Новая школа – новая роль?
Как же не дает мне покоя этот дотошный, постоянно сомневающийся, требующий к себе пристального внимания вопросительный знак в начальной фразе моего эссе: «Новая школа – новая роль?». Пытаясь сосредоточиться, машинально, по старой школьной привычке грызу кончик шариковой ручки, мысленно повторяя на разные лады: «Новая школа – новая роль? – Новая школа – новая роль. – Новая школа – новая роль!». Два последних варианта кажутся предпочтительней. Основательней. Оптимистичней. Жизнеутверждающей.
Более четырехсот лет на театральных подмостках кипят шекспировские страсти «Гамлета». Принц Датский – классический трагедийный образ. Трудно представить вольнодумца, решившегося допустить небрежность в обращении с текстом пьесы. Поэтому текстовая составляющая роли на все времена – одна, уникальная в своей неповторимости, а вот интерпретация роли у разных актеров каждый раз новая.
То же можно сказать и о школе. Какой бы не была историческая эпоха, роль школы в становлении личности постоянна, неизменна и состоит в передаче ребенку той малой толики знаний и умений, которая откроет ему дверь в самостоятельную жизнь. Но используемые педагогами принципы и методы во времена Античности, Средневековья, эпохи Возрождения, Нового Времени были разными, и отличались они, прежде всего, новаторством. Каждая новая школа новой эпохи вживалась в свою новую роль.
И для меня формула «Новая школа - новая роль!» предпочтительнее в таком виде – с веселым, радостным, боевым восклицательным знаком. Ведь правильнее убрать подальше (а, может быть, и без особых сожалений, выбросить) старые, пропахшие нафталином вещи и примерить новые, стильные, яркие.
И поэтому я, избавляясь от многолетней педагогической консервативности, учу новую роль в современной школьной пьесе. Внимательно следую ремаркам, которые ясно и просто рисуют характер образа Педагога: новый учитель открыт всему новому, это творческая личность, не останавливающаяся в своем развитии, личность, которая не только учит других, но и напряженно, непрерывно, самозабвенно учится сама.
Новая роль учителя – это роль человека мыслящего и ищущего, который сможет научить детей обеспечивать себя знаниями, жить в гармонии с миром, не вступая в конфликт с законами природы, придерживаясь постулатов этики и культуры, благословляя творчество.
И если в начале эссе я говорила о театре, то, думаю, следует вспомнить алый шарф Джулии Лэмберт в пьесе Сомерсет Моэма, взмахом которого талантливая актриса «убила» дебют юной соперницы. Сегодня моя новая роль не позволяет мне использовать собственную активность на уроке в качестве этого алого шарфа, притягивающего внимание. Сегодня я уступаю пальму первенства по активности своим ученикам. Мое дело – создать благоприятные условия для проявления их инициативы. Главное, на чем сосредоточены все мои усилия, - научить своих ребят осознанной и самостоятельной работе, успешной коммуникации.
Моя новая роль, смелая и дерзкая, требует от меня таких новаторских форм и приемов, которые смогут дать ученикам уверенность в том, что они способны совершить собственные открытия. И я с нетерпением жду от моих думающих, любознательных детей этих открытий. Самое неприятное для меня – почувствовать, что ученики на уроке безучастны.
Мы привыкли, что роль – это монолог. Длинный или короткий, монотонно-тягучий или пламенный, но все равно монолог. Сегодня я без сожаления расстаюсь с подобным амплуа. Я больше не хочу быть скучным учителем, использующим в своем арсенале лишь заготовленные, приглаженные монологи. Скуку с урока прогнать можно, увлекая ребят в мир активных самостоятельных действий, в мир, в котором они действительно могут создать оригинальный «продукт». «Великая роль образования, - говорил Герберт Спенсер, - это не знания, а действие».
Наша новая школа старательно учит новые роли. Она кропотливо создает уникальную среду для раскрытия таланта особо одаренных ребят, где главным условием является успешная социализация каждой личности.
Она «воспитывает» учителя с новым взглядом на мир в целом и на школу в частности, способного меняться, непрерывно работающего над собой и над повышением своей квалификации, помогающего детям обрести самого себя, «увидеть» свое будущее, стать самодостаточными, творческими, уверенными в себе и в своем успехе людьми.
Новая роль школы выводит на авансцену толерантность, поддержку индивидуального развития детей, здоровый безопасный образ жизни.
И, безусловно, чтобы новая роль школы обернулась триумфом, необходимо, чтобы старое здание стало высокотехнологичным учебным комплексом, в котором тесно переплетены технические средства обучения и новые технологии преподавания учебных дисциплин.
…Откладываю в сторону «истерзанную» ручку, перечитываю написанное и еще раз убеждаюсь, что моя трактовка темы «Новая школа – новая роль!!!» - правильная.