ФГОС ООО - это комплекс концептуально взаимосвязанных между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения, ориентированных на развитие ребенка с учетом сохранения его здоровья.
Здоровье ребенка определяется той средой, в которой он находится. Современный школьник в возрасте от 6 до 17 лет большую часть времени бодрствования проводит в школе. Поэтому важнейшей задачей каждого педагога является изучение здоровьесберегающих технологий и использование их в своей деятельности.
Урок – главная составная часть учебной деятельности. Так каким же должен быть современный здоровьесберегающий урок русского языка?
Современный здоровьесберегающий урок русского языка должен воспитывать у учащихся желание вести здоровый образ жизни, учить чувствовать радость от каждого дня, настраивать школьников на положительные эмоции и позитивную самооценку.
Отличительными особенностями здоровьесберегающих технологий являются:
- создание благоприятного психологического климата на уроке;
- снятие эмоционального напряжения;
- использование проблемных творческих заданий;
- элементы индивидуального обучения;
- наличие мотивации на здоровый образ жизни;
- наличие оптимальных гигиенических условий образовательного
процесса;
- использование физкультминуток во время урока.
Для создания благоприятного психологического климата и снятия эмоционального напряжения на уроках русского языка и литературы использую различные методы и приёмы:
- Имитативные, или подражательные, игры, где имитация – это простое подражание произношению учителем звуков, слогов или слов. Основным приемом для закрепления произношения в ходе таких игр является чтение и заучивание скороговорок, пословиц, отрывков из стихотворений:
Волки рыщут, пищу ищут.
Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу.
- Мегаграммы (из загаданного слова, заменяя одну букву другой надо получить новое):
С глухим согласным мы его читаем,
Со звонким – в нем мы обитаем.
(том-дом)
- Анаграммы (путем перестановки букв в слове нужно образовать новые слова: топот-ропот).
- Урок-игра проводится для обобщения и систематизации изученного материала (это могут быть викторины, КВНы, «Что? Где? Когда?», путешествия в страну знаний и т.д.
- Игра «Кто больше?». Например, учащиеся должны подобрать как можно больше определений к имени существительному (солнце, небо, земля…). Данную игру можно использовать при изучении многих тем на уроках русского языка.
- Игра «Третье (четвёртое) лишнее». Слова в группы можно объединить в зависимости от морфемного состава, морфологических признаков, лексического значения, особенностей написания и прочего. Например:
Найдите «третье лишнее».
1. Неизменный, соломенный, доменный.
2. Кухонный, сезонный, революционный.
3. Лебединый, синий, воробьиный.
- Ролевые игры. При изучении существительных особую трудность при запоминании у учащихся вызывают варианты окончаний формы родительного падежа множественного числа (носков, сапог, чулок, апельсинов, мандаринов, помидоров и т.д.). Предлагаем ученикам поиграть в «Магазин». Это игра-диалог, где один – продавец, другой – покупатель. Задача – использовать как можно больше слов данной группы.
Это далеко не полный перечень использования игровых технологий на уроках русского языка, способствующих созданию благоприятной обстановки во время учебного процесса.
На уроках литературы использую приёмы интеграции различных видов искусства (живописи, музыки). Это помогает восприятию и осмыслению материала, положительно влияет на эмоциональное состояние учащихся. Например, при изучении русских народных сказок на уроках литературы демонстрирую иллюстрации к сказкам художников В.Васнецова, И Билибина. А также учащиеся выполняют творческие задания: создать иллюстрацию к тому или иному произведению. При изучении поэзии С.А.Есенина, А.С.Пушкина, А.А.Фета, Ф.И.Тютчева и других лириков предлагаю прослушать музыкальные произведения на стихи поэтов.
Именно психологический комфорт школьников во время урока является одним из важнейших аспектов в процессе здоровьесбережения. С одной стороны, таким образом решается задача предупреждения перегрузки и утомления учащихся, с другой - появляется дополнительный стимул для раскрытия возможностей каждого ребенка.
Спокойная, доброжелательная атмосфера на уроке, дружеская беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, добрый юмор или небольшое лирическое отступление - вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию творческих способностей своих воспитанников.
Очень важной считаю работу по формированию мотивации на здоровый образ жизни. С этой целью на уроках русского языка широко использую для языковедческого анализа, для контрольных и самостоятельных работ тексты, пропагандирующие разные виды спорта, туризм. На уроках литературы в старших класса учащиеся пишут сочинения на темы: «Модно ли быть здоровым?», «Курить-здоровью вредить», «Что я знаю о наркотиках?» и т.д. Считаю, что, рассуждая по поставленным проблемам, старшеклассники самостоятельно придут к определённым выводам, поймут, что забота о своём здоровье – это залог полноценной жизни.
Следующей отличительной особенностью здоровьесберегающих технологий является использование на уроках физкультминуток. Они способствуют повышению умственной работоспособности детей, предупреждению равнодушия к уроку, преждевременного наступления утомления и снятию у них мышечного статического напряжения. Физкультминутки также могут способствовать развитию орфографической зоркости.
Например, тема «Однокоренные слова». Учитель читает однокоренные слова к словам САД И ЛЕС. Если прозвучит слово с корнем САД, дети присаживаются, если слово с корнем ЛЕС, встают, если с другим словом – делают повороты головы влево-вправо и т.п.
Современный ученик вне школы достаточно много времени проводит за компьютером, играет в компьютерные игры в планшетах и телефонах, а во время учебных занятий также используются ИКТ-технологии. Особенностью же уроков русского языка и литературы является и то, что достаточно много работы с текстами и за письмом. Всё это негативно сказывается на зрении. Поэтому зрительная гимнастика очень важна. Это одно из эффективных средств профилактики заболеваний глаз. Например, в 5 классе на уроках русского языка и литературы провожу следующую гимнастику для глаз под музыку в течение 3-4 минут. Она состоит из элементов, включающих упражнения массажа, растираний, снятия зрительного напряжения, упражнений на внимание. По мере привыкания к комплексу в него включаются новые упражнения или усложняются условия выполнения уже разученных ранее упражнений (например, упражнения «Бабочка», «Волшебный сон» и др.).
Бабочка
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся, (Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел. (Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
А также использую гимнастику для глаз по методу Г.А.Шичко- советского физиолога, кандидата биологических наук. Комплекс состоит из упражнений: «Пальминг» (Центр ладони должен быть над центром глазного яблока. Основание мизинца (и правой, и левой руки.) - на переносице, как мостик очков. Ладошки на глазах должны лежать так, чтобы ни единой дырочки не было, чтобы глаза находились в кромешной тьме. Локти поставить на стол, сесть поудобнее. Спина прямая, голову не наклонять. Под ладошками темно. Можно представить себе приятную картину. В какое-то мгновение начнет казаться, что кто-то вас раскачивает, значит, пальминг можно заканчивать.), «Вверх-вниз, вправо-влево», «Круг», «Квадрат», «Покорчим рожи», «Рисование носом» и др.
Как видим, формирование здорового образа жизни на уроках русского языка и литературы занимает очень важное место в жизни современного школьника. Задача всех образовательных учреждений – выпустить здорового ребёнка из школы. Для реализации этой задачи педагогам следует выбирать образовательные технологии, соответствующие возрасту учащихся, устраняющие перегрузки и сохраняющие здоровье наших детей.
В заключение хочется сказать: когда будет здоровье, «заговорит» мудрость, «заиграют» силы и станет «всесилен» разум. И тогда общество будет развиваться и процветать.
Список использованной литературы
Приказ Минобрнауки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 (в ред.от 31.12.2015г) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Алексеев С.В., Барышников Е.Н., Беловицкая Л.М. и др. Формирование здоровьесберегающего поведения и укрепление здоровья учащихся. – СПб, СПбАППО, 2008. – 160 с.
Постановление «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», №28 от 28.09.2020.
Э.М.Казин «Здоровьесберегающие технологии в школе», М.: 1999.
Васильева Н.В. Организация учебного процесса в школе без ущерба для здоровья //Забота образовательных учреждений о здоровье детей: Материалы Международного научного симпозиума. - СПб; 2006. – С. 9-11.
Гигиенические требования к условиям обучения в образовательных учреждениях: СанПин 2.4.2. 11.78-02. Издание официальное. – МинЗдрав России. – М.; 2002.