Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным?

5
0
Материал опубликован 22 January 2016 в группе

Как обычный урок сделать необычным, как неинтересный материал представить интересным, как с современными детьми говорить на современном языке? Эти и многие другие вопросы задает, наверное, каждый учитель, приходя сегодня в класс. Каждый решает эту проблему по-своему, потому что на современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, зачастую выдавая его, как некий информационный блок. Что же можно сделать в этой ситуации? Эта непростая ситуация заставляет вносить коррективы в методику преподавания литературы (сохраняя триединство целей) и искать новые технологии среди педагогических идей.

Современные  технологии.

• Я имею в виду приёмы технологии гуманно-личностного и проблемного обучения, которая включает в себя педагогику сотрудничества и личностный подход к учащемуся, технологию развития критического мышления, здоровьесберегающие  технологии,  информационные - коммуникативные, эвристическое обучение.

     В многочисленных психолого-педагогических и социально-педагогических исследованиях убедительно доказывается, что человек демократического общества должен обладать критическим мышлением (КМ)[1], которое необходимо в ситуациях выбора и принятия решения, оценки различных мнений и точек зрения. КМ помогает личности ориентироваться в современном быстро меняющемся мире, противостоять угрозе, исходящей из слепой веры в авторитеты.

В ФЕДЕРАЛЬНОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РФ (Среднее (полное) общее образование) сказано, что стандарт «ориентирован на становление личностных характеристик выпускника(«портрет выпускника школы»). Это – гражданин: … креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность образования и науки, труда и творчества для человека и общества». Следовательно, развитие критического мышления обучающихся не только необходимо, но и обязательно в современной школе.

Технология развития критического мышления, её приёмы  помогли мне не только разнообразить урок, но и стимулировать мыслительную и творческую деятельность учащихся с помощью различных приемов, а также способствовать развитию  личных достижений учащихся через творческую активность, так как равнодушных и бездеятельных учащихся на уроке не было.

Понятие «критическое мышление».

Термин «критическое мышление» известен с давних пор. При этом в профессиональном языке педагогов-практиков в России его стали употреблять сравнительно недавно. Связано это с неоднозначностью данного понятия. С одной стороны КМ предполагает спор, конфликт. Критичность, исходя из взглядов И. Канта, прежде всего, - признание ограниченности, несовершенства собственных взглядов индивида на общество[2]. С другой стороны – КМ объединяет понятия «критическое мышление», «аналитическое мышление», «логическое мышление»,

 « творческое мышление» и т.д. Об этом говорится в работах таких известных психологов, как Ж. Пиаже, Дж. Бруннер, Л. С. Выготский. 

На сегодняшний день в различных научных исследованиях можно найти совершенно не похожие друг на друга определения термина «критическое мышление». Критическое мышление, по мнению Дж. А. Брауса и Д. Вуда, - это поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Д. Клустер определяет характеристики критического мышления следующим образом:

• это самостоятельное мышление;

• информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом

процесса мышления;

• начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые

нужно решить;

• стремится к усиленной аргументации;

• это мышление социальное.[3]

Но сколько ни были бы разнообразны определения КМ, можно увидеть в них близкий смысл, отражающий оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой  информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление – отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлены.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;

появляется возможность объединить отдельные дисциплины;

создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;

вырабатывается собственная технология обучения.

Модель технологии развития критического мышления

        Критическое мышление старшеклассника начинается с вопросов и проблем, а не с ответов на вопросы учителя.

Базовая модель технологии развития критического мышления

 В технологии КМ выделяются три стадии (см. табл. 2):

1) вызов;            2) осмысление новой информации;               3) рефлексия.

 Технология КМ предлагает шесть типов взаимосвязанных уроков, в результате которых раскрывается творческий потенциал учащихся (табл. 1).

Таким образом, развитие КМ повышает интеллектуальную активность и самостоятельность учащихся, способствует росту познавательного интереса, нравственному совершенствованию. Технология КМ помогает готовить детей нового поколения (в соответствии с новыми стандартами образования), умеющих думать, общаться, слышать и слушать других. Школьникам становится  интересно учиться. Знания, полученные в рамках этой технологии, становятся актуальными для них, повышается качество образования и, самое главное, в центре внимания - личность ученика, который любит литературу.

        Вечные ценности продолжают жить. А дело литературоведения – их находить.

     Проводя анализ имеющейся литературы, я увидела, что для создания ситуации успеха на уроке литературы нужна малая эпическая жанровая форма художественной литературы, и, делая первые шаги в применении критического мышления в учебном процессе, пришла к выводу, что КМ является необходимым инструментом активизации познавательной деятельности учащихся, потенциал которого не исчерпан.

  Для своей пользы  и ради духовного и физического здоровья детей учителю насущно необходимо наполнение урока энергией радости, благожелательства. И сегодня это не просто слова, а процессы, которые может фиксировать современный урок.

     Приступая к духовно-нравственному воспитанию, нужно иметь в виду, что грубые энергии весьма заразны и разрушительны, утончая психическую энергию,  нам необходимо  детей обучать умению противостоять разрушительным энергиям. Актуализация процессов самопознания, самосовершенствования, утверждение адекватной самооценки, положительного самоотношения – важные аспекты в духовно-нравственном воспитании.

Педагогическая мастерская – особая педагогическая технология, основанная на гуманистических представлениях о ценности каждой человеческой личности, о ценностно-смысловом равенстве учителя и ученика.

Основные идеи данной технологии заключаются в следующем:

 - обращение к личности, ее саморазвитие через осознание своего места в мире и отношение к другим людям;     

 - интегративная организация познавательного процесса через реализацию игровых, исследовательских и проблемных видов деятельности;  

 - свободный творческий поиск и выбор пути познания, свободное взаимодействие, общение и обмен информацией.

Типы мастерских:  мастерская построения знаний, мастерская построения отношений, мастерская ценностных ориентаций.

Алгоритм "мастерской построения знаний".

Первый этап — это индуктор. Он мотивирует дальнейшую деятельность. Есть два необходимых условия такого задания: оно всегда опирается на личный опыт учащегося и — иногда парадоксально — связано со смыслом дальнейшей деятельности.

 В качестве индуктора могут выступать слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок– все, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов. Дети формулируют проблему, проявляя при этом личное отношение к предмету обсуждения.

    Например, в мастерской по философской лирике Тютчева «Вопросы или ответы?» предложим такое задание: "Представьте себе, что перед вами — великий мудрец. Вы можете его спросить, о чём захотите — самом важном для себя. Запишите, какие два вопроса будут первыми". Так мы получим основные вопросы, на которые обязательно захочется искать ответы.  

    Второй этап связан с созданием, индивидуально или в группе, творческого продукта. Здесь есть два этапа: деконструкция и реконструкция. Проще говоря, разберём нечто (текст?) на детали, а потом используем их как исходный строительный материал — можно и со своими "добавками". Например, давно уже предлагается ученикам восстановить "рассыпанное" стихотворение. А не попробовать ли на базе этих, а также дополнительно необходимых слов написать своё?..

Третий этап — это "социализация", то есть предъявление созданного продукта всем участникам (афиширование и чтение текстов, выставка рисунков и т.п.). В это время каждый про себя сравнивает, соотносит свои результаты с чужими и — осваивает все возможные открытия.

 Иногда на четвёртом этапе нужна промежуточная рефлексия. Он очень важен, если, например, нам пора заканчивать урок, а мастерская ещё не завершена. Здесь же часто появляется у участников работы потребность в новом или дополнительном знании — информационный запрос.

(Мастерская может поместиться и в 30-45 минут. Но этапы деконструкции и реконструкции могут повториться, а если продолжение через день-два, то понадобится и промежуточный индуктор. Вдохновить на продолжение мастерской способны и результаты чужой деятельности, творческие работы. В подготовленном классе их можно задать на дом.)

Пятый этапобращение к новой информации и её обработка. Что это будет? Словарные статьи, работы критиков? Фрагменты произведений, высказываний?..

Шестой этаписправление или обновление созданного учеником. Он сам продолжит или улучшит написанное. А может создать новое произведение — это индивидуальная или групповая работа.

Седьмой этапитоговая социализация. Все написанные сочинения читаются, все рисунки демонстрируются, все придуманные пантомимы разыгрываются... Здесь важно, что выслушаны все участники мастерской.

Последний этапрефлексия. Что я открыл сегодня — в себе, в тексте, в окружающих? К каким вопросам вышел? Чего не понял?

Рефлексия может быть эмоциональная и логическая. Выплеск впечатлений, по законам психологии, — облегчение и даже исцеление (особенно это видно в мастерских для взрослых). Логический "самоотчёт" нужен для саморазвития: вот здесь я открыл нечто, а здесь было трудно, потому что... Вопросы к рефлексии предлагает педагог, продумывая их для каждой мастерской.)

Работа со словом в мастерской становится первостепенной.

 Мастерские — отличный способ развивать собственное "письмо", а значит, готовиться к сочинению.

        Мастерские "запускают" ассоциативное мышление. Это путь для проявления собственных представлений, чувств и мыслей и для понимания художественного творчества, прежде всего — поэзии.

       Являясь рефлексивной технологией, мастерская на практике вызывает, тренирует, развивает способность к аналитической деятельности: к анализу произведений и ситуаций общения, к сопоставлению своих и чужих мыслей, чувств, восприятия, отношения, интерпретации; к самоанализу и самоконтролю. Эти умения и навыки необходимы для воспитания грамотного читателя.

     Очевидно развивающее воздействие мастерских, что не раз фиксировали на этапе рефлексии в разных мастерских сами учащиеся. Эти занятия поощряют аналитическую и творческую деятельность, развивают доверительные отношения в коллективе, уважительное и радостное отношение к учителю и к учению как к труду и творчеству.

Внедрение здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс школы способствует становлению и развитию психически, соматически, физически и  нравственно здоровой личности.

Стержневым понятием концепции формирования здорового образа жизни является понятие “единого целого”, т. е. здоровье, следует понимать как нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Здоровье – это качество приспособления организма к условиям внешней среды (природных и социальных) и внутренних факторов (наследственность, пол, возраст).

Основные аспекты здоровья: физиологический, эмоциональный, интеллектуальный, социальный, личностный, а духовный аспект объединяет их в единое целое – здоровье.

В настоящее время выделяются несколько видов и компонентов здоровья:

1. Соматическое здоровье – это текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития, обусловленная базовыми потребностями, доминирующими на различных этапах онтогенетического развития.

2. Физическое здоровье – текущее состояние органов и систем организма, основу которого составляют морфологические и функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

3. Психическое здоровье – состояние психической сферы, основу которого составляет состояние общего душевного комфорта, обеспечивающего адекватную поведенческую реакцию. Такое состояние обусловлено как биологическими, так и социальными потребностями, возможностями их удовлетворения.

4. Нравственное здоровье - комплекс характеристик мотивационной и потребностно-информативной сферы жизнедеятельности, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения индивида в обществе. Нравственное здоровье обусловлено духовностью человека, т.е. оно основывается на общечеловеческих ценностях – добра, чести, достоинства, любви и красоты.

Основными критериями здоровья являются:

  • для соматического и физического состояния – я могу
  • для психического – я хочу
  • для нравственного – я должен.

 «Учитель, прежде всего, должен быть воспитателем. В преподавателе знание предмета далеко не составляет главного достоинства, главное достоинство преподавателя в том, чтобы он умел воспитывать своим предметом »                                                           К.Д.Ушинский                                                                                              

Признаками здоровья являются:

  • специфическая (иммунная) и неспецифическая устойчивость к действию повреждающих факторов;
  • показатели роста и развития;
  • функциональное состояние и резервные возможности организма;
  • наличие и уровень какого-либо заболевания или дефекта развития;
  • уровень морально-волевых и ценностно-мотивационных установок.

Эвристическое обучение (метод вопросов и рассуждений Сократа, или, другими словами, «сократовская ирония»)  ставит своей целью конструирование учеником собственного смысла, целей и содержания образования, а также процесса его организации, диагностики и осознания.                                                       Хуторской А.В.

• Эвристическую деятельность иногда связывают с творческой деятельностью.

• Эвристическое обучение для ученика — непрерывное открытие нового (эвристика — от греч. heurisko — отыскиваю, нахожу, открываю).

•  В педагогике эвристическое обучение исследовали П. Ф. Каптерев, В. И. Андреев, А. В. Хуторской, а старейшим примером применения эвристических приёмов в российской педагогике является методика «Живое слово», сформированная в второй половине XIX века в журнале А. А. Хованского «Филологические записки».

•  В психологии эвристическим методам обучения уделяли внимание

•  В. Н. Пушкин, А. Н. Лук, Г. Я. Буш.

•  Информационно-коммуникационные  технологии - применение научных и инженерных знаний для решения практических задач

Проблемное обучение-  такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.    

[2] Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н. О. Лосского с вариантами пер. на рус.иевроп. языки. М.: Наука, 1999.

[3]КлустерД. Что такое критическое мышление? // Развитие критического

мышления через чтение и письмо. Часть 1. Приложение к газете “Первое сентября”. 2001.

Комментарии
Комментариев пока нет.