Рабочая программа по физике в 10 классе
Пояснительная записка
Рабочая программа базового уровня составлена на основе авторской программы Г.Я. Мякишева «Физика для общеобразовательных учреждений 10-11 классы» (Программы общеобразовательных учреждений. Физика 10 -11 классы. / сост. П. Г. Саенко, В. С.Данюшенков, О. В. Коршунова и др. –М.: Просвещение, 2009. –160 с.. Сборник нормативных документов. Физика. / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. –М.:).
Цель изучения физики 10 класса - освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы.
В задачи обучения физике входит:
образовательные:
- формировать умения проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели; применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;
-использовать приобретенные знания и умения для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.
развивающие:
- развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности в процессе приобретения знаний по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
- овладевать умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, выдвигать гипотезы и строить модели, устанавливать границы их применимости
воспитательные:
формировать убежденность в возможности познания законов природы и использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимость сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовность к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
Межпредметные связи:
Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, географии, технологии, ОБЖ.
Формы текущего контроля: контрольная, проверочная, самостоятельная работы, тематические тесты, устный опрос, физический диктант, наблюдение, работа по дидактическим материалам, зачеты.
Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов из расчета 2 учебных часов неделю.
Требования к уровню подготовки выпускников:
В результате изучения физики на общеобразовательном уровне выпускник должен
знать/понимать
- смысл понятий: физическое явление, физическая величина, модель, гипотеза, принцип, постулат, теория, пространство, время, инерциальная система отсчета, материальная точка, вещество, взаимодействие, идеальный газ, резонанс, электромагнитные колебания, электромагнитное поле, электромагнитная волна, атом, квант, фотон, атомное ядро, дефект массы, энергия связи, радиоактивность, ионизирующее излучение, планета, звезда, галактика, Вселенная;
- смысл физических величин: перемещение, скорость, ускорение, масса, сила, давление, импульс, работа, мощность, механическая энергия, момент силы, период, частота, амплитуда колебаний, длина волны, внутренняя энергия, средняя кинетическая энергия частиц вещества, абсолютная температура, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота парообразования, удельная теплота плавления, удельная теплота сгорания, элементарный электрический заряд, напряженность электрического поля, разность потенциалов, электроемкость, энергия электрического поля, сила электрического тока, электрическое напряжение, электрическое сопротивление, электродвижущая сила, магнитный поток, индукция магнитного поля, индуктивность, энергия магнитного поля, показатель преломления, оптическая сила линзы;
- смысл физических законов, принципов и постулатов (формулировка, границы применимости): законы динамики Ньютона, принципы суперпозиции и относительности, закон Паскаля, закон Архимеда, закон Гука, закон всемирного тяготения, законы сохранения энергии, импульса и электрического заряда, основное уравнение кинетической теории газов, уравнение состояния идеального газа, законы термодинамики, закон Кулона, закон Ома для полной цепи, закон Джоуля-Ленца, закон электромагнитной индукции, законы отражения и преломления света, постулаты специальной теории относительности, закон связи массы и энергии, законы фотоэффекта, постулаты Бора, закон радиоактивного распада;
- вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;
уметь
- описывать и объяснять результаты наблюдений и экспериментов: независимость ускорения свободного падения от массы падающего тела; нагревание газа при его быстром сжатии и охлаждение при быстром расширении; повышение давления газа при его нагревании в закрытом сосуде; броуновское движение; электризация тел при их контакте; взаимодействие проводников с током; действие магнитного поля на проводник с током; зависимость сопротивления полупроводников от температуры и освещения; электромагнитная индукция; распространение электромагнитных волн; дисперсия, интерференция и дифракция света; излучение и поглощение света атомами, линейчатые спектры; фотоэффект; радиоактивность;
- приводить примеры опытов, иллюстрирующих, что: наблюдения и эксперимент служат основой для выдвижения гипотез и построения научных теорий; эксперимент позволяет проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять явления природы и научные факты; физическая теория позволяет предсказывать еще неизвестные явления и их особенности; при объяснении природных явлений используются физические модели; один и тот же природный объект или явление можно исследовать на основе использования разных моделей; законы физики и физические теории имеют свои определенные границы применимости;
- описывать фундаментальные опыты, оказавшие существенное влияние на развитие физики;
- применять полученные знания для решения физических задач;
- определять: характер физического процесса по графику, таблице, формуле; продукты ядерных реакций на основе законов сохранения электрического заряда и массового числа;
- измерять: скорость, ускорение свободного падения; массу тела, плотность вещества, силу, работу, мощность, энергию, коэффициент трения скольжения, влажность воздуха, удельную теплоемкость вещества, удельную теплоту плавления льда, электрическое сопротивление, ЭДС и внутреннее сопротивление источника тока, показатель преломления вещества, оптическую силу линзы, длину световой волны; представлять результаты измерений с учетом их погрешностей;
- приводить примеры практического применения физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
- воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернет); использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио-и телекоммуникационной связи;
- анализа и оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
- рационального природопользования и защиты окружающей среды;
- определения собственной позиции по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде.
Календарно-тематический план – 10 класс
№ п\п |
№ урока, тема |
Кол-во часов всего |
Контрольные, лабораторные, практические работы |
Дата по плану |
Дата фактич |
Д/З |
1 |
Введение. Основные особенности физического метода исследования |
1 |
||||
1.1 |
Физика и познание мира |
1 |
||||
2 |
Кинематика |
7 |
||||
2.1 |
Основные понятия кинематики |
1 |
§ 3—8 |
|||
2.2 |
Скорость. Равномерное прямолинейное движение (РПД) |
1 |
§ 9, 10; рассмотреть примеры решения задач на с. 26 и упражнение 1 |
|||
2.3 |
Относительность механического движения. Принцип относительности в механике |
1 |
|
§ 11, 12, 30; рассмотреть примеры решения задач на с. 30, 31 |
||
2.4 |
Аналитическое описание равноускоренного прямолинейного движения (РУПД) |
1 |
§ 13—16; рассмотреть примеры решения задач на с. 39, 40 |
|||
2.5 |
Свободное падение тел-частный случай РУПД |
1 |
§ 17, 18; рассмотреть примеры решения задач на с. 45—47 |
|||
2.6 |
Равномерное движение точки по окружности (РДО) |
1 |
§ 19—21; рассмотреть пример решения задачи на с. 56 и упражнение 5 |
|||
2.7 |
Зачет по теме: «Кинематика» |
1 |
Зачет №1 |
|||
3 |
Динамика и силы в природе |
8 |
||||
3.1 |
Масса и сила. Законы Ньютона, их экспериментальное подтверждение |
1 |
|
§ 22, 24—28; рассмотреть примеры решения задач на с. 80—83. См. [8, с. 25, табл. 2, 3] |
||
3.2 |
Решение задач на законы Ньютона |
1 |
Повторить параграфы прошлого урока; упражнение 6, вопросы 1—6 |
|||
3.3 |
Силы в механике. Гравитационные силы |
1 |
§ 31—34; упражнение 7, вопрос 1. См. [8, с. 50—53] |
|||
3.4 |
Сила тяжести и вес |
1 |
§ 35. См. [8, с. 53—55] |
|||
3.5 |
Силы упругости — силы электромагнитной природы |
1 |
§ 36, 37; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 104, 105 и упражнение 7, вопрос 2 |
|||
3.6 |
Изучение движения тела по окружности под действием сил упругости и тяжести (лабораторная работа№1) |
1 |
Лабораторная работа №1 |
Изучить инструкцию к лабораторной работе 1 в учебнике |
||
3.7 |
Силы трения |
1 |
§ 38—40; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 105, 106 и упражнение 7, вопросы 3, 4 |
|||
3.8 |
Зачет по теме «Динамика. Силы в природе» |
1 |
Зачет №2 |
|||
4 |
Законы сохранения в механике. Статика |
7 |
||||
4.1 |
Закон сохранения импульса (ЗСИ) |
1 |
Введение к главе 5; § 41, 42; рассмотреть примеры решения задач на с. 117, 118 |
|||
4.2 |
Реактивное движение |
1 |
§ 43, 44 |
|||
4.3 |
Работа силы (механическая работа) |
1 |
§ 45—47; упражнение 9, вопросы 1—3 |
|||
4.4 |
Теоремы об изменении кинетической и потенциальной энергии |
1 |
§ 48; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 136 |
|||
4.5 |
Закон сохранения энергии в механике |
1 |
§ 52, 53; рассмотреть примеры решения задач 3, 4 на с. 137 |
|||
4.6 |
Экспериментальное изучение закона сохранения механической энергии (лабораторная работа 2) |
1 |
Изучить инструкцию к лабораторной работе 2 в учебнике |
|||
4.7 |
Зачет по теме «Законы сохранения в механике», коррекция |
1 |
Зачет №3 |
См. [8, с. 86, 87] |
||
5 |
МОЛЕКУЛЯРНАЯ ФИЗИКА. ТЕРМОДИНАМИКА |
21 |
||||
5.1 |
Основы МКТ |
9 |
||||
5.1.1 |
Основные положения молекулярно-кинетической теории (МКТ) и их опытное обоснование |
1 |
|
§ 57, 58, 60—62. См. [8, с. 96—100] |
||
5.1.2 |
Решение задач на характеристики молекул и их систем |
1 |
||||
5.1.3 |
Идеальный газ. Основное уравнение МКТ идеального газа |
1 |
§ 63—65; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 172 |
|||
5.1.4 |
Температура |
1 |
§ 66—68; рассмотреть примеры решения задач 1, 3 на с. 186, 187 и упражнение 12, вопросы 1—6 |
|||
5.1.5 |
Уравнение состояния идеального газа (уравнение Менделеева — Клапейрона) |
1 |
§ 70. См. [8, с. 120, 121] |
|||
5.1.6 |
Газовые законы |
1 |
§ 71; рассмотреть примеры решения задач 1—3 на с. 195, 196 |
|||
5.1.7 |
Решение задач на уравнение Менделеева — Клапейрона и газовые законы |
1 |
Упражнение 13, вопросы 1—13. См. [8, с. 122, 123] |
|||
5.1.8 |
Опытная проверка закона Гей-Люссака (лабораторная работа 3) |
1 |
Изучить инструкцию к лабораторной работе 3 в учебнике |
|||
5.1.9 |
Зачет по теме «Основы МКТ идеального газа», коррекция |
1 |
Зачет №4 |
|||
5.2 |
Взаимные превращения жидкостей и газов. Твердые тела |
4 |
||||
5.2.1 |
Реальный газ. Воздух. Пар |
1 |
§ 72—74; рассмотреть примеры решения задач на с. 205, 206 и упражнение 14, вопросы 1—7; краткие итоги главы 11. См. [8, с. 127, 128] |
|||
5.2.2 |
Жидкое состояние вещества. Свойства поверхности жидкости |
1 |
§ 75, 76. См. [8, с. 135, табл. 23, 24] |
|||
5.2.3 |
Твердое |
1 |
||||
5.2.4 |
Зачет по теме «Жидкие и твердые тела», коррекция |
1 |
Зачет №5 |
|||
5.3 |
Термодинамика |
8 |
||||
5.3.1 |
Термодинамика как фундаментальная физическая теория |
|||||
5.3.2 |
Работа в термодинамике |
1 |
§ 78; рассмотреть пример решения задачи 2 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 2, 4 |
|||
5.3.3 |
Решение задач на расчет работы термодинамической системы |
1 |
||||
5.3.4 |
1 |
§ 79; упражнение 15, вопросы 5, 8 |
||||
5.3.5 |
Первый закон |
1 |
§ 80, 81; рассмотреть пример решения задачи 3 на с. 239 и упражнение 15, вопросы 3, 7 |
|||
5.3.6 |
Необратимость процессов в природе. Второй закон термодинамики |
1 |
§ 82, 83. См. [8, с. 159, табл. 27] |
|||
5.3.7 |
Тепловые двигатели и охрана окружающей среды |
1 |
§ 84; упражнение 15, вопросы 15, 16 |
|||
5.3.8 |
Зачет по теме «Термодинамика» |
1 |
Зачет №6 |
|||
6 |
ЭЛЕКТРОДИНАМИКА |
21 |
||||
6.1 |
Электростатика |
8 |
||||
6.1.1 |
Введение в электродинамику. Электростатика. Электродинамика как фундаментальная физическая теория |
1 |
§ 85—88. |
|||
6.1.2 |
Закон Кулона |
1 |
§ 89, 90. См. [8, с. 177—180, табл. 30] |
|||
6.1.3 |
1 |
§ 91—94; рассмотреть пример решения задачи 1 на с. 278, 279. См. [8, с. 181—183] |
||||
6.1.4 |
Решение задач на расчет напряженности электрического поля и принцип суперпозиции |
1 |
Упражнение 17, вопросы 1, 5. См. [8, с. 183—188] |
|||
6.1.5 |
Проводники и диэлектрики в электрическом поле |
1 |
§ 95—97. См. [8, с. 188—194] |
|||
6.1.6 |
Энергетические характеристики электростатического поля |
1 |
§ 98—100; упражнение 17, вопросы 3, 6. См. [8, с. 194—198] |
|||
6.1.7 |
Конденсаторы. Энергия заряженного конденсатора |
1 |
§ 101—103; рассмотреть примеры решения задач 1, 2 на с. 287, 288 и упражнение 18, вопросы 1—3. См. [8, с. 201 — 207, табл. 34] |
|||
6.1.8 |
Зачет по теме «Электростатика», коррекция |
1 |
Зачет№7 |
См. [8, с. 200, 201] |
||
6.2 |
Постоянный электрический ток |
7 |
||||
6.2.1 |
Стационарное электрическое поле |
1 |
||||
6.2.2 |
Схемы электрических цепей. Решение задач на закон Ома для участка цепи |
1 |
См. [8, с. 211, 212] |
|||
6.2.3 |
Решение задач на расчет электрических цепей |
1 |
||||
6.2.4 |
Изучение последовательного и параллельного соединений проводников (лабораторная работа ) |
1 |
Изучить инструкцию к лабораторной работе 7 в учебнике |
|||
6.2.5 |
Работа и мощность постоянного тока |
1 |
§ 108; упражнение 19, вопрос 4. См. [8, с. 213—215] |
|||
6.2.6 |
Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи |
1 |
§ 109, 110; рассмотреть примеры решения задач на с. 307 |
|||
6.2.7 |
Определение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока (лабораторная работа ) |
1 |
Изучить инструкцию к лабораторной работе 6 в учебнике |
|||
6.3 |
Электрический ток в различных средах |
6 |
||||
6.3.1 |
Вводное занятие по теме «Электрический ток в различных средах» |
1 |
§ 111 |
|||
6.3.2 |
Электрический ток в металлах |
1 |
§ 112. См. [8, с. 223—226] |
|||
6.3.3 |
Закономерности протекания электрического тока в полупроводниках |
1 |
§ 115, 116. См. [8, с. 229— 231] |
|||
6.3.4 |
Закономерности протекания тока в вакууме |
1 |
§ 120. См. [8, с. 241—246] |
|||
6.3.5 |
Закономерности протекания тока в проводящих жидкостях |
1 |
§ 122, 123. См. [8, с. 247— 249] |
|||
6.3.6 |
1 |
Зачет №8 |
||||
7 |
Повторение (резерв) |
2 |
При реализации рабочей программы используется УМК:
- Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский «Физика 10 класс, базовый и профильный
уровень» -М.: Просвещение, 2010 г.
- Мякишев Г.Я., Буховцев Б.Б., Чаругин В.М. «Физика. 11 класс, базовый и профильный
уровень» -М.:Просвещение, 2010 г.