"Физика в живой природе"
Департамент общего образования Томской области
________________________________________________________
Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения»
634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 В, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66
Методическая разработка на тему:
«Законы физики в живой природе».
Автор:
Уткина Рамиля Нурулловна,
учитель физики
Томск 2025
Тема занятия:
Законы физики в живой природе
Номинация конкурса:
Практический урок
Область применения:
Предметы естественнонаучной направленности в общеобразовательных школах, в том числе реализующих инклюзивную практику обучения
Редактор, в котором выполнена разработка:
Microsoft Word 2007
Возрастная группа обучающихся:
Учащиеся 10 класса
Цели урока:
Учительская –
Повторить и обобщить знания по темам: физика – «Механика»; биология «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора и продемонстрировать знания на практике.
Ученическая –
Осуществить интеграцию предметов физика, биология.
Задачи урока:
1.Выяснить в чем заключается взаимосвязь двух наук: физики и биологии.
2.Расширить и углубить знания по пройденному учебному материалу.
3. Развивать познавательную деятельность через реализацию межпредметных связей.
4.Научить использовать полученные знания разных учебных дисциплин, формировать теоретическое мышление и универсальные способы деятельности.
5.Использование активных форм и приемов работы с целью проявления личного управления зон ближайшего развития.
6.Продолжить воспитание творческой личности, стремящейся к самореализации и самоорганизации.
7.Учитывая различные способности учащихся создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.
8.Коррекция отдельных сторон психической деятельности учащихся: коррекция восприятия (зрительного, слухового, двигательного, тактильного), коррекция сенсорных (цвет, форма, величина) и обобщенных предметных представлений (свойства), коррекция временных представлений.
9.Коррекция основных мыслительных операций: развитие и коррекция умения работать по словесной и письменной инструкции.
10.Овладение знаниями методов, понятий, теорий, областей практического применения по данной теме.
11.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук.
12.Коррекция различных видов мышления, способствующих развитию перехода одного вида мышления в другой: наглядно-образное мышление, словесно-логическое. Установление причинно-следственной связи.
13.Коррекция индивидуальных проблем в знаниях учащихся.
14.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.
15.Коррекция речи: формирование словаря, словарного запаса, монологической и диалогической речи.
Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний.
Форма работы: индивидуальная, групповая.
Методы и методические приемы:
Групповая работа, коллективное решение задач.
Поисково-исследовательский, метод проектов.
Отчет и предоставление результатов по выполненной работе.
Воспроизведение и коррекция опорных знаний.
Здоровьесберегающие: использование средств двигательной направленности (элементы движения, физические минутки, массаж, музыкальное сопровождение, эмоциональные разрядки, арт-методы, методика М. Корбетта, техника затяжного дыхания).
Практический.
Ситуационные методы.
Компенсаторно-нейтрализующие и профилактические (коррекция).
Стимулирующие.
Информационно-обучающие.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, творческие работы учащихся (презентации, мультфильм), рельефные пособия, раздаточный материал для практической работы учащихся (плоскостной, рельефно-точечный, рельефный, аудисопровождающий), комнатные растения, муляжи корнеплодов, увеличительные приборы, аудиплееры, театральные костюмы, музыкальное сопровождение, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, импровизированная модель «плавательного пузыря», скелет человека, лопаты с разными черенками.
Ход урока
Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,
пока ему не удастся связать воедино
разрозненные факты, им наблюдаемые.
Д. Хевеши
1.Учитель физики: Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами чтобы провести не совсем обычный урок. А необычен он тем, что вести его будут сразу два учителя. Я учитель физики – Уткина Р.Н. и учитель биологии – Михайлова С.М.
Учитель биологии: И тема у нас сегодня не совсем обычная. Сегодня мы поговорим о том, что все законы физики и биологии едины. А урок наш пройдет под девизом: (Эпиграф слайд)
Учитель физики: Все естественные науки используют законы физики. В этом мы убедимся сегодня на уроке. Законы физики применимы к живому организму. Физические методы исследования ученые применяют в биологии, медицине, бионике. Сегодня на уроке мы изучим небольшой аспект биофизических связей.
Я желаю вам плодотворной работы на уроке, всем успешного выступления, всеобщего внимания и признания ваших трудов.
Мы хотим предложить вам следующую формулу успеха:
КПД = E+ F +A+ V +U+ q + v + p=100%
что означает: всю свою внутреннюю энергию, силу мышц, работу мозга, емкость легких, напряжение зрения, заряд сердца, скорость мысли и плотность памяти - вы будете применять на этом уроке, и тогда добьетесь 100% КПД.
Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?
Ученики: научиться применять законы физики для объяснения различных процессов и явлений в живой природе.
Учитель физики: Ну, что ж, давайте сегодня и попробуем это доказать.
(На доске цель урока. (С.М. в это время уже включает музыкальный фон «Звуки природы»).
Давайте представим, что мы не на уроке, а находимся где- нибудь в природе, каждый может представить свой уголок природы, звуки природы вам помогут это сделать. На парте у вас конверт с карточками, на одних картинки с объектами живой природы и их эволюционными приспособлениями, а на других физические законы и пояснения. Ваша задача подобрать пару к объекту живой природы.
2.Мозговой штурм – индивидуальная работа с карточками (рельефными, рельефно-точечными).
Итог: Удалось доказать? (Да)
3.Презентация исследовательских работ.
Вашим домашним заданием было «заглянуть» в природу и найти интересные явления, уникальные живые организмы, которые в процессе эволюции приобрели те или иные признаки и свойства, которые помогли им приспособиться к условиям среды обитания и выжить.
Журавлев А. Капиллярное явление в живой природе.
Волков В. Эхолокация.
Прохоренко Т. Реактивное движение.
Ушаков Д. Рычаги.
Чернов Г. Сила Архимеда.
Лаврова Л. Сила трения (физическая минутка – театральная сценка, отрывок из русской народной сказки «Репка»).
4.Тест – текст. Обозначить в тексте природные явления, процессы, которые можно объяснить с физической точки зрения (работа с текстом: плоскопечатный шрифт, увеличительные приборы, тифлоприборы, рельефноточечный шрифт).
Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.
1) Наука о живой природе (биология)
2) Как называется явление сохранения скорости и направления движения (инерция)
3) Определенная часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию (орган)
4) Наука, получившая свое название от греческого слова «фюзис», что в переводе означает - природа? (физика)
5) Гормон, поджелудочной железы, регулирующий содержание сахара в крови? (инсулин)
6) Отдел кисти, расположенный между предплечьем и запястьем? (запястье)
7) Атом, который потерял или присоединил один или несколько электронов? (ион)
8) Жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов? (кровь)
9) Частицы, из которых состоят молекулы? (атом)
Учитель биологии: Прочитайте, какое слово у нас получилось? (БИОФИЗИКА) Как вы поняли, что изучает эта наука? (это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах)
Учитель физики:
«Физика не только может, но и должна
глубоко вторгаться в биологию, как своими
средствами исследования, так и
свойственными ей теоретическими
представлениями»
Академик Л.А.Арцимови
Учитель биологии: А заканчивая урок хочется еще раз вернуться к нашей формуле успеха (формула – слайд) оцените КПД своей работы напишите цифру на листочках и покажите всем.
5. Выставление оценок и подведение итогов. Рефлексия.
Покажите на лице ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.
Анализ: совпали ли эмоциональный фон с самооценкой.
6.Д/З. Подготовить сообщение о науке Бионика.