Статья «Организация внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ»
За последнее десятилетие наблюдается рост числа детей с ограниченными возможностями здоровья. Одновременно с этим в нашей стране стало развиваться система инклюзивного и интегрированного образования. С принятием нового закона «Об образовании» (2012) родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) получили право самостоятельно определять, где ребенку получать образование в коррекционном (специальном) общеобразовательном учреждении или в образовательной организации.
Процесс инклюзивного обучения, неуклонно расширяющийся в настоящее время, поставил перед его участниками ряд вопросов, требующих оперативного решения. Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации учащихся с ОВЗ и их сверстников. Одним из таких условий является организация внеурочной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
Проблема образования детей с ограниченными возможностями здоровья в целом, и организации внеурочной деятельности, в частности, является предметом заботы государства и общества и имеет межведомственный характер, что отражает Законодательство Российской Федерации в области образования.
Так, в законе «Об образовании» (2012) 79 ст. строго регламентирует организацию образования детей с ограниченными возможностями всех категорий: «содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида и далее «общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.»
Разработанный федеральный государственный образовательный Стандарт(2009 г.) [22, пункт 2.] учитывает образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, а также подразумевает «разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности»[22, пункт]. Учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся через организацию внеурочной деятельности [ Там же, пункт 19.10].
Единая концепция специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья подчеркивает: «Специальный образовательный стандарт должен стать базовым инструментом реализации конституционных прав на образование граждан с ОВЗ»[9].
Развитие инклюзивного образования происходит наряду с существующей системой отдельных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам.
Изучение проблемы детской инвалидности как предмета теоретических и практических исследований в России, несмотря на актуальность, началось сравнительно недавно. В работах М.С. Бедного, А.А. Баранова, Д.И. Зелинской и Л.И. Балевой дана структурная характеристика этой группы населения.
Проблемы обучения детей с ограниченными возможностями были изучены Ю.Н. Мануйловой и Л.Н. Смирновой, Т.И. Черняевой, Д.В. Зайцевым, Е.Р. Ярской-Смирновой, И.И. Лошаковой, П.В. Романовым.
Вопросы организации внеурочной деятельности рассматриваются такими авторами, как С.В. Богдан, Н.И. Болдырев, В.И. Казаренков, В.О. Кутьев, О.В. Кучерук, Л.Н. Петрова, П.И. Семенова, К.А. Ширшевич и другие. В своих исследованиях они показывают, что внеурочная деятельность направлена на развитие потенциала каждого ребенка и позволяет ему реализоваться и найти своё «Я» в более неформальной обстановке.
Исследованием особенностей воспитательной работы в коррекционной (специальной) школе занимались такие ученые и педагоги, как Г.М. Дульнев, М.Ф. Гнездилов, И.И. Данюшевский, Л.С. Выготский, Л.В. Занков, Д.И. Азбукин, А.Н. Граборов, В.П. Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина, Н.П. Долгобородова, В.В. Воронкова, Б.П. Пузанов и многие другие.
Вопросами изучения умственно отсталых детей занимались такие исследователи, как О.К. Агалян, Д.И. Бойков, Е.Е. Дмитриева, В.Г. Петрова, Л.М. Шипицына.
Актуальность темы подтверждается анализом литературы, публикаций, статей и других информационных материалов, которые позволяют сделать вывод о том, что в последние годы в системе образования России наблюдается тенденция к включению и интегрированию детей с ОВЗ в массовую школу, привлечение их к социально-значимой деятельности, вывод их из так называемой «тени», формирование толерантной гражданской позиции людей с нормой по отношению к этой категории детей, направленность образовательных усилий на развитие их потенциала.
Но вместе с тем существует ряд противоречий между:
- требованиями организации внеурочной деятельности в современных условиях и стереотипностью при выборе форм и методов организации деятельности на практике;
- необходимостью учета возможностей обучающихся с ОВЗ и ограниченными материально-техническими, кадровыми (дефектологи, логопеды, психологи) возможностями образовательных учреждений для создания специальных условий.
Поэтому от педагога работающего в системе коррекционного образования требуется высокий уровень профессиональной компетентности, гуманистическая позиция и владение современными педагогическими технологиями и подходами.