Этот интересный жанр новеллы
ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ КАДЕТСКАЯ ШКОЛА «МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КАДЕТСКИЙ КОРПУС ИМЕНИ ГЕРОЯ
СОВЕТСКОГО СОЮЗА ЛЕТЧИКА-КОСМОНАВТА СССР Л.С.ДЁМИНА»
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
ЭТОТ ИНТЕРЕСНЫЙ ЖАНР НОВЕЛЛЫ
Работу выполнил:
Никандров Александр Александрович,
кадет 9 «А» класса
Руководитель:
Гутарина Светлана Викторовна,
учитель русского языка и литературы
ТАМБОВ
2023
Паспорт проекта
Наименование проекта | Этот интересный жанр новеллы |
Исполнитель | Никандров Александр Александрович |
Цель (практическая) | Выявить уникальность жанра «новелла» и выяснить его отличия от других жанров литературы. |
Задачи | Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач. Разобрать литературный жанр новелла. Выяснить особенности этого жанра. Разобраться в отличиях новеллы от других литературных жанров. |
Руководитель | Гутарина Светлана Викторовна |
Основополагающий вопрос | В чем состоит уникальность и яркая выраженность новеллы как отдельного жанра? |
Год разработки | 2022-2023 |
Предметная область | Литература |
Тип проекта | Исследовательский |
Тип проекта по предметно-содержательной характеристике: | монопроект |
Сроки реализации проекта
| краткосрочный |
Ожидаемые результаты (продукт) | Задания по тексту в формате ЕГЭ (№№22-26) |
Содержание
1. Введение …………………………………………………………………….4-5
2. Основная часть
2.1. Общее представление о жанре новелла …………………………………5
2.2. История возникновения жанра ………………………….….………….5-6
2.3. Примеры новелл и анализ их содержания…………………...………7-11
2.4. Разновидности жанра………………………………………………….11-12
2.5. Польза новеллы для человека…………………………….………….12-13
3. Заключение………………………………….………………………………..13
4. Список литературы………………....…………………………………….....14
1. Введение
Наше время – это время технологий. Сейчас у каждого человека есть доступ в интернет. Компьютеры и телевизоры стали заменять общение, живую разговорную речь. Отсюда остро стоит проблема того, что народ вскоре полностью разучится пользоваться богатствами собственного языка. В этом вопросе, как никогда, нужно нашему поколению обращаться к литературе и книгам. Лично для меня восхищение вызывают новеллы, созданные в России. Я считаю, что новеллы — это жанр литературы, который всегда будет актуален и интересен. Поэтому моя цель на сегодня показать значимость данного жанра в литературе и пользу для человека.
Актуальность
Тема учебного проекта является значимой, так как затрагивает вопросы значения культуры родного языка. В современном мире необходимость в знание собственного языка и принципов формирования собственной речи просто отпала по причине появления множества технологий. Мало кто из молодежи в состояние перечислить хотя бы несколько литературных жанров и назвать их особенности в силу своего незнания. Для того чтобы хотя бы немного развеять затуманенность современного поколения в литературе и родном языке, я разберу новеллы как отдельный жанр.
Цель проекта: выявить уникальность жанра «новелла» и выяснить его отличия от других жанров литературы.
Задачи проекта:
Разобрать литературный жанр новелла.
Выяснить особенности этого жанра.
Разобраться в отличиях новеллы от других литературных жанров.
Средства достижения цели:
Обратиться к истории создания жанра новелла
Выделить отличительные черты жанра.
Познакомиться более глубоко с произведениями данного жанра
Гипотеза: новелла является наиболее уникальным жанром мировой литературы, что дает ей возможность совершенно по-новому воздействовать на воображение людей и формировать чрезвычайно новое представление о литературе, давая людям пользу в виде тренировки мышления и координации фантазии.
Объект исследования: новеллы
Методы исследования: исследование литературы в жанре в новеллы, работа с интернетом.
2. Основная часть
2.1. Общее представление о жанре новелла
Новелла — это проза с упором на повествование событий, имеющая размер меньше, чем у большей части романов, но при этом больше, чем у большинства рассказов. Стоит отметить, что новелла это не просто рассказ,
это целая сюжетная постановка, в которой мы можем выделить основные признаки жанра.
Характерные черты жанра новеллы:
остросюжетность
неожиданный финал
отсутствие четкой авторской позиции
повествовательный прозаический жанр
краткость
отсутствие психологизма
2.2. История возникновения жанраПериод возникновения жанра начался в эпоху Возрождения, а самоназвание произошло от итальянского слова novella– «новость». Раньше новеллами называли небольшие рассказы, которые создавались на примере басен и народных сказок. Первая новелла, которая позже стала классической была написана в четырнадцатом веке итальянским писателем Джованни Боккаччо, во время написания «Декамерон». Сама новелла состояла из историй, которые пересказывали друг другу семь молодых девушек и три юноши.
Спустя время «Декамерон» перевели с итальянского языка на французский, из-за чего появилось множество сборников-аналогов, что стало следствием развития жанра по всей Европе. Как только новеллы обосновались среди литературных жанров, многие из авторов начали писать новеллы с добавлением элементов мистики и фантастики. К таким авторам можно отнести Эрнеста Гофмана, Новалиса, Эдгара и многих других. Но есть те писатели, которым идея с добавлением мистики и фантастики в жанр новеллы совершенно не понравилась. Они решили сделать все наоборот и добавить в жанр как можно больше реализма. Так поступили такие авторы как: Проспер Мериме и Ги де Мопассан, а после девятнадцатого века к ним присоединились О. Генри и Артур Конан Дойл. В этот же период с девятнадцатого века новеллы начали распространяться и по России.Жанр новеллы в русской литературе, на мой взгляд, имеет ряд специфических черт, но до сих пор проходит путь своего становления. С одной стороны некоторые исследователи стремятся расширить временное пространство, относя появление новеллы к XV-XVI и XVII векам, с другой стороны, распространяют жанровые признаки новеллы на произведения, никогда к этому жанру не относившиеся. Несмотря на эти разногласия учёных мы можем выделить главные моменты в истории новеллы в России. Так с 1937 по 1944 год Бунин писал сборник о любви «Темные Аллеи», который стал первым произведением по всем канонам классической новеллы. Эта новелла была историей о любви, которая закончилась, как и все новеллы очень неожиданно и неоднозначно. А как именно закончилась новелла мы сможем узнать в следующем пункте основной части, где я буду разбирать и анализировать содержание различных новелл.
2.3 Примеры новелл и анализ их содержания
Александр Куприн «Скрипка Паганини»
Александр Куприн написал своё произведение «Скрипка Паганини» в 1929 году, включив его в сборник «Елань». Само произведение написано в форме старинного придания. Куприн написал это произведение, чтобы каждый читатель мог поставить себя на место главного героя и подумать, а нужно ли тебе всё то, что ты себе желаешь, а может стоит ограничиться тем, что у тебя уже есть? Именно такую пищу для размышлений даёт автор читателям.
1. Главных герой в произведении всего один и это скрипач Николо Паганини, который всю свою жизнь провёл в нищете, страдая от голода и своей безысходности. Второстепенным персонажем является дьявол, который является проявлением зла и корысти в этом произведении.
2. В произведении нам описывают два этапа в жизни Николо Паганини. Первое этап разъясняет жизнь композитора до того, как он заключил сделку с дьяволом и получил заветную скрипку. Мы можем увидеть все мучения главного героя, а именно нехватка денег и отсутствие какого-либо успеха. Второй этап — это жизнь Николо после сделки с дьяволом. Происходит невероятное событие, которое представляет из себя сделку с дьяволом. Нам даётся возможность понять цену успеха и осознать, что даже великие известные и великие люди страдают в своём проявлении.
3. Последнее событие играет огромную роль для Паганини. Вся его жизнь кардинально меняется, он получает то чего ему никогда не хватало, это успех и славу, но становится ли он после этого счастливей? Во время прочтения произведения мы можем ощутить на себе весь тот спектр эмоций, которые испытывал Николо Паганини на протяжении двух этапов своей жизни, сочувствуя ему и страдая вместе с ним.
4. Название произведение не несёт какого-то скрытого смысла. В название входит только предмет из-за которого и изменится жизнь главного героя.
5. Новелла по объёму не выделяется своими большими размерами по причине того, что большая часть произведения выделена для повествования жизни героя после получения скрипки. Сам автор в произведении не производит каких-то размышлений и не высказывает свою точку зрения о произошедшей ситуации.
6.Неожиданный финал представляет из себя смерть главного героя, которая является для него настоящим счастьем и спасением от вечных мучений.
7. Скрытого подтекста в этом произведении нет, всё предельно ясно и с лёгкостью можно выделить основную мысль (нужно уметь контролировать свои желания и добиваться своего счастья самостоятельно) и тему (счастье человека)
8. В новелле нам показывают два этапа в жизни человека и одно событие, которое стоит между ними. Полностью раскрыть главного героя удалось самому автору, читателю же не нужно додумывать о его второстепенных чувствах, мы сразу понимаем, что счастье, к которому главный герой так стремился он обрёл только после смерти. Таким образом, произведение Куприна «Скрипка Паганини» — это новелла, которая полностью соответствует всем признакам жанра.
Иван Бунин «Тёмные аллеи»
И. А. Бунин называл рассказ «Темные аллеи» самым удачным произведением всего сборника, своим лучшим творением. В нем автор размышляет над вопросами любви, над тем, подвластно ли истинное чувство течению времени: способна ли настоящая любовь прожить десятилетия или она остается только в наших воспоминаниях, а все остальное – «история пошлая, обыкновенная». Как же отразились элементы новеллы в данном произведении?
1. Здесь мало героев: два главных, Николай Алексеевич и Надежда, и второстепенный – ямщик (роль которого, кстати, подчеркнуть, насколько прекрасна и умна Надежда, как уважают её за то, что богатеет, даже даёт деньги в долг, но справедлива).
2. Изображено всего одно событие в жизни главных героев – встреча через 30 лет Надежды и Николая Алексеевича (преуспевающего дворянина и получившей вольную крестьянки, ставшей владелицей гостиницы). Всего одна встреча героев , но перед читателем словно пролетает их жизнь: бурная, страстная любовь в молодости простой крепостной и помещика, который бросил возлюбленную; одиночество обоих ( несчастлив Николай Алексеевич в семейной жизни и одна Надежда, так и не вышедшая замуж, не сумевшая забыть своего Николеньку).
3. Данный эпизод играет огромную роль в жизни обоих героев: здесь и сожаление о безвозвратно ушедшей любви, да и жизни уже тоже, и стыд Николая Алексеевича, и невозможность простить его Надеждой. Трагедия двух судеб. Двух людей, которые могли бы быть счастливы, если бы один из них сумел в своё время перейти через мнение света и жениться пусть не крестьянке, но любимой женщине.
4. Символично название новеллы. «Тёмные аллеи» — это словно тёмные уголки души человека, в которые никто не может заглянуть. Это их тайна, их жизнь, их мысли и переживания, порой недоступные для понимания окружающими. Хотя смысл названия новеллы можно объяснить и по — другому, каждый видит в нём что-то своё (в этом и назначение символики в литературе).
5. Новелла очень коротка. В ней всё сведено к описанию данного эпизода — случайной встрече героев. Здесь нет никаких размышлений автора, отступлений. Авторскую позицию разве можно почувствовать лишь по грустной интонации произведения.
6. Неожиданный финал: герои снова расстаются, но уже навсегда.
7. Отсутствует и подтекст, всё предельно ясно, служит раскрытию основной мысли произведения (всё проходит, но не всё забывается в жизни) и главной теме (трагичности любви).
8. В новелле показано само действие, встреча героев. Каковы мотивы поступков героев — об этом читатели догадываются сами по ходу сюжета.
Таким образом, произведение Бунина И. «Тёмные аллеи – это новелла, хотя границы между новеллой и рассказом очень зыбкие.
Александр Грин «Голос и глаз»
Александр Грин часто задумывался о судьбах людей. Он думал каким образом им можно помочь и как направить на правильный путь жизни. Именно для этого он решил начать писать произведения такие как «Голос и глаз» с максимально простым и не трудным для восприятия сюжетом.
1. В произведении всего два главных героя: пациент клиники Рабид, который только перенёс операцию на глаза, Дэзи медсестра, которая ухаживала за пациентом.
2. В данной новелле присутствует несколько этапов и событий в жизни главных героев. У героев происходит несколько встреч из-за чего мы можем выделить главные этапы, а именно к первому этапу мы отнесём жизнь Рабида и Дэзи, до восстановления зрения, а к второму этапу мы отнесём жизнь после восстановления зрения у Рабида. Главным событием является момент, когда Рабид впервые увидел Дэзи вживую.
3. В этих двух этапах мы можем увидеть взаимоотношения между ними. В то время как главные герои общались без полноценного зрительного контакта их общения строилось достаточно милым и из-за частых встреч у них постепенно начала формироваться любовная связь, которая появилась даже при отсутствии догадок о внешности Дэзи. Главным поводом для переживаний можно выделить беспокойство героини по поводу своей не очень привлекательной внешности по её мнению. Но даже когда Рабид увидел настоящую Дэзи он не изменил своего отношения к ней ведь она была единственным человеком, который о нём заботился.
4. Название произведения является символичным для читателя, ведь оно формирует два этапа общения, когда главные герои только слышали друг друга, а второй этап — это когда они смогли увидеть друг друга по-настоящему без всяких фантазий.
5. Новелла достаточно короткая, учитывая, что встречи героев происходят не один и не два раза.
6. Неожиданный финал: Рабид узнаёт, как на самом деле выглядит Дэзи, но не бросает её, а наоборот становится только ближе.
7. Скрытого смысла в этом произведении нет, мы спокойно можем выделить главную мысль (нужно любить человека не за красоту, а за его поступки) и тему (любовные отношения)
8. В новелле показано множество встреч главных героев, но при всём этом объём получился не очень большим, что является достаточной важной часть для жанра новеллы. Как в большинстве новелл в произведении отсутствует лишний психологизм, персонажи максимально просты в общении между собой. Таким образом, произведение «Голос и глаз» — это новелла, которая отличается развернутостью сюжета, сохраняя объём стандартный для новеллы.
2.4 Разновидности жанра
Прочитав краткий сюжет и сделав анализ произведений в жанре новеллы, мы можем распределить особенности каждого произведения на несколько групп, которые сформируют разновидности жанра.
У новеллы существуют разновидности, как и у любого жанра литературы: новелла ужасов (повествуется о страхах людей, которые воплощаются перед ними в живом обличии и проявляются в следствии ограниченности их действий) бытовая (обыкновенная история зачастую схожая с повествованием в обыкновенных рассказах за исключением того, что в новелле автор ведет повествование как будто он не причастен к этому произведению для того, чтобы читатель без влияния автора отнесся к ситуации как своей жизненной проблеме детективная (совершенно непредсказуемый сюжет, где каждая мелочь в конце концов может оказаться важной частью целого расследования, ты переживаешь по большей части не за героев, а за полноту сюжета чтобы получить те самые эмоции, которые ты планировал получить) историческая (повествуется история о взаимоотношениях исторически значимых людей для мира в следствии чего читатель получает не только выдуманную историю, но и целые исторически важные факты, которые в обществе были не известны) фантастическая (уникальность заключается в фантазии читателя, ведь автор дает нам неточный сюжет, зачастую специально давая подумать, как правильно понять произведения.
Стоит отметить, что таких видов новелл как драматическая и юмористическая просто не существуют. Драма и юмор в новеллы добавляются совершенно иным методом и являются лишь способом для наиболее красочного сюжета.
2.5 Польза новеллы для человека
Новелла помогает человеку развиваться в совершенно разных направлениях. От умения предугадывать сюжет до продолжения сюжета, ведь как мы сказали ранее, новеллы построены так чтобы человек мог воспринимать и интегрировать сюжет для себя не только как для читателя, но и для человека, который может историю произведения расширить и усовершенствовать. В жизни из-за однообразия и серости мира, мы часто игнорируем действительно прекрасные вещи. Мы привыкаем к словам, ситуациям и прочим фактам нашего опыта, а писатель с помощью специальных приемов делает привычные вещи необычными, заставляет нас увидеть их как в первый раз, по-новому на них посмотреть и по-новому осмыслить. С помощью новелл человек начинает видеть структуру окружающего мира. допустим, мы читаем роман, где действуют люди, с которыми мы никогда не встречались. И эти люди произносят фразы, которые мы слышим в первый раз. Тем не менее мы каким-то образом быстро понимаем, кто является главным героем, а кто — второстепенным, какая фраза является остроумной шуткой, а какая — горьким парадоксом. Конкретные персонажи (с их внешностью и биографией) или конкретные фразы в разных романах различные, но мы понимаем, как к ним относиться, потому что привыкли к смысловым оппозициям, в которые они включены (в данном случае — «главное — второстепенное», «забавное — печальное» и так далее). Это значит, что у каждого произведения есть структура — абстрактный каркас, состоящий из отношений между элементами; чтобы его увидеть, надо усилием ума опустошить, «выпотрошить» из текста все конкретное и оставить только те роли, которые тот или другой элемент играет в процессе изложения. Литература призвана сохранить красоту и богатство русского языка. Если человек в своей каждодневной речи использует интересные выражения, если он может рассказать о чём-то сочно, ярко, образно, красиво и интересно, — это показатель культуры, образованности, богатства внутреннего мира. Но в наше время, речь людей стала намного беднее, мы или не знаем, или стесняемся или не можем использовать всё богатство нашего языка, которое пытается нам привить русская литература.
3. Заключение
Новелла — это уникальный в своём роде жанр, который начиная с давних времён стал частью литературы и речитатива человека. Новеллы позволяет обогащать своё сознание, наполняя его уникальными возможностями формирования своих фантазий, что выводит мышление человека на совершенно другой уровень.
4. Список литературы
1. Американская литература со времен возникновения до 1920-х., в 3 т. М., 1963. Т. 2,3.
2. Дружников Ю. Жанр для XXI века. Новый журнал, Нью-Йорк. С. 218, 2000.
3. Ковалев Ю.В. Эдгар Аллан По, новеллист и поэт. Л.,1984.
4. Николюкин А.Н. Американский романтизм и современность. М., 1968.
5. Скобелев В.П. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
6. Иван Бунин «Тёмные аллеи»
7. Александр Куприн «Скрипка Паганини»
8. Александр Грин «Голос и глаз»
14