"Физика в живой природе"

0
0
Материал опубликован 22 May

Департамент общего образования Томской области

__________________________t1747888086aa.jpg______________________________

Областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат для обучающихся с нарушениями зрения»


634021, г. Томск, ул. Сибирская, 81 В, тел: 44-16-06, факс: (3822) 44-15-66





Методическая разработка на тему:

«Законы физики в живой природе».











Автор:

Уткина Рамиля Нурулловна,

учитель физики












Томск 2025

Тема занятия:

Законы физики в живой природе

Номинация конкурса:

Практический урок

Область применения:

Предметы естественнонаучной направленности в общеобразовательных школах, в том числе реализующих инклюзивную практику обучения

Редактор, в котором выполнена разработка:

Microsoft Word 2007

Возрастная группа обучающихся:

Учащиеся 10 класса

Цели урока:

Учительская –

Повторить и обобщить знания по темам: физика – «Механика»; биология «Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора и продемонстрировать знания на практике.



Ученическая –



Осуществить интеграцию предметов физика, биология.



Задачи урока:

1.Выяснить в чем заключается взаимосвязь двух наук: физики и биологии.

2.Расширить и углубить знания по пройденному учебному материалу.

3. Развивать познавательную деятельность через реализацию межпредметных связей.

4.Научить использовать полученные знания разных учебных дисциплин, формировать теоретическое мышление и универсальные способы деятельности.

5.Использование активных форм и приемов работы с целью проявления личного управления зон ближайшего развития.

6.Продолжить воспитание творческой личности, стремящейся к самореализации и самоорганизации.

7.Учитывая различные способности учащихся создать в группе атмосферу делового сотрудничества и взаимоуважения.

8.Коррекция отдельных сторон психической деятельности учащихся: коррекция восприятия (зрительного, слухового, двигательного, тактильного), коррекция сенсорных (цвет, форма, величина) и обобщенных предметных представлений (свойства), коррекция временных представлений.

9.Коррекция основных мыслительных операций: развитие и коррекция умения работать по словесной и письменной инструкции.

10.Овладение знаниями методов, понятий, теорий, областей практического применения по данной теме.

11.Совершенствование движений и сенсомоторного развития: коррекция мелкой моторики кисти и пальцев рук.

12.Коррекция различных видов мышления, способствующих развитию перехода одного вида мышления в другой: наглядно-образное мышление, словесно-логическое. Установление причинно-следственной связи.

13.Коррекция индивидуальных проблем в знаниях учащихся.

14.Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы.

15.Коррекция речи: формирование словаря, словарного запаса, монологической и диалогической речи.

Тип урока: бинарный урок обобщения и систематизации знаний.

Форма работы: индивидуальная, групповая.

Методы и методические приемы:

Групповая работа, коллективное решение задач.

Поисково-исследовательский, метод проектов.

Отчет и предоставление результатов по выполненной работе.

Воспроизведение и коррекция опорных знаний.

Здоровьесберегающие: использование средств двигательной направленности (элементы движения, физические минутки, массаж, музыкальное сопровождение, эмоциональные разрядки, арт-методы, методика М. Корбетта, техника затяжного дыхания).

Практический.

Ситуационные методы.

Компенсаторно-нейтрализующие и профилактические (коррекция).

Стимулирующие.

Информационно-обучающие.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, творческие работы учащихся (презентации, мультфильм), рельефные пособия, раздаточный материал для практической работы учащихся (плоскостной, рельефно-точечный, рельефный, аудисопровождающий), комнатные растения, муляжи корнеплодов, увеличительные приборы, аудиплееры, театральные костюмы, музыкальное сопровождение, лабораторное оборудование для демонстрации опытов, импровизированная модель «плавательного пузыря», скелет человека, лопаты с разными черенками.



Ход урока


Мыслящий ум не чувствует себя счастливым,

пока ему не удастся связать воедино

разрозненные факты, им наблюдаемые.

Д. Хевеши


1.Учитель физики: Добрый день, дорогие друзья, сегодня мы собрались с вами чтобы провести не совсем обычный урок. А необычен он тем, что вести его будут сразу два учителя. Я учитель физики – Уткина Р.Н. и учитель биологии – Михайлова С.М.

Учитель биологии: И тема у нас сегодня не совсем обычная. Сегодня мы поговорим о том, что все законы физики и биологии едины. А урок наш пройдет под девизом: (Эпиграф слайд)

Учитель физики: Все естественные науки используют законы физики. В этом мы убедимся сегодня на уроке. Законы физики применимы к живому организму. Физические методы исследования ученые применяют в биологии, медицине, бионике. Сегодня на уроке мы изучим небольшой аспект биофизических связей.

Я желаю вам плодотворной работы на уроке, всем успешного выступления, всеобщего внимания и признания ваших трудов.

Мы хотим предложить вам следующую формулу успеха:

КПД = E+ F +A+ V +U+ q + v + p=100%

что означает: всю свою внутреннюю энергию, силу мышц, работу мозга, емкость легких, напряжение зрения, заряд сердца, скорость мысли и плотность памяти - вы будете применять на этом уроке, и тогда добьетесь 100% КПД.

Учитель биологии: Ребята, как вы думаете, какую цель мы можем поставить перед собой на нашем уроке?

Ученики: научиться применять законы физики для объяснения различных процессов и явлений в живой природе.

Учитель физики: Ну, что ж, давайте сегодня и попробуем это доказать.

(На доске цель урока. (С.М. в это время уже включает музыкальный фон «Звуки природы»).

Давайте представим, что мы не на уроке, а находимся где- нибудь в природе, каждый может представить свой уголок природы, звуки природы вам помогут это сделать. На парте у вас конверт с карточками, на одних картинки с объектами живой природы и их эволюционными приспособлениями, а на других физические законы и пояснения. Ваша задача подобрать пару к объекту живой природы.

2.Мозговой штурм – индивидуальная работа с карточками (рельефными, рельефно-точечными).



Итог: Удалось доказать? (Да)

3.Презентация исследовательских работ.

Вашим домашним заданием было «заглянуть» в природу и найти интересные явления, уникальные живые организмы, которые в процессе эволюции приобрели те или иные признаки и свойства, которые помогли им приспособиться к условиям среды обитания и выжить.

Журавлев А. Капиллярное явление в живой природе.

Волков В. Эхолокация.

Прохоренко Т. Реактивное движение.

Ушаков Д. Рычаги.

Чернов Г. Сила Архимеда.

Лаврова Л. Сила трения (физическая минутка – театральная сценка, отрывок из русской народной сказки «Репка»).

4.Тест – текст. Обозначить в тексте природные явления, процессы, которые можно объяснить с физической точки зрения (работа с текстом: плоскопечатный шрифт, увеличительные приборы, тифлоприборы, рельефноточечный шрифт).

Ответьте, пожалуйста, на наши вопросы.


1) Наука о живой природе (биология)

2) Как называется явление сохранения скорости и направления движения (инерция)

3) Определенная часть тела, имеющая определенное строение и выполняющая определенную функцию (орган)

4) Наука, получившая свое название от греческого слова «фюзис», что в переводе означает - природа? (физика)

5) Гормон, поджелудочной железы, регулирующий содержание сахара в крови? (инсулин)

6) Отдел кисти, расположенный между предплечьем и запястьем? (запястье)

7) Атом, который потерял или присоединил один или несколько электронов? (ион)

8) Жидкая соединительная ткань, состоящая из плазмы и форменных элементов? (кровь)

9) Частицы, из которых состоят молекулы? (атом)

Учитель биологии: Прочитайте, какое слово у нас получилось? (БИОФИЗИКА) Как вы поняли, что изучает эта наука? (это наука о физических процессах, протекающих в биологических системах)

Учитель физики:

«Физика не только может, но и должна

глубоко вторгаться в биологию, как своими

средствами исследования, так и

свойственными ей теоретическими

представлениями»

Академик Л.А.Арцимови

Учитель биологии: А заканчивая урок хочется еще раз вернуться к нашей формуле успеха (формула – слайд) оцените КПД своей работы напишите цифру на листочках и покажите всем.



5. Выставление оценок и подведение итогов. Рефлексия.

Покажите на лице ту эмоцию, которая соответствует вашему настроению.

Анализ: совпали ли эмоциональный фон с самооценкой.

6.Д/З. Подготовить сообщение о науке Бионика.


















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.