Финансовая грамотность в системе подготовки к ОГЭ по математике
Наталья Алексеевна Газова
Учитель математики
МАОУ «СОШ №9»
Г.Мегион
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО МАТЕМАТИКЕ.
Аннотация:
В статье рассмотрено понятие финансовой грамотности школьников. Охарактеризованы элементы введения, значимость изучения финансовой грамотности у обучающихся 5-9 классов на уроках математики.
Ключевые слова: | |
| Математика, ОГЭ, функциональная грамотность, финансовая грамотность, проценты, практико-ориентированные задачи |
Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.
Финансовая грамотность (англ.-. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Знание основ финансовой грамотности и умение применять эти знания в практической деятельности позволяет человеку эффективно управлять личными финансами – контролировать доходы и расходы, планировать личный бюджет; безопасно и эффективно пользоваться услугами финансовых организаций, в частности, накопительными и страховыми инструментами. Основы финансовой грамотности формируются у школьников при изучении экономики, географии, обществознания. Немаловажную роль в этом играет и математика.
Важность базовых знаний в данной теме продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. На данный момент решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования перешло в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения государством социально-экономических задач.
Поскольку некоторые денежные операции в России можно осуществлять уже с шести лет, уже в начальной школе необходимо начать обучение элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например на проезде или на завтраках, и т.д. Ученики средней школы должны получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы", — считает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его мнению, введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как их приумножать, грамотно распоряжаться и избегать финансовых ловушек. "Думается, что по своей форме уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон и быть схожими с уроками труда", — рассуждает в своей колонке ТАСС управляющий директор ИК "Алго капитал" Михаил Ханов. Вместе с тем он напоминает, что не стоит перекладывать полную ответственность за финансовую грамотность детей с родителей на школу.
Когда человек учится в школе, он часто не до конца понимает, зачем ему нужно знать те или иные научные законы, правила и методы и какое они имеют отношение к его будущей взрослой жизни. Как правило, изучаемые понятия и факты с каждым годом учебы усложняются и на первый взгляд все больше отдаляются от повседневной жизни.
Очень часто школьники задают вопросы: «Зачем нам это учить? А для чего это нужно знать? Где нам это пригодится в жизни?». Сомнения в полезности изучаемого материала отрицательно влияют на мотивацию школьников. Одним из эффективных средств повышения мотивации к изучению математики являются практико-ориентированные задания по финансовой грамотности. Если задачи принимают «жизненную окраску», если задачу «можно потрогать руками», то вопрос отпадает сам собой.
При подборе заданий к уроку надо стремиться моделировать жизненные ситуации, связанные с управлением личными финансами, сформулировать вопрос, который потребует от обучающегося решения в этих ситуациях. Важный (и приятный) вывод, к которому можно прийти после выполнения задания, состоит в том, что очень часто финансово грамотное решение в реальной жизни вырабатывается не методом проб и ошибок, а путем аккуратных расчетов. Задания на уроке должны быть направлены на формирование адекватных представлений об управлении личными финансами и развитие навыков ответственного, грамотного поведения на финансовом рынке.
Можно выделить ряд основных принципов грамотного потребительского и финансового поведения:
реалистичную оценку своих финансовых возможностей и ограничений при принятии потребительских и финансовых решений;
понимание необходимости выбора, невозможности удовлетворения всех потребностей и желаний;
наличие навыка рассмотрения альтернативных вариантов решения;
количественная (получаемая путем математических расчетов!) оценка финансовых последствий принимаемых решений;
понимание личной ответственности за последствия (в том числе долгосрочные) принятого решения.
Задачи по финансовой грамотности органично вписываются в содержание школьного курса математики, так как решаются с опорой на математические методы изучения и анализа конкретной финансовой ситуации. При изучении тем «Проценты», «Нахождение дроби от числа», «Графики», «Прогрессии», «Задачи на оптимизацию» очень уместно не ограничиваться только математической составляющей. С обучающимися нужно обсудить и финансовую сторону задачи: доходы и расходы, планирование семейного бюджета, простые и сложные проценты, аннуитетные и дифференцированные платежи в банковской системе и т. п.
Введение в финансовую грамотность можно начать и в начальной школе. Например, при изучении темы «Деление с остатком» начать урок с проблемной ситуации: «Ванечка на 8 марта решил подарить маме букет тюльпанов. Очень красивый букет получается из 7 тюльпанов. Ванечка узнал, что один тюльпан стоит 70 руб. Хватит ли мальчику накопленных денег на букет маме, если у него 500 руб.?»
В 5 классе при изучении темы «Проценты» обязательно надо органично вставлять задачи про банковские вклады. «Иван Иванович решил купить автомобиль. У него на руках была сумма в 245000 руб., при стоимости выбранного автомобиля в 260000 руб. Иван Иванович принял решение положить деньги в банк. На момент вклада банк предлагал 9% годовых. Сможет ли через год Иван Иванович накопить нужную сумму и приобрести автомобиль?»
Изучая тему «Нахождение дроби от числа» в 6 классе можно «предложить» другой способ накопления средств - лотерея. При этом важно обратить внимание на такое математическое понятие, как «вероятность» (ведь можно выиграть, а можно потерять все деньги). « Алексей, Иван и Сергей сообща купили несколько лотерейных билетов и выиграли 1800 руб. В зависимости от вложенной суммы выигрыш Ивана составил 0,64 выигрыша Алексея, а выигрыш Сергея – 0,76 выигрыша Алексея. Кто из молодых людей получит наибольшую сумму?»
При изучении темы «Графики» в 6 классе очень уместно использовать практико-ориентированные задания, которые потом имеют продолжение на ОГЭ в 9 классе: «На графике показано количество сена, заготовленного для совхоза «Усть-Алексеевский» школьным механизированным звеном в разные годы его работы. На горизонтальной оси отмечены годы работы, на вертикальной оси – количество тонн. Определите по графику (рис. 1), сколько сена было заготовлено школьным механизированным звеном в 1984 году?»
Рис. 1.
В 2020 году изменилась структура КИМ ОГЭ по математике: пять задач тестовой части были заменены практико-ориентированными заданиями, которые решаются на основе информации, содержащейся в тексте, предваряющем эти задания. Причем, некоторые задания из этого блока, на мой взгляд, можно считать задачами по финансовой грамотности.
Начать решение предложенных задач можно с обсуждения вопросов: «Что такое семейный бюджет? Что такое экономия семейного бюджета? Как сэкономить бюджет семьи, не изменяя своим привычкам (путешествовать, покупать качественные продукты и одежду, заниматься любимым делом и т. д.)?». В результате обсуждения этих вопросов приходим к выводу, что сэкономить можно на коммунальных платежах, тарифах сотовой связи и интернета. А в этом деле невозможно обойтись без математических расчетов, которые и осуществляются в процессе решения задач.
1. Хозяин участка планирует провести в жилом доме отопление. Он рассматривает два варианта: электрическое или газовое отопление. Цены на оборудование и стоимость его установки, данные о расходе газа, электроэнергии и их стоимости даны в таблице.
Нагреватель | Прочее | Сред. расход | Стоимость газа / | |
Газовое отопление | 36 тыс. руб. | 15 160 руб. | 1,4 куб. м/ч | 6,2 руб./куб. м |
Электр. отопление | 28 тыс. руб. | 12 000 руб. | 6,2 кВт | 4,4 руб./(кВт · ч) |
Обдумав оба варианта, хозяин решил установить газовое оборудование. Через сколько часов непрерывной работы отопления экономия от использования газа вместо электричества компенсирует разность в стоимости оборудования и установки газового и электрического отопления?
2. В квартире планируется подключить интернет. Предполагается, что трафик составит 1000 Мб в месяц, и, исходя из этого, выбирается наиболее дешёвый вариант. Интернет-провайдер предлагает три тарифных плана.
Тарифный план | Абонентская плата | Плата за трафик |
План «600» | 650 руб. за 600 Мб трафика в месяц | 2 руб. за 1 Мб |
План «900» | 820 руб. за 900 Мб трафика в месяц | 1,5 руб. за 1 Мб сверх 900 Мб |
План «Безлимитный» | 950 руб. за неограниченное количество Мб трафика | _____ |
Сколько рублей нужно будет заплатить за интернет за месяц, если трафик действительно будет равен 1000 Мб?
3. На рисунке точками показано количество минут исходящих вызовов и трафик мобильного интернета в гигабайтах, израсходованных абонентом в процессе пользования смартфоном, за каждый месяц 2020 года. Для удобства точки, соответствующие минутам и гигабайтам, соединены сплошными и пунктирными линиями соответственно.
В течение года абонент пользовался тарифом «Удобный», абонентская плата по которому составляла 350 рублей в месяц. При условии нахождения абонента на территории РФ в абонентскую плату тарифа «Удобный» входит:
· пакет минут, включающий 300 минут исходящих вызовов на номера, зарегистрированные на территории РФ;
· пакет интернета, включающий 3 гигабайта мобильного интернета;
· пакет SMS, включающий 120 SMS в месяц;
· безлимитные бесплатные входящие вызовы.
Стоимость минут, интернета и SMS сверх пакета тарифа указана в таблице.
Исходящие вызовы | 3 руб./мин. |
Мобильный интернет (пакет) | 90 руб. за 0,5 ГБ |
SMS | 2 руб./шт. |
Абонент не пользовался услугами связи в роуминге. За весь год абонент отправил 110 SMS.
В конце 2020 года оператор связи предложил абоненту перейти на новый тариф, условия которого приведены в таблице.
Стоимость перехода на тариф | 0 руб. |
Абонентская плата в месяц | 440 руб. |
В абонентскую плату включены пакеты: | |
пакет исходящих вызовов | 400 минут |
пакет мобильного интернета | 4 ГБ |
пакет SMS | 120 SMS |
После расходования пакетов: | |
входящие вызовы | 0 руб./мин. |
исходящие вызовы* | 4 руб./мин. |
мобильный интернет (пакет) | 180 руб. за 0,5 ГБ |
SMS | 2 руб./шт. |
*исходящие вызовы на номера, зарегистрированные на территории РФ
Абонент решает, перейти ли ему на новый тариф, посчитав, сколько бы он потратил на услуги связи за 2020 г., если бы пользовался им. Если получится меньше, чем он потратил фактически за 2020 г., то абонент примет решение сменить тариф.
Перейдёт ли абонент на новый тариф?
Таким образом, задачи по финансовой грамотности:
– являются средством овладения школьниками системой знаний, умений и навыков, необходимых в практической деятельности, что обеспечивает выполнение требований ФГОС;
– способствуют повышению у школьников мотивации к изучению математики, так как наглядно демонстрируют связь математики с жизнью;
– органично вписываются в содержание школьного курса математики.
Список источников:
Открытый банк заданий ОГЭ. URL:http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj_guid=DE0E276E497AB3784C3FC4CC20248DC0&theme_guid=7C62C5208B90887344A5322D95E7427D&groupno=3&groupno=0
https://viro.edu.ru/attachments/article/11199/1784.pdf