Класс: 9 Тема урока: «Европейский Юг – Северный Кавказ. Факторы формирования района. Природа района»
Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы»
Тип урока: комбинированный (изучение нового учебного материала и первичное закрепление)
Цель: сформировать представления учащихся о Северном Кавказе
Задачи:
Учебные: Оценить ЭГП Северного Кавказа; выявить особенности природных условий и природных ресурсов района.
Развивающие: продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации (карты, схемы, таблицы), делать предположения на основе полученной информации
Воспитательные: Создать образ Кавказских гор, показать красоту и неповторимость Кавказа, воспитывать чувство гордости за Родину, чувство патриотизма
Оборудование: Учебник «География России. Хозяйство и географические районы» В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я.Ром, А.А. Лобжанидзе. 9 класс – М.: Дрофа, 2009 ; атлас; контурные карты; компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация, ЭОР из ЕК ЦОР http://school-collection.edu.ru/ "Северный Кавказ" (№159949), отрывок из фильма «Кавказская пленница», Слайд-шоу «Лучше гор могут быть только горы», с фонограммой одноименной песни В.Высоцкого, дидактический материал «Рабочий лист» (Приложение 1)
План урока
1 Организация класса 1 мин
2.Контроль – обобщение по пройденным темам 5 мин
3.Объявление темы урока, постановка проблемного вопроса (показ отрывка из фильма) 3 мин
4.Изучение нового материала 26 мин
•Состав района
•Характеристика ЭГП района
•Природа района
5.Рефлексия (ответ на проблемный вопрос) 8 мин
6.Этап объявления домашнего задания и оценок за урок 2 мин
Ход урока.
1. Организация класса
2. Контроль-обобщение знаний по темам «Европейский Север», «Северо-западный район», ««Центральная Россия» Географический диктант (слайд №2):
1) Самый маленький по площади район России
2) По территории района проходит маршрут «Золотое кольцо»
3) Отрасли специализации этого района: лесная промышленность, металлургия (цветная и чёрная), ТЭК
4) Район имеет крупное месторождение железной руды
5) Экономика района в основном базируется на привозном сырье и топливе
6) Самый крупный по площади район в Европейской России
7) Вокруг крупнейшего города этого района расположены дворцово-парковые ансамбли
8) К отраслям специализации этого района относятся: машиностроение, чёрная металлургия, текстильная промышленность
9) Район имеет выход в Балтийское море
10) Этот район получает избыточное увлажнение
Взаимопроверка по ключу: (Слайд 3)
I. Европейский Север: 3, 6
II. Северо-Западный район: 1, 5,7, 9,10
III. Центральная Россия: 2, 4, 5, 8
3. Сегодня мы начинаем изучение ещё одного района Европейской России – Северного Кавказа или Европейского Юга (Слайд 4) Ребята, какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите сочетание Северный Кавказ? (Дети отвечают: море, тепло, горы и т.д.) Посмотрите, пожалуйста, отрывок из известного фильма.
Показ отрывка из фильма «Кавказская пленница»
Проблемный вопрос: Прав ли герой фильма? Под влиянием каких факторов сформировалась теперь уже всероссийская житница, кузница и здравница? В течение урока мы изучим особенности ЭГП района, его природу и постараемся найти ответы на эти вопросы.
4. Изучение нового материала
I. Состав района. «Северный Кавказ» (Единая коллекция ЦОР: ЭОР №159949, Блок 1, Блок 4, Ключевой кадр 1)
По карте атласа «Европейский Юг» определите запишите в «Рабочий лист» субъекты Федерации, входящие в состав района и нанесите их на контурную карту.
II. Особенности ЭГП района. Рассказ учителя с использованием ЭОР №159949, Блок 2, Ключевые кадры 1, 2, 3,4,5; Блок 3, ключевой кадр 1
Ученики делают записи в «Рабочем листе», одновременно сравнивая ЭГП Северного Кавказа с ЭГП Центральной России. (Слайд 5)
Итог: Особенностями ЭГП Северного Кавказа являются:
• Приграничное положение
•Самый южный район России (окраинное положение)
• Природные рубежи: Кавказские горы, Каспийское море, Азовское и Чёрное моря
• Транспорт: Транзитное положение
• Богат природными ресурсами
Рефлексия: В чём достоинство географического положения Европейского Юга? В чём – недостатки? (ЭГП Северного Кавказа выгодное. Но необходима стабильная обстановка на самом Северном Кавказе и у соседей (Грузия). Проведение олимпиады, а вернее строительство необходимых объектов в Сочи, несомненно, укрепило экономику этого района)
III. Природа Европейского Юга: рельеф, климат, реки, природные зоны, высотная поясность. Самостоятельная работа учащихся с учебником и картами атласа, заполнение таблиц в «Рабочем листе».
Рефлексия: Оценка природных условий для жизни и хозяйственной деятельности людей. (ответы проговариваются устно и вывод записывается в «Рабочий лист») (Природные условия Северного Кавказа самые благоприятные для жизни и хозяйственной деятельности.)
5. Рефлексия: Вернёмся к проблемному вопросу: Под влиянием каких факторов сформировалась всероссийская «житница, кузница и здравница»?
1) Какими ресурсами богат Северный Кавказ? ( Минеральными: газ, нефть, руды, источники минеральных вод; Почвенными: чернозёмные, каштановые, пастбища; Климатическими; Рекреационными)
2) Сделайте предположение, какие отрасли хозяйства могут получить здесь наибольшее развитие? (сельское хозяйство, металлургия, машиностроение, ТЭК, курортная зона)
Подводя итог нашего урока, необходимо отметить, что Кавказ - это не только богатые недра и плодородные почвы, но и удивительно красивые природные ландшафты. Кавказские горы воспеты многими известными людьми.
Вот что написал о Кавказе норвежский писатель Кнут Гамсун:
« Я и раньше бывал в горах, видел отчасти Баварские Альпы, горы в Колорадо и многих других местах, но никогда я не чувствовал себя таким беспомощным на Земле… Кавказские горы… выглядят в своём неприступном великолепии отдельным миром. Зубцы и башни, сёдла и минареты, всё это из снега, и мы, чужестранцы, начинаем теперь понимать то, что Пушкин, Лермонтов и Толстой написали под первым впечатлением от этого мистического великолепия».
Кавказские горы запечатлены на картинах известных художников. Про Кавказ написано немало стихов и песен. Я предлагаю вам полюбоваться природой под звуки песни Владимира Семёновича Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы» Просмотр слад-шоу под звучание песни Высоцкого «Лучше гор могут быть только горы»
6. Домашнее задание (Слайд 6) §§34-35 учебника, вопросы и задания на жёлтом фоне.
Перечень используемых на данном уроке ЭОР
№ Название ресурса Тип, вид ресурса Форма предъявления информации Гиперссылка на ресурс
1 Северный Кавказ Вид: Мультимедиа
Информационный Интерактивная карта http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/e0c9c06f-4a16-49a2-b060-53416e0dd469/037.swf
Используемая литература:
1. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России. 9 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 288 с.
2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: Природа России. 8 класс. – М.: «ВАКО», 2005, 352 с.
3. География. 9 класс. Поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / Авт.-сост. С.А. Малиновская. – Волгоград: Учитель, 2004. - 171 с.
4. Журнал «География в школе» №1/2011 год.
Для создания слайд-шоу были использованы материалы сайтов: http://www.russianboston.com/common/arc/?id_cat=2810&id_story_top=269184http://www.mountain.ru/world_mounts/caucasia/prielbrus/2002/Elbrus_Alferov/ http://www.newsmarket.com.ua/2010/08/1003474/dvi-litni-yaponki-zdiysnili-shodzhennyahttp://tourism.bmstu.ru/gallery/thumbnails.php?album=topn&cat=-3&page=7 http://portal.istra.ru/gallery/displayimage.php?pos=-3994 http://www.lifeisphoto.ru/allphotos.aspx?id=2537&n=59 http://www.ecosystema.ru/08nature/world/31.htm http://www.kmv-transkur.ru/ http://www.6499500.ru/geleznovodsk/photo.htmhttp://megainf.ru/foto/id_813_kavkazskie-mineralnye-vody_5.html