12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Меджидова Милейсат Бадрудиновна296
Учитель русского языка и литературы
Россия, Дагестан респ.
Материал размещён в группе «Тематическая неделя»
7

Статья «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы»

Статья
DOC / 52 Кб

 

М.Б.Меджидова,

МКОУ «Куркентская СОШ №1 им.М.М.Рагимова»

Сулейман-Стальского района

 

Проектная деятельность на  уроках русского языка и литературы

 

                                 Знание только тогда становится знанием, когда              

                                     оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью.

Л.Н.Толстой.

    Современному обществу нужен человек, который сумеет самостоятельно мыслить, ставить перед собой социально-значимые задачи, проектировать пути их решения, прогнозировать результаты и достигать их. Поэтому система образования должна формировать такие новые качества школьника как инициативность, мобильность, гибкость и конструктивность. Каждый учитель понимает, что выполнение данной задачи возможно лишь при условии творческого подхода к ее решению, использования новейших методов и технологий. По-моему, одной из продуктивных является проектная деятельность, потому что именно она научить учащихся самостоятельно добывать знания, мыслить критически, применять полученные знания на практике. В своей педагогической деятельности я начинаю привлекать учащихся к выполнению проектов по русскому языку и литературе уже с пятого класса. В ходе такой работы они учатся сами планировать и организовывать свою работу, распределяют задания, развивают коммуникативные умения, учатся оценивать свои способности и способности своих товарищей, проводить диагностику и оценивать промежуточные результаты для получения хорошего конечного результата. Самое сложное для учителя – это роль независимого консультанта, эксперта, координатора. Я не контролирую каждый последующий шаг работы ученика, а больше внимания уделяю процессу мотивации обучения. Ученик становится собеседником, партнером, который помогает совместно наметить эффективные пути достижения результата. Учу детей ставить перед собой реальные цели и достигать их.

    Работа над проектом можно представить следующим образом:

  1. Подготовка к проекту (выбор темы, обсуждение проблемы, планирование работы, обозначение сроков, формирование групп, распределение заданий);
  2. Выполнение проекта (поиск информации, ее обсуждение, выбор способа представления проекта);
  3. Презентация проекта (представление материала и защита проекта), подведение итогов проектной работы.

     Каждый проект – это частичка души моих учащихся. Ребенок чувствует себя частью коллектива, активно вовлекается в процесс работы. Даже самый слабый ученик находит себе посильную работу. Дети учатся анализировать, собирать информацию, выбирать нужное, обобщать, систематизировать, сравнивать, делать выводы.

    В своей педагогической деятельности при обучении русскому языку и литературе чаще всего с учащимися пользуемся такими видами проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. Вид проекта зависит от возраста учащихся и темы. Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Например, биографические данные того или иного писателя или поэта, создание книги, описание части речи по русскому языку. В игровом проекте учащиеся берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев. Например, инсценировка эпизода любого произведения, сказки по русскому языку.  Исследовательский проект требует хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности. Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению подходов.      

   В зависимости от предметно-содержательной стороны практикую следующие проекты:

1. Монопредметные: проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Например, при изучении раздела «Фразеология» в 6 классе работаем над проектом: « Фразеологизмы о частях тела». При изучении раздела «Имя существительное» интересна работа над проектом « Склоняемые и несклоняемые собственные имена существительные нашего класса». При этом они выполняют индивидуальный мини-проекты  «Тайна моего имени» или «Как много в имени твоем…». Выполнен он может быть как дома (в качестве домашнего задания), так и на уроке, с использованием интернет – источников и другой литературы. Ребята узнают о происхождении и значении своего имени или одноклассника. Работая с информацией, ребята составляют краткое сообщение, с которым знакомят одноклассников. Целью проекта «Имена прилагательные в названиях художественных произведений» является  сбор названий произведений с прилагательными, показ способов образования этих слов и определение их разрядов. В качестве домашнего задания предлагаю учащимся мини- проекты: написать сказку, сочинить стихотворение, составить кроссворд, показать инсценировку и др.

2. Межпредметные: интрегрируется смежная тематика нескольких предметов.  Приведем пример недельного проекта по литературе в 5 классе на тему: « По следам Бородинского сражения». Предварительно класс был поделен  на следующие группы по темам исследования:

1) историки;

2) географы;

3) литературоведы-эксперты;

4) художники;

5) музыковеды.

На первом уроке был составлен план работы, обозначены сроки реализации, распределены задания по желанию. Историки собирают всю информацию о Бородинском сражении, о его значении в истории России; географы выясняют место, где происходило действие, находят карту расположения войск; литературоведы – эксперты работают над сравнением стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино» с произведениями авторов- очевидцев Бородинского сражения, выполняют словарную работу, находят изобразительно- выразительные средства в поэтических текстах; художники готовят презентацию полотен знаменитых живописцев Бородинского сражения, рисуют иллюстрации к стихотворению «Бородино» М.Ю.Лермотова, музыковеды подбирают музыкальные композиции произведения. Завершаем проект коллективным обсуждением, каждая группа представляет свою презентацию проделанной работы, делаем выводы, подводим итог.

   В целях формирования любви к творчеству поэтов - пейзажистов, к родной природе был подготовлен учебный проект по литературе с учащимися 6 класса. Данная работа проводилась осенью и была посвящена изображению этого прекрасного времени года в произведениях А.С.Пушкина, Ф.И.Тютчева, Н.А.Некрасова и др. Назывался проект « Унылая пора! Очей очарованье… Открой перед нами свои волшебные врата!» В этой проектной работе к основным группам добавились краеведы, которые организовали экскурсию в осенний лес, поэты, которые на лоне природе со своими командами сочинили собственное стихотворение, посвященное осени, живописцы, яркими красками изобразившие природу. Поэты очаровали всех своими строками:

                                       Листок осенний так прекрасен:

                                       Зелен, багрян, оранжев, красен…

                                       Очаровал меня собой,

                                       Своей чудесной красотой.

 

                                        Но ветер, сильный ветерок

                                        Сорвал несчастный тот листок!

                                        По дереву листок скучал,

                                        Уныло плакал, горевал.

Как мы видим, проектная работа – это кладезь идей мысли, форм работы, полета творчества. Такая форма работы имеет свои плюсы: повышает уровень самообразования, мотивацию, делает оценку знаний более объективным, дает возможности для творчества, улучшает психологический климат коллектива, развивает умение пользоваться компьютером, привлекает родителей к совместной работе с учащимися и учителем.

    Таким образом, проектная деятельность на уроках – это технология будущего. Она формирует в учениках умение и желание учиться, стремление развиваться и совершенствоваться. В ходе работы над проектом дети учатся проявлять свою инициативу, ставить цели, разрабатывать план ее достижения, сотрудничать с другими людьми. Я думаю, что именно эти качества являются тем «спасательным кругом», который позволит нашим учащимся быть успешными в дальнейшей жизни.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Байбородова Л.В., Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. Москва, Просвещение, 2013 год.

2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. Москва, Просвещение, 2008 год.

3. Занина Л.В., Меньшикова Н.П. Основы педагогического мастерства. Ростов-на-Дону, 2003 год.

4. Панфилова А.А. Инновационные педагогические технологии. Москва, 2009 год.

5. Ресурсы сети Интернет.

 

 

Заявка

на участие в республиканской  научно-практической конференции

«Проблемы филологического образования в Республике Дагестан и пути их решения»

 

Ф.И.О.

Меджидова Милейсат Бадрудиновна

Тема доклада

 

Проектная деятельность на  уроках русского языка и литературы

 

Место работы

МКОУ «Куркентская СОШ №1 им.М.М.Рагимова» Сулейман-Стальского района РД

Должность, ученая степень, образование

Учитель русского языка и литературы

Адрес электронной почты

mileysat.medzhidova@mail.ru

Телефон: сотовый

8 (906) 447 54 46

 

Опубликовано в группе «Тематическая неделя»


Комментарии (5)

Любовь Витальевна, 09.04.19 в 21:27 2Ответить Пожаловаться
Достойная работа
Кирилл Александрович Ш., 11.04.19 в 07:53 1Ответить Пожаловаться
Отличная статья, спасибо.
Легоцкая Вера Сергеевна, 09.05.19 в 00:03 1Ответить Пожаловаться
Спас ибо, Милейсат Бадрудиновна, грамотный материал!
Меджидова Милейсат Бадрудиновна, 09.05.19 в 00:23 0Ответить Пожаловаться
Рада Вашей оценке! Спасибо Вам, Вера Сергеевна!


Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.