Справочный материал по истории «Фальсификации Сталинградской битвы»

0
0
Материал опубликован 14 December 2017 в группе

Фальсификации Сталинградской битвы

В отечественной и зарубежной литературе публицистического характера часто можно встретить такую точку зрения: Сталин запретил эвакуацию, чтобы не подорвать свой престиж и не вызвать панику, эвакуация населения из Сталинграда целенаправленно не проводилась, а началась стихийно уже после жестоких бомбардировок города. Подход, при котором эвакуацию из Сталинграда оценивают через личность Сталина слишком упрощает ситуацию. Существовали вполне определенные причины, по которым было невозможно провести своевременно полномасштабную эвакуацию жителей города. Как отмечал А. М. Самсонов, частичная эвакуация гражданского населения началась при возросшей угрозе Сталинграду. В соответствии с указанием председателя Комитета по эвакуации СНК СССР Н. М. Шверника 15 августа бюро Сталинградского обкома ВКП(б) совместно с исполкомом областного Совета депутатов трудящихся вынесли постановление «О частичной разгрузке г. Сталинграда». Во время эвакуации, которая началась не стихийно, а проводилась организовано, работало 28 переправ. Одной из важных причин была загруженность переправ, т. к. через Сталинград в июле и начале августа непрерывным потоком шли перевозки вглубь страны хлеба, перегонялся скот и техника. По мнению историка А. В. Исаева, эвакуация населения Сталинграда в августе велась низкими темпами, так как советское руководство, видимо, считало себя в состоянии удержать ситуацию под контролем. К 23 августа из всего населения 400-тысячного города было эвакуировано около 100 тысяч человек. Основная масса жителей Сталинграда оставалась в городе. 24 августа Городской комитет обороны принял постановление об эвакуации женщин, детей и раненых на левый берег Волги, но время уже было безнадежно упущено. 23–24 августа, после того как все причалы были уничтожены ударами с воздуха, сталинградские речники организовали переправу катерами и баркасами. Этот этап эвакуации проходил под ударами с воздуха и даже артиллерийским огнем противника. Санитарный пароход «Бородино» с 700 ранеными был расстрелян прямой наводкой в районе Рынка и затонул, спаслось всего лишь около 300 человек. Такая же участь постигла и пароход «Иосиф Сталин» с эвакуированными жителями. Из находившихся на корабле 1200 человек спаслось вплавь всего около 150 человек.

В какой-то мере время на эвакуацию было выиграно за счет контрударов советских танковых корпусов в конце августа и начале сентября. От момента выхода противника к Волге 23 августа до выхода собственно на улицы города прошло три недели.

Нужно отметить, что руководство Юго-Восточного Фронта возлагало также большие надежды на контрудары севернее и южнее Сталинграда в конце августа 1942 г., которыми руководил Г. К. Жуков. Это был еще один аргумент, чтобы не торопиться с эвакуацией гражданского населения (особенно рабочих СТЗ и завода «Баррикады»). Однако указанные контрудары не принесли ожидаемого результата.

Наибольшие разногласия в историографии возникают по поводу численности населения, эвакуированного после 23 августа, когда была перерезана единственная остававшаяся в руках советских войск железнодорожная ветка по направлению к Фролово. Остались пути эвакуации только через Волгу. И они работали, что подтверждается и очевидцами и документами.
В своих мемуарах М. А. Водолагин, секретарь Сталинградского обкома КПСС, отмечал, что с конца августа по октябрь было вывезено из Тракторозаводского, Баррикадного и Краснооктябрьского районов 150 тыс. человек. В Кировском районе к 20 сентября было эвакуировано 30 тыс. жителей. Всего, как считал М. А. Водолагин, на волжских переправах было перевезено 250 тыс. человек. Советский историк А. М. Самсонов полагал, что с конца августа до первых чисел октября только из Ворошиловского района было вывезено 65 тыс. человек, из Краснооктябрьского – 60 тыс. человек. Как видно из приведенных точек зрения, численность эвакуированного населения из Сталинграда не подается точному определению. Во время эвакуации основная задача заключалась не в документальном учете количества вывезенного из города населения, а в том, чтобы вывезти как можно больше женщин, детей и раненых. В итоге, неоспоримым можно считать лишь то, что по утверждению членов общества «Дети военного Сталинграда», после приказа № 227 мирные сталинградцы стали главным заградотрядом для советских войск. «За спиной был живой город, где кричали раненые дети и обезумевшие матери и поэтому для солдата за Волгой земли не стало». В Сталинграде оставалось около 100 тыс. человек гражданского населения, по разным причинам не эвакуированного за Волгу. Оставшееся население продолжало укрываться в подвалах и бомбоубежищах даже во время оккупации большей части города подразделениями вермахта. Не редко доходило до случаев, когда дом занимали немцы, а в его подвале продолжали жить «по соседству» сталинградцы, оставшиеся в городе. О таком «соседстве» повествуют также почти все немецкие мемуары участников битвы на Волге". Эвакуация в условиях Сталинградской битвы сохранила жизнь тысячам советских людей и позволила сохранить ценное оборудование заводов, колхозов и государственное имущество.

Литература:

Самсонов А.М. Сталинградская битва.-М.: Наука, 1989.

Скрипкин А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. История Волгоградской земли от древнейших времен до современности. Учебное пособие. – М.:Планета, 2011.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.