12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Shelmakova123
Россия, Тульская обл., п. Товарковский, Богородицкий район

«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР

МОУ СШ №19

_________/________________/

ФИО

«____»___________20___ г.

 

«Утверждено»

 

Директор

МОУ СШ №19

_________/Меркулов В.В./

ФИО

Приказ № ___

от «___»_________20___ г.

 

 

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

 

Шелмаковой Галины Константиновны

 

высшая квалификационная категория

 

по предмету «Физика» 10 класс.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________

от «___»___________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 - 2021 учебный год

 

 

 

 

 

1.Пояснительная записка

Рабочая программа рассчитана на 242 часа за 2 года, 123 часа в 10 классе, 119 часов в 11 классе (3,5 часа в неделю).

Разработана на основе следующих документов:

- .А.В. Шаталина. Физика. Рабочие программы. Предметная линия учебников серии «Классический курс». 10-11 классы. – М.: Просвещение, 2017

Учебники «Физика» для 10-11 классов линии «Классический курс» авторов Г.Я. Мякишева, Б.Б. Буховцева, Н.Н. Сотского, М.В. Чаругина под редакцией Н.А. Парфентьевой. М.: Просвещение, 2019

Программа составлена на основе:

-требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования (ООП СОО), представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) среднего общего образования;

-Примерной основной образовательной программы среднего общего образования.

 

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

демонстрировать на примерах роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в развитии современной техники и технологий, в практической деятельности людей;

демонстрировать на примерах взаимосвязь между физикой и другими естественными науками;

устанавливать взаимосвязь естественно-научных явлений и применять основные физические модели для их описания и объяснения;

использовать информацию физического содержания при решении учебных, практических, проектных и исследовательских задач, интегрируя информацию из различных источников и критически ее оценивая;

различать и уметь использовать в учебно-исследовательской деятельности методы научного познания (наблюдение, описание, измерение, эксперимент, выдвижение гипотезы, моделирование и др.) и формы научного познания (факты, законы, теории), демонстрируя на примерах их роль и место в научном познании;

проводить прямые и косвенные изменения физических величин, выбирая измерительные приборы с учетом необходимой точности измерений, планировать ход измерений, получать значение измеряемой величины и оценивать относительную погрешность по заданным формулам;

проводить исследования зависимостей между физическими величинами: проводить измерения и определять на основе исследования значение параметров, характеризующих данную зависимость между величинами, и делать вывод с учетом погрешности измерений;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические величины и демонстрировать взаимосвязь между ними;

использовать для описания характера протекания физических процессов физические законы с учетом границ их применимости;

решать качественные задачи (в том числе и межпредметного характера): используя модели, физические величины и законы, выстраивать логически верную цепочку объяснения (доказательства) предложенного в задаче процесса (явления);

решать расчетные задачи с явно заданной физической моделью: на основе анализа условия задачи выделять физическую модель, находить физические величины и законы, необходимые и достаточные для ее решения, проводить расчеты и проверять полученный результат;

учитывать границы применения изученных физических моделей при решении физических и межпредметных задач;

использовать информацию и применять знания о принципах работы и основных характеристиках изученных машин, приборов и других технических устройств для решения практических, учебно-исследовательских и проектных задач;

использовать знания о физических объектах и процессах в повседневной жизни для обеспечения безопасности при обращении с приборами и техническими устройствами, для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в окружающей среде, для принятия решений в повседневной жизни.

 

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

понимать и объяснять целостность физической теории, различать границы ее применимости и место в ряду других физических теорий;

владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на основе полученных теоретических выводов и доказательств;

характеризовать системную связь между основополагающими научными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила, энергия;

выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов;

самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;

характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством: энергетические, сырьевые, экологические, – и роль физики в решении этих проблем;

решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с выбором физической модели, используя несколько физических законов или формул, связывающих известные физические величины, в контексте межпредметных связей;

объяснять принципы работы и характеристики изученных машин, приборов и технических устройств;

объяснять условия применения физических моделей при решении физических задач, находить адекватную предложенной задаче физическую модель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и при помощи методов оценки.

3.Содержание курса

Физика и естественно-научный метод познания природы

Физика – фундаментальная наука о природе. Методы научного исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физический закон – границы применимости. Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей..

 

Механика

Границы применимости классической механики. Важнейшие кинематические характеристики – перемещение, скорость, ускорение. Основные модели тел и движений.

Взаимодействие тел. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона.

Импульс материальной точки и системы. Изменение и сохранение импульса. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Механическая энергия системы тел. Закон сохранения механической энергии. Работа силы.

Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия. Момент силы. Механические колебания и волны. Превращения энергии при колебаниях. Энергия волны.

 

Молекулярная физика и термодинамика

Молекулярно-кинетическая теория (МКТ) строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Уравнение Менделеева–Клапейрона.

Агрегатные состояния вещества.

Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Необратимость тепловых процессов. Принципы действия тепловых машин.

 

Электродинамика

Электрическое поле. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Проводники, полупроводники и диэлектрики. Конденсатор.

Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила. Закон Ома для полной цепи. Электрический ток в проводниках, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Сверхпроводимость.

Индукция магнитного поля. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца. Магнитные свойства вещества.

Закон электромагнитной индукции. Электромагнитное поле. Переменный ток. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля.

Электромагнитные колебания. Колебательный контур.

Электромагнитные волны. Диапазоны электромагнитных излучений и их практическое применение.

Геометрическая оптика. Волновые свойства света.

 

Основы специальной теории относительности

Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.

 

Квантовая физика. Физика атома и атомного ядра

Гипотеза М. Планка. Фотоэлектрический эффект. Фотон. Корпускулярно-волновой дуализм. Планетарная модель атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Бора.

Состав и строение атомного ядра. Энергия связи атомных ядер. Виды радиоактивных превращений атомных ядер.

Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер.

Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.

 

Строение Вселенной

Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Классификация звезд. Звезды и источники их энергии.

Галактика. Представление о строении и эволюции Вселенной.

 

Перечень лабораторных работ (на выбор учителя)

1. Изучение движения тела по окружности.

2.Изучение движения тела, брошенного горизонтально.

3. Измерение ускорения.

4.Измерение жесткости пружины.

5. Измерение коэффициента трения скольжения.

6. Изучение закона сохранения механической энергии.

7. Изучение равновесия тела под действием нескольких сил.

8. Измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами.

9. Экспериментальная проверка закона Гей- Люссака.( Измерение термодинамических параметров газа)

10. Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.

11. Измерение ЭДС источника тока.

 

 

 

 

 

 

 

 

4.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

урока

Тема урока

 

Введение (2 часа)

1/1

Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания.

2/2

Методы исследования физических явлений. Моделирование физических явлений и процессов. Физические величины. Погрешность измерений.

 

Механика (48 ч)

3/1

Классическая механика . Границы ее применимости. Механическое движение. Материальная точка. Положение точки в пространстве. Системы отсчета.

4 /2

Скалярные и векторные величины. Способы описания движения. Радиус – вектор. Вектор перемещения.

5/3

Скорость равномерного прямолинейного движения. Уравнение движения.

6/4

Решение задач на равномерное прямолинейное движение.

7/5

Скорость. Мгновенная скорость.

8 /6

Относительность механического движения.

9/7

Ускорение. Единица ускорения.

10/8

Прямолинейное движение с постоянным ускорением.

11/9

Л/р № 1 «Измерение ускорения»

12/10

Свободное падение тел.

13/11

Л/р № 2 «Изучение движения тела, брошенного горизонтально»

14/12

Равномерное движение тела по окружности.

15/13

Л/р № 3 «Изучение движения тела по окружности»

16/14

Поступательное и вращательное движение твердого тела. Угловая, линейная скорости движения.

17/15

К/р №1 по кинематике.

18/16

Первый закон Ньютона. Инерциальная система отсчета.

19/17

Сила. Связь между силой и ускорением.

20/18

Второй закон Ньютона (принцип суперпозиции сил).

21/19

Третий закон Ньютона.

22/20

Принцип относительности Галилея.

23/21

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения.

24/22

Первая космическая скорость.

25/23

Сила тяжести. Вес. Невесомость.

26/24

Деформация и сила упругости. Закон Гука.

27/25

Л/р № 4 «Измерение жесткости пружины»

28/26

Решение задач на закон Гука.

29/27

Сила трения.

30/28

Л/р № 5 «Измерение коэффициента трения скольжения»

31/29

Решение задач на движение под действием нескольких сил.

32/30

К/р №2 по динамике.

33/31

Импульс. Закон сохранения импульса.

34/32

Реактивное движение.

35/33

Решение задач на закон сохранения импульса.

36 /34

Работа силы. Мощность.

37/35

Кинетическая энергия.

38/36

Работа силы тяжести. Потенциальная энергия тела в гравитационном поле.

39/37

Работа силы упругости. Потенциальная энергия упруго деформированного тела.

40/38

Закон сохранения механической энергии.

41/39

Л/р № 6 «Изучение закона сохранения механической энергии».

42/40

Решение задач на закон сохранения энергии.

43/41

Равновесие тел. Виды равновесия.

44/42

Момент силы. Решение задач на равновесие тел.

45/43

Л/р № 7 «Изучение равновесия тела под действием нескольких сил»

46/44

К/р №3 по теме «Законы сохранения».

47/45

Давление. Закон Паскаля.

48/46

Равновесие жидкости и газа. Закон Архимеда. Плавание тел.

49/47

Обобщение знаний по теме «Механика».

50/48

К/р № 4 по теме «Механика».

 

Молекулярная физика. Термодинамика. (34часа)

51/1

Молекулярно - кинетическая теория строения вещества и ее экспериментальные доказательства.

52/2

Размеры молекул. Основные положения МКТ

53/3

Масса молекул. Количество вещества.

54/4

Решение задач на расчет массы молекул

55/5

Броуновское движение. Силы взаимодействия молекул.

56/6

Строение газообразных, жидких и твердых тел

57/7

Идеальный газ в МКТ, среднее значение квадрата скорости молекул.

58/8

Основное уравнение молекулярно-кинетической теории газов.

59/9

Решение задач на основное уравнение МКТ

60/10

Температура. Определение температуры. Температура-мера средней кинетической энергии молекул.

61/11

Л/р № 8 «Измерение температуры жидкостным и цифровым термометром»

62/12

Уравнение состояния идеального газа.

63/13

Решение задач на уравнение состояния идеального газа.

64/14

Газовые законы.

65/15

Л/р № 9 «Опытная проверка закона Гей-Люссака».

66/16

Решение задач на газовые законы.

67/17

Графические задачи на газовые законы.

68/18

К/р № 5 на основное уравнение МКТ, уравнение состояния газа, газовые законы.

69/19

Насыщенный пар. Зависимость давления насыщенного пара от температуры и объема.

70/20

Испарение и кипение.

71/21

Влажность воздуха.

72/22

Решение задач на влажность воздуха.

73/23

Модель строения жидкости.

74/24

Кристаллические и аморфные тела.

75/25

Внутренняя энергия. Термодинамическая система и её равновесное состояние.

76/26

Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии.

77/27

Количество теплоты. Теплоёмкость. Уравнение теплового баланса.

78/28

Первый закон термодинамики.

79/29

Адиабатный процесс.

80/30

Решение задач на первый закон термодинамики.

81/31

Необратимость тепловых процессов. Второй закон термодинамики.

82/32

Преобразование энергии в тепловых машинах. КПД тепловых машин.

83/33

Решение задач на КПД тепловых двигателей.

84/34

К/р № 6 по термодинамике.

 

Электродинамика (36часов)

85/1

Электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда.

86/2

Электрическое взаимодействие. Закон Кулона.

87/3

Решение задач на закон Кулона.

88/4

Электрическое поле. Напряженность электрического поля.

89/5

Силовые линии. Принцип суперпозиции полей.

90/6

Решение задач на расчет напряженности электрического поля.

91/7

Проводники в электростатическом поле

92/8

Диэлектрики в электрическом поле. Поляризация диэлектриков.

93/9

Решение задач по теме «Проводники и диэлектрики в электрическом поле».

94/10

Потенциал. Разность потенциалов.

95/11

Линии напряжённости и эквипотенциальные поверхности.

96/12

Решение задач по теме «Электростатика»

97/13

Электроемкость. Конденсаторы.

98/14

Решение задач на электроемкость конденсаторов.

99/15

Энергия заряженного конденсатора.

100/16

К/р № 7 по теме «Электростатика»

101/17

Постоянный электрический ток. Условия возникновения электрического тока.

102/18

Сила тока.

103/19

Закон Ома для участка цепи.

104/20

Сопротивление.

105/21

Электрические цепи. Последовательное и параллельное соединение.

106/22

Л/р № 10 «Изучение последовательного и параллельного соединений проводников».

107/23

Решение задач на расчет цепей.

108/24

Работа и мощность электрического тока. Закон Джоуля- Ленца.

109/25

Электродвижущая сила( ЭДС).

110/26

Закон Ома для полной цепи. Решение задач на закон Ома.

111/27

Л/р № 11 «Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока»

112/28

К/р № 8 по теме «Законы постоянного тока»

113/29

Электрический ток в металлах

114/30

Зависимость сопротивления проводника от температуры. Сверхпроводимость.

115/31

Электрический ток в полупроводниках. Собственная и примесная проводимость полупроводников.

116/32

р-n переход.Полупроводниковый диод.

117/33

Электрический ток в вакууме.

118/34

Электрический ток в электролитах. Закон электролиза.

119/35

Электрический ток в газах.

120/36

К/р № 9 по теме «Электрический ток в различных средах»

 

Резерв 3 часа

121/1

 

122/2

 

123/3

 

 

 

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.