12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Соболева Наталия Станиславовна92
Россия, Курская обл., Курск
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
0

Статья «Управление развитием образовательных достижений школьников-необходимый компонент современной образовательной среды как фактора формирования успешной личности»

Соболева Н.С.

Управление развитием образовательных достижений школьников -

необходимый компонент современной образовательной среды

как фактора формирования успешной личности

Современная педагогическая наука рассматривает образование как процесс формирования личности ребёнка, причём эта личность должна быть успешной, уметь быстро и удачно адаптироваться в сложной обстановке и принимать верные решения в любых, даже самых неординарных ситуациях. Успешная личность формируется в результате создания такой образовательной среды, в которой нацеленность на достижение успеха является одной из главных личностно значимых целей [1]. В связи с этим возникает вопрос, что может служить критериями успешности формирующейся в конкретной образовательной среде личности? Нам представляется возможным в качестве таких критериев рассматривать образовательные достижения учащихся. Анализ литературы по данному вопросу показал, что современные исследователи рассматривают образовательные достижения школьников в основном как достижения в освоении той или иной предметной области [2,3].

Мы включаем в это понятие не только успехи школьника в учебной деятельности - результаты внутреннего и внешнего мониторинга, но и творческие и спортивные достижения, а также реализацию способностей ребёнка в общественной жизни класса, школы. Кроме того, понятие «достижение» необходимо рассматривать не только как результат, но как процесс получения результата, в данном случае – образовательного успеха.

Процесс достижения каждым учеником определённых образовательных успехов – сложный многоуровневый процесс. Важнейшей задачей школы здесь является управление этим процессом как открытой антропосоциальной системой [4]. При этом надо иметь в виду, что вообще управлять достижениями невозможно, можно управлять лишь той образовательной средой, в которой создаются и используются достижения.

Особенность управления процессом достижения образовательных успехов заключается в том, что, с одной стороны, школьник поставлен в условия, диктующие необходимость внешнего проявления успешности, а с другой – процесс достижения успехов имеет глубоко внутренний, личностный характер, и не всегда заметен вовне. Это значит, что складывается своеобразная «среда достижений» личности ученика, в которую мы включаем внутреннюю и внешнюю среду.

Понятие «внутренняя среда достижений» включает в себя совершенствование психофизиологических особенностей ребёнка, его морально-нравственных ориентиров, привычек, увеличение интеллектуального потенциала, повышение субъектной активности личности ученика, его творческих возможностей, формирование ключевых компетенций личности (умений думать, изучать, приниматься за дело, быть готовым к поиску, сотрудничеству, к адаптации).

Под «внешней средой достижений» мы понимаем практические проявления процесса внутреннего совершенствования личности, выражающиеся в достижении определённых личностно и социально значимых успехов в самых разных сферах деятельности (улучшение успеваемости, участие в олимпиадах, научных и научно-практических конференциях, в учебно-исследовательской деятельности, участие и победы в конкурсах, выставках, смотрах, в спортивных соревнованиях различного уровня, общественная деятельность).

Процесс достижения успехов в определённой области жизни прежде всего связан с условиями, способствующими или препятствующими этим достижениям. Личность школьника в процессе своего развития подвергается воздействию многих факторов образовательной среды, из которых мы выделили два ведущих: воздействие социума и воздействие школы. Школа как государственное образовательное учреждение прежде всего выполняет государственный заказ в сфере образования, который во многом является отражением потребностей общества в целом. Но часто школа и непосредственное окружение ребёнка, тот мини-социум (семья, друзья, микрорайон проживания и т.п.), в котором он обитает, вступают в противоречие. И здесь функцией школы становится использование образования как совокупности методов и форм воздействия на развитие личности ребёнка, которые позволили бы ему стать успешным, причём иногда вопреки установкам мини-социума. Задачей школы, таким образом, является создание такой образовательной среды - «среды достижений», которая оптимально сочетала бы в себе возможности реализации потенциала и развития личности школьника с требованиями (вызовами) общества и времени.

Реализация этой задачи требует особого управленческого подхода к образованию, который мы видим в создании системы управления процессом достижения образовательных успехов личности. Эта система должна включать в себя планирование (определение психолого-педагогически обоснованных дальних и ближних целей развития личности конкретного ученика), организацию процесса (определение методов, способов и приёмов деятельности педагога и школьника, позволяющих достичь поставленных целей), руководство (обеспечение условий продуктивной образовательной деятельности) и контроль (субъектно ориентированную наблюдательную, направляющую и регулирующую деятельность по оптимизации процесса достижения образовательных успехов каждым конкретным учеником).

Таким образом, современная образовательная среда становится одним из важнейших факторов формирования успешной личности при условии создания эффективной системы управления развитием образовательных достижений школьников.

________________________________

1. Хи­сам­бе­ев Ш.Р. Об­ра­зо­ва­тель­ная сре­да и мо­ти­ва­ция дос­ти­же­ния как по­ка­за­тель ее со­циа­ли­зи­рую­ще­го эф­фек­та // 3-ая Рос­сий­ская кон­фе­рен­ция по эко­ло­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Ма­те­риа­лы / Под общ. ред. В.И. Па­но­ва и А.В. Иващенко – М.: Из­да­тель­ст­во РУДН , 2005. -300 с.

2. Болотов В.А. Основные подходы к созданию общероссийской системы оценки качества образования в Российской Федерации // Вопросы образования. 2004. № 3.

3. Конкурентоспособна ли наша школа? Международные исследования как индикатор качества школьного образования, - М., 2004. -173 с.

4. Бакурадзе А.Б. Управление развитием образовательного учреждения: (По материалам проекта "Концепция комплексного сопровождения развития ребенка в образовательном процессе" и др.).-М.:АПК и ПРО,2004.-33с.
 

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.