Элементы проблемно-ситуативного обучения (с использованием кейсов) на уроках английского языка
Карапетова Юлия Борисовна
преподаватель ОД (иностранный язык)
ФГКОУ «Московское суворовское военное училище
Министерства обороны Российской Федерации»
РФ, г. Москва
Элементы проблемно-ситуативного обучения (с использованием кейсов) на уроках английского языка
Теория без практики мертва, практика без теории слепа.
А. В. Суворов
Главным объектом и целью современного образования является личность обучающегося, повышение познавательной активности личности, развитие способности к обучению, а также развитие творческих способностей обучающихся. Одной из инновационных технологий обучения, которая отвечает всем вышеперечисленным требованиям, является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов (англ. case study).
Кейс-метод берет свое начало в экономике. Он был разработан в Гарвардской бизнес-школе в США г. Бостон в начале 20 века и получил распространение в 1970-1980-х годах. На сегодняшний день case-study вышел далеко за “экономические” пределы и нашел широкое применение во многих сферах, в том числе и в изучении иностранных языков, став педагогической технологией [1, с. 103].
Кейс-метод основан на изучении практической ситуации, которая содержит в себе некую реальную проблему. Критически проанализировав ситуацию, обучающемуся необходимо обозначить проблему, предложить пути решения и выбрать лучший.
Использование кейс-технологии на уроках иностранного языка способствует развитию лексико-грамматических навыков обучающихся, а также развитию универсальных учебных действий (УУД) во всех видах речевой деятельности, что способствует формированию иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся.
Кейс-технология позволяет активизировать теоретические знания по предмету, применить их на практике. Данная технология способствует формированию умения аргументировано выражать свои мысли, а также умения слушать, вступать в диалог, учитывать позицию других людей, работать в команде.
С помощью этой технологии обучающие получают возможность усовершенствовать навыки планирования своей деятельности, ее коррекции в ходе работы над кейсом, а также прогнозирования результатов.
Однако, следует подчеркнуть, что кейс-метод не идеален. Он требует наличия необходимой лексико-грамматической базы у обучающихся, навыков самостоятельной работы и работы в группах. Также этот метод требует больших временных затрат, имеются сложности в обеспечении дисциплины на занятиях.
Данная технология особенно актуальна для преподавателей английского языка, осуществляющих урочную и внеурочную деятельность в довузовских образовательных учреждениях.
Работа с кейсом включает в себя следующие этапы [3]:
- индивидуальная работа обучающихся с материалами кейса (ознакомление с кейсом, обозначение проблемы, предложение возможных путей решения);
- работа в подгруппах по поиску оптимального пути решения заданной проблемы;
- презентация результата работы подгрупп на общем обсуждении.
Методические рекомендации
Далее представлено описание работы с кейсом по теме «Здоровый образ жизни», УМК “Английский в фокусе. 10 класс” (Spotlight 10) авторов: Ю. Е. Ваулина, О. Е. Подоляко, Д. Дули, В. Эванс. На работу с кейсом отводится 1 аудиторный час, подготовительное задание на самоподготовку, а также 1 час внеурочной деятельности.
Преподаватель заранее делит класс на подгруппы и раздает анкеты для проведения опроса. Обучающиеся получают задание на самоподготовку - провести опрос среди родителей/друзей/одноклассников, а затем систематизировать полученные данные в виде таблиц, процентных данных, диаграмм.
В начале урока обучающиеся смотрят видеоролик по теме, определяют цели и задачи урока, а также лексику, которая им может понадобиться в процессе работы над кейсом и для презентации полученных результатов опроса. Развитие УУД говорения и аудирования осуществляется в процессе просмотра видеоролика, формулировки проблем, представленных в видео, и поиска путей их решения, а также во время презентации результатов проведенных опросов.
Затем обучающиеся в подгруппах получают тексты кейсов и таблицы, которые необходимо заполнить. Перед чтением текста для снятия трудностей обучающиеся знакомятся с новой лексикой, а также с фразами, необходимыми для обсуждения проблемы, для чего необходимо разработать глоссарий с переводом.
В процессе работы над кейсом каждая группа заполняет таблицу, куда вносит проблемы, и предлагает свои пути решения. В конце урока преподаватель организует общую дискуссию, где группы делятся своими наработками, оценивают свою деятельность и деятельность других групп. Продуктом деятельности является мотивационный постер о необходимости ведения здорового образа жизни, который создается во время внеурочных занятий.
После работы с кейсом обучающимся была предложена проверочная работа по активному лексико-грамматическому материалу модуля. В таблице ниже приведены результаты работы:
Взвод | Всего | Выполняло работу | “5” | “4” | “3” | “2” | Успевае-мость | Качество |
4/5 | 9 | 8 | 3 | 5 | - | - | 100% | 100% |
Такие показатели говорят о том, что материал был хорошо усвоен обучающимися. Данная технология способствует систематизации лексико-грамматического материала, формированию иноязычной коммуникативной компетенции, а также повышению мотивации к изучению иностранных языков для успешной социализации обучающихся [2].
Список использованной литературы
1. Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования : учебное пособие для студ. вузов / Полат Е.С. ; Бухаркина М.Ю. - 2-е изд., стер. - М: Академия, 2008. - 368 с.
2. Варфоломеева Т.Н., Грызлова М.С. Использование метода case study в профессиональной подготовке студентов // Современные научные исследования и инновации. 2016. № 3 [Электронный ресурс]. - URL: http://web.snauka.ru/issues/2016/03/65765 (дата обращения: 27.09.2019).
3. КиберЛенинка – научная электронная библиотека [Электронный ресурс]. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/keys-tehnologii-v-obrazovanii (дата обращения: 06.10.2019)