Этимология – это интересно
Специальные исследования показывают, что этимологический анализ активизирует языковую интуицию особенно в тех случаях, когда школьнику предлагается сначала самостоятельно доказать историческое родство предложенных групп слов (например, колесо, колея, кольцо, кольчуга, около, околыш, окольный – эти слова восходят к древнерусскому коло («круг»), высказать свои предположения по этому поводу, а затем проверить свою лингвистическую догадку, обращаясь к этимологическому словарю.
Этимологический анализ – это и средство воспитания любви к родному языку путем усвоения лексических богатств русского языка. С его помощью «восстанавливается забытое говорящими» (Шанский Н.М. «В мире слов», 1975, с.244): оказывается, комната названа от лат. caminata – помещение с камином; слово курица является производным от слова кур (ср.: как кур во щи), для обозначения особи женского пола. Кур, т.е. петух, получил название от звукоподражания (по крику кукареку); слово "солдат" произошло от слова "сольдо" - названия итальянской монеты и обозначает военнослужащего, получающего жалованье, а слово "трамвай", заимствованное из французского языка, возникло из слияния двух слов tram - вагон и way - дорога. А привычные для каждого человека слова «спасибо» и «пожалуйста» - это два различные по происхождению междометия вежливости (в словаре С.И.Ожегова – частицы), но они содержат глагольный компонет, которым оба «начинаются». «Спасибо» возникло в результате сращения словосочетания «спаси бог», где конечный г со временем отпал. «Пожалуйста» было образовано от «пожалую» («отблагодарю») с помощью частицы – ста (в устаревших вариантах звучало спасибоста, здоровоста).
Использование этимологии на уроках русского языка, бесспорно, повышает интерес учащихся к нашему предмету и способствует формированию у учащихся лингвистической и культурологической компетенций, развивает языковую интуицию и творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов.