12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Корытникова1945
Учитель начальных классов
Россия, Иркутская обл., Усолье-Сибирское
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
8

Доклад на тему «Эмоциональное благополучие ребёнка в школе как фактор его успешного развития»

Эмоциональное благополучие ребёнка в школе

как фактор его успешного развития

(из опыта работы)

 

Под эмоциональным благополучием понимается чувство уверенности, защищенности, способствующие нормальному развитию личности ребенка, выработке у него положительных качеств, доброжелательного отношения к другим людям.

Именно эмоциональное благополучие является наиболее ёмким понятием для определения успешности развития ребенка. Именно оно является условием реализации заложенного в человеке потенциала.

Чтобы помочь ребенку адаптироваться в современной школе, каждый учитель старается создать условия психологического комфорта на уроке и во внеурочное время.

Что такое комфорт?

Психологический комфорт – это условия жизни, при которых ребёнок чувствует себя спокойно, у него нет необходимости защищаться.

Никакие успехи в учёбе не принесут пользы, если они основаны у ребенка на страхе перед взрослыми.

Принцип психологического комфорта:

- учеба должна приносить детям радость; протекать на фоне положительных эмоций; исключать психотравмирующие ситуации.

Созданию психологического комфорта способствуют активные формы и методы обучения.

На своих уроках, я использую различные приёмы и методы для создания психологического комфорта.

Важный момент – это настрой на урок, психологическая установка, создание положительного настроя на работу.

Добиться позитивного настроя позволяют разные приёмы

Игра - «Комплименты» или «Пожелание на день».

Где дети, глядя в глаза, друг друга, желают что-то хорошее, хвалят, обещают, восхищаются.

Точечный массаж лица. Методика «Волшебные точки» (Приложение)

- Кто до сих пор не проснулся – включаем в работу энергетические точки (биологически активные точки лица).

 

Метод «Поздоровайся локтями»

Учащиеся должны поздороваться, просто коснувшись друг друга локтями. Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками.

Метод «Добро в ладошках»

Учащие соединяют ладоши, «собрав» в них своё добро и «передают» его соседу.

 

Метод «Самолётики пожеланий»

Учитель предлагает всем обучающимся поприветствовать класс, но сделать это необычным способом - написав своё пожелание классу на крыльях бумажного самолётика. Учащиеся записывают свои пожелания классу (можно до начала урока). Затем по команде учителя все (в том числе, учитель) запускают самолётики в полёт! Когда самолётики приземляются, каждый подымает находящийся рядом самолётик и зачитывает написанное на его крыльях пожелание.

Для поддержания психологического комфорта, а также с целью избегания монотонной, однообразной работы, которая навевает на детей скуку, негативно сказывается на настроении учащихся и снижает их работоспособность, использую элементы игровых технологий: монотонный устный счёт заменяю на игру с мячом, провожу игры-соревнования.

С целью оптимизировать на занятиях взаимодействие взрослого и ребенка, что увеличит позитивные эмоции, ослабит не только физическое, но и психоэмоциональное состояние школьников, использую групповую форму работы и работу в парах.

Метод «Парный выход»

 

Например, при изучении темы «Правописание сочетаний», я вызываю к доске ученика. Он подбирает себе пару, а затем записывает с проговариванием любое слово с изученными буквосочетаниями. Его товарищ проверяет написание, находит опасное буквосочетание в слове и выделяет его. Или при изучении проверяемых орфограмм в слове записывает проверочное слово.

 

Одним из приёмов создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках является создание ситуации успеха, которая формирует у ребёнка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать своё продвижение вперед.


 

Существуют разные приёмы создания ситуации успеха для ребёнка:

- приём «Поглаживание – потирание» (если вы правильно выполнили все задание, то погладьте себя по голове, если допустили ошибку, то потрите ладони, для более активной работы)

- коллективная похвала

- оценивание деталей работы, а не результата в целом

- снятие страха перед возможной ошибкой

- дифференцированные задания


Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Благодаря этому психологическому приему учащиеся могут расслабиться и снизить тонус мышц, вследствие тяжелой умственной деятельности. Упражнения для релаксации помогут не только отдохнуть и снять напряжение, но и вызовут приятные эмоции, что улучшит понимание дальнейшего материала на уроке

 

Метод «Четыре стихии»

- Четыре стихии – это земля, вода, воздух, огонь. На слово "земля" - дети приседают на корточки. "Вода" - вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. "Воздух" - поднимаются на носочки и поднимают руки вверх. "Огонь" - вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.

«Делай как я».

Дети имитируют движения за учеником, который является ведущим.

Упражнение «Пантомима»

Даётся задание, дети должны изобразить предмет или какое-либо

действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только

мимикой, жестами или действиями.

«Солдатик и тряпичная кукла»

Движения помогают осознавать напряженное и ненапряженное состояния

мышц тела.

Учитель даёт команды то «Солдатик», то «Кукла».

По команде «Солдатик» дети напрягают все мышцы – «встают по стойке

смирно». Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

По команде «Кукла». Они снимают излишнее напряжение в плечах и корпусе, руки висят пассивно. В таком положении дети быстрым, коротким толчком поворачивают тело то влево, то вправо. При этом руки взлетают и

обвиваются вокруг пояса.

 

«Морские волны»

Команда «Штиль» - все замирают.

При команде «Волны» - дети встают по очереди, с интервалом в 2 сек. Сначала - все сидящие за 1-ми партами, далее за 2-ми и т.д. Последние парты встав, хлопают в ладоши. Затем в таком же порядке класс садится.

«Шторм» - выполняют те же действия, но быстро, без пауз, друг за другом.

Завершить игру лучше командой «Штиль».

 

Особо важное значение имеет финальная часть урока. Очень важно, с каким результатом и с каким настроением ученики закончат урок. И здесь особую роль играет рефлексия.

Рефлексия – «обращение назад»; осмысление собственных действий (самонаблюдение, размышление).

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

 

«Мишень» - На листе бумаги рисуется мишень. Каждый участник маркером или меткой «стреляет» в мишень, делая отметку (ставит точку, плюс). Отметка (выстрел) соответствует его оценке результатов. Если участник очень низко оценивает результаты, отметка ставится им дальше от центра мишени. Если результаты оцениваются очень высоко, отметка ставится в «яблочко».

 

Метод «Компот»

Участникам объясняется, что, начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Все это в нем кипит: у кого-то сильно, а кто-то даже этого не замечает. Представим это в виде кастрюли с компотом. Ученикам предлагается на липких листочках написать ожидания и опасения и приклеить их на кастрюлю. Ее можно разделить пополам, ближе к дну клеить опасения, а сверху – ожидания.

В своей работе я стараюсь делать комфортными не только уроки, но и внеклассные мероприятия (праздники, экскурсии, культпоходы, классные часы). Стремлюсь к поддержанию эмоционального благополучия и доброжелательности, исключению агрессивности, уменьшению негативных влияний на эмоциональное состояние детей.

Эмоциональное благополучие для ребенка, все равно, что для ростка тепло, свет, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти и быть успешным, ребенку нужна любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых!


 

Приложение

Тt1613474357aa.png очечный массаж лица. Методика «Волшебные точки»

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 17.02.21 в 07:35 0Ответить Пожаловаться
Елена, хотелось бы узнать об авторстве и источнике с информацией: методика "Волшебные точки". Благодарю.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.