Статья на тему «Технология интеллект-карт при изучении государственных символов как средство духовно-нравственного воспитания и социализации школьников»

0
0
Материал опубликован 19 December 2021

Сведения об авторе

Власова Антонина Михайловна

Учитель, высшая квалификационная категория

МАОУ «Зареченская СОШ»

Одинцовский городской округ Московской области, п. Заречье


 

Тезис к публикации

Технология интеллект-карт помогает детям разобраться в большом количестве информации, проанализировать её, наглядно представить, запомнить, стимулирует творчество детей, способствует самореализации и самовыражению ребенка, дает плодотворную почву для работы в группах, командах, семье, что помогает социализации детей и их духовно- нравственному, патриотическому воспитанию.

Тема
Технология интеллект-карт при изучении государственных символов как средство духовно-нравственного воспитания и социализации школьников

 

I. Художник учится смешивать краски и наносить мазки на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Учитель тоже смешивает краски, разучивает этюды, осваивает приемы - только это педагогические краски, этюды и приемы. Еще древний мыслитель Плутарх сказал так: «Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного воспитания сделались хорошими - это в нашей власти».

В настоящее время очень остро встала проблема духовно- нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения.

Отсутствие духовного развития приводит к нравственному опустошению. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Школьный возраст-это период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина.

II. Одной из перспективных технологий в воспитании и обучении школьника является технология интеллект-карт.

Хотя прообразы интеллект-карт встречаются в научных трактатах, созданных столетия назад, их широкое использование началось во второй половине XX века благодаря британскому энтузиасту психологу Тони Бьюзену. Он написал 82 книги, одна из которых - "Научите себя думать" включена в перечень 1000 величайших книг тысячелетия. Тони Бьюзен систематизировал использование интеллект-карт, разработал правила и принципы их построения и сделал очень много для распространения и популяризации этой технологии. С его легкой руки интеллект-карты сейчас составляют бизнесмены, ученые, преподаватели, инженеры, дизайнеры и люди многих других профессий.

Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде. Интеллект-карта отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем

Каждую мысль, каждый образ или эмоцию можно представить себе, как объект, от которого расходятся во все стороны десятки, сотни, ниточек-связей, ведущих к другим объектам (мыслям, образам, эмоциям).

Моделью такого процесса и является интеллект-карта.

Алгоритм построения интеллект-карты (Бьюзен Т.).

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2.Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему. Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви - основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек - развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Рисование интеллект-карты - необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Причем способ универсальный: составлять интеллект-карты можно по самым разным темам.

Интеллект–карты могут быть краткосрочные (составленные в течение одного - двух уроков) и долгосрочные (на составление которых уходит много времени и используется материал, изученный на протяжении нескольких уроков и на разных предметах).

Перечислю полезные свойства интеллект-карт.

1.Наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

2.Привлекательность. Тони Бьюзен рекомендовал: "Настраивайтесь на создание красивых интеллект-карт".

3.Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

4.Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

5.Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

6.Интеллект-карты можно составлять коллективно: рабочей группой, командой, семьей.

7.Пересмотр интеллект-карт через некоторое время (сутки, неделю, месяц) помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

В наш компьютерный век создано несколько программ, с помощью которых можно рисовать интеллект-карты. Конечно, они получаются более аккуратными и в них легче вносить правки, но не будем забывать, что цель этой технологии - включение обоих полушарий мозга, а это в большей степени достигается работой вручную с карандашом и бумагой.

Области применения интеллект-карт:

1. Подготовка выступлений и презентаций.

2.Обдумывание проблем, анализ сложных ситуаций.

3. Групповая работа: коллективное творчество, мозговой штурм.

4. Конспектирование (или составление аннотаций) письменных текстов: документации, книг, журнальных статей.

5. Планирование.

Автор технологии Тони Бьюзен подчеркивал, что строгих правил создания интеллект-карт нет, как нет и неправильных карт: вырабатывая свой стиль, менять можно все, лишь бы мышление становилось продуктивнее - для этого интеллект-карты и были придуманы.

III. Хочу рассказать вам об использовании данной технологии при изучении государственных символов как средства духовно-нравственного воспитания и социализации школьников. Эта интеллект-карта «Моя Родина-Россия» составляется на протяжении длительного времени.

Тема Родины - как государства, а так же родины – как места, где родились, красной нитью проходит через все общеобразовательные предметы, начиная с 1-го класса. А именно:

- на уроках музыки уже в 1 классе изучается Гимн России, немного позднее идет знакомство с «Патриотической песней» М. И. Глинки;

- на уроках по изучению окружающего мира снова идет знакомство с понятием Родины – России, ее местом в мире, расположением на карте, ее климатом, животным миром, населением;

- на уроках русского языка мы осваиваем красоту звучания русских слов, разбирая лексические значения слов, чувствуем глубину и величие истории нашей Родины;

- на уроках литературы – читаем прекрасные произведения наших поэтов и писателей, искренне влюбленных в свое Отечество, рассказывающих нам о радостях и горестях нашей страны;

- на уроках географии – идет более глубокое изучение положения России среди других стран, ее места в развитии мировой экономики;

- на уроках обществознания происходит углубление знаний о государственных символах: гербе, флаге, гимне;

- в экспериментальной социокультурной программе «Истоки» также уделяется внимание этой теме;

- на уроках изобразительного искусства и окружающего мира в начальной школе идет знакомство с городами «Золотого кольца» России, у каждого из которых свой «говорящий» герб. В 5 классе несколько уроков посвящены изучению истории составления гербов и эмблем, геральдических и негеральдических знаков и символов, идет знакомство с народными промыслами России, праздничными обрядами, верованиями и укладом жизни наших предков.

Дальнейшая работа - это последовательное заполнение ветвей соответствующей информацией, полученной из различных источников.

Возьмем только отдельные звенья этой интеллектуальной карты. Рассмотрим на примере ознакомления с государственными символами.

Знакомство детей с государственной символикой начинаем с Гимна: составляем интеллект–карту, спрашиваем у детей, что бы они хотели узнать, уточняем, что такое гимн, в каких случаях исполняют гимн, каковы правила поведения, когда звучит гимн, знакомим с фактическим материалом из истории гимна, знакомимся с автором слов и музыки, и, наконец, разучиваем и исполняем его.

Следующий этап - составление интеллект-карты по изучению флага. Здесь так же знакомим с историческим материалом, флагом России, РСФСР, СССР, Знаменем Победы, Штандартом Президента РФ, а также с условиями размещения Государственного флага с иными флагами.

IV. Практическая работа:

А) составление интеллект-карты для ознакомления с гербом.

Б) Ознакомление с гербом.

Этот этап более сложный для восприятия детей, поэтому хочу рассказать о нем более подробно.

В своей работе использую материалы по геральдике российских городов. Сразу хочу отметить, что геральдика - это наука, которая занимается изучением гербов.

Что же такое герб?

Герб – от нем. erbe – наследство. Слово герб определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, документах». Герб может считаться таковым лишь тогда, когда он используется постоянно, на протяжении столетий. Специалисты по геральдике считают, что первый герб возник в XI – XII вв. в странах Западной Европы.

Далее в доступной для детей форме происходит погружение их в далекий и интересный мир древних воинов и рыцарей.

История герба, так же как и флага, начинается в те времена, когда наши предки были очень воинственны и большую часть времени проводили в боях. Воины были хорошо вооружены – доспехами, щитами.

Флаг помогал воинам определить, где свои войска, где вражеские. Но флаг был только один, у знаменосца. А во время боя воины, закованные в доспехи, были очень похожи, и было очень трудно определить, свой это или чужой. Чтобы не ошибиться, рыцари придумывали разные знаки отличия – и разноцветные плащи, и перья на шлемах. Но главный опознавательный знак наносился на щит. Щит большой, и рисунок на нем хорошо виден. Щит с таким рисунком носил не только рыцарь, но и все его воины. Такое изображение на щите стали называть гербом.

Чаще всего рыцарь изображал на щите ­ гербе то животное, с которым себя сравнивал, на которого хотел быть похожим. Например, изображение льва говорило, что рыцарь считает себя сильным и храбрым как лев. А если нарисована ящерица, то хозяин такого герба ловкий и быстрый; дракон – мудрый; кошка – независимый; волк – злой, жадный; петух – воинственный. Рыцари очень дорожили своими гербами. Передавали их своим детям, внукам. Гербом гордились и старались не опозорить его дурными поступками.

Форма щита была самая разнообразная: фигурный – немецкий, овальный итальянский, квадратный с округлостью внизу – испанский, четырёхугольный с заострением внизу – французский. Именно четырехугольная форма преобладает в гербах России.

Символика цветов так же разнообразна:

Красный – любовь и смелость;

Голубой - величие, красота, ясность;

Зелёный - изобилие, надежда;

Чёрный - мудрость;

Серебро – чистота и скромность;

Золото – богатство, сила, верность, справедливость.

Простые люди всегда старались селиться поближе к рыцарскому замку в надежде, что хозяин и его войско защитят их в случае нападения. Постепенно вырастал целый город. Герб рыцаря хозяина становился не только его личным, но и гербом всего города. Над воротами города вывешивался щит-герб. Теперь любой гость, путешественник, увидев герб над воротами, знал, что у города есть надежная защита.

Прошло много лет, уже давно нет рыцарей, современные солдаты не используют щиты. Но герб остался. Свой герб есть у каждой страны, города, района. Если вы внимательно рассмотрите герб какого-нибудь города, то вы можете узнать много интересного. Чаще всего герб по-прежнему изображают в виде старинного щита. Это означает, что в случае необходимости жители, все как один, встанут на защиту города, страны. На щите изображается то, чем город славится, гордится, дорожит. Щит-это обязательный элемент герба.

Таким образом, дети узнают, что такое герб и для чего он нужен. Также они получают представление о том, что каждый город имеет свой собственный герб в форме щита как символа готовности к обороне.

Следующий этап работы – объяснение изображения на гербе. Опыт работы показывает, что эта тема лучше всего раскрывается на примере гербов городов России. Каждый город, создавая свой герб, пытается вместить в ограниченное пространство что-то очень дорогое для себя. Это могут быть его героические или трагические страницы истории; та профессия, ремесло, которыми он исстари кормился, славился; уникальный природный объект или “живность”, в изобилии водящаяся в округе. Словом, то, чем город гордится.

Исходя из этого, можно выделить три основных типа городских гербов: природный или экологический, профессиональный, исторический.

Работу на этом этапе можно организовать в таких вариантах:

дидактические игры: «Собери герб», «Угадай по описанию»; турнир знатоков, дискуссионные качели, эрудит-аукцион.

Такой подход дает возможность достаточно быстро ознакомить детей с темой и дать им готовые принципы построения и “расшифровки” российских гербов.

Работа с гербами может стать фрагментом многих занятий по ознакомлению с окружающим миром и природой. Например, разговаривая об образе жизни насекомых (птиц, животных) и их значении в жизни природы и человека, можно в заключение рассмотреть, какие города внесли подобное изображение в свои гербы. А разговор о роли воды можно начать с рассматривания гербов с изображением рек, волн, синих полос (их в геральдике великое множество). По некоторым гербам можно узнать, что город находится на реке или в этом городе очень ценится какая-нибудь птица или животное. Например: Герб города Белоярский.

Природные или экологические гербы помогают ребенку увидеть, как разнообразна, богата природа России, обширна ее территория, как богата она разными климатическими зонами, полезными ископаемыми.

Гербы городов России могут служить прекрасным подспорьем для знакомства детей с профессиями. На многих гербах выражено уважение к труду жителей города. Гербы прославили труд ткачих, кузнецов, нефтяников, горняков, рыбаков, герб города Тулы и т. д.

Герб города Суздаля. Он напоминает о том, что в древности Суздаль был центром княжества.

Таким образом, гербы помогают педагогу в приемлемой форме посвятить детей в историческое прошлое России.

На заключительном этапе работы, когда дети хорошо ориентируются в символике гербов, когда их представления о родной стране, ее природе, истории, людях значительно расширились, можно приступать к работе по ознакомлению с такой сложной символикой, как «московский герб – Георгий Победоносец».

При ознакомлении детей с гербом города Москвы рассматриваем форму и основной цвет герба, рассказываем легенду о Георгии Победоносце.

В некотором царстве, в некотором государстве случилось великое несчастье. Напал на него лютый змей дракон. Поселился он в темной пещере недалеко от моря. Огнем жег землю и разрушал дома. Взмолились жители того царства-государства. Змей же требовал, чтобы каждый день его кормили свежим мясом. Но чудовище было прожорливым, и вскоре не осталось ни у кого, ни коров, ни овец, ни коз – все съел змей. Тогда повелел змей приводить ему на съедение каждый день человека. Бросили жребий, и выпало идти царской дочери. Привели её на морской берег и оставили там. А в это время проезжал мимо добрый молодец Георгий на своем добром белом коне. Не мог он оставить царевну в беде, сразился со змеем и поразил его своим копьем. За эту победу и прозвали Георгия Победоносцем.

Для эмоционального восприятия детьми главного символа России – двуглавого орла, после всей проведенной ранее работы, можно воспользоваться следующим наглядным приемом.

Если на большой карте России разложить все карточки с изображением гербов городов, она получится очень впечатляющей. В этих маленьких картинках она разом отразит все богатство, уникальность и величие нашей страны. А если над этой картой мысленно поместить большое изображение двуглавого орла, этой гордой, свободолюбивой птицы, то орел раскинет свои крылья над всей Россией. Он объединяет русские города под своими крыльями, опекает их, как своих птенцов, и защищает от всех бед и напастей. И, конечно же, его необычный внешний вид говорит об уникальности нашей страны. От востока до запада, от крайнего севера до юга протянулась территория России.

Далее на заключительном этапе знакомим детей с «двуглавым орлом – символом России».

У России величавой

На гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад, на восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый,

Он – России дух свободный.

Двуглавый орел – один из древнейших в истории человечества символ власти, силы, мудрости.

Используется Государственный герб Российской Федерации на торжественных мероприятиях, посвященных дням воинской славы. Допускается как самостоятельное использование Государственного герба, так и совместное с другими государственными символами. Воспроизведение Государственного герба допускается без геральдического щита, а также в одноцветном варианте.

Требования при размещении герба:

1. При совместном размещении с одним гербом Государственный герб располагается с левой стороны от другого герба, если стоять к ним лицом.

2. При размещении нечетного числа гербов Государственный герб располагается в центре.

3. При размещении четного числа гербов Государственный герб размещается левее центра.

4. Размер Государственного герба не может быть меньше размеров других гербов и не может быть размещен ниже других гербов.

Система работы реализуется в воспитательной и образовательной деятельности них. Дети становятся любознательными, у них расширяется кругозор. Они с увлечением слушают и рассказывают о гербах разных городов и сами придумают различные эмблемы и гербы. Кроме детей эта тема интересна и родителям, которые с большим удовольствием принимают участие в конкурсах «Герб семьи», «Герб класса».

Такая система работы по ознакомлению школьников с Государственными символами России позволяет решить следующие задачи:

- познакомить детей с изображением Государственного флага, формировать представление о значении флага РФ;

- познакомить детей с Государственным гимном РФ и правилами его исполнения;

- с историей происхождения герба, многообразием гербов городов России;

- через гербы городов России дать детям представления о разнообразии природы нашей страны, воспитывать любовь к родному краю, желание сберечь природу;

- знакомить с разнообразными профессиями, воспитывать чувство уважения к представителям разных профессий;

- дать детям некоторые представления о нелегкой истории России; воспитывать чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине;

- воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.

Таким образом, технология интеллект-карт помогает детям разобраться в большом количестве информации, проанализировать её, наглядно представить, запомнить, стимулирует творчество детей, способствует самореализации и самовыражению ребенка, дает плодотворную почву для работы в группах, командах, семье, что помогает социализации детей и их духовно- нравственному, патриотическому воспитанию.

Список использованной литературы и источников

 

1. М.Е. Бершадский «Применение интеллект-карт в образовании» http://bershadskiy.ru;

2. Бьюзен Т. и Б. Супермышление / Т. и Б. Бьюзен; пер. с англ. Е.А. Самсонов. 4 -е изд.: «Попурри», 2007 г.

3. Бьюзен Т. Суперпамять. Мн.: ООО «Попурри», 2005

4. Интернет: статья Бехтерев С. «Основные принципы работ интеллекткарт»

5. Г.К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» - М. НИИ школьные технологии, 2006 г.;

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации