Мастер-класс по пластилинографии «Фиалка для органайзера» (2–4 класс)
Пояснительная записка к презентации
Мастер-класс по пластилинографии
«Фиалка для органайзера».
Пояснительная записка.
Автор: Ватолина Светлана Анатольевна
Предметы: изобразительное искусство, технология, окружающий мир.
Тема: «Фиалка для органайзера».
Рекомендуемый класс: 2-4 класс
Рекомендуемый тип занятия: открытие новых знаний.
Цель:
Создание панно в технике пластилинографии на диске для украшения импровизированного органайзера.
Задачи:
- Познакомить со способом лепки «миллефиори» (упрощенный вариант).
- Формировать у детей устойчивый интерес к использованию в своей деятельности нетрадиционной техники работы с пластилином.
- Учить детей находить оригинальные способы для создания художественного образа.
- Развивать и совершенствовать разнообразные приемы пластилинографии.
- Развивать сенсорные способности восприятия, чувство цвета, формы, композиции.
- Развивать мелкую моторику, координацию движения рук.
- Воспитывать самостоятельность, аккуратность в работе.
Требуемые для работы знания и умения:
Знать и уметь, как использовать приемы работы с пластилином: раскатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание деталей от общей формы, примазывание одной части к другой.
Знать и выполнять правила использования и технику безопасности при работе с пластелином и предметами для лепки.
Уметь организовать рабочее место, для творчества с пластилином. А так же уметь правильно убирать и хранить оборудование для лепки.
Планируемые результаты:
Предметные: соблюдение норм и правил безопасности труда; практическое освоение приема «миллефиори» в пластилинографии; развитие моторики и координации движения рук.
Метапредметные: способность решать творческие задачи, используя знания о природе, изобразительные умения и навыки, разнообразные изобразительные выразительные средства и материалы; сознательная организация и регулирование собственной деятельности.
Личностные: ответственность, за качество своей работы; коммуникативные компетенции; развитие эстетического вкуса.
Актуальность.
Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графил» - создавать, рисовать, а первая половина слова "пластилин” подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла. Пластилинография — это один из сравнительно недавнего появления нового жанра (вида) в изобразительной деятельности.
Этот жанр представляет собой создание лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полуобъёмных объектов на горизонтальной поверхности, с применением нетрадиционных техник и материалов.
Для школьников в начальных классах важным фактором любой творческой деятельности является конечный результат, продукт, который можно использовать в жизни: подарок, украшение интерьера, аксессуар, участие работы в конкурсах и выставках, использование работы в быту. Данный мастер-класс позволяет заинтересовать детей к такому виду деятельности, как пластилинография, а использование неожиданных материалов стимулировать познавательную деятельность, заинтересованность к конечному результату.
Оборудование для занятия:
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Фиалки – первоцветы?».
Ход занятия:
I. Введение в тему. (5-7 мин.)
Загадка.
Очень милые цветы
Голубые лепестки!
На лугах они растут
и красиво там цветут.
Проявите чуть смекалки
Те цветы зовут ... .
(Фиалка)
Презентация «Фиалки – первоцветы?».
1 слайд.
Заголовок.
2 слайд.
Ребята, у кого есть дома цветы фиалки?
Все мы знаем фиалки, как комнатные цветы.
Сенполия, комнатная фиалка, узамбарская фиалка, являются одним из самых распространенных цветущих растений, применяемых в комнатном цветоводстве. Посмотрите, а как богата цветовая палитра этих красавиц.
А вы знаете, что бывают дикие фиалки? А почему «дикие»? Правильно, потому, что они растут сами по себе в природе.
Дикие фиалки отличаются от комнатных и садовых разнообразием форм, величины, окраски цветков и листьев. Произрастая в дикой природе, фиалки дикорастущих видов более неприхотливы, часто довольствуются отсутствием плодородных почв и яркого освещения. В Европе дикие фиалки чаще всего встречаются на юге и западе Сибири, на Балканах и в некоторых регионах России. Некоторые виды растут исключительно в Северной Америке. Хотите увидеть, какие бывают дикие фиалки?
3 слайд.
Вот, например - Фиалка полевая, растет в перечисленных территориях. Цветет с мая до поздней осени.
4 слайд.
Морозоустойчивая фиалка двухцветковая, растет в скальных трещинах, на сырых осыпях, в горных лесах, на влажных лугах, вблизи водоемов. Цветет в мае.
5 слайд.
Редкая фиалка надрезанная. Встречается только в Сибири и растет все лето.
6 слайд.
Дикая фиалка болотная цветет с апреля по июнь.
7 слайд.
Фиалка собачья произрастает по всей европейской части России, на Кавказе, в Сибири и на Дальнем Востоке, на низкотравных лугах, под пологом негустых мелколистных лесов, среди кустарников, на опушках.
Цветет в мае-июне, иногда повторно в конце лета.
8 слайд.
Фиалка удивительная, цветет в апреле и мае, растет в еловых лесах.
9 слайд.
Дикая фиалка ривиниуса. Цветение с апреля по июнь. Размножается семенами, которые в естественных условиях разносят муравьи. В природе фиалка ривиниуса растет в тенистых сырых лесах, встречается на опушках и полянах.
10 слайд.
Фиалка лесная. Встречается на лесных полянах, в зарослях кустарников, в лиственных и хвойных лесах. Цветет в апреле, мае.
11 слайд.
Луговая фиалка. Растет в болотистых местах. Цветет в мае, июне.
12 слайд.
Я познакомила вас лишь с немногими дикими фиалками. Только в России их встречается около 110 видов. Как вы думаете, все эти фиалки, с которыми я вас познакомила, могут расти у нас на Урале? (не растет фиалка надрезанная). Фиалки – первоцветы? (Да!) Почему? (Дикие фиалки начинают цвести с апреля, мая)
13 слайд.
Мне больше всех нравится Дикая фиалка волосистая. С коротеньким пушком на ножке. В природе фиалка волосистая встречается довольно широко — от Европы до Кавказа, Средней Азии, Западной Сибири и Алтая, в разреженных хвойных и смешанных лесах на опушках, полянах, склонах, среди кустарников, на вырубках и каменистых обнажениях. Цветет в мае, но не долго. А вам ребята нравится эта фиалка? Именно этим пластилиновым цветком с желтой серединкой и сиренево-фиолетовыми лепестками, мы будем украшать импровизированный органайзер. Интересно? Тогда начинаем!
II. Мастер-класс. (25-30 мин.)
III. Рефлексия. (3-4 мин.)
Первоцветы - первые представители растительного мира, появляющиеся после долгой зимы. Они - символы весны, просыпающейся жизни!
Берегите цветы, не губите!
Творенье природы не рвите!
Заботясь о своей Земле, мы продлеваем её век.
Береги первоцветы – если ты ЧЕЛОВЕК!
А теперь ребята поделитесь с друзьями идеями использования органайзера. Свободное общение, просмотр работ.
IV. Домашнее задание. (2-3 мин.)
Панно на дисках для съёмного органайзера «Времена года».
Украсить ненужные диски символами лета, осени, зимы в любой технике пластилиновой живописи.
Ресурсы:
Физкультминутка:
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/06/22/pervotsvety
Загадка: http://umochki.ru/zagadki/zagadki-o-tsvetakh/zagadki-pro-fialku
Стихотворение «Берегите цветы»: https://poisk-ru.ru/s34869t6.html
Символы времен года: https://www.istockphoto.com/ru/иллюстрации/время-года?sort=mostpopular&mediatype=illustration&phrase=время%20года
Технология пластилинографии «миллефиори»:
https://kompas-center.ru/node/1058
Информация о фиалках:
Ильина Оксана Геннадьевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Трефилова Раиса Поликарповна
Ватолина Светлана Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Ватолина Светлана Анатольевна
Хохлова Нина Борисовна
Лещёва Светлана Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Ефимова Алла Ивановна
Кияйкина Наталья Федоровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сингаевская Наталья Валерьевна
Янакова Ольга Александровна
Ватолина Светлана Анатольевна
Артеменко Елена Николаевна
Ватолина Светлана Анатольевна
Дементьева Ирина Михайловна
Ватолина Светлана Анатольевна