Статья «Эстафеты с элементами баскетбола "Веселые старты" для обучающихся с ОВЗ»
Коленчук Л.А учитель физической культуры, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода
Богаченко Л.П. учитель-дефектолог, высшая категория МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода
Ткачев А.Н. учитель физической культуры, соответствие занимаемой должности МБОУ «Лицей» № 10 г. Белгорода
Эстафеты с элементами баскетбола «Веселые старты» для обучающихся с ОВЗ.
Аннотация. Статья посвящена физическому воспитанию, а именно ценности подвижных игр-эстафет для детей с ОВЗ и возможности их воздействия на моторную и психическую сферу.
Особая ценность подвижных игр-эстафет для детей с ОВЗ заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферу. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий. Эстфеты вынуждают мыслить наиболее экономно, реагировать на действия партнеров, приспосабливаться к обстановке. Играющему ребенку приходится выбирать и совершать из множества операций одну, которая, по его мнению, может принести успех. Чем разнообразнее информация поступает в мозг, тем интенсивнее включаются психические процессы. Именно поэтому с помощью игры у ребенка с ОВЗ развивают восприятие, мышление, внимание, воображение, память, моторику, речь, повышая умственную активность, а, следовательно, познавательную деятельность в целом.
Эффект этот достигается за счет полу функциональности подвижных игр, когда коррекция двигательных нарушений (пространственной ориентировки, точности, ритма, согласованности движений, равновесия и др.) инициирует активную деятельность мозга, сохранных анализаторов, психических функций, вегетативных систем, обеспечивающих движение. Особенно ярко эта взаимосвязь проявляется в реализации межпредметных связей, когда целенаправленные двигательные действия, организованные в форме игровых композиций, эстафет, ролевых и имитационных игр, выполняемых под стихи, загадки, потешки, скороговорки, с решением простейших математических задач, облегчают усвоение счета, понятий о количестве, форме, величине, направлении, амплитуде; активизируют речевую деятельность, правильное звукопроизношение; обогащают словарный запас, развивают память, внимание, моторику мелких мышц рук.
Соревнования «Веселые старты».
Площадка празднично оформлена. Для построения команд обозначены ориентиры (цветные линии, круги). Вокруг площадки расположены болельщики.
Под музыку спортивного марша заходят участники трех команд: «Вымпел», «Искорка», «Факел». По команде ведущего «Стой. Раз-два!», все останавливаются, приветствуют гостей и болельщиков словами «Физкульт-привет!».
Ведущий. Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем,
Давно мы вас ждем – поджидаем,
Праздник без вас не начинаем.
(Музыка – марш. Входят команды)
Ведущий. Спорт – залог хорошего настроения и отличного здоровья. Сегодня, на нашем празднике, мы рады приветствовать участников соревнований, это три команды «Вымпел», «Искорка», «Факел». В состав команд входят дети и родители.
Команды готовы к соревнованиям?
Поприветствуйте друг друга.
(Приветствие команд)
Ведущий. Оценивать ваши успехи будет жюри в составе…
(зачитывает состав жюри).
Ведущий. Слово предоставляется главному судье, который ознакомит команды и всех присутствующих с условиями соревнований (за каждый выигрыш команде будет присуждено три очка).
Главный судья рассказывает, что судейская коллегия будет снимать очки за несоблюдение правил и, наоборот, поощрять за культурное поведение, выдержку, взаимовыручку в команде. Главный девиз праздника «Один за всех, и все за одного!»
Главный судья Если хочешь стать умелым,
Сильным, ловким, смелым,
Научись любить скакалки,
Обручи и палки.
Никогда не унывай,
В цель мячами попадай.
Вот здоровья, в чем секрет –
Будь здоров – Физкульт – привет!
Ведущий. А теперь, команды, на старт!
1.Гонка обручей.
Каждый участник поочередно по команде встает в обруч, держит его руками и бежит, оббегая фишку, возвращаясь обратно, отдавая обруч в руки следующему участнику.
Слово судье. Определение победителя, выставление очков.
2. Пингвин с мячом.
Первые игроки получают мячи, зажимают мяч между ногами и прыгают до отметки, назад возвращаются бегом, а мяч передают следующему игроку.
Слово судье. Определение мест и очков.
3. Бег с мячом в руках
По сигналу участник, держа мяч в руках, выполняет бег, добегая до скамейки, встает на нее, бежит по ней. Добегая до отметки, возвращается обратно бегом, рядом со скамейкой.
Слово судье. Определение команды – победителя и набранных очков.
4. Мама и я – спортивная семья
Участвуют спортивные семьи по две от каждой из команд. Встать парами, взявшись за руки. Оббегают фишку и возвращаются обратно, взять за руки следующую пару и т.д.
Ведущий. Какие молодцы! Слово судье… Ребята, а ведь у нас в каждой команде есть капитаны, и они наверняка могут показать свое удальство. Сейчас соревнования для капитанов.
5.Самый меткий (конкурс капитанов)
Капитаны, держа баскетбольный мяч, должны сбить пять кегель с трех попыток. Сколько сбили кегель, столько очков они выиграли.
Слово судьи. Подведение итогов конкурса.
6. Награждение.
Капитаны подходят для награждения грамотами и поощрительными призами. Так же награждают грамотами и поощрительными призами и спортивные семьи (родители и дети).
Ведущий. Поздравляю всех участников, благодарю судейскую коллегию за честную работу. В наших соревнованиях не проиграл никто, т.к. все участники пополнили свой «запас здоровья». Ребята, я желаю вам успехов в учебе и спорте! До свидания!
Таким образом, в ходе проведения эстафет, у детей формируются навыки владения мячом, элементарные правила баскетбола. Воспитываются коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Былеева Л.В., Яковлев В.Г. Подвижные игры., 1974.
2. Грабенко Т.Н, Зинкевич-Евстигнеева ., Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. Спб., 2002г.
3. Карабапова О.А. Игра и коррекция психического развития ребенка. М., 1997г.
4. Шапкова Л.В. «Подвижные игры для детей с нарушениями в развитии».-СПб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001г.
5. Мамайчук И. И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. – СПб.: Речь, 2006. – 400 с.