Эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации школьников
Эмоциональный интеллект как фактор успешной социализации подростков
Одним из необходимых элементов в формировании социально благополучной, самостоятельной личности, в настоящее время является не сколько высокий уровень образованности, и набор профессиональных знаний и умений, а умение управлять своим эмоциональным состоянием и поведением, хорошие коммуникативные навыки. Это составляющие эмоциональной грамотности. Сегодня вопросы эмоциональной грамотности и нового современного понятия «эмоциональны интеллект» во всем мире переживают период мощного развития.
Воспитание эмоциональной грамотности и эмоционального интеллекта развивает понимание своих эмоций, способствует управлению своими чувствами, формирует навыки самомотивации, в значительной мере способствует более осознанному поведению подростков, их более благополучной социализации. Именно этим обусловлена актуальность нашего исследования.
Цель исследования – проанализировать взаимосвязь успешной социализации и уровня развития эмоционального интеллекта у подростков.
Задачи исследования:
Определить сущность и содержание понятия «эмоциональный интеллект».
Определить структурные компоненты эмоционального интеллекта
Провести исследование эмоционального интеллекта и уровня социализированности учеников 9 класса.
Проанализировать и обобщить результаты исследования.
Разработать рекомендации для школьников по развитию эмоционального интеллекта.
Гипотезой исследования является предположение о наличии взаимосвязи между уровнем эмоционального интеллекта и социализированностью личности обучающихся.
Становление эмоционального интеллекта проходит в четыре этапа:
1.Умение выражать эмоции и различать их.
2.Анализ и оценка.
3.Внутреннее понимание связи между эмоциями и причинами, из вызвавшими.
4.Способность управления эмоциями.
Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию, социализации, самореализации.
Эмоциональный интеллект напрямую влияет на успешность и качество образования школьников, так как эмоциональный интеллект позволяет повысить самостоятельность и уверенность в себе, позволяет ответственно поступать в ситуации выбора, проводить эффективную коммуникацию в социуме, спокойно реагировать на критическую или конфликтную ситуацию, справляться со своими эмоциями при стрессе.
Для того, чтобы выяснить насколько у подростков развит эмоциональный интеллект, мы провели исследование среди учащихся 9 класса Тарской гимназии №1 в количестве 20 человек. Мы предложили ребятам ответить на вопросы методики: опросника ЭмИн Д. Люсина.
Данные, полученные по методике 1, свидетельствуют о том, что у большинства школьников средний уровень развития эмоционального интеллекта. То есть ученики 9 класса недостаточно хорошо умеют понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять эмоциями, осознавать их. В связи с этим, возникает необходимость развития эмоционального интеллекта у школьников.
Для изучения социализированности личности школьников мы провели в той же группе девятиклассников методику М.И.Рожкова, которая также включает в себя четыре шкалы: уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Социа́льная адапта́ция — процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды; вид взаимодействия личности с социальной средой.
Социальная автономность представляет собой совокупность установок на себя, умение властвовать над собой, способность к самоанализу, самооценке, самоконтролю, устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, ее самооценке.
Социальная активность – готовность личности к деятельности, которая проявляется в соответствующих актах поведения и представляет собой целенаправленную творческую социальную деятельность, преобразующую объективную действительность и саму личности.
Нравственная воспитанность - устойчивая совокупность нравственных привычек и норм поведения, задающих высокий уровень культуры взаимоотношений и общения в условиях школьного коллектива.
По результатам методики у 4 человек – низкий уровень социальной адаптированности, у 15 человек – средний уровень, 1 – высокий уровень.
У 3 девятиклассников – низкий уровень социальной автономности, у 12 – средний уровень, у 6 человек – высокий уровень.
У 3 школьников – низкий уровень социальной активности, у 9 – средний уровень, у 8 – высокий уровень.
По шкале «Нравственность» у 15 человек – средний уровень, у 5 – высокий уровень.
Общий уровень социализированности девятиклассников: 1 человек – низкий уровень, 17 – средний уровень, 4 – высокий уровень.
Сравнив показатели по двум методикам, можно сделать вывод о том, что наша гипотеза подтверждена частично. Один ученик 9 класса с низкий уровнем эмоционального интеллекта имеет низкий уровень социализированности, у двух девятиклассников с высоким уровнем социализированности показатели эмоционального интеллекта высокие.
Результаты нашего исследования показывают, что ученики с высоким или средним эмоциональным интеллектом также имеют высокий или средний уровень социальной адаптации, активности, автономности и нравственной воспитанности. Ученики с низким уровнем эмоционального интеллекта имеют низкий или средний уровень социализированности. Поэтому для успешной социализации необходимо развивать эмоциональный интеллект. Мы разработали рекомендации для школьников, позволяющих им развивать свой эмоциональный интеллект.
Пройти консультацию и тесты
В первую очередь нужно научиться понимать себя. Консультации с психологом не стоит бояться, она действительно позволит лучше понять себя и достичь понимания с родными. Грамотный специалист сможет задать нужные вопросы, расспросить в спокойной обстановке о том, что вас больше вдохновляет и найти правильную мотивацию.
Пройти психологические тренинги
Тренинги стоит пройти, даже если вы считаете, что все в порядке. Они дадут основу для понимания себя и окружающих и, возможно, пробудят желание развивать какие-то другие аспекты эмоционального интеллекта.
Вести дневник эмоций
Фиксируйте, что чувствовали в течение дня. Заведите дневник, календарик или таблицу. Организуйте это так, как вам это удобно, и записывайте то, что важно. Можно фиксировать пять эмоций дня или записывать события и чувства, которые вы испытали по этому поводу. В итоге вы будете видеть спектр своих эмоций, сможете понять, какие из них преобладают и вовремя заметить, что стоит изменить. Это научит переключаться с ситуативного мышления к обобщению: думать не об определенных событиях, а воспринимать общую картину.
Заводя дневник, обсудите с родителями, что это личное пространство. Если вы не хотите, чтобы они заглядывали в него, вы имеете на это право. Также можно договориться с ними избирательно обсуждать какие-то записи и ваши чувства.
Узнать больше об эмоциональном интеллекте можно в книгах. Рекомендуем прочитать:
«Ты можешь больше, чем ты думаешь» Томаса Армстронга;
«Коммуникация. Найди общий язык с кем угодно» Виктории Шиманской.
Они написаны специально для подростков и объясняют эмоции на примере понятных школьнику жизненных ситуаций. Здесь можно найти наглядные схемы, инфографику, упражнения и тесты. Они помогут лучше понимать себя и окружающих и открыть потенциал для внутреннего роста.