12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Барашкина Светлана Васильевна253
Россия, Мордовия респ., Саранск
Материал размещён в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Республики Мордовия «Саранская общеобразовательная школа

для детей с ограниченными возможностями здоровья»

 

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор школы

_____________ Храмов С. В.

«01» сентября 2017 г.

Рабочая программа

учителя географии Барашкиной С.В.

по факультативу «Мой край, Мордовия»

2017 - 2018 учебный год

Саранск 2017

Содержание

Введение

I. Целевой раздел

I. Пояснительная записка

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

II.2. Базовые учебные действия

II.3. Содержание учебного предмета

III. Организационный раздел

III.1. Календарно-тематическое планирование

III.2. Список литературных источников

I. Целевой раздел

I.1. Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9кл.: В2сб./Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.- Сб.1,-232с., Адаптированной основной общеобразовательной программы ГБОУ РМ «Саранская общеобразовательная школа для детей с ограниченными возможностями здоровья».

В новых образовательных стандартах духовно-нравственному и гражданско-патриотическому воспитанию отводится особая роль. Воспитание гражданина, любящего свою Родину, не может обходиться без изучения родного края. Любовь к родному краю, знание его истории, культуры, традиций – вот основа, на которой осуществляется рост духовной культуры всего общества. Пропаганда краеведения становится необходимостью в современной школе. Участие школьников в краеведческой деятельности повышает уровень их самосознания, развивает художественный вкус, эстетическую оценку, воспитывает уважение к культуре и истории своего народа, чувство благодарности к старшему поколению, создает возможности для самореализации учащихся в процессе этой общественно - полезной, увлекательной, благородной работы.

Мир огромен и разнообразен. Все в нем взаимосвязано и взаимозависимо. И для познания этого мира нужно соприкосновение с ним.

Большое значение в воспитании школьника имеет ценностное отношение к

познанию своей малой родины, к ее историческому прошлому и современной

культуре, к окружающим фауне и флоре и причастности к ней человека.

Незнание этого, оторванность ребенка от практического знакомства с

окружающим его миром в последующем не дадут полноценных знаний об

Отечестве в целом.

Программа факультатива «Мой край, Мордовия» направлена на социокультурную адаптацию школьника, на подготовку его к гражданской и нравственной деятельности. В основе программы - развитие личности школьника посредством знакомства с историей родного края.

Целью программы является формирование основ этнического самосознания школьника и расширение собственного культурного опыта, интереса к истории Мордовской республики, расширение и углубление знаний по краеведению РМ, совершенствование картографических умений.

Задачи программы:

-учить самопознанию – ключевой форме человеческой деятельности на всех

этапах индивидуального развития.

-учить необходимости правильному проживанию в окружающем мире.

-воспитывать ценностные ориентиры личности, формировать этически- правильные привычки и стереотипы поведения, включая эмоциональную сферу и умение практически применять знания в жизненных ситуациях.

-формировать гражданина России.

- использовать факультативный курс для общего развития учащихся специальной коррекционной школы.

Основные принципы, положенные в основу программы:

- принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития;

- принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;

- научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой;

- систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.

Методы работы:

- словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации.

- наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей;

- практические методы: изготовление рисунков, игры экологического характера, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса «Мой край, Мордовия» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, мультимедиа-занятия, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. Наряду с традиционными, в программе используются современные технологии и методики: технология развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающие технологии, игровые технологии, компьютерные технологии.

В программу включены экологические игры, ребусы и кроссворды, которые способствуют развитию логического мышления.

Занятия факультатива рассчитаны на 68 ч в год и проходят 2 раза в неделю.


 


 

II. Содержательный раздел

II.1. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета

Освоение обучающимися программы по факультативу «Мой край, Мордовия» предполагает достижение двух видов результатов: личностных и предметных.

К личностным результатам освоения программы относятся:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, свой край;

2) воспитание уважительного отношения к иному мнению;

3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

4)  уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

5) способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

6)  проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;

7)  сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

8)  сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни,

работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

9) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

10) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Предметные результаты освоения программы по факультативу

«Мой край, Мордовия»

АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Минимальный уровень является обязательным для большинства учащихся класса.

Минимальный уровень:

- показывать размеры территории Мордовии, границы, соседей;

-знать растительный и животный мир края;

-называть заповедники и заказники республики, животные и растения Красной книги родного края.

-иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края;

-владение приемами элементарного чтения географической карты;

-выделение, описание существенных признаков географических объектов и явлений;

-сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям;

-использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Достаточный уровень

-показывать размеры территории Мордовии, границы, соседей;

-знать растительный и животный мир своего края;

-называть заповедники и заказники республики, животные и растения Красной книги родного края.

-иметь представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах своего края;

-применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации;

-ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий;

-объяснять процессы и явления, происходящие на территории республики,

 особенности экологической ситуации территории;

-понимать содержание основных понятий и терминов;

-называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей области.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

II.2. Базовые учебные действия

Базовые учебные действия ― это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью. БУД обеспечивают становление учебной деятельности ребенка с умственной отсталостью в основных ее составляющих: познавательной, регулятивной, коммуникативной, личностной.

Личностные учебные действия:

Личностные учебные действия представлены следующими умениями: освоение национальных ценностей, традиций, культуры родного края; испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности;

Коммуникативные учебные действия:

Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные учебные действия:

Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

Познавательные учебные действия:

Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-про­странственную организацию; использовать усвоенные логические операции (сравнение, ана­лиз, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, при­чинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, ос­но­ве практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями; использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и про­цессами.


 


 

II.3. Содержание учебного предмета


 

Территория и границы России. Республики, входящие в состав России. Население России. Расположение Республики Мордовии на карте России. Население Мордовии. Районы РМ. Города и районные центры. Занятия населения. Связь РМ с другими республиками и областями. Что дает РМ стране и что получает. Природа Мордовии. Реки и озера. Флора и фауна. Охраняемые территории Мордовии. Санатории и дома отдыха. Детские оздоровительные лагеря. Заселение Поволжья финно-угорскими племенами. Набеги кочевников на мордовские селения. Строительство городищ. Археологические раскопки. Краеведческие музеи на территории Мордовии. Занятия древней Мордвы: охота, рыболовство. Животноводство, земледелие, ремесленичество. Торговые связи с соседними племенами. Жилище древней мордвы. Верования древней мордвы. Сказания мордвы. Старинные костюмы, обряды. Игры и праздники. Экскурсия в краеведческий музей. Практическая работа по итогам экскурсии. Восстание под руководством Разина. Причины восстания. Алена Арзамасская. Крестьянская война под руководством Е.Пугачева. Пугачев в Саранске. Крестьянские вожаки. П.Евстафьев, И.Иванов. Образование Мордовской республики. Возникновение Саранска. Саранск – столица. Гипотезы названия поселения. Саранск – крепость. Современный Саранск – научный и культурный центр. Заводы Саранска, их продукция. Торговые и экономические связи с другими регионами. Люди, чьими именами названы улицы Саранска: Бибина, Воинов, Огарев и т.д. Памятники Саранска. Экскурсия по городу. Пр.работа по итогам экскурсии. А.И.Полежаев, поэт - революционер. М.Е. Евсевьев – 1 мордовский ученый и просветитель. Художник Сычков Ф.В. Картины Сычкова. Скульптор Эрьзя С.Д. Скульптуры Эрьзи С.Д. Экскурсия в музей изобразительных искусств. Мастера народного творчества. Резьба по дереву. Художественная вышивка. Народные сказители. Музыканты – композиторы. Художники.

III. Организационный раздел

III.1 Календарно-тематическое планирование по факультативу «Мой край, Мордовия 9 кл.»

( 2 часа в неделю, 68 часов в год).


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

1 четверть – 18 часов

1.

Территория и границы России. Республики, входящие в состав России.

1

Продолжать учить показывать территорию и границы России на карте. Вспомнить республики, входящие в состав России.

 

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

2.

Население России.

1

Уточнить и расширить знания о народах России.

 

3.

Расположение Республики Мордовии на карте России

1

Познакомить с г/п Мордовии. Учить показывать границы Мордовии на карте.

 

4.

Население Мордовии.

1

Познакомить с составом населения Мордовии, его обычаями, традициями, фольклором, кухней

 

5.

Районы РМ. Города и районные центры.

1

Уточнить и расширить знания о районах РМ. Познакомить с городами и районными центрами.

 

6.

Занятия населения.

1

Познакомить с основными занятиями населения.

 

7.

Связь РМ с другими республиками и областями.

1

Показать значимость связей РМ с другими республиками и областями.

 

8.

Что дает РМ стране и что получает.

1

Показать на примерах ,что дает РМ стране и что получает.

 

9.

Природа Мордовии.

1

Сформировать представление о природе Мордовии.

 

10

Реки и озера.

1

Уточнить и расширить знания о реках и озерах Мордовии. Учить показывать на карте.

 

11.

Флора и фауна.

2

Уточнить и расширить знания о животном и растительном мире. Знать основных представителей.

 

12.

Охраняемые территории Мордовии.

1

Познакомить с заповедниками и заказниками .

 

13.

Санатории и дома отдыха.

1

Познакомить с санаториями и домами отдыха.

 

14.

Детские оздоровительные лагеря.

1

Познакомить с детскими оздоровительными лагерями.

 

15.

Заселение Поволжья финно-угорскими племенами.

1

Показать, как заселялось Поволжье финно-угорскими племенами.

 

16.

Набеги кочевников на мордовские селения.

1

Рассказать о нападении кочевников на мордовские селения.

 

17.

Строительство городищ.

1

Сформировать представление о строительстве городищ.

 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

2 четверть – 14 часов

1.

Археологические раскопки.

1

Показать роль археологических раскопок в истории Мордовии.

 

Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

 

2.

Краеведческие музеи на территории Мордовии.

1

Уточнить и расширить знания о Краеведческом музее на территории Мордовии.

 

3.

Занятия древней Мордвы: охота, рыболовство.

1

Познакомить с основными занятиями древней мордвы.

 

4.

Животноводство, земледелие, ремесленичество.

1

Знать основные занятия древней мордвы.

 

5.

Торговые связи с соседними племенами.

2

Описать торговые связи древней мордвы с соседними племенами.

 

6.

Жилище древней мордвы.

2

Познакомить с жилищем древней мордвы.

 

7.

Верования древней мордвы.

2

Формировать представления о верованиях древней мордвы и их связи с природой.

 

8.

Сказания мордвы.

2

Познакомить со сказаниями мордвы.

 

9.

Старинные костюмы, обряды.

1

Познакомить с костюмами и обрядами древней мордвы.

 

10

Экскурсия в краеведческий музей.

1

Расширить кругозор.

 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

3 четверть – 20 часов

1.

Игры и праздники.

1

Знать некоторые игры и праздники, уметь о них рассказать.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности.

 

2.

Практическая работа по итогам экскурсии.

1

Обобщить и закрепить знания.

 

3.

Восстание под руководством Разина.

1

Познакомить с основными событиями восстания.

 

4.

Причины восстания.

1

Сформировать представление о причинах восстания.

 

5.

Алена Арзамасская.

1

Дать представление о Алене Арзамасской как исторической личности, легендарной воительнице.

 

6.

Крестьянская война под руководством Е.Пугачева.

1

Познакомить с ухудшением положения крестьян, которое переросло в крестьянскую войну под руководством Е.Пугачева.

 

7.

Пугачев в Саранске.

1

Показать роль Пугачева для Саранска.

 

8.

Крестьянские вожаки. П.Евстафьев, И.Иванов.

1

Познакомить с крестьянскими вожакам: П.Евстафьев, И.Иванов.

 

10.

Образование Мордовской республики.

1

Сформировать представление о образовании Мордовской республики.

 

11.

Возникновение Саранска.

1

Сформировать представление о возникновении Саранска.

 

12.

Саранск – столица.

1

Сформировать представление о Саранске, как о столице Мордовии.

 

13.

Гипотезы названия поселения.

1

Познакомить с разными гипотезами названия поселения.

 

14.

Саранск – крепость.

1

Сформировать представление о Саранске, как о военной сторожевой крепости.

Способность к осмыслению и

дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации.

 

15.

Современный Саранск – научный и культурный центр.

1

Познакомить с научными и культурными центрами Саранска.

 

16.

Заводы Саранска, их продукция.

2

Расширить представления о заводах Саранска и их продукции.

 

17.

Торговые и экономические связи с другими регионами.

1

Показать значимость торговых и экономических связей с другими регионами для развития Мордовии.

 

18.

Люди, чьими именами названы улицы Саранска: Бибина, Воинов, Огарев и т.д.

2

Познакомить с выдающимися людьми Мордовии.

 

 


 


 


 


 


 


 


 

урока

Тема урока

Кол-во часов

Предметные результаты

Личностные результаты

Дата

4 четверть – 14 часов

1.

Памятники Саранска.

1

Расширить знания о памятниках Саранска.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 

2.

Экскурсия по городу.

1

Расширить кругозор.

 

3.

Пр.работа по итогам экскурсии.

1

Обобщить и закрепить знания.

 

4.

А.И.Полежаев, поэт - революционер.

1

Сформировать представление о Полежаеве, как о поэте революционере.

 

5.

М.Е. Евсевьев – 1 мордовский ученый и просветитель.

1

Познакомить с Евсевьевым и его научно-педагогической деятельностью.

 

6.

Художник Сычков Ф.В. Картины Сычкова.

1

Познакомить с жизнью Сычкова и его творчеством.

 

7.

Скульптор Эрьзя С.Д. Скульптуры Эрьзи С.Д.

1

Познакомить с жизнью Эрьзи и его скульптурами.

 

8.

Экскурсия в музей изобразительных искусств.

1

Расширить кругозор.

 

9.

Мастера народного творчества.

1

Познакомить с народным творчеством мордовского народа.

 

10

Резьба по дереву.

1

Познакомить с искусством -резьба по дереву.

 

11.

Художественная вышивка.

1

Познакомить с историей возникновения вышивания, ролью вышивки в национальном костюме.

 

12.

Народные сказители.

1

Дать понятие «сказители». Познакомить с личностями известных сказителей.

 

13.

Музыканты – композиторы.

1

Знакомство с ведущими композиторами и музыкантами Мордовии.

 

14.

Художники.

1

Познакомить с известными художниками Мордовии, их творчеством.

 

 


 

Список литературы

Мордва: Очерки по истории, этнографии и культуре мордовского народа // Сост.: Юрченков В.А. и др. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.

Алёна Арзамасская – Темниковская. // Сост.: П.П. Смирнов, Е.В. Чистяков. – Саранск.: Морд. кн. изд – во, 1986.

3. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы. Традиции и современность. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1992.

Воронин И. Д. Достопримечательности Мордовии. Природные, исторические, культурные. – Саранск, 1967.

Города и сёла Мордовии // Сост.: А.Н. Поршаков. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1972.

6. Заруцкий Б. А. Олимпиады по краеведению. – М. Просвещение, 1965.

Изобразительное искусство Мордовии // Сост.: Н.А. Косинец, Н.И. Шибакова. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1984.

8. Косенков А. Я иду по родному краю. – Саранск. Морд. кн. изд-во, 1979.

Куклин В. Н. Биография саранских улиц. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1990.

10. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1998.

11.Мордовия. Народное искусство // Сост.: Ю.Ф. Юшкин. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1985.

12. Юрчёнков В. А. Как узнали о мордве. – Саранск: Морд. кн. изд-во, 1996.

Опубликовано в группе «Коррекционная работа в школе VIII вида»


Комментарии (1)

Каторжина Лариса Николаевна, 20.01.18 в 14:54 0Ответить Пожаловаться
Так важно воспитывать в детях любовь к Родине.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.