12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Барашкина Светлана Васильевна253 Россия, Мордовия респ., Саранск Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида» |
Факультатив «Мой край – Мордовия»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа
для детей с ограниченными возможностями здоровья»
«УТВЕРЖДЕНО» Директор школы _____________ Храмов С. В. «01» сентября 2017 г. |
Рабочая программа
учителя географии Барашкиной С.В.
2017 - 2018 учебный год
Саранск 2017
Содержание
Введение
I. Целевой раздел
I. Пояснительная записка
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
II.2. Базовые учебные действия
II.3. Содержание учебного предмета
III. Организационный раздел
III.1. Календарно-тематическое планирование
III.2. Список литературных источников
I. Целевой раздел
I.1. Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с., Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».
В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.
Мир огромен и разнообразен. Все в нем взаимосвязано и взаимозависимо. И для познания этого мира нужно соприкосновение с ним.
Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к
познанию своей малой родины, к ее историческому прошлому и современной
культуре, к окружающим фауне и флоре и причастности к ней человека.
Незнание этого, оторванность ребенка от практического знакомства с
окружающим его миром в последующем не дадут полноценных знаний об
Отечестве в целом.
Программа факультатива «Мой край, Мордовия» направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. В основе программы - развитие личности школьника посредством знакомства с историей родного края.
Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Мордовской республики, расширение и углубление знаний по краеведению РМ, совершенствование картографических умений.
Задачи программы:
-учить самопознанию – ключевой форме человеческой деятельности на всех
этапах индивидуального развития.
-учить необходимости правильному проживанию в окружающем мире.
-воспитывать ценностные ориентиры личности, формировать этически- правильные привычки и стереотипы поведения, включая эмоциональную сферу и умение практически применять знания в жизненных ситуациях.
-формировать гражданина России.
- использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы.
Основные принципы, положенные в основу программы:
- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;
- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;
- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Методы работы:
- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.
- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;
- практические методы: изготовление рисунков, игры экологического характера, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край, Мордовия» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, мультимедиа-занятия, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.
В программу включены экологические игры, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.
Занятия факультатива рассчитаны на 68 ч в год и проходят 2 раза в неделю.
II. Содержательный раздел
II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
Освоение обучающимися программы по факультативу «Мой край, Мордовия» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.
К личностным результатам освоения программы относятся:
1) формирование чувства гордости за свою Родину, свой край;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.
5) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.
6) проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
7) сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
8) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,
работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
10) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.
Предметные результаты освоения программы по факультативу
«Мой край, Мордовия»
АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.
Минимальный уровень:
- показывать размеры территории Мордовии, границы, соседей;
-знать растительный и животный мир края;
-называть заповедники и заказники республики, животные и растения Красной книги родного края.
-иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края;
-владение приемами элементарного чтения географической карты;
-выделение, описание существенных признаков географических объектов и явлений;
-сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;
-использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.
Достаточный уровень
-показывать размеры территории Мордовии, границы, соседей;
-знать растительный и животный мир своего края;
-называть заповедники и заказники республики, животные и растения Красной книги родного края.
-иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края;
-применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;
-ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;
-объяснять процессы и явления, происходящие на территории республики,
особенности экологической ситуации территории;
-понимать содержание основных понятий и терминов;
-называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.
II.2. Базовые учебные действия
Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края; испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
II.3. Содержание учебного предмета
Территория и границы России. Республики, входящие в состав России. Население России. Расположение Республики Мордовии на карте России. Население Мордовии. Районы РМ. Города и районные центры. Занятия населения. Связь РМ с другими республиками и областями. Что дает РМ стране и что получает. Природа Мордовии. Реки и озера. Флора и фауна. Охраняемые территории Мордовии. Санатории и дома отдыха. Детские оздоровительные лагеря. Заселение Поволжья финно-угорскими племенами. Набеги кочевников на мордовские селения. Строительство городищ. Археологические раскопки. Краеведческие музеи на территории Мордовии. Занятия древней Мордвы: охота, рыболовство. Животноводство, земледелие, ремесленичество. Торговые связи с соседними племенами. Жилище древней мордвы. Верования древней мордвы. Сказания мордвы. Старинные костюмы, обряды. Игры и праздники. Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа по итогам экскурсии. Восстание под руководством Разина. Причины восстания. Алена Арзамасская. Крестьянская война под руководством Е.Пугачева. Пугачев в Саранске. Крестьянские вожаки. П.Евстафьев, И.Иванов. Образование Мордовской республики. Возникновение Саранска. Саранск – столица. Гипотезы названия поселения. Саранск – крепость. Современный Саранск – научный и культурный центр. Заводы Саранска, их продукция. Торговые и экономические связи с другими регионами. Люди, чьими именами названы улицы Саранска: Бибина, Воинов, Огарев и т.д. Памятники Саранска. Экскурсия по городу. Пр.работа по итогам экскурсии. А.И.Полежаев, поэт - революционер. М.Е. Евсевьев – 1 мордовский ученый и просветитель. Художник Сычков Ф.В. Картины Сычкова. Скульптор Эрьзя С.Д. Скульптуры Эрьзи С.Д. Экскурсия в музей изобразительных искусств. Мастера народного творчества. Резьба по дереву. Художественная вышивка. Народные сказители. Музыканты – композиторы. Художники.
III. Организационный раздел
III.1 Календарно-тематическое планирование по факультативу «Мой край, Мордовия 9 кл.»
( 2 часа в неделю, 68 часов в год).
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата | |
1 четверть – 18 часов | ||||||
1. | Территория и границы России. Республики, входящие в состав России. | 1 | Продолжать учить показывать территорию и границы России на карте. Вспомнить республики, входящие в состав России. |
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей. Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||
2. | Население России. | 1 | Уточнить и расширить знания о народах России. | |||
3. | Расположение Республики Мордовии на карте России | 1 | Познакомить с г/п Мордовии. Учить показывать границы Мордовии на карте. | |||
4. | Население Мордовии. | 1 | Познакомить с составом населения Мордовии, его обычаями, традициями, фольклором, кухней | |||
5. | Районы РМ. Города и районные центры. | 1 | Уточнить и расширить знания о районах РМ. Познакомить с городами и районными центрами. | |||
6. | Занятия населения. | 1 | Познакомить с основными занятиями населения. | |||
7. | Связь РМ с другими республиками и областями. | 1 | Показать значимость связей РМ с другими республиками и областями. | |||
8. | Что дает РМ стране и что получает. | 1 | Показать на примерах ,что дает РМ стране и что получает. | |||
9. | Природа Мордовии. | 1 | Сформировать представление о природе Мордовии. | |||
10 | Реки и озера. | 1 | Уточнить и расширить знания о реках и озерах Мордовии. Учить показывать на карте. | |||
11. | Флора и фауна. | 2 | Уточнить и расширить знания о животном и растительном мире. Знать основных представителей. | |||
12. | Охраняемые территории Мордовии. | 1 | Познакомить с заповедниками и заказниками . | |||
13. | Санатории и дома отдыха. | 1 | Познакомить с санаториями и домами отдыха. | |||
14. | Детские оздоровительные лагеря. | 1 | Познакомить с детскими оздоровительными лагерями. | |||
15. | Заселение Поволжья финно-угорскими племенами. | 1 | Показать, как заселялось Поволжье финно-угорскими племенами. | |||
16. | Набеги кочевников на мордовские селения. | 1 | Рассказать о нападении кочевников на мордовские селения. | |||
17. | Строительство городищ. | 1 | Сформировать представление о строительстве городищ. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата | |||||
2 четверть – 14 часов | ||||||||||
1. | Археологические раскопки. | 1 | Показать роль археологических раскопок в истории Мордовии. |
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. | ||||||
2. | Краеведческие музеи на территории Мордовии. | 1 | Уточнить и расширить знания о Краеведческом музее на территории Мордовии. | |||||||
3. | Занятия древней Мордвы: охота, рыболовство. | 1 | Познакомить с основными занятиями древней мордвы. | |||||||
4. | Животноводство, земледелие, ремесленичество. | 1 | Знать основные занятия древней мордвы. | |||||||
5. | Торговые связи с соседними племенами. | 2 | Описать торговые связи древней мордвы с соседними племенами. | |||||||
6. | Жилище древней мордвы. | 2 | Познакомить с жилищем древней мордвы. | |||||||
7. | Верования древней мордвы. | 2 | Формировать представления о верованиях древней мордвы и их связи с природой. | |||||||
8. | Сказания мордвы. | 2 | Познакомить со сказаниями мордвы. | |||||||
9. | Старинные костюмы, обряды. | 1 | Познакомить с костюмами и обрядами древней мордвы. | |||||||
10 | Экскурсия в краеведческий музей. | 1 | Расширить кругозор. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата | |||||
3 четверть – 20 часов | ||||||||||
1. | Игры и праздники. | 1 | Знать некоторые игры и праздники, уметь о них рассказать. | Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности. | ||||||
2. | Практическая работа по итогам экскурсии. | 1 | Обобщить и закрепить знания. | |||||||
3. | Восстание под руководством Разина. | 1 | Познакомить с основными событиями восстания. | |||||||
4. | Причины восстания. | 1 | Сформировать представление о причинах восстания. | |||||||
5. | Алена Арзамасская. | 1 | Дать представление о Алене Арзамасской как исторической личности, легендарной воительнице. | |||||||
6. | Крестьянская война под руководством Е.Пугачева. | 1 | Познакомить с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под руководством Е.Пугачева. | |||||||
7. | Пугачев в Саранске. | 1 | Показать роль Пугачева для Саранска. | |||||||
8. | Крестьянские вожаки. П.Евстафьев, И.Иванов. | 1 | Познакомить с крестьянскими вожакам: П.Евстафьев, И.Иванов. | |||||||
10. | Образование Мордовской республики. | 1 | Сформировать представление о образовании Мордовской республики. | |||||||
11. | Возникновение Саранска. | 1 | Сформировать представление о возникновении Саранска. | |||||||
12. | Саранск – столица. | 1 | Сформировать представление о Саранске, как о столице Мордовии. | |||||||
13. | Гипотезы названия поселения. | 1 | Познакомить с разными гипотезами названия поселения. | |||||||
14. | Саранск – крепость. | 1 | Сформировать представление о Саранске, как о военной сторожевой крепости. | Способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации. | ||||||
15. | Современный Саранск – научный и культурный центр. | 1 | Познакомить с научными и культурными центрами Саранска. | |||||||
16. | Заводы Саранска, их продукция. | 2 | Расширить представления о заводах Саранска и их продукции. | |||||||
17. | Торговые и экономические связи с другими регионами. | 1 | Показать значимость торговых и экономических связей с другими регионами для развития Мордовии. | |||||||
18. | Люди, чьими именами названы улицы Саранска: Бибина, Воинов, Огарев и т.д. | 2 | Познакомить с выдающимися людьми Мордовии. |
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Предметные результаты | Личностные результаты | Дата | |
4 четверть – 14 часов | ||||||
1. | Памятники Саранска. | 1 | Расширить знания о памятниках Саранска. | Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств. | ||
2. | Экскурсия по городу. | 1 | Расширить кругозор. | |||
3. | Пр.работа по итогам экскурсии. | 1 | Обобщить и закрепить знания. | |||
4. | А.И.Полежаев, поэт - революционер. | 1 | Сформировать представление о Полежаеве, как о поэте революционере. | |||
5. | М.Е. Евсевьев – 1 мордовский ученый и просветитель. | 1 | Познакомить с Евсевьевым и его научно-педагогической деятельностью. | |||
6. | Художник Сычков Ф.В. Картины Сычкова. | 1 | Познакомить с жизнью Сычкова и его творчеством. | |||
7. | Скульптор Эрьзя С.Д. Скульптуры Эрьзи С.Д. | 1 | Познакомить с жизнью Эрьзи и его скульптурами. | |||
8. | Экскурсия в музей изобразительных искусств. | 1 | Расширить кругозор. | |||
9. | Мастера народного творчества. | 1 | Познакомить с народным творчеством мордовского народа. | |||
10 | Резьба по дереву. | 1 | Познакомить с искусством -резьба по дереву. | |||
11. | Художественная вышивка. | 1 | Познакомить с историей возникновения вышивания, ролью вышивки в национальном костюме. | |||
12. | Народные сказители. | 1 | Дать понятие «сказители». Познакомить с личностями известных сказителей. | |||
13. | Музыканты – композиторы. | 1 | Знакомство с ведущими композиторами и музыкантами Мордовии. | |||
14. | Художники. | 1 | Познакомить с известными художниками Мордовии, их творчеством. |
Список литературы
Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.
Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.
3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.
Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.
Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.
6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.
Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.
8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.
Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.
10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.
11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.
12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996.