Итоговая аттестационная работа «Финансовое сотрудничество»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей № 11 Ворошиловского района Волгограда»
ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИОННАЯ РАБОТА
на тему: Финансовое сотрудничество
| Проект выполнила: | |
| Львова Светлана Николаевна учитель начальных классов, МОУ Лицей №11 | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Волгоград
2020
Содержание
Введение | 3 |
1. Общая характеристика занятия | 5 |
2. Педагогическая характеристика занятия | 7 |
3. Методическая характеристика занятия | 8 |
Заключение | 9 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ | 10 |
Приложения | 11 |
Введение
Финансовую грамотность можно определить, как способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.
Каждому предстоит жить в современном мире, в котором без знания основ экономики можно попасть в сложную ситуацию.
Лучше помочь детям изучить современные правильные данные, которые помогут принять решение и достичь своих целей.
Актуальность включения школы в этот процесс очевидна: благоприятный период формирования данных понятий приходится как раз на период начальной школы. Кроме того, мы, учителя, часто являемся свидетелями нерационального расходования карманных денег: купленные булочки в буфете оказываются совсем не нужными, т.е. покупки совершаются не ради получения необходимого, а ради самой покупки, ради процесса замены монет и купюр на нечто большее по размеру. Иногда ребенок даже не верно понимает выгоды покупки: разменивая одну банкноту и получая сдачу мелочью, ребенок с восхищением хвалится одноклассникам, что денег у него теперь стало больше… Бывали случаи, когда дети «дарили» друзьям деньги, выданные родителями на какие-либо покупки. Это показывает, насколько еще не сформировано у ребенка правильное понимание денег, и не всегда родители могут справиться с этим самостоятельно.
Методическая разработка занятия на тему: «Финансовое сотрудничество» отражает реализацию основной образовательной программы по финансовой грамотности. Она предназначена для учащихся 4 класса общеобразовательных школ.
Основная цель методической разработки заключается в построении игрового учебного занятия. Форма проведения занятия – игра, основной дидактической целью которой является реализация усвоенных понятий и практической деятельности учащихся.
Такая форма проведения занятий позволяет активизировать деятельность учащихся и привлечь внимание к самостоятельному разумному распределению карманных денег, выбирая важные для него приоритеты.
Тема весьма интересна и важна для рассмотрения. Актуальность темы заключена в том, что рассматриваемое понятие «финансовое сотрудничество» есть составная и необходимая часть финансовых отношений, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств.
Данное занятие является итоговым из модуля «Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал»
Практической значимостью данной темы является то, что ее можно использовать на уроках по финансовой грамотности, на классных часах. В результате школьники в жизни смогут грамотно планировать и наиболее эффективно управлять своими финансовыми ресурсами.
1. Общая характеристика занятия
Характеристика условий реализации проекта
Объект:
Место: г.Волгоград
Название образовательной организации:
Участники проекта:
Педагог
Учащиеся: 4 класс
Название факультатива: Основы финансовой грамотности (школьный компонент)
Место занятия в логике реализации предмета (курса, факультатива): итоговое занятие по разделу.
Вид деятельности учащихся: внеурочная деятельность
Количество занятий по теме/ порядковый номер в теме: 3 / 3
Тип занятия: игра
Оборудование и/ или характеристика образовательной среды: различные формы получения образования
Учебно-методическое обеспечение
2. Педагогическая характеристика занятия
Тема: «Финансовое сотрудничество»
Цели занятия: закрепить навыки учащихся распределять бюджет.
Предметные образовательные результаты
понимать и правильное использовать экономические термины;
уметь учитывать доход и расходы и составлять простой личный финансовый план;
проводить элементарные финансовые расчёты.
Личностными результатами являются:
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
Коммуникативные УУД
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Этап | Продолжительность | Действия учащихся при выполнении заданий или типы заданий для учащихся |
I. Орг. момент. Мотивация. | 2 мин | Беседа. Высказывание своего опыта. |
II. Введение понятия «финансовое сотрудничество» | 5мин | Беседа. |
III. Игра. 1. Презентация команд | 2 мин | Учащиеся представляют команды. |
2. Ознакомление с правилами игры | 4 мин | Учащиеся получают инструкции по правилам игры |
3. Работа в группах | 15 мин | Учащиеся подбирают варианты для выполнения условий игры. Учащиеся заполняют таблицу. |
4. Презентация команд | 4 мин | Капитаны команд озвучивают командное решение. |
5. Принятие решения | 6 мин | Учащиеся выбирают лучшую команду по финансовому сотрудничеству. |
IV. Заключение. | 2 мин | Подведение итогов. Рефлексия. |
Этап | Метод | Типы заданий контрольно-измерительных процедур |
I. Орг. момент. Мотивация. | Словестные | Вводная беседа. |
II. Игра. | Практический, словесный, наглядный | Составление таблицы рационального использования финансовых средств. Защита командного проекта. |
III. Заключение. | Словесные | Обобщение полученных результатов. |
3. Методическая характеристика занятия
Перечень методик (технологий, методических приемов), рекомендуемых к использованию на уроке
игровое моделирование;
работа в группах;
работа с понятием;
мозговой штурм.
Методика оценки педагогической эффективности занятия:
Подведение итогов, выявление лучших по финансовому сотрудничеству.
Понравилась ли вам данная форма проведения занятия?
Где полученные знания вам могут пригодится в жизни?
Заключение
Данное занятие, по обобщению знаний учащихся, по теме «Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал» позволяет выяснить уровень овладения навыками работы с основными понятиями и категориями семейного бюджета. Благодаря игре создается развивающая образовательная среда, стимулирующая активные формы познания, в том числе опыт, учебный диалог. Приобретенные в процессе игры навыки помогут выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. В процессе игры у учащихся формируются умения и навыки, связанные с работой с таблицами, поиском и анализом информации, публичными выступлениями и презентациями. Учитель может оценить, не только учеников, но и себя, поинтересоваться у учащихся о понравившихся и запомнившихся элементах игры и возникших в ходе игры трудностях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ДОКУМЕНТОВ И ИСТОЧНИКОВ
Корлюгова Ю.Н., Гоппе Е.Е. Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразоват. орг. — М.: ВАКО, 2018. — 32 с. — (Учимся разумному финансовому поведению.)
https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/16/s_58c9e50eb2baa/s587502_0_1.png
https://www.drandreas.com/wp-content/uploads/2014/12/Handshake-deal1.jpg
Приложение
Сценарий занятия на тему: «Финансовое сотрудничество»
Цель занятия: закрепить навыки учащихся распределять бюджет.
Предметные образовательные результаты
понимать и правильное использовать экономические термины;
уметь учитывать доход и расходы и составлять простой личный финансовый план;
проводить элементарные финансовые расчёты.
Личностными результатами являются:
• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.
Метапредметные образовательные результаты
Регулятивные УУД
• понимание цели своих действий;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей
Познавательные УУД
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;
Коммуникативные УУД
• умение слушать собеседника и вести диалог;
• умение признавать возможность существования различных точек
зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Класс: 4класс
Форма проведения: игра
Оборудование: карточки.
Методы: практический, словесный, наглядный.
Ход мероприятия:
I. Орг. момент. Мотивация.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, все для вас!
Пожелаем всем удачи
За работу, в добрый час!
-Определяем тему занятия.
или
Мы действительно будем говорить о сотрудничестве. Что это такое?
II. Введение понятия «финансовое сотрудничество»
А что значит «финансовое сотрудничество»?
Сегодня на нашем занятии мы с вами разобьемся на группы и постараемся стать настоящими финансистами. Наша цель рационально использовать денежные средства. Поможет нам игра.
III. Игра.
Презентация команд
Каждая команда выбирает командира- главного финансового советника.
2. Ознакомление с правилами игры
Правила игры.
Представьте, что к вам в школу приехал ваш ровесник, школьник из Португалии Родриго. У него есть 5 тыс. руб. Выступите в роли финансовых советников и помогите ему составить план расходования денег на неделю, пользуясь инструкцией:
1. Изучите карточки для игры, на которых указана величина различных расходов.
2. Составьте для Родриго личный финансовый план на неделю, чтобы ему хватило 5 тыс.руб. и он с интересом провёл время в вашем городе.
3. Учтите, что жить эту неделю Родриго будет в российской семье.
4. Пусть каждый из вас сам записывает в рабочей тетради свои предложения, как Родриго может потратить свои деньги за неделю.
5. Затем группа отбирает в личный финансовый план Родриго те предложения, с которыми согласны все.
6. Общий итог деятельности группы запишите на отдельном листе в форме таблицы, как в рабочей тетради.
7. Выступление главного советника с презентацией финансового плана.
8. Когда одна группа финансовых советников выступает, остальные слушают и оценивают, хватит ли Родриго 5 тыс. руб. для запланированных расходов.
Карточки для игры
Панорама Сталинградской битвы (для детей до 16 лет бесплатно)
Мамаев курган
Интерактивный музей «Россия — Моя история» (дети до 18 лет 100 р.)
Краеведческий музей (самостоятельный осмотр для школьников 100 р.)
Музейный комплекс «Сарепта» (от 150 руб.)
Рыбалка
Отдых на даче
Отдых на турбазе
Посещение торгового центра
Посещение развлекательного центра
Автобусная экскурсия по городу (от 1000 руб.)
3. Работа в группах
Учащиеся выбирают городские объекты для посещений португальским гостем. Сначала индивидуальная работа, потом составление единого варианта и оформление его в таблицу.
4.Презентация команд
Выходит, главный финансовый советник для презентации своей таблицы. Все остальные команды оценивают результат коллективной работы. Принимают решение о правильности выбора посещаемых объектов и расходах.
Принятие решения
Подведём итоги. Кому из финансовых советников удалось составить для Родриго самый лучший личный финансовый план на неделю?
IV. Заключение.
Если бы сумма не ограничивалась 5 тыс., куда бы вы отправились с Родриго?
Что вам понравилось в игре?
Где могут пригодиться полученные знания?
15