Классный час «Поговорим об этикете»
Классный час «Поговорим об этикете»
Цели:
познавательная: познакомиться с историей этикета, выявить уровень своих знаний в этой области, побудить применять эти знания на практике.
воспитательная: способствовать усвоению студентами норм этикета и повышению общей культуры.
развивающая: продолжать развитие умений работать в коллективе, внимательно слушать и задавать вопросы, адекватно оценивать себя и свои поступки.
Структура:
Складывается из трёх этапов.
проектировочный.
- подбор материала, место данного занятия в системе классных часов, определение целей, методов и форм проведения.
2. исследовательский.
- работа студентов в микрогруппах по предложенным ситуациям, составление памяток, анкетирование.
3. рефлексивный.
- направлен на осознание и осмысление результатов своей деятельности.
Нормы исследования.
теоретический этап (Кл. руководитель).
Практический (самостоятельная деятельность студентов).
Регламент проведения 40 – 45 минут.
Метод
Групповая исследовательская деятельность студентов, индивидуальная деятельность.
Результат:
Проследить достаточно сложно, в идеале это усвоение норм этикета, применение этих правил в повседневной жизни.
Введение
В человеке всё должно быть прекрасно:
И лицо, и одежда, и душа, и мысли.
А. П. Чехов
Быстрый ритм современной жизни предъявляет к человеку много требований: быть образованным, мобильным, успешным, творческим – перечислять можно бесконечно. Однако многое в жизни каждого человека зависит от умения произвести впечатление, внимательно выслушать собеседника, уверенности в себе, правильной речи и т. д. Этикет пронизывает все стороны жизни человека. Основы этих знаний закладываются в семье и школе, и тем не менее каждый человек, вступающий в самостоятельную жизнь и намеревающийся реализовать свои таланты и способности, нуждается в их совершенствовании и развитии.
Знание этикета открывает путь к успеху в личной и профессиональной сфере и помогает избежать лишних стрессов и волнений.
Поэтому выбор темы «Этикет» для классных часов я считаю актуальным и необходимым.
Алгоритм проведения
Из истории этикета (вступительное слово кл.руководителя)
Этикет- слово французского происхождения. Оно вошло в лексикон со времён французского короля Людовика 14, имевшего громкое прозвище Король- Солнце за необычайную любовь к роскоши. На одном из пышных приёмов у короля гостям вручили карточки с перечислением некоторых обязательных правил поведения. От французского названия карточек – этикеток и произошло слово «этикет».
В 18 веке потерпела крах наша миссия в Китае из-за того, что русский посланник отказался преклонить перед императором колени, т. к. это требовал этикет Пекинского двора.
В 1804 году Адам Крузенштерн, доставивший с кораблём российское посольство в Нагасаки, описывал с возмущением появление голландцев. При появлении высокопоставленного японца они сгибались в поклоне под прямым углом, вытянув руки по швам. После неудачной попытки русских поклониться на этот манер японцы больше не беспокоились на их счёт. И опять – таки нашим предкам пришлось удалиться ни с чем из-за нежелания соблюсти глупые, на их взгляд, правила этикета.
Тибетцы, например, здороваясь, снимают свой головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо да и ещё высовывают язык. Европейцы ограничиваются тем, что приподнимают шляпу и отдают лёгкий поклон. У японцев для приветствия применяются три вида поклонов: низкий, средний и лёгкий. На крайнем севере охотники, встречаясь, тёрлись носами. Доблестные мушкетёры, изящно склонившись, помахивали шляпами с длинными перьями. На Востоке было принято подносить руку ко лбу и к сердцу, а винных странах в качестве приветствия показывали друг другу языки … Теперь это нам кажется смешными, не так ли?
Актуализация знаний ребят о правилах поведения.
А что вы знаете об этикете?
Необходимы ли правила этикета в современной жизни? Почему?
Нужно ли пополнять знания об этикете, в связи с изменяющимися условиями жизни.
Знакомство с человеком всегда начинается с приветствия.
Вспомните, словесные приветствия русского и других народов (Привет! Как поживаешь! Добрый день! Здоровенько буллы!).
«Здоров ли ваш скот» - эту фразу произносят монголы. Представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу» В Китае спрашивают: « Ели вы сегодня?» И всё это означает одно и то же. А как звучит это по- русски? Мы говорим просто: «Здравствуйте», т. е. желаем нашему знакомому здоровья. Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим, считалось, если человек уклоняется от приветствия или не отвечает на него.
А сейчас давайте проверим насколько вы владеете искусством этикета и откроем небольшие секреты поведения.
Исследование.
Ребята разбиваются на группы в зависимости от общего количества, каждая микрогруппа получает задание.
Задание включает в себя рассказ с ошибками, которые необходимо найти и исправить, а также итогом работы микрогруппы должна стать памятка с правилами поведения в зависимости от ситуации, которую необходимо защитить перед другими группами.
Задание для м/г – 1.
Действие первое «Привет, именинник!»
У Серёжи день рождения. Он ждёт гостей, в комнате мама хлопочет у стола, папа с Серёжей смотрят телевизор, дедушка читает газету. Раздаётся звонок в дверь, входят одноклассники Серёжи – Илья и Настя.
Серёжа: «Ну наконец – то, я вас уже заждался. Что не могли раньше прийти?!»
Илья: «Серёжа, мы тебя поздравляем с днём рождения!»
Настя: «Это тебе от нас подарок». Ребята вручают имениннику цветы и пакет. Серёжа проводит ребят в комнату и кладёт подарок на полку.
Серёжа: «Ко мне пришли мои друзья. Позовите нас, когда всё будет готово, а мы пока в приставку поиграем».
Мама: «Хорошо, детки. Я постараюсь управиться побыстрее. Правда нужно ещё бутерброды сделать.
Серёжа: «Папа пусть тебе поможет, а нам некогда.
Серёжа с одноклассниками удаляется в другую комнату.
М/г – 1 разбирается, что было неверно в поведении ребят. В чём они допустили бестактность? Каковы самые элементарные правила поведения в гостях? Эти правила отражаются в памятке, которую можно выполнить на бумаге или устно.
Памятка 1. Правила для гостей и хозяев.
Входя в дом необходимо со всеми поздороваться.
В гости нужно приходить точно назначенное время, об опоздании предупреждать. Заранее приходить не стоит т. к. это может вызвать неудобства для хозяина, который ещё не готов к встрече.
Хозяину дома нужно начать разговор не с нападок и претензий, а радостно приветствовать своих гостей.
Хозяину дома необходимо представит окружающим своих друзей поимённо.
Имениннику желательно сразу раскрыть подарок и поблагодарить гостя; ни в коем случае не спрашивать о стоимости подаренной вещи; неприлично оставлять без внимания врученный подарок.
Стол к приходу гостей должен быть сервирован.
Если у хозяев что-то не готово к столу, гости должны предложить свою помощь; хозяева, поблагодарив, отказываются от неё. Гостей необходимо занять просмотром журналов, фотографий, прослушиванием музыки.
Задание для м/г – 2.
Действие второе «Почему обиделась мама»
Подруга: «Алло, Катя, это ты?»
Мама: «Нет, это не Катя, а кто её спрашивает?»
Подруга: «Да, так, знакомая. А где Катя?»
Мама: «Её нет дома. Что ей передать?»
Подруга: «Вот, коза, обещала меня подождать, а сама куда-то слиняла!»
Мама: « Простите, я с вами в таком тоне не могу дальше разговаривать».
После прочтения диалога м/г – 2 обсуждает ошибки и составляет памятку по телефонному этикету.
Памятка 2. Телефонный этикет.
На телефонный звонок отвечайте сразу.
Не забывайте здороваться по телефону и лишь затем обращайтесь с просьбой.
Звонивший обязан назвать себя, если он не застал нужного человека, просит передать какое-нибудь сообщение.
Никогда в начале разговора не спрашивайте: «Кто говорит?»
Если звонивший ошибся номером отвечайте вежливо.
Если вам в гостях необходимо позвонить не забудьте спросит разрешения.
Если на пятый-шестой сигнал не отвечают, вешайте трубку.
Три чудодейственных слова, которых часто не хватает в нашей речи – «извините», «пожалуйста», «спасибо» - особенно полезны при телефонных разговорах.
Задание для м/г – 3.
Действие третье. В кинотеатре.
Саша и Петя давно собирались на новый фильм Стивена Спилберга. Они договорились встретиться у кинотеатра ровно перед началом сеанса. Однако, заигравшись в компьютерные игры, Саша опоздал. У кинотеатра его ждал злой Петя. Схватив друга за руку, и забыв извиниться, Саша потащил друга в зал. Пробираясь к своему месту Петя, нечаянно наступил одному из зрителей на ногу, но извинился. Ребята боялись пропустить самое интересное , и толкая друг друга, торопились на свои места. Наконец-то заняв их, они зашуршали фантиками от конфет, и довольные приступили к просмотру фильма.
(После прочтения действия 3 м/г №3 исправляет ошибки ребят и представляет свою памятку «О правилах поведения в общественных местах»).
Памятка 3. Поведение в общественных местах (на примере кинотеатра).
Пунктуальность в кинотеатре не так обязательна как в театре, но её всё же следует придерживаться, хотя бы ради того, чтобы не мешать другим зрителям.
Тот, кто входит в зал уже после начала фильма, должен выждать в начале прохода, пока глаза не привыкнут к полутьме, чтобы не спотыкаться, не наступать людям на ноги и поскорее найти свободное место, где можно присесть.
Если вы идёте на просмотр фильма с группой друзей, а зал полон зрителей, не старайтесь все непременно сесть в один ряд, не кричите и не размахивайте руками, указывая друг другу свободные места: до них можно добраться спокойно, без лишнего шума, не толкая других зрителей.
Во время сеанса не прилично шуршать фантиками от конфет, перешёптываться и комментировать происходящее.
Пока по экрану пробегают последние титры, нужно подняться и направиться к выходу, стараясь при этом не создавать давки в проходе и не расталкивать других зрителей.
Задание для м/г – 4.
Действие четвёртое. Зав столом.
Ваня торопился в гости к своей подруге Маше, поэтому пришёл за полчаса до назначенного времени. Его встретили очень радушно и пригласили к столу. Как культурный человек за столом Ваня пользовался приборами , а не ел руками. Причём вилку он держал в правой руке, а нож в левой. Вспомнив о салфетке, Ваня заправил её за воротник рубашки. На столе чего только не было. Ваня решил, что нужно пробовать всё. На тарелку он положил очень много и как не старался доесть не смог. Затем хозяйка принесла своё фирменное блюдо, и Ваня очень подробно расспрашивал как оно готовится. Потом Маша принесла торт и вишнёвый компот. Компот был очень вкусный и Ваня выпил 2 стакана, мужественно глотая косточки.
Напившись компота, Ваня сказал: «Ну и наелся же я,» - встал из-за стола и поблагодарил Машу за обед.
(После прочтения четвёртого действия м/г №4 составляет памятку «Правила поведения за столом»).
Памятка 4. Поведение за столом.
В гости приходят в точно назначенное время, раньше приходить не рекомендуется, чтобы не застать врасплох.
Во время еды рот не должен производить никакого шума, есть нужно спокойно, неторопливо, не давясь.
Нож всегда полагается использовать в паре с вилкой. Нож держат в правой руке, вилку – в левой.
Салфетку необязательно развёртывать полностью, достаточно образовать широкий треугольник и положить его на колени. Никогда не заправляйте салфетку за воротник рубашки, за вырез жилетки и не повязывайте вокруг шеи. По окончании трапезы салфетку кладут слева от своей тарелки.
Не накладывайте на тарелку слишком много, не оставляйте слишком много объедков, не крошите хлеб и не размазывайте соус.
Никогда не расспрашивайте слишком подробно о поданном блюде, прежде чем положить порцию себе на тарелку.
Не нужно глотать апельсиновые семечки, вищневые и сливовые косточки, их полагается тихонько выплёвывать в поднесенный ко рту кулак, а затем незаметно класть на тарелку.
Категорически запрещается подробно рассказывать о болезнях, ужасных или безобразных сценах, а также сальные анекдоты. Нельзя отпускать замечания вслух по поводу подаваемых блюд, сплетничать с соседями по столу о тех, кто сидит дальше, наклоняться и тянуться к собеседнику, сидящему через одного от вас.
После того, как каждая микрогруппа представит свои результаты в виде разбора ошибок и составит памятки, ребята продолжают исследование на индивидуальном уровне. Студентам предлагается выполнить два теста «Приятно ли с вами общаться» и «Умеете ли вы слушать?»
После классный руководитель подводит небольшой итог.
Рассмотрев несколько жизненных ситуаций мы с вами показали и доказали, что тема нашего классного часа актуальна и полезна.
Я надеюсь, что она помогла всем вам задуматься и посмотреть на себя со стороны. Может быть вы исправите некоторые шибки в своём поведении, в контакте с друзьями, родными и знакомыми, в общении между собой, дома, по телефону и в учебном заведении.
Рефлексия
Выборочно или каждого опросить о том, что полезного и нового для себя они узнали на классном часе – это показатель результатов деятельности по содержанию.
В качестве оценки результатов по личному состоянию, можно использовать смешные рожицы, предварительно задав вопрос: «Был ли для вас полезен, занимателен, данный классный час? Уверенно ли вы себя чувствовали, когда выступали, высказывали собственное мнение?»
Литература:
1. Сгибнева Е. П. Солдатова Т. Б. Классные часы в 10-11 классах.: Ростов-на-Дону «Феникс», 2004.
2. Современный этикет. М.: Эксмо-Пресс, 2001.
3. Трофименко А., Волгин А. Поговорим об этикете. М: «Московская Правда», 1991.