Эссе «Гори сам, зажигая других»
Уподобься зажжённой свече, что дарует свет, горя земным огнём, и зажигает другие свечи, не теряя собственного пламени, чтобы они тоже могли разливать свет повсюду.
Серафим Саровский
Я живу в удивительном мире, где сегодняшний день не похож на вчерашний, где каждый миг - поиск нового, где нет места ссорам и обидам, скуке и лени, где просто необходимо быть вечным двигателем и генератором идей, где нужно быть, а не находиться... Иначе никак!
Я всегда уютно ощущала себя в школе и где-то подсознательно понимала, что это мой мир, я люблю его и в будущем он примет меня. Мне хотелось сделать этот мир лучше. У Антуана де Сент-Экзюпери Маленький Принц говорит: «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядок- и сразу же приведи в порядок свою планету». Это жизненная потребность и для меня тоже. Невозможно сразу решить какие-то глобальные проблемы, но можно попытаться сделать хоть что-нибудь, чтобы стало чуточку светлее вокруг. Как? Этот вопрос я стала задавать себе ещё школьницей. Нет, я не сказала себе тогда: «Я обязательно стану учителем», но эта мысль уже «сидела» во мне. Что повлияло на меня, что заставило подумать о том, что я смогу быть полезной на этом поприще? Несомненно, в выборе моего пути сыграла роль та удивительная атмосфера, в которой я находилась, те мудрые люди, которые окружали меня. Сейчас я понимаю: взращивая, как цветы, юные души, мы должны трепетно и с любовью относиться к своим учителям. Я уверена, невозможно стать настоящим Мастером своего дела, постигая только новое. Нужно чтить старое, впитывать в себя мудрость поколений. Учитель должен быть мудр, иначе легко сгореть, так и не выполнив свое предназначенье...
Звенит звонок... Вхожу в класс и вижу множество глаз, смотрящих на меня то настороженно, то с интересом, то радостно, то с грустью, а порой равнодушно. Какие же они разные! Каждый со своими мыслями, со своим особенным миром, таким хрупким, хрупким, что... Я стараюсь угадать на что настроены сегодня Коля и Алёша, Катя и Женя. За какую же струнку потянуть, чтобы она зазвучала?
Догадываются ли они, что я тоже учусь у них? Учусь не отстать от жизни, не зачерстветь душой. Хочу видеть эти глаза! Мы нужны друг другу!
Анализируя пройденный путь в постижении педагогического мастерства и рефлексируя свои чувства, могу сказать, что были испытания, неудачи, ошибки. Не так-то просто быть Мастером в своей профессии, но это возможно, если ты готов сделать шаг навстречу ребёнку, готов выразить себя, отдать свою любовь и свет своей души.
Хотелось бы быть мудрой. Что означает это понятие, суть которого
корнями уходит глубоко в века? Еще будучи студенткой, я увидела изображение средневековой гравюры «Аллегория мудрости». Меня поразило ее содержание. Переосмыслив древние постулаты мудрости, я приняла их и сделала спутниками своей профессиональной деятельности. Да и можно ли не восхищаться ими:
- Мудрый учитель оглядывает всё, и напрасно ничего не делает, ничего не говорит и не думает.
- Учитель глядит в прошедшее, словно в зеркало, и предвидит будущее, т.е. видит, что сделано и остаётся сделать.
Десятки уроков, проведённых методически верно, не стоят одного взгляда, одной паузы в нужное время, в нужный час, после которых этот ученик - твой. С этого момента ты состоялся как Мастер, а ученик стал частью той силы, которая будет питать тебя.
Нельзя заставить себя полюбить! Они не откроют тебе душу, если не увидят,что ты делаешь это первым. Они зачахнут, если их обойти вниманием. Дети чувствуют фальшь, поэтому я стараюсь признавать свои ошибки. Этот путь тернист, но как сладок!
Быть с детьми на равных, помня, что каждый твой шаг, сказанное тобою слово впитывается неокрепшими душами, а потом даёт соответствующие росточки. Любая наша оплошность моментально обращается в ошибку. И нет ошибок хуже, чем учительские. Впоследствии они, как ржа, могут разъесть души наших воспитанников.
Проверяю тетради... В них успехи и неудачи. Стараюсь не пропустить, вовремя подсказать, направить. Главное - не остаться равнодушной!
Ежедневно, ежечасно, ежеминутно подбираю ключик к каждому ученику. Хочу, чтобы огонёк в их юных душах не угас! А для этого я должна гореть сама! Ведь дети ждут не просто учителя. Они ждут страстного исследователя, артиста, поэта, Мастера! Именно Мастер помогает им понять, что есть Добро и Зло, Свет и Тьма. Именно Мастер формирует внутреннюю готовность к позитивным изменениям
И у каждого этот путь свой. Главное-не останавливаться. Пробовать, осваивать, искать свою формулу Успеха. Поэтому в этом мире выживают самые стойкие, самые терпеливые и ответственные, самые интересные и яркие люди! Перестал гореть - уходи! Так будет честнее и лучше. Ведь зажечь факел может лишь тот, кто горит сам.
"Урок окончен, - говорю я детям. А завтра вновь: "Здравствуйте! Садитесь..." И потечёт опять она, моя река жизни, которую благословил сам Господь!
Дмитриева Оксана Леонидовна
Кашина Ася Васильевна
Осипова Ольга Васильевна
Кашина Ася Васильевна