Социально-педагогическое партнерство в обеспечении духовно-нравственного развития детей-фактор успешной социализации и профессионального самоопределения
Хабибуллина Зухра Баязитовна, педагог-психолог Актанышской средней общеобразовательной школы №1 Актанышского района Республики Татарстан
В современной педагогике существует проблема обеспечения профессионального самоопределения учащихся. Решается эта проблема в совместной деятельности педагогов, психологов, родителей и самих учащихся.
Под профессиональным самоопределением понимается процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей.
В профессиональном самоопределении большую роль играет семья, учреждения дополнительного образования детей (кружки, секции и др.). Это необходимо помнить и учитывать при составлении индивидуального образовательного маршрута ребенка как учителям, так и педагогом-психологом.
В начальной школе главным является формирование интереса к профессиональной деятельности, положительного отношения к труду, осознание смысла профессиональной деятельности и его общественного значения.
В базовой школе – знакомство с профессиями и миром труда, формирование профессиональной направленности личности, формирование адекватной самооценки собственных способностей и склонностей, формирование профессионального самосознания.
В средней школе – определение профессиональных предпочтений и намерений, соответствие их возможностям и склонностям учащихся. Здесь отслеживается динамика интересов и склонностей учащегося.
Профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение.
Дети в таких играх пользуются символическими замещениями реальных атрибутов профессиональной деятельности (у ребенка стул – это «прилавок», бумага – «деньги»).
В 13 – 15 лет наступает период развития профессионального самосознания, когда происходит формирование у школьников личностного смысла выбора профессии, умений соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями. Для этого учащиеся должны овладеть максимумом знаний, умений по научным основам выбора профессии, которые приобретаются в процессе изучения специальных курсов.
В 16 – 17 лет (10-11 классы) – происходит уточнение социально-профессионального статуса. У учащихся концентрируется внимание на формировании профессионально важных качеств в избранном виде труда, контроле и коррекции профессиональных планов, способах оценки результатов, достижений в избранной деятельности, самоподготовки к ней и саморазвития; целенаправленно осуществляется социально-профессиональная адаптация старшеклассников (формирование не только профессиональных знаний, умений, но и развитие норм, ценностей конкретного трудового коллектива).
Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.
Содержание образования в старших классах должно строиться на основе максимального удовлетворения индивидуальных запросов, интересов обучающихся. Этому соответствует профильное обучение.
Почему именно в этом возрасте?
Формирование базальных структур мышления заканчивается у человека к 14 годам. (Структуры мышления- базальные ганглии обеспечивают регуляцию двигательных и вегетативных функций, участвуют в осуществлении интегративных процессов высшей нервной деятельности.) Поэтому профильное обучение начинается с 10-го класса, т.к. более ранняя профилизация может привести к тому, что огромные пласты человеческой культуры пройдут мимо сознания ученика, не попадут в его культурный багаж.
После 9-го класса ученики должны самостоятельно выбрать профиль образования с учетом своих интересов, склонностей и способностей и дальнейшей реализации их в профессиональном выборе.
Успешность овладения той или иной профессией зависит в значительной степени от способностей человека, т.е. от устойчивых психологических и физических качеств личности, которые проявляются в определенной практической деятельности, т.е. от исходного уровня развития способностей во многом зависит дальнейшая карьера человека.
Проблемы
Большинство выпускников и их родителей отдают предпочтение тому, чтобы знать основы «главных» предметов, а углубленно изучать только те, которые выбираются, чтобы в них специализироваться.
Основная задача руководителей и педагогов – создать условия для открытия каждым учащимся себя, то есть своего потенциала и всех его сторон, организовать процесс, направленный на профессиональное самоопределение личности. Школа становится местом пробы сил учащихся, местом, в котором возможно осуществить выбор областей деятельности и её форм.
По данным Центра социально-профессионального самоопределения молодежи ИОСО РАО, из 800 человек две трети старшеклассников делают выбор своей профессиональной судьбы необоснованно. Факторы, оказывающие влияние на выбор профиля обучения, могут быть следующие: средства массовой информации, совет родителей, «за компанию» с товарищами, убежденность учащегося в наличии полных знаний о профессии и т.д.
Изучение и анализ современной ситуации в школе позволил выявить причины, затрудняющие выбор профессиональных намерений учащихся. Одной из причин является недостаточное знание учащимися мира профессий. Диагностика знаний учащимися мира профессий показала, что ученик может назвать от 10 до 40 существующих профессий, в то время как перечень профессий составляет более 40 тысяч.
Вторая причина - это низкая культура психологических знаний учащихся, недостаточная осведомленность их (и их родителей) о своих способностях, индивидуально-психологических особенностях, склонностях. Психологическая служба. созданная в школе, не может компенсировать выявленный пробел в знаниях учащихся.
Отсутствие знаний о профессиональной пригодности – третья причина, затрудняющая выбор учащихся. Многие престижные профессии, которые сегодня выбирают школьники, предъявляют определенные требования к соискателям, о которых выпускники школы не знают. Знания о той или иной профессии ученик чаще всего получает из средств массовой информации (фильмы, публикации, книги), от товарищей и, в крайнем случае, от своих родителей. Получив в ВУЗе, колледже, лицее и других образовательных учреждениях ту или иную специальность, бывший выпускник понимает, что это «не его» и работать в данной сфере он не будет.
Поэтому большая ответственность в правильном выборе профессиональных намерений учащимися лежит на образовательном учреждении.
Профессиональное самоопределение – процесс формирования личностью своего отношения к предметно-трудовой среде и способ самореализации в ней, который зависит от:
- ценностных ориентаций и установок;
- уровня сформированности представлений о профессии;
- уровня развития самооценки;
- способностей, склонностей и интересов;
- уровня развития учебной мотивации;
- личностных особенностей;
- социальной среды, реальных жизненных условий (семейные отношения, здоровье, материальное обеспечение и др.).
Все выше сказанное определяет необходимость уделять особое внимание ситуации выбора школьниками профиля обучения на более ранних возрастных этапах. Цель образовательного учреждения – организация психолого-педагогической поддержки профессионального самоопределения учащихся, которая направлена на последовательную реализацию права подрастающего гражданина на сознательный выбор профессии.