Классный час на тему «Этикет» (1–3 класс)
Занятие 1
В гостях у мистера Этикета.
Ребята, вы любите путешествовать?
А куда можно путешествовать?
На чём можно путешествовать?
Вы хотите отправиться в путешествие?
Тогда я рада сообщить вам, что сегодня мы отправимся в волшебную страну Вежливости! Вы готовы? Тогда давайте ознакомимся с картой этой необычной страны. (на доску вывешивается карта).
Посмотрите, эта страна имеет 7 станций и мы побываем на каждой из них и узнаем много интересного! Итак, в путь!
Закройте глаза и мы окажемся на 1-й станции и заглянем к мистеру Этикету!
Этикет(франц) – установленный порядок поведения где-либо.
Мистер Этикет очень любит порядок, аккуратность и вежливость.
А что такое вежливость?
Какого человека вы считаете вежливым и воспитанным?
Может быть это тот, кто знает все-все вежливые слова?
Вежливость – это искусство выражать внешними знаками то внутреннее уважение, которое мы питаем к тому или другому лицу.
Не только взрослым, но и детям хочется, чтобы все их друзья и все соседи, и даже вовсе незнакомые прохожие всегда бы относились к ним внимательно, по-доброму, всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. А вам хочется?
Весь секрет в том, что только к доброму человеку окружающие люди всегда относятся по-доброму, только такого человека все любят, уважают. У него есть верные и надёжные друзья с которыми ему никогда не бывает скучно!
А впрочем, вежливому, хорошо воспитанному человеку некогда скучать, ведь он живёт по-другому режиму.
Что делает рано утром хорошо воспитанный человек?(зарядку, умывается, убирает постель, аккуратно одевается, помогает взрослым приготовить завтрак и накрыть на стол).
Молодцы! А днём?(убирается в квартире, ухаживает за растениями, животными, ходит в магазин..)
Хорошо! Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. И это очень правильно! Ведь если хорошо разобраться, все люди на белом свете помогают друг другу, трудятся друг для друга. А значит они трудятся и для тебя, дружок!
А кто нам помогает и старается для нас?(строитель, дворник…)
Почему же нам не быть внимательными, вежливыми и добрыми друг ко другу? Ведь это не так уж трудно! Не трудно уступить в транспорте место пожилому человеку, не трудно здороваться и прощаться, не трудно быть опрятным, причёсанным, умытым, чтобы окружающим было приятно общаться, не трудно помочь по дому старшим…
Но вежливый человек должен выполнять не только эти правила, их гораздо больше. И о них мы узнаем, когда побываем на всех станциях!
Но сначала… сначала совершенно необходимо, чтобы с этой минуты вы сами твёрдо решили стать вежливым человеком, чтобы у вас появилось много новых друзей, чтобы ваши родственники, соседи и вовсе незнакомые люди уважали вас.
А сейчас я прочитаю стихотворение, а вы подумайте, вежлив Витя или нет:
Малыша обидел Витя
Перед школою в строю
Витя просит:- извините,
Я ошибку признаю.
На урок пришёл учитель,
Положил на стол журнал,
Следом Витя:- извините,
Я немного опоздал.
-Тихомиров!
Покажите нам на карте город Псков.
-Извините,- шепчет Витя, -
Я к уроку не готов.
Мы поспорили с Наташей:
Вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем
И пришлите нам ответ!
Послушайте ещё 1-о стихотворение:
Вежливый слон.
Вышел слон на лесную дорожку,
Наступил муравью на ножку.
И вежливо очень сказал муравью:
-Можешь и ты наступить на мою!
Почему стихотворение называется «Вежливый слон?». Помогла ли вежливость слона муравью?
Мы сегодня узнали, что вежливость не такая уж трудная и сложная наука, чтобы мы не смогли овладеть ею. Начнём хотя бы с того, что сегодня, завтра и послезавтра мы не забудем пожелать своим близким доброй ночи. Это пустяк, но он доставляет людям радость.
Вежливость должна быть нашим украшением ежедневно, но не таким как брошь, которую мы при желании то приколем на платье, то снимем, спрятав в шкатулку, как нечто, без чего можно обойтись.
Итак, вы хотите путешествовать по этой стране? Давайте попрощаемся с мистером Этикетом, мы сегодня узнали много нового. А в следующий раз мы отправимся на следующую станцию!
Занятие 2
В гостях у гнома Гигиеныча.
Сегодня мы отправимся путешествовать дальше. А вы помните у кого мы были в гостях в прошлый раз? Чему мы у него научились?
Сегодня мы побываем в гостях у гнома Гигиеныча. Закройте глаза, отправляемся!
Что же такое гигиена?
Гигиена – 1-а из сторон любого культурного человека, серьёзная основа для общения людей друг с другом.
К гигиене относится не только чистота тела и одежды, но и соответствующая манера одеваться, питаться…
Грязные руки, грязь под ногтями, грязная одежда свидетельствуют о равнодушии, беспорядочности, неряшливости…
Для чего нужно умываться, чистить зубы, стирать и гладить одежду?
Есть очень много вещей, которые помогают нам быть чистыми. Я загадаю загадки, а вы должны их отгадать:
Гладко и душисто моет очень чисто! (мыло)
Костяная спинка, на брюшке щетинка? (зубная щётка)
Без языка, а говорит, без ног, а бежит? (вода)
Целых 25 зубов для кудрей и хохолков и под каждым под зубком лягут волосы рядком? (расчёска)
Лёг в карман и караулю рёву, плаксу и грязнулю, им утру потоки слёз, не забуду и про нос! (носовой платок)
Молодцы, знаете про этих верных помощников! Они дружат с теми, кто хочет быть аккуратным, чистым и красивым!
А вот без чего точно нельзя обойтись ни одного дня – так это без одежды. Одежда – наша спутница в любое время года и суток, в любую погоду и в любой стране. Самое важное – одеваться чисто и опрятно.
Об одежде можно рассказать очень много интересного. Вы хотите узнать как раньше одевались и какая существует одежда?
Люди носят одежду подходящую для их работы. Рыбаки носят водонепроницаемую одежду и сапоги, которые не скользят. Для особых церемоний важные люди надевают одежду, которая показывает их силу, власть и положение. Спортивная одежда лёгкая и в ней удобно двигаться. Игроки могут надевать одежду одинакового цвета в знак принадлежности к одной команде. Есть и те, кто желая показать, что они принадлежат к особой группе, носят одинаковую одежду или форму (монахи). Некоторые работники носят форму чтобы их можно было узнать, если они понадобятся людям. Перечислите, кто это? (пожарные, полиция, врачи…)
Традиционная одежда страны такая, как, например, индийское сари, русские народные сарафаны, удмуртские шеддеремы – называются национальным костюмом.
Ещё много можно говорить об одежде, но гном Гигиеныч нам тоже хочет что-то сказать на прощание:
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойте чаще, мойте чище свои руки и лицо.
Всё равно какой водою: кипячёной, ключевой,
Из реки иль из колодца, или просто дождевой.
Нужно мыться непременно утром, вечером и днём,
Перед каждою едою, после сна и перед сном.
Тритесь губкой и мочалкой, потерпите,- не беда-
И чернила, и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети! Очень, очень вас прошу:
Мойтесь чаще, мойтесь чище, я грязнуль не выношу!
Ну, до свидания, ребята, будьте всегда чистыми и аккуратными!
Давайте тоже поблагодарим и попрощаемся с гномом . Вам понравилось у него в гостях?
Но на этом наше путешествие не закончится. В следующий раз мы отправимся на следующую станцию.
А дома вам нужно нарисовать аккуратного, чистого человечка, который весело улыбается и очень любит своих друзей!
Занятие 3.
Улица доброты.
Вы помните, у когомы были в гостях на прошлом занятии? А вы помните, о чём он рассказывал?
Сегодня мы отправимся путешествовать на Улицу доброты. Как вы думаете, чему мы научимся на этой улице?
Как же должен вести себя пешеход?
Соблюдать правила движения, предписанные пешеходам,- не только вежливость. Улица и тротуар служат всем. Поэтому каждый должен вести себя так, чтобы не мешать другим: ходить по правой стороне, освобождая левую половину тротуара для встречных.
Нужно внимательно относиться к маленьким детям, к матерям с детьми, к старикам и инвалидам, к больным.
Конечно, каждый имеет право остановиться на тротуаре, посмотреть на витрины, плакаты, поговорить со знакомыми. Но вежливость диктует нам не загораживать дорогу прохожим, отойти в сторону, т.е. как можно меньше мешать другим людям. Иногда, конечно, может случиться, что мы толкнули кого-либо или наступили на ногу. Что сделает вежливый человек?(извинится)
Этому не трудно научиться! Конечно, если «провинившийся» извинится, воспитанный человек не рассердится, а скажет в ответ… ?
Когда мы проходим сквозь толпу или перегоняем кого-либо, какими словами мы должны пользоваться?(позвольте…)
А как обратиться к человеку, чтобы узнать который час? (будьте любезны…)
А что существует для того, чтобы люди и машины не мешали друг другу на улице? (специальные знаки)
Да! Некоторые из них очень сердитые, они всё запрещают, другие – предупреждают. А есть очень добрые знаки, они разрешают. Некоторые знаки сообщают людям о том, что именно в этом месте безопаснее всего. Люди особым образом разделили улицу. Они нарисовали на дороге разные линии. Какие? (зебра, линия, делящая дорогу пополам…)
А кто самый главный на улице? (светофор)
Ему подчиняются все: и пешеходы, и водители.
Для чего на улице такие строгие правила? На какой сигнал светофора можно переходить улицу? При переходе улицы куда смотрят сначала, а куда потом? Можно играть и бегать вблизи проезжей части? Почему? Где нужно обходить автобус, троллейбус, трамвай?
Дорожные знаки – наши помощники. Надо понимать их язык и строго выполнять их указания.
Вам понравилось путешествовать по улице доброты? Тогда простимся с ней, мы сегодня узнали много полезной информации. В следующий раз мы отправимся путешествовать дальше!
Занятие 4.
Волшебный лес.
Где же мы были на прошлом занятии? Что полезного и нового там узнали?
Сегодня мы отправимся на 4-ю станцию в Волшебный лес. Есть у С.Я.Маршака стихи, которые начинаются словами:
«Что мы сажаем, сажая леса?»
Люди, разных специальностей ответили бы на этот вопрос по-своему.
Кораблестроители? (мачты, реи)
Столяр? (стол, пенал)
Рабочий бумажного комбината? (тетрадь, книги)
Деревенский плотник? (изба, мост)
Железнодорожник? (шпалы)
Музыкант? (инструменты)
Лес – защитник полей. Зелёной стеной стоит он на пути у беспощадных, несущих зной ветров-суховеев и сберегает урожай. Но это летом. Зимой же «зелёная защита» не даёт ветрам сдувать с полей снежное «одеяло», под которым засеяны ещё с прошлой осени хлебные семена.
Лес защищает и реки. Всю зиму он копит снег, а весной постепенно отдаёт талую воду земле. Поля к этому времени солнце уже высушит, а в густом лесу – лужицы, кое-где по оврагам даже сугробы. Вода постепенно впитывается в почву, уходит под землю, чтобы невидимыми ручейками побежать из леса к рекам и речкам.
«Что мы сажаем, сажая леса?»- переспросил бы врач. Да прежде всего здоровье. Где чаще всего строят лагеря, санатории? Конечно среди лесов. Здесь самый чистый и самый здоровый воздух . Как видите, лес нужен всем. Но чтобы лесных богатств хватило не только нам, но и нашим правнукам, на месте каждого срубленного дерева надо обязательно посадить 1-о, нет, даже 2-а новых дерева.
И ещё: лес – не только сырьё, это и бесценная красота. Около 1\3 земной поверхности покрыто деревьями. Это большие живые организмы и живут они дольше всех остальных. Самым высоким деревом считается мамонтовое дерево в Америке, которое называется величественное дерево. его высота 112 метров. Самым старым деревом была остистая сосна в Америке. Когда её спилили, ей исполнилось 4900 лет.
А как узнать сколько лет дереву? ( по кольцам)
Кого может приютить дерево?
Много живых существ живёт внутри дерева и вокруг него. И все они вполне уживаются друг с другом. У каждого своё место, так что им не приходится соперничать ради пищи или крова, которые даёт им дерево. Серые белки живут в гнезде, устланном листьями, где вырастает их потомство. На дереве прячется бабочка аматида. Её крылья очень похожи на лишайник, обвивший ствол дерева. Большой пёстрый дятел долбит кору и поедает насекомых. Летучая мышь – уман висит в дупле дерева и спит там весь день. Растения вроде плюща взбираются по стволу дерева вверх к свету. Земляные черви поедают опавшие листья. Кроты роют подземные ходы в поисках червей.
Как нужно себя вести в лесу? Можно ли разрушать муравейник? Можно ли ломать деревья? А шуметь можно?
«Что мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Лист, на который ложится роса.
Свежесть лесную,
И влагу, и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день».
Нужно учиться слушать лес, нужно учиться видеть его чудеса. Нужно быть добрым ко всему тому, что в нём живёт!..
Занятие 5.
Добро пожаловать.
Где же мы были на прошлом занятии? О чём мы там узнали?
А сегодня мы научимся принимать гостей!
Вы приглашаете своего товарища в гости, например, на свой день рождения, на Новогоднюю елку, поиграть в новую игру… Как вы убеждаете приятеля, что ему у вас будет хорошо и весело?
Вы, конечно, читали русскую народную сказке «Лиса и Журавль»? вежливо ли Лиса приглашала Журавля в гости? Какие слова она при этом говорила и чем обещала угостить? (при необходимости прочитать сказку).
Друг принял твоё приглашение и пришёл поиграть в новую игру. А тебе самому в этот момент хочется поиграть. Что ты скажешь другу? Как поступишь: предложишь ему поиграть первому или сам будешь играть, а друг только смотреть?
В день рождения все друзья пришли поздравить тебя. Вы сидите за праздничным столом и вдруг…твой друг нечаянно разбил красивую чашку из сервиза. Как ты поступишь, что скажешь твоему огорчённому товарищу?
А как же древние люди принимали гостей?
В Древнем Египте богатые устраивали большие пиры, на которых слуги и рабы подавали много еды и питья. На голову каждого гостя надевали маленькую островерхую шапочку из ароматических веществ. Постепенно тая, она благоухала. Гостей развлекали певцы, танцоры, акробаты, жонглёры, музыканты.
Богатые римляне за едой возлежали на ложах. Они брали еду руками из больших блюд.
В средние века иногда господин устраивал пиры в большом зале. Вся семья и важные гости сидели за столом на возвышении. Менестрели играли для гостей на музыкальных инструментах. Остатки еды часто собирали и раздавали бедным людям.
Теперь мы правильно будем себя вести, когда у нас гости! И мы научились вежливо приглашать в гости друзей!
Занятие 6.
У Иа День рождения.
У каждого из вас есть один замечательный день в году — день рождения. Вспомните свой день рождения и расскажите, кто вас поздравил и как.
А вот что произошло в один день рождения...
- Почему у тебя такой грустный вид?
- Грустный? Отчего это мне быть грустным? Сегодня же день моего рождения, самый лучший день в году!
- Твой день рождения? - спросил Пух, ужасно удивлённый.
- Конечно. Разве ты не замечаешь? Посмотри на все эти подарки. - Иа помахал передней ногой из стороны в сторону. -Посмотри на именинный пирог!
Пух посмотрел сначала направо, потом — налево.
- Подарки? - сказал он. - Именинный пирог? Где?
- Разве ты их не видишь?
- Нет, - сказал Пух.
- Я тоже, - сказал Иа. - Это шутка, - объяснил он. - Ха-ха.
Пух почесал в затылке, совсем сбитый с толку.
- А сегодня правда твой день рождения? - спросил он.
- Правда.
- Ох! Ну, поздравляю тебя и желаю много... много счастья в этот день!
- И я поздравляю тебя и желаю много-много счастья в этот день, медвежонок Пух.
- Но ведь сегодня не мой день рождения!
- нет, не твой, а мой...
- А ты говоришь «желаю счастья в этот день»
- Ну и что же? Разве ты хочешь быть несчастным в мой день рождения?
- А, понятно, - сказал Пух.
- Хватит и того, - сказал Иа чуть не плача, - хватит и того, что я сам такой несчастный — без подарков и без именинного торта, и вообще позабытый и позаброшенный...
Как поздравил своего друга ослика Винни Пух с днём его рождения и что ему пожелал? Как вы думаете, Винни Пух хотел пожелать много-много счастья Иа только на один день?
А вот как поздравил ослика маленький Пятачок:
- Доброе утро, Иа! - крикнул Пятачок ещё издали.
- Доброе утро, маленький Пятачок, - сказал Иа. - Если это утро — доброе, - добавил он, - в чём я лично сомневаюсь.
- Поздравляю тебя с днём рождения, - сказал Пятачок.
Из каких частей состоит поздравление Винни Пуха (поздравление и пожелание) и Пятачка (поздравление)?
Чьё поздравление вам понравилось больше?
Конечно приятно когда тебя поздравляют с днём рождения, но ещё приятнее услышать в свой адрес добрые пожелания.
А вот что пожелал ребятам поэт Маршак в стихотворении «Пожелание друзьям»
Желаю вам цвести, расти,
Копить, крепить здоровье.
Оно для дальнего пути -
Главнейшее условье.
Пусть каждый день и каждый час
Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце умным будет.
Вам от души желаю я,
Друзья, всего хорошего.
А всё хорошее, друзья,
Даётся нам недёшево!
Что же желает поэт детям? Приятно получить такое пожелание?
Сегодня у Кати день рождения. Одноклассники написали ей поздравления на открытках. Она получила 25 вот таких поздравлений: «Дорогая Катя! Поздравляю тебя с днём рождения! Желаю счастья и здоровья!»
А одно поздравление было вот таким: «Дорогая Катюша! Поздравляю тебя с днём рождения! Мне так хочется, чтобы ты была всегда такой же весёлой, доброй, внимательной. Будь здорова и счастлива!»
Как вы думаете, какое поздравление понравилось Кате больше? Почему? Из каких частей состоит поздравление?
В нашем календаре много хороших и добрых праздников, когда мы поздравляем друг друга. Какие праздники вы знаете?
Напишите дома поздравление ослику Иа, чтобы он обрадовался и перестал грустить.
Занятие 7.
Экзамен.
1. Что нужно сделать, прежде чем войти в чей-либо дом или квартиру?
2. Как и с кем нужно здороваться? Какие слова произносятся при встрече и прощании?
3. Как нужно встречать гостей, а так же своих близких с работы?
4. Кто кому должен уступать место в транспорте?
5. Если ты съешь конфету, то что сделаешь с фантиком?
6. Как можно назвать человека, который рвёт цветы на клумбе или ломает ветки деревьев в лесу?
7. Почему нельзя ловить жуков и бабочек? Почему нельзя разрушать муравейники и сшибать шляпки у грибов?
8. Можно ли назвать вежливым того, кто обижает животных? Почему?
9. Почему настоящий вежливый человек никогда не будет лгать, хвастаться и грубить другим людям?