Статья «Личностные особенности педагога как фактор успешной социализации младших школьников»

2
0
Материал опубликован 27 October 2020 в группе

Данная Работа принимает участие в всероссийском дистанционном конкурсе педагогического мастерства на лучшую статью "Теория и практика современной учебно-воспитательной деятельности в образовательном учреждении"

Последние исследования демонстрируют нам, что особенности общения учащегося в младшей школе с взрослыми и сверстниками в первую очередь определяется системой «ребенок-учитель». Именно отношения с учителем в дальнейшем становятся отношением «ребенок – общество».

Учитель значительно влияет не только на ученика, но и в принципе на социально-психологический климат в классе. Благодаря учителю определяются межличностные отношения между учениками, их симпатии и антипатии. Для ребенка учитель выступает, как «другой взрослый» помимо родителей, поэтому учитель может способствовать эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка. Однако не стоит всю ответственность за хорошие и негативные эмоции переносить на учителя, поскольку педагог не всегда способен контролировать всё даже у самых маленьких школьников.

На протяжении всего периода обучения, учитель будет для ребенка одним из авторитетных личностей, которые оказались влияния на ребенка в плане социализации. По этой причине личностные особенности педагога важны в воспитательном процессе, поскольку это один из важных факторов социализации, исходя из этого, тема данной научной статьи является актуальной.

Для начала разберем термин «социализация».

«Социализация – это процесс усвоения человеком определенной системы знаний, норм и ценностей, которые позволяют ему функционировать в виде полноправного члена общества; включает в себя целенаправленное воздействие на личность (воспитание), так и стихийные, спонтанные процессы, на ее формирование».

По мнению исследователей Н. Д. Никандорова и С.Н. Гаврова, суть «социализации» заключается в том, что человек на протяжении жизни обучается и усваивает «правила жизни», которые действую в обществе, то есть, те нормы морали, традиции и модели поведения, принятые в обществе. Социализация – это многосторонний разноплановый процесс развития человека [1,с.21].

В начале процесс социализации ребенка происходит в семье, а потом уже в школе, тогда меняется вид деятельности ребенка, его окружение, меняется и отношение к взрослым и к себе.

Ученый В.А. Ситарова пишет, что у младшего школьника при поступлении в школе перестраивается логика психологического развития, то есть, в этот период формируется новый вид деятельности – обучение. После того, как ребенок приобретает новый статус в мире, с определенными обязанностями и ответственностями за них, ребенок получает социально значимую роль [3, с. 122].

Именно в этот период в психике ребенка происходят следующие изменения:

- формирование первичной соц. зрелости;

- становление и образование «Я-концепции»;

- развитие широких общественных мотивов;

- возникновение понимания картины мира, которые включают в себя первичные представления о разных общественных группах, этносов, национальностей;

- открытие своего «Я», внутренней и внешней его части.

Когда ребенок поступает в школу важным фактором для его социализации – это приобретение новых навыков, которые помогают выработать межличностные отношения.

Выше мы упомянули, что учитель – это самый важный агент по социализации младших школьников, учитель влияет на следующие приобретения навыков, связанные с коммуникацией:

- формирование учебной деятельности;

- умение приобретать знания под руководством и самостоятельно;

- овладение определенным навыкам самоконтроля;

- познавательная, учебная мотивация и мотивация достижения;

- Я-концепция, взаимоотношения со сверстниками.

Известно, что для детей 1-2 классов, учитель – это центр жизни для учеников, именно мнение учителя важно в самых важных вопросах детей этого возраста. В экспериментах часто описаны ситуации, когда при несовпадении мнения родителей и учителя, ребенок выбирает для себя более правильное мнение последнего.

Однако уже со второго класса, начинается процесс «развенчания» учителя, следует отметить, что на начальном этапе обучения образ учителя идеализируется, реально его начинают воспринимать в 10-11 лет, поэтому личностные особенности учителя важны именно для детей начальных классов.

Важно учесть, что есть и современные особенности, мешающие социализации детей – это многочисленные гаджеты, мобильные игры. Согласно исследованиям, у детей затормаживается речь, и они более молчаливы.

Таким образом, психолого-педагогические решения проблемы социализации младших школьников необходимо реализовать по следующим блокам:

- когнитивно - рефлексивный (познавательный) компонент – знания, понимание, рефлексия;

- коммуникативный компонент – общение и взаимодействие; усвоение ребенком правил, обычаев, моделей поведения и их реализация в межличностных взаимоотношениях;

- практический компонент – усвоение ребенком практических навыков в разнообразных видах деятельности и проявление себя в разнообразном творчестве;

- ценностно-смысловой компонент – наличие у ребенка ценностных ориентаций, предпочтений, мотивов и установок, определяющих его отношение к чему-либо или кому-либо [2,с.156].


Литература:

1. Гавров С.Н., Никандров Н.Д. Образование в процессе социализации личности //Вестник УРАО – 2008 - №5. – С.21.

2. Матвеева О.Н. О социализации младших школьников в современных условиях // Известия ПГПУ им.В.Г.Белинского. Общественные науки. - №16(20).2010.- С.156.

3. Смирнова М.А. Деятельность общеобразовательных учреждений по созданию педагогических условий социализации учащихся. Автореферат дисс…к.п.н. – Самара,1999. - 23 с

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации