Блог – новая форма образовательной деятельности
Блоги в образовании Cетевые социальные сервисы Web 2.0
Что такое блог? Блог (англ. blog, от web log, «сетевой журнал или дневник событий») - это веб-сайт, основное содержимое которого — регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи вре́менной значимости, отсортированные в обратном хронологическом порядке (последняя запись сверху). Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором (в отзывах к блог-записи или своих блогах).
Пост или Постинг – отдельное сообщение в блоге. Обычно включает в себя заголовок, содержание, дату добавления и постоянную ссылку. Может содержать ссылки на комментарии и теги. Пост или Постинг – отдельное сообщение в блоге. Обычно включает в себя заголовок, содержание, дату добавления и постоянную ссылку. Может содержать ссылки на комментарии и теги. Комментарии – мнения читателей блога о записи, добавленные записи через предусмотренную для этого форму. Комментарии могут сопровождать запись. Блогосфера – единое информационное пространство, формируемое блогами Блоггер – автор постов блога. Блогофотограф— человек, размещающий продукты своего фотографического творчества в личном или групповом блоге и не стремящийся найти никакого другого применения своим фотографиям.
История По версии газеты Washington Profile первым блогом считают страницу Тима Бернерса-Ли, где он, начиная с 1992 года, публиковал новости. Широкое распространение блогов началось с 1996 года. В августе 1999 года компьютерная компания Pyra Labs из Сан-Франциско открыла сайт Blogger. Это была первая бесплатная блоговая служба. Впоследствии Blogger был выкуплен компанией Google.
Разновидности блогов По автору: Личный (авторский, частный) блог — ведётся одним лицом (как правило его владельцем). Коллективный или социальный блог — ведётся группой лиц по правилам, определяемым владельцем. Корпоративный блог — ведётся сотрудниками одной организации. «Призрачный» блог — ведётся от имени чужого лица неустановленной персоной.
По содержанию: Текстовый блог — блог, основным содержанием которого являются тексты. Фотоблог — блог, основное содержание которого составляют фотографии. Музыкальный блог — блог, основное содержание которого составляет музыка. Подкаст и блогкастинг — блог, основное содержание которого надиктовывается и выкладывается в виде MP3-файлов. Видеоблог — блог, основное содержание которого представлено в виде видеофайлов.
Общие цели блогов получение информации; чтение-развлечение; отслеживание реакции публики на те или иные действия чтение ради социализации, ощущения себя причастным к жизни известных людей и т.д.
Функция блога Коммуникативная функция Функция самопрезентации Функция развлечения Функция сплочения и удержания социальных связей Функция мемуаров Функция саморазвития, или рефлексии Психотерапевтическая функция
Коммуникативная функция Как для «читателей» так и для «писателей» можно выделить два направления коммуникативной мотивации в использовании блогов — общение со знакомыми и расширение круга общения. В то время как одни люди заводят блог для удобства коммуникации с имеющимися знакомыми, другие заводят блог для того чтобы познакомиться с новыми людьми, для расширения своей аудитории. В этих двух формулировках —«познакомиться с новыми людьми» и «расширить аудиторию», которые действительно употреблялись участниками опроса, находит свое отражение еще одно различие: в то время как одним нужны друзья, другим – слушатели.
Функция самопрезентации Несколько респондентов отмечали, что изначально задумывали создать персональную страничку (сайт в интернете), но потом, узнав о том, насколько легко вести блог, предпочли эту форму изложения информации о себе. Cуществует класс блогов, предназначенных для публикации и обсуждения произведений автора (прозы, стихов, фотографий, рисунков), однако и обычный дневник несомненно несет информацию о личности автора. «Веду дневник, чтобы меня читали» могут сказать многие блоггеры.
Функция развлечения Многие люди предпочитают ведение блога, чтение блогов и дискуссии в комментариях в качестве развлекательного времяпровождения, особенно, если они по каким-либо причинам ограничены в других средствах развлечения, кроме интернета, и имеют довольно много свободного времени, которое надо тратить, например, молодые мамы составляют заметную часть сообщества блоггеров — им всегда есть о чем написать в свой блог, у них много вопросов, с которыми они могут обратиться к другим и т. д. Блоги представляют собой неисчерпаемый источник развлекательного чтения.
Функция сплочения и удержания социальных связей Блоги, выполняя функции социальных сетей позволяют поддерживать прервавшиеся в реальной жизни социальные связи и лучше узнавать своих знакомых. Благодаря особенности отложенной многопользовательской коммуникации некоторые из респондентов используют блоги с нетрадиционной целью — для организации взаимодействия рабочей группы, обсуждения рабочих вопросов и т. п., так как для многих задач подобный способ оказывается более удобным, чем электронная почта, службы мгновенных сообщений и т. п. Группы, организованные на основе списков рассылки электронной почты также могут выполнять подобную задачу, однако в ситуации, когда все участники проекта ведут блоги на одном сервисе, добавлять еще один канал коммуникации может показаться излишним.
Функция мемуаров Как и традиционный бумажный дневник, блог, помимо новых функций, может осознаваться и как несущий функцию мемуаров, места для каких-то записей, которые могут пригодиться в будущем, способом не забыть о подробностях тех или иных событий своей жизни. Пользующиеся этой функцией респонденты полагают, что ведут дневник для себя, для того чтобы потом читать, для того чтобы записывать что-то, что не хочется забыть. И подумать об этом позже. Авторы создают нечто вроде отложенной коммуникации с самим собой.
Функция саморазвития, или рефлексии связана с тем, что блог предоставляет возможность участникам создать образ иного Я, возможно, такого, к которому автор стремится. («Я начинал журнал, во-первых, как упражнение в открытости и спонтанности»). Некоторые отмечают, что публичность дневника вынуждает их продолжать его вести, а также заставляет учиться более грамотно структурировать свои мысли, что помогает им и самим лучше понять проживаемые события («излагая свою проблему или идею в письменном виде, становится легче анализировать ситуацию»).
Психотерапевтическая функция Данная функция традиционного дневника, ведущегося в укромной тетрадке, неоднократно упоминается различ-ными авторами и, по всей видимости, приобрела новую форму и новые возможности, как способ пожаловаться на жизнь множеству людей сразу и получить в ответ успокоительные «поглаживания». Если рассмотреть содержание регулярных диалогов в сообществе пользователей livejournal «ru_psychology», и не только там, то такого рода транзакции являются одной из наиболее популярных форм общения: один «клиент» жалуется на жизнь, а другие «клиенты» его утешают. Возможность «выплеснуть эмоции», «изложить наболевшее», «для успокоения нервов, в конце концов».
Кто может пользоваться блогом? Учитель Учащиеся в рамках одного класса Учащиеся в разных классах Родители и оргкомитеты Глобальная аудитория
Чем объяснить популярность блогов? Могут использоваться бесплатно или с минимальными затратами Их легко создать Не требуют дополнительного программного обеспечения К ним есть доступ в любое время и в любом месте (при наличии доступа в Интернет) Позволяют легко написать сообщение и оставить комментарий Автоматически сохраняется информация
Что можно развить и сформировать при помощи блогов? Учебные умения чтения, письма, критического мышления, творческого мышления Навыки работы с информацией, информационными технологиями, Навыки сотрудничества, коммуникации, мозгового штурма
Конкретные формы использования блога Дискуссия On-line дневник Рефлексивная карта Доска объявлений Портфолио Станция оказания помощи «справочное бюро» и т.д.
Платформа для ведения блога: http://www.blogger.com
10 способов для учителя использовать личный блог в образовательном процессе
1. Размещение материалов 1. Размещение материалов и ссылок на веб-ресурсы БЛОГ
Вы можете использовать свой блог для распространения учебных материалов или ссылок на них. Вы можете использовать свой блог для распространения учебных материалов или ссылок на них. Эти материалы становятся доступными для ваших учеников как из школы, так и из дома.
2. Онлайн-дискуссии 2. Онлайн-дискуссии БЛОГ
Оставляя комментарий к Вашему сообщению в блоге, ученики становятся участниками настоящей учебной дискуссии. Оставляя комментарий к Вашему сообщению в блоге, ученики становятся участниками настоящей учебной дискуссии.
3. Создание классных!!! публикаций 3. Создание классных!!! публикаций БЛОГ
На смену бумажной стенгазете пришло новое современное средство, с помощью которого ученики станут соавторами и редакторами собственных публикаций.
4. Доска объявлений 4. Доска объявлений БЛОГ
На смену написанным от руки листочкам и фотокопиям придет электронная доска объявлений На смену написанным от руки листочкам и фотокопиям придет электронная доска объявлений
5. «Пульт управления» ученическими блогами 5. «Пульт управления» ученическими блогами БЛОГ
Ученики, быстро овладевающие навыками работы в сети, станут вашими техническими консультантами по использованию всех возможностей блогов. Ученики, быстро овладевающие навыками работы в сети, станут вашими техническими консультантами по использованию всех возможностей блогов. Помогите создать свой личный блог ученику и Ваш собственный блог станет Центральным пультом управления ученическими блогами. Блоггерство, как учебный процесс…
6. Открытый план урока 6. Открытый план урока БЛОГ
Мы все любим планировать и руководить, не так ли? И именно блог поможет преобразовать эту суровую необходимость в продуктивный творческий процесс. Мы все любим планировать и руководить, не так ли? И именно блог поможет преобразовать эту суровую необходимость в продуктивный творческий процесс. Открытые урочные планы и послеурочные рефлексии, Ваши гениальные идеи к уроку, а также затруднения и проблемы учеников могут стать средством личного развития каждого из участников образовательного процесса.
7. Средства мультимедиа в вашем блоге 7. Средства мультимедиа в вашем блоге БЛОГ
Встроенные в Ваш блог видео, презентации, гипертексты, аудиолекции – все эти средства мультимедиа пополнят Вашу копилку технических средств. С помощью пары кликов теперь Вы можете продемонстировать ученикам наглядность к новой теме.
8. Блог – помощник учителя-организатора 8. Блог – помощник учителя-организатора БЛОГ
Вы можете использовать свой блог не только как учитель-предметник… Вы можете использовать свой блог не только как учитель-предметник… Организация спортивного мероприятия, репетиции готовящегося спектакля – и все это в одном блоге? Зачем же в одном? Вы можете организовать столько разных блогов, сколько вы сможете поддерживать… Можно открыть себе отдельный блог для каждого отдельного события.
9. Обратная связь 9. Обратная связь БЛОГ
Обратная связь
Ваш блог могут читать не только ученики и коллеги, но и родители ваших учеников. Почему бы не подумать о возможностях блога, как средства организации обратной связи? Ваш блог могут читать не только ученики и коллеги, но и родители ваших учеников. Почему бы не подумать о возможностях блога, как средства организации обратной связи? Вы опасаетесь анонимных комментариев? Но у Вас в руках – права модератора в собственном блоге.
10. Полноценный интерактивный сайт 10. Полноценный интерактивный сайт БЛОГ
Одна из замечательных особенностей блога в том, что это Одна из замечательных особенностей блога в том, что это не «просто блог»!!! На его основе вы можете создать полноценный многофункциональный веб сайт Используя возможности ярлыков (тегов), архивирования, встраиваемых мультимедиа, вы, вместо статичного, набитого контентом мертвого сайта, вы получите современный интерактивный сайт.
Учебные проекты на блогах
Каковы изменения в способе организации учебной деятельности? Увеличивается доля самостоятельной работы учащихся; Задания связаны с личным опытом учащегося и направлены на развитие критического мышления; Для выполнения заданий требуется применение средств ИКТ; Есть больше возможностей организовать групповую работу за пределами класса; Все участники могут видеть работы всех!
Материалы и источники: 10 ways to use your edublog to teach Материалы веб-проекта ЛЕС Блог «Лаборатория тренера» Блог «Уроки творчества» Блог «В зеркале истории» Блог «Физкульт-ура!» Блог «Записки учителя математики» Составила Л.Рождественская по материалам сайта http://edublogs.org/
Для чего мне использовать блог?
Блоговать или не блоговать? + -
Для чего мне использовать блог? Площадка для педагогических интернет-дискуссий по различным вопросам. Проведение семинаров Выкладка различных видеосюжетов, уроков, репортажей с их последующими обсуждением Использование сетевого дневника в сетевом проекте Консультация студентам Площадка для организации дистанционного учебного курса.